КОНЦЕПЦИЯ
ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
КОНЦЕПЦИЯ
способ трактовки предмета на основе понятий, руководящая идея, принцип систематического освещения предмета.
Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance
Концепция
определенный способ понимания, точка зрения на предмет или явление, система взглядов, теоретических положений.
Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
КОНЦЕПЦИЯ
1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Концепция
данное в развертке, идейно и содержательно целостное, аргументированное, последовательное и завершенное изложение оригинальной научной теории или версии.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
КОНЦЕПЦИЯ
(Konzeption; от лат.) — общий замысел, понимание; часто внезапное рождение идеи, основной мысли, художественного или другого основного мотива еще в допонятийной форме.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
КОНЦЕПЦИЯ
от лат. conceptio) ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления; внезапное рождение идеи, осн. мысли, художественного или др. мотива.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Концепция
определенный способ понимания, трактовки явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.
КОНЦЕПЦИЯ
определенный способ научного понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.
Источник: Философия науки и техники: словарь
Концепция
(от лат. conceptio – понимание) – определенный способ понимания; основная точка зрения на предмет или явление; система теоретических положений; руководящая идея, принцип систематического освещения предмета.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Концепция
(от лат. conceptio – понимание, система) – система понятий о каком-либо предмете, образующаяся с позиций определенной руководящей идеи. К. является переходным образованием от идеи к теории, проекту или мировоззрению.
Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.
КОНЦЕПЦИЯ
одна из форм организации научного знания. Концепция – основная мысль; комплекс взглядов, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними. Часто употребляется как синоним теории в науках слабой версии.
Литература: [70].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
Концепция
от лат. conceptio) — 1) система связанных между собой взглядов на то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.; внезапное рождение идеи, основной мысли, научного или творческого мотива.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
Концепция
определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освоения, ведущий замысел, конструктивный принцип; основополагающая мысль, концентрация содержания, основная точка зрения.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
КОНЦЕПЦИЯ
(лат. conceptio — понимание, система) — опред. способ понимания, интерпретации к.-л. предмета, явления, процесса, осн. т.зр. на предмет или явление, руководящая идея для их систематического, развернутого изложения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в науч., худ., техн., полит. и др. видах деятельности. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
КОНЦЕПЦИЯ
[от лат. conceptio понимание, система] – 1) система взглядов на что-л., основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения. Определенный способ понимания, трактовки каких-л. явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения и исследования; ведущий замысел; 2) вид стратегического документа, излагающего систему взглядов по рассматриваемой проблеме, теме, вопросу. Напр.: Концепция устойчивого развития Казахстана.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
Концепция
(от лат. conceptio – понимание, система) – определённый способ понимания, трактовки любого явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, ведущая идея для их систематического толкования. Это одна из форм организации научного знания. Концепция – основная мысль; комплекс взглядов, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними. Этот термин употребляется также для обозначения ведущего мнения, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. деятельности.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
Концепция
(лат. conceptio – понимание, система) – определённый способ мышления, трактовки к.‑л. предмета, явления процесса, основная точка зрения, руководящая идея для их систематического освещения.
Понимание истины предполагает диалог различных философских учений, анализ и синтез наиболее плодотворных идей в контексте современных представлений науки и культуры (187). В европейской философии сложились несколько основных концепций истины: корреспондентная, когерентная, прагматическая, конвенциональная, экзистенциальная, онтологическая, плюралистическая, конструктивистская, диалектико‑материалистическая.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
концепция
КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — схватывание). — Изначально термин «К.» в латинском языке означал «слоги, т.е. связи, или концеации, потому что они схватывают, или соединяют буквы» (Lexicon of ancient latin ethymologies by R.Maltby. Leeds, 1991). К. — термин философского дискурса, который выражает или акт схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их результат, представленный в многообразии концептов, не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий. Часто термин «К.» отождествляется с такими терминами, как «идея», «теория», «система», подразумевая соединение элементов, образующих определенное единство, связанное с закономерностями действительности. К., таким образом, связана с объективным положением вещей, хотя и сейчас понимается как руководящая идея, замысел и конструктивный принцип деятельности. Однако идея замысла высказывается без какого-либо объяснения. В Средневековье под К. понимались акты «схватывания» вещи в уме субъекта, предполагающего единство замысла и его осуществления в творении. К. связана с разработкой и развертыванием личного знания, которое, в отличие от теории, не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Не случайно Д.М. Армстронг назвал К. любые формы предикации (Armstrong DM. Universals. An opinionated introduction. Boulder—San-Francisco—London, 1989. P. 78). Приобретая пропозициональную форму теории, К. утрачивают свою сопряженность с коррелятивностью вопросов и ответов, образующих определенный комплекс. К. коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми «общими топосами», признаваемыми участниками диалога. Референциальное отношение к предметам в них опосредовано речью Другого и моей речью, ориентированной на Другого. Каждый элемент К. коррелирует не с объектом, а с целостностью личного опыта. Уже в средневековой философии оппозиция «доктрина—дисциплина», где одна сторона характеризует знание для обучающего, а другая — для обучаемого, была восполнена Петром Абеляром схоластическим методом «Да» и «Нет», что не только углубило антиномии религиозности, но и вынудило комментирующий разум обратиться к герменевтике как искуству истолкования и к осмыслению особенностей знания, функционирующего в речевом обсуждении и в конфликте интерпретаций. Философия Нового времени, ориентировавшаяся на построение теории, сначала полностью освободила знание от его коммуникативных связей и особенностей и свела идею концепта к понятию, а К. — к теоретико-системному знанию. Однако в начале 19 в. в английском эмпиризме (В. Гамильтон, Ш. Х. Ходжсон) концепт и К. были поняты как формы, восстанавливающие целостность перцептивного опыта, но все же отличающиеся от перцепции концентрацией внимания. В 20 в. К. связывается с символизацией личностного перцептивного опыта через воображение (С. Лангер), через метафору (X. Блюменберг) или через систему тропов (X. Уайт). В современном постмодернизме (Ж. Делез, Ф. Гваттари) философия понимается как «творчество концептов» (Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998. С. 56), противопоставляемых понятиям науки. Концепты, понятые как ядро К., рассматриваются как «нечто внутренне присутствующее в мысли, условие самой ее возможности, живая категория, элемент трансцендентального опыта» (Там же. С. 11), как «фрагментарные единства, не пригнанные друг к другу, так как их края не сходятся» (Там же. С. 49), научающие нас пониманию, а не познанию, как «архипелаг островов» смысла. Коммуникативная природа концептов и не позволяет описать их с помощью интенциональной феноменологии, делающей акцент на направленности сознания на вещь. Поэтому наряду с концепциями диалога (М.М. Бахтин, B.C. Библер), где концептуальным ядром выступает произведение, «респонсивной феноменологией» (Б. Вальденфельс), исходящей из отношений Я ж Другой, из значимости вопросов и ответов для сознания, ныне развиваются трансцендентальная прагматика языка (К.О. Апель), теория речевых актов (Д. Серл (Джон)), теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас), сопрягающие формы сознания с формами коммуникаций. С.С. Неретина
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки