Креационизм
религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
КРЕАЦИОНИЗМ
(от лат. creare — создавать) — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
Креационизм
религиозно-философское учение, согласно которому мир рассматривается как результат божественного творения.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Креационизм
теологическая версия возникновения культуры и человека, создания их Богом уже на определенном уровне развития.
Источник: Культорология. Антропологические теории культур. Словарь понятий и терминов
Креационизм
лат. "creatio", "творить", "создавать") - мировоззренческая концепция, согласно которой мир создан Богом из ничто.
Источник: Философия политики: глоссарий
Креационизм
лат. creatio – создание) религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; представления о сотворенности мира.
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
КРЕАЦИОНИЗМ
религиозное учение о сотворении Богом мира из ничего. Характерен для теистических религий – иудаизма, христианства, ислама.
Источник: Религиоведческий словарь
КРЕАЦИОНИЗМ
от лат. creatio - сотворение), религ. учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистич. религий - иудаизма, христианства, ислама.
Источник: Советский философский словарь
КРЕАЦИОНИЗМ
учение о творении мира Богом из ничего. От имени науки его невозможно оправдать. Скибицкий ММ. «Научный» креационизм: претензии и действительность. М., 1987.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
Креационизм
лат.: creation, creationis - созидание)религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; креационизм характерен для теистических религий (иудаизма, христианства и ислама).
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
КРЕАЦИОНИЗМ
творение, создание») - идеалистическое учение, в основе которого, согласно христианскому догмату, лежит сотворение мира богом «из ничего» актом своей воли и благодаря своему могуществу.
Источник: Тематический философский словарь
Креационизм
(лат. Creatio ex nihilo – сотворение из ничего) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего по образцу идеальных экземпляров, которые были в его разуме. В христианстве автором этого учения был Августин Аврелий. Присущ также иудаизму и исламу.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
КРЕАЦИОНИЗМ
(лат. creatio – создание, сотворение) – религиозное учение о создании мира Богом из ничего. В средневековой христианской философии К. также рассматривался как учение о сотворении Богом человеческой души, которая затем соединяется с телом, возникшим «земным» путем.
Источник: Краткий философский словарь.
Креационизм
лат. сотворение + учение) — 1) религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистических религий — иудаизма, христианства, ислама; 2) в биологии — концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат его творения Богом.
Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
Креационизм
(от лат. creare – создавать) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; в христианской средневековой философии – патристике и схоластике – точка зрения, согласно которой в результате зачатия возникает только тело, душа же создается Богом из ничего и соединяется с телом.
Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.
КРЕАЦИОНИЗМ
лат. creatio— создание) — идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте. Т. зр. Линнея, Кювье, Ж. Агассиса (1807— 73) о сверхъестественном происхождении всех видов животных и растений есть разновидность К. в биологии. Данные совр. науки показывают полную несостоятельность К.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Креационизм
учение о сверхъестественном, спонтанном сотворении мира. Корни К. восходят к древней мифологии, повествующей как из хаоса по воле богов рождается Космос. Идеи К. вошли в вероучения иудаизма, христианства, ислама. Идеи сверхъестественного, спонтанного сотворения видов животных и растений имели место и в истории биологии (Ж. Кювье, К. Линней).
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Креационизм
от лат. сгеаге — создавать) — религиозные учения и идеалистические воззрения в биологии, считающие, что возникновение мира, жизни, человека есть результат божественного творения, отрицающие изменение видов в их историческом развитии; в схоластике точка зрения, согласно которой в результате зачатия возникает только тело, душа же создается Богом из ничего и соединяется с телом.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
Креационизм
от лат.сreatio – сотворение) - религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Творчество в определенном смысле действительно создает из ничего. Допущение сотворения какой-то части мира творческим субъектом с гораздо большими возможностями чем человек не вызывает принципиальных возражений. Но перенесение такой возможности на бесконечность не выдерживает критики (см.: Абсолют и Бог).
Источник: Философские категории авторский словарь
креационизм
религиозно-философское учение о том, что мир (как таковой) и составляющие его объекты сотворены богом из ничего в едином творческом акте посредством божественной силы и воли (имеется в виду сам процесс возникновения тех или иных структур и объектов мира, поэтому христианская концепция творения мира за «шесть дней» не противоречит этому утверждению). Некоторые подробности см. В статье «транскреация» и соответствующем разделе статьи «идеализм».
Источник: Краткий философский глоссарий
Креационизм
(лат. creatio — создание) — религиозное учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте. Креационистской является библейская идея о сотворении богом всего существующего в течение шести дней. Взгляд К. Линнея, Ж. Кювье, Ж. Агассиса (1807—73) о сверхъестественном происхождении всех видов животных и растений является разновидностью К. в биологии. Данные совр. науки показывают полную несостоятельность К. (Сохранения энергии закон, Дарвин, Жизнь).
Источник: Философский словарь. 1963
КРЕАЦИОНИЗМ
(от лат. creatio – созидание, порождение, творение) – учение о сотворении мира божеством, высшим существом или высшим принципом из пустоты, из «ничего». В завершённой форме это учение характерно для теистических религий (в иудаизме, христианстве, исламе). В зачаточных и фрагментарных формах, допускающих творение не только из ничего, но также и из некоторого исходного изначального субстрата, оно встречается в мифологиях отдельных архаических культур Азии, Африки, Латинской Америки и Океании.
Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018
КРЕАЦИОНИЗМ
лат.-сотворение): религиозное учение о сотворении мира Богом, получившее наибольшее развитие в иудаизме, христианстве и исламе. Его основу составляют библейская и кораническая версии божественного сотворения неживой и живой природы, в том числе человека. Сам акт такого творения характеризуется как чудо, свидетельствующее о всемогуществе Бога. Противники этого учения из числа естествоиспытателей и философов ищут и выявляют внутренние источники самоорганизации и саморазвития природы и общества.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
КРЕАЦИОНИЗМ
(от лат. creatio - создание) - учение о сотворении мира богом. Его корни - в мифологии древнего мира, повествующей о том, как по воле богов из хаоса рождается космос. Креационизм отстаивает теология иудаизма, христианства, ислама. Христианство заимствует креационизм у платонизма. По Платону, бог-ум-демиург претворяет мир идей-прообразов в мир вещей-форм-образов посредством мировой души. В биологии креационизма придерживались К. Линней, Ж. Кювье. Они не имели представления о естественной эволюции и считали возникновение различных видов растений и животных сверхъестественным, спонтанным.
Источник: Краткий философский словарь 2004
Креационизм
от лат. creatio — сотворение) — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. В отличии от языческих представлений о сосуществовании двух начал мироздания — Бога (богов) и материи, из которой он (они) творит мир, как художник лепит скульптуру, в иудаизме, христианстве и исламе Бог творит саму материю, не существовавшую прежде. Тем самым подчеркивается как всемогущество Бога, способного из ничего сотворить все, так и то, что подлинно (независимо, самостоятельно, по необходимости) существует только Бог, все остальное является сотворенным им.
Источник: Философия. Словарь по обществознанию
креационизм
см. Соответствующую статью. По сути, это наиболее последовательный в анализируемом отношении вариант объективного идеализма. Бог творит вещи не из некого «бесформенного материала», «лежащего» перед ним, а из ничего, то есть «предварительно» сотворив сам этот материал. Весьма интересно воплощается доктрина к. В философии августина блаженного. С одной стороны, ее характеризуют как теорию транскреации (см.). В другом аспекте ее называют экземпляризмом. Согласно августину, бог творит мир, вещи «из ничего» сообразно имеющимся у него изначально идеям («представлениям», «мысленным проектам», «чертежам») об этих вещах (так августин переосмысливает платоновскую концепцию объективного и самостоятельного существования общих понятий).
Источник: Краткий философский глоссарий
КРЕАЦИОНИЗМ
(от лат. creare - творить) - 1) течение в христианской мысли, противостоящее эволюционизму и настаивающее на том, что мир сотворен Богом из ничего (лат. ex nihilo) и что восхождение мира по ступеням совершенства невозможно без вмешательства свыше со стороны творческого Слова, которое вносит в мир не только новые образы его бытия, но и энергии, нужные для их реализации. Многие современные креационисты, однако, чрезмерно упрощают постановку вопросов, относящихся к тому, как Бог действует в мире; в некоторых случаях они ошибочно настаивают на том, что Св. Писание описывает космогонию с научной степенью строгости. 2) Доктрина, согласно которой Бог творит из ничего душу каждого индивидуального человеческого существа в момент зачатия или при рождении.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
КРЕАЦИОНИЗМ
от лат. creatio -сотворение) — религ. учение о творении мира богом из ничего в иудаизме, христианстве, исламе. В Библии «творческий акт», в течение к-рого богом создается вся живая и неживая природа, длится всего 6 дней. К. длительное время являлся основой антинауч. представлений во всех областях знаний. Сокрушит, удар по К. был нанесен теорией Ч. Дарвина. Данные совр. науки убедительно показывают абсолют, несостоятельность К. Однако и в наст. вр. в модернизированных формах К. используется теологией для обоснования религ. картины мира. Таковыми являются религ.-филос. концепции «непрерывно продолжающегося творения», «обновления сотворенного в процессе формирующей деятельности духа», различные ви-талистич. теории («эмерджентной эволюции», «первичной активности» и др.).
Источник: Атеистический словарь
Креационизм
(от лат. creatio — созидание) — религиозно-идеалистическое учение о божественном творении мира, живой и неживой природы. Изложенное в Ветхом завете в виде мифа о сотворении всего сущего богом в течение шести дней, это учение было воспринято христианством. «Отцы церкви», особенно Августин, уделяли большое внимание обоснованию идеи сотворения мира из ничего, к-рая была основой христ. представлений о ничтожности и бренности земной жизни. К. в течение ряда веков тормозил развитие естественных наук, в частности биологии и космологии. В биологии К. разделялся К. Линнеем, Ж. Кювье, д'Орбиньи и приводил к антиэволюционному учению о неизменности видов. В 19 – 20 вв. К. пришел в противоречие с данными естественных наук. Так, эволюционная теория Ч. Дарвина нанесла удар по К. в биологии. Труды советских ученых в области космологии являются убедительным опровержением К. Совр. фидеизм пытается обосновать К. посредством фальсификации данных науки, в частности «красного смещения» в спектрах далеких галактик.
Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.
КРЕАЦИОНИЗМ
(от лат. сгеа tio - сотворение) - религ. учение о сотворении мира богом из ничего, наиболее развитое в иудаизме, христ-ве, исламе. Основывается на версии божеств, сотворения неживой н живой природы за 6 дней, изложенной в Библии и Коране. К. составляет фундамент вероучения, т. к. гл. религ. догмат монотеизма - вера в единого бога неразрывно связана с представлением о творении. Богословие обосновывает сотворение мира из ничего как свидетельство чуда и божеств, всемогущества. Раскрытие несостоятельности К. подрывает идею бога, поэтому богословы всячески модернизируют и защищают К. Наука раскрыла несостоятельность К-, отстояв великий принцип несотворимости и неуничтожимости материи, вечности природы. Достижения космологии свидетельствуют о развитии Вселенной только на основе естеств. законов, данные геологии - об эволюции Земли лишь в результате действия закономерных естеств. процессов. Эволюц. учение выявило материальные естеств. факторы развития живой природы. Материалистич. понимание истории раскрыло объективные законы развития об-ва, исключающие действие к.-л. сверхъестеств. сил
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
Креационизм
концепция постоянства видов, рассматривающая разнообразие органического мира как результат его творения богом. Формирование креационизма в биологии связано с переходом в конце XVIII – начале XIX в. к систематическому изучению морфологии, физиологии, индивидуального развития и размножения организмов, положившему конец представлениям о внезапных превращениях видов и возникновении сложных организмов в результате случайного сочетания отдельных органов. Сторонники идеи постоянства видов (К. Линней, Ж. Кювье, Ч. Лайель) доказывали, что виды реально существуют, что они устойчивы, а размах их изменчивости под влиянием внутренних и внешних факторов имеет строгие пределы. Линней утверждал, что видов существует столько, сколько их было создано во время «творения мира». Стремясь снять противоречие между данными об устойчивости современных видов и данными палеонтологии, Кювье создал теорию катастроф (см. катастрофизм). Последователи Кювье придавали этой теории откровенно креационистский характер и насчитывали десятки периодов полного обновления органического мира Земли в результате деятельности творца.
Благодаря широкому и быстрому признанию дарвинизма, уже с середины 60-х гг. XIX в. креационизм утратил свое значение в биологии и сохранился главным образом в философских и религиозных доктринах.
Источник: Генетика и эволюция. Словарь-справочник.
КРЕАЦИОНИЗМ
(от лат. creatio - создаю) - реакц. теория, объясняющая происхождение и многообразие мира, в частности мира животных и растений, в соответствии с Библией - на основе признания «божеств, творения». Так, в биологии К. утверждает, что «видов столько, сколько разл. форм произвел в начале мира всемогущий» (К.Линней). К. господствовал в биологии до сер. XIX в., всячески препятствуя разработке эволюц. учения. В стремлении примирить с К. факты науки Ж. Кювье, обнаруживший различия в фауне и флоре разных геологич. эпох, придумал теорию катастроф, согласно к-рой под действием таинств, сил происходило периодич. уничтожение одних животных и растений и последующее внезапное появление других. Сильные удары по К. были нанесены еще в XVIII и нач. XIX вв. М. В. Ломоносов пришел к выводу, что «напрасно многие думают, что все, как мы видим, с начала творцом создано». А. А. Каверзнев, Э. Дарвин, Ж. В. Ламарк и др. ученые, основываясь на данных науки, выдвинули концепцию естеств. происхождения и изменения видов растений и животных. Однако решающий удар по К. был нанесен Ч. Дарвином. Огромное значение для разгрома К. имело появление марксистской философии, позволившей подвергнуть уничтожающей критике не только его фидеистско-идеалист. сущность, но и антинаучный метафизич. метод. Совр. сторонники религии предпринимают попытки возродить К. Вейсманисты-морганисты стараются подкрепить миф о «творце» теорией внезапных наследств. изменений (мутаций), якобы не обусловленных природой. Шведский генетик Г. Нильсон утверждает, напр., что все, от орхидеи до слона, возникло мгновенно из неживой материи, что «насильств. революции, биологич. катаклизмы должны были иметь место по крайней мере неоднократно». Идеи К. в новой форме развивают нек-рые бурж. геологи, астрономы и т. д. Креационистские тенденции в бурж. науке - свидетельство того, что она находится в кризисе.
Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.
КРЕАЦИОНИЗМ
в биологии) (от лат. сrеаtio – сотворение) – биологич. концепция, трактующая многообразие форм органич. мира как акт божеств. творения. К. отрицает эволюцию и изменение видов. В биологии креационистская традиция церковной догматики продолжается со средневековья и вплоть до 19 в., воплощаясь в антиэволюционистской идее неизменности видов, разделявшейся большинством естествоиспытателей того времени. Наукообразную форму К. получил у франц. анатома и палеонтолога Ж. Кювье. До последовательно креационистской концепции множественности актов творения теория катастроф была доведена его учениками и последователями А. Д´Орбиньи и Ж. Агассисом. Хотя К. с конца 18 в. подвергался сильным атакам со стороны эволюционистских идей (уже К. Линней в конце жизни отказался от т. зр. неизменяемости видов), особенно Ламарка, однако только теория происхождения видов Дарвина подорвала его влияние. В течение 19 в. дарвинизм с боями вытесняет К. из биологии. Особенно ожесточенно борьба велась в Англии (А. Седжвик, Уолластон и др.), Франции (М. Флуранс, А. Мильн-Эдвардс, Ж. Катрфаж и др.) и США (швейцарский биолог Агассис, живший в Америке). 20 в. – время окончат. и полного торжества эволюционного учения, в результате чего креационистские воззрения становятся анахронизмом. Однако вплоть до наст. времени К. используется как знамя в непрекращающихся усилиях церкви подчинить своему влиянию науку; продолжаются попытки поставить под сомнение доказательность эволюц. теории. Таковы утверждения об "исчерпанности" теории происхождения видов (В. Тролл), о "недействительности" естеств. отбора в создании значит. эволюционных преобразований, отрицание прогресса в эволюции (Дж. Дьюар) и т.д. "Стыдливой" формой К. является утверждение, что дарвинизм – только одна из возможных гипотез (Ф. Фозергилл). Эта т. зр. смыкается с др. направлением совр. К. – попытками "ассимилировать" эволюц. учение, подчинив его идее божеств. творения. Таковы разнообразные виталистические концепции: теория эмерджентной эволюции, "телефинализм" Леконта де Нюи, теория "первичной активности" Р. Рюйе, холизм и мн. др. К. пользуется признанием в неотомизме. Будучи лишен всякого научного содержания, К. в наст. время имеет только отрицат. значение идеологич. орудия борьбы религии против научной биологии. Лит.: Кювье Ж., Рассуждение о переворотах на поверхности земного шара, пер. с франц., М.–Л., 1937; Давиташвили Л. Ш., История эволюц. палеонтологии от Дарвина до наших дней, М.–Л., 1948; ?латонов Г. В., Дарвин, дарвинизм и философия, М., 1959; Фролов И. Т., О причинности и целесообразности в живой природе, М., 1961; Zimmerman W., Evolution. Die Geschichte ihrer Probleme und Erkenntnisse, M?nch., 1953. M. Левит. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
креационизм
КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio — создание, сотворение) — религиозное учение о творении мира сверхъестественным существом. В основу К. авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама) положено повествование о шестидневном творческом акте Бога, в результате которого из ничего (ex nihilo) были созданы небо и земля, светила на «тверди небесной», растительный и животный миры, человек, венчающий божественное творение. На протяжении многих веков К. был важнейшей частью не только теологических и философских, но и естественнонаучных доктрин. В биологии, напр., долгое время господствовало представление о сверхъестественном происхождении всех видов растений и животных. Еще в 18 в. шведский ученый К. Линней утверждал, что видов столько, сколько различных форм произвел в начале мира Всемогущий. Серьезный удар по К. был нанесен развитием естествознания и философии в 19 в. Главным противником К. стал эволюционизм, который после выхода в свет работы Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859) получил распространение во многих отраслях знания. Реакция христианских мыслителей была двоякой. С одной стороны, были предприняты попытки модернизировать креационистскую доктрину, привести ее в соответствие с данными науки. Наиболее влиятельной попыткой синтеза христианского вероучения и эволюционизма стало учение П.Т. де Шардена, которое было осуждено римско-католической Церковью. Несмотря на осуждение тейярдизма, во второй половине 20 в. христианские философы и теологи (К. Ранер, Б. Лонерган, А. Морено, В. Маркоцци и др.) продолжали разрабатывать различные варианты «теистического эволюционизма». С другой стороны, представители религиозного фундаментализма выступили с критикой эволюционизма. Борьба велась не только идейными, но и административными средствами. Напр., в 1925 в С Ш А по инициативе протестантских фундаменталистов в Даутоне (Теннеси) прошел так называемый «Обезьяний процесс», а затем в некоторых южных штатах были приняты законы, запрещавшие преподавание дарвинизма. Начиная с 1930-х в биологии формируется креационистское направление, сторонники которого критиковали положения о самопроизвольном зарождении жизни и естественном переходе от низших форм материи к высшим. Многообразие форм органического мира, рассматривалось ими как результат божественного творения. В1960— 1980-е в США, а затем и в других странах, креационистское движение получило большой размах. Это движение имеет свой организационный центр — Институт креационных исследований при Колледже христианского наследства в Сан-Диего (Калифорния) — и свое теоретическое оформление в виде так называемого «научного К.». Теологи и ученые, объединяющиеся вокруг Института креационных исследований, используют трудности при решении таких проблем современной науки, как природа «Большого взрыва», происхождение жизни и человека и т.п. В христианской теологии встречается также термин «креацианимизм» (от лат. creatio — сотворение и anima — душа), которым обозначают учение о творении человеческой души. Согласно этому учению, душа каждого человека создается Богом в момент физического зачатия и тогда же соединяется с телом. Сторонники противоположного учения (Тертуллиан, М. Лютер) считают, что душа дана Богом первому человеку (Адаму) при его сотворении, а далее она передается (лат. traduco — передаю) от отца детям при их зачатии. Это учение называют «традуционизмом». А.Н. Красников
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки