Концепция

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОНЦЕПЦИЯ
ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

КОНЦЕПЦИЯ
способ трактовки предмета на основе понятий, руководящая идея, принцип систематического освещения предмета.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

Концепция
определенный способ понимания, точка зрения на предмет или явление, система взглядов, теоретических положений.

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

КОНЦЕПЦИЯ
1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Концепция
данное в развертке, идейно и содержательно целостное, аргументированное, последовательное и завершенное изложение оригинальной научной теории или версии.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

КОНЦЕПЦИЯ
(Konzeption; от лат.) — общий замысел, понимание; часто внезапное рождение идеи, основной мысли, художественного или другого основного мотива еще в допонятийной форме.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КОНЦЕПЦИЯ
от лат. conceptio) ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления; внезапное рождение идеи, осн. мысли, художественного или др. мотива.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Концепция
определенный способ понимания, трактовки явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

КОНЦЕПЦИЯ
определенный способ научного понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Концепция
(от лат. conceptio – понимание) – определенный способ понимания; основная точка зрения на предмет или явление; система теоретических положений; руководящая идея, принцип систематического освещения предмета.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Концепция
(от лат. conceptio – понимание, система) – система понятий о каком-либо предмете, образующаяся с позиций определенной руководящей идеи. К. является переходным образованием от идеи к теории, проекту или мировоззрению.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

КОНЦЕПЦИЯ
одна из форм организации научного знания. Концепция – основная мысль; комплекс взглядов, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними. Часто употребляется как синоним теории в науках слабой версии.
Литература: [70].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Концепция
от лат. conceptio) — 1) система связанных между собой взглядов на то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.; внезапное рождение идеи, основной мысли, научного или творческого мотива.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Концепция
определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освоения, ведущий замысел, конструктивный принцип; основополагающая мысль, концентрация содержания, основная точка зрения.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

КОНЦЕПЦИЯ
от лат. conceptio – понимание, система) – определ. способ понимания, трактовки к.-л. предмета; осн. точка зрения на предмет; руководящая идея для его систематич. освещения. Термин "К." употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в науч., художеств., технич., политич. и др. видах деятельности человека.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КОНЦЕПЦИЯ
от лат. conceptio - понимание, система), определ. способ понимания, трактовки к.-л. предмета, явления, процесса, основная т. зр. на предмет или явление, руководящая идея для их систематич. освещения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в науч., художеств., технич., политич. и др. видах деятельности.

Источник: Советский философский словарь

КОНЦЕПЦИЯ
(лат. conceptio — понимание, система) — опред. способ понимания, интерпретации к.-л. предмета, явления, процесса, осн. т.зр. на предмет или явление, руководящая идея для их систематического, развернутого изложения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в науч., худ., техн., полит. и др. видах деятельности. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

КОНЦЕПЦИЯ
[от лат. conceptio понимание, система] – 1) система взглядов на что-л., основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения. Определенный способ понимания, трактовки каких-л. явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения и исследования; ведущий замысел; 2) вид стратегического документа, излагающего систему взглядов по рассматриваемой проблеме, теме, вопросу. Напр.: Концепция устойчивого развития Казахстана.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Концепция
(от лат. conceptio – понимание, система) – определённый способ понимания, трактовки любого явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, ведущая идея для их систематического толкования. Это одна из форм организации научного знания. Концепция – основная мысль; комплекс взглядов, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними. Этот термин употребляется также для обозначения ведущего мнения, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. деятельности.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

КОНЦЕПЦИЯ
от лат. conceptio — схватывание) — термин философского дискурса, который выражает или акт схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их результат, представленный в многообразии концептов, не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий. Концепция связана с разработкой и развертыванием личного знания, которое в отличие от теории не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Концепции, приобретая пропозициональную форму теории, утрачивают свою сопряженность с коррелятивностью вопросов и ответов, образующих определенный комплекс.
Концепции коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми «общими голосами», признаваемыми участниками диалога. Референщ ильное отношение к предметам в них опосредовано речью Другого и моей речью, ориентированной на Другого. Каждый элемент концепции коррелирует не с объектом, а с целостностью личного опыта.
Уже в средневековой философии оппозиция «доктрина—дисциплина», где одна сторона характеризует знание для обучающего, а другая — для обучаемого, была восполнена Абеляром схоластическим методом «Да» и «Нет», что не только углубило антиномии религиозности, но и вынудило комментирующий разум обратиться к герменевтике как к искусству истолкования и к осмыслению особенностей знания, функционирующего в речевом обсуждении и конфликте интерпретаций. Философия Нового времени, ориентировавшаяся на построение теории, сначала полностью освободила знание от его коммуникативных связей и особенностей и свела идею концепта к понятию, а концепцию — к теоретико-системному знанию. Однако в начале 19 в. в английском эмпиризме (В. Гамильтон, Ш. X. Ходжсон) концепт и концепция были поняты как формы, восстанавливающие целостность перцептивного опыта, но все же отличающиеся от перцепции концентрацией внимания. В 20 в. концепция связывается с символизацией личностного перцептивного опыта через воображение (С. Лэнгер), через метафору (X. Блюменберг) или через систему тропов (X. Уайт). В современном постмодернизме (Ж. Делез, Ф. Гваттари) философия понимается как «творчество концептов» (Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998, с. 56), противопоставляемых понятиям науки. Концепты, понятые как ядро концепции, рассматриваются ими как «нечто внутренне присутствующее в мысли, условие самой ее возможности, живая категория, элемент трансцендентального опыта» (там же, с. 11), как «фрагментарные единства, не пригнанные друг к другу, т. к. их края не сходятся» (там же, с. 40), научающие нас пониманию, а не познанию, как «архипелаг островов» смысла. Коммуникативная природа концептов и концепций не позволяет описать их с помощью интенциональной феноменологии, делающей акцент на направленности сознания на вещь. Поэтому наряду с концепциями диалога ( Бахтин, В. С. Библер), где концептуальным ядром выступает произведение, и с «респонсивной феноменологией» (Б. Вальденфельс), исходящей из отношений Я и Другой, из значимости вопросов и ответов для сознания, ныне развиваются трансцендентальная прагматика языка (К. О. Апель), теория речевых актов (Д. Серль), теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас), сопрягающие формы сознания с формами коммуникаций.
С. С. Неретина, А. П. Огурцов

Источник: Новая философская энциклопедия

концепция
КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — схватывание). — Изначально термин «К.» в латинском языке означал «слоги, т.е. связи, или концеации, потому что они схватывают, или соединяют буквы» (Lexicon of ancient latin ethymologies by R.Maltby. Leeds, 1991). К. — термин философского дискурса, который выражает или акт схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их результат, представленный в многообразии концептов, не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий. Часто термин «К.» отождествляется с такими терминами, как «идея», «теория», «система», подразумевая соединение элементов, образующих определенное единство, связанное с закономерностями действительности. К., таким образом, связана с объективным положением вещей, хотя и сейчас понимается как руководящая идея, замысел и конструктивный принцип деятельности. Однако идея замысла высказывается без какого-либо объяснения.         В Средневековье под К. понимались акты «схватывания» вещи в уме субъекта, предполагающего единство замысла и его осуществления в творении. К. связана с разработкой и развертыванием личного знания, которое, в отличие от теории, не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Не случайно Д.М. Армстронг назвал К. любые формы предикации (Armstrong DM. Universals. An opinionated introduction. Boulder—San-Francisco—London, 1989. P. 78). Приобретая пропозициональную форму теории, К. утрачивают свою сопряженность с коррелятивностью вопросов и ответов, образующих определенный комплекс. К. коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми «общими топосами», признаваемыми участниками диалога. Референциальное отношение к предметам в них опосредовано речью Другого и моей речью, ориентированной на Другого. Каждый элемент К. коррелирует не с объектом, а с целостностью личного опыта.         Уже в средневековой философии оппозиция «доктрина—дисциплина», где одна сторона характеризует знание для обучающего, а другая — для обучаемого, была восполнена Петром Абеляром схоластическим методом «Да» и «Нет», что не только углубило антиномии религиозности, но и вынудило комментирующий разум обратиться к герменевтике как искуству истолкования и к осмыслению особенностей знания, функционирующего в речевом обсуждении и в конфликте интерпретаций. Философия Нового времени, ориентировавшаяся на построение теории, сначала полностью освободила знание от его коммуникативных связей и особенностей и свела идею концепта к понятию, а К. — к теоретико-системному знанию. Однако в начале 19 в. в английском эмпиризме (В. Гамильтон, Ш. Х. Ходжсон) концепт и К. были поняты как формы, восстанавливающие целостность перцептивного опыта, но все же отличающиеся от перцепции концентрацией внимания. В 20 в. К. связывается с символизацией личностного перцептивного опыта через воображение (С. Лангер), через метафору (X. Блюменберг) или через систему тропов (X. Уайт). В современном постмодернизме (Ж. Делез, Ф. Гваттари) философия понимается как «творчество концептов» (Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998. С. 56), противопоставляемых понятиям науки. Концепты, понятые как ядро К., рассматриваются как «нечто внутренне присутствующее в мысли, условие самой ее возможности, живая категория, элемент трансцендентального опыта» (Там же. С. 11), как «фрагментарные единства, не пригнанные друг к другу, так как их края не сходятся» (Там же. С. 49), научающие нас пониманию, а не познанию, как «архипелаг островов» смысла.         Коммуникативная природа концептов и не позволяет описать их с помощью интенциональной феноменологии, делающей акцент на направленности сознания на вещь. Поэтому наряду с концепциями диалога (М.М. Бахтин, B.C. Библер), где концептуальным ядром выступает произведение, «респонсивной феноменологией» (Б. Вальденфельс), исходящей из отношений Я ж Другой, из значимости вопросов и ответов для сознания, ныне развиваются трансцендентальная прагматика языка (К.О. Апель), теория речевых актов (Д. Серл (Джон)), теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас), сопрягающие формы сознания с формами коммуникаций.         С.С. Неретина

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
459.97 кб

Исторический процесс и концепция устойчивого развития

Мамедов Низами Мустафаевич
В статье выявляются смысл и значения исторического процесса. Показано, что возможные перспективы его развития являются одной из вечных проблем философии.
Читать PDF
282.55 кб

Экологический эдукациоцентризм и концепция опережающего образования

Полянский Д. В.
Рассматриваются проблемы развития современного образования в свете концепции устойчивого развития. Вводится понятие экологического эдукациоцентризма как новой парадигмы для опережающего образования.
Читать PDF
106.33 кб

Диалог с архаикой (концепция А. С. Ахиезера)

Ламажаа Чимиза Кудер-ооловна
В статье проанализированы взгляды известного отечественного философа А. С. Ахиезера на проблему архаизации общества, составляющие часть его оригинальной социально-философской концепции.
Читать PDF
135.51 кб

Причинная концепция изменения Дж. Локка

Стешенко Н. И.
Читать PDF
874.49 кб

Православная антропология Достоевского (концепция личности)

Пичугина О. В.
Читать PDF
282.83 кб

Толерантность: понятие и концепция

Подгорецкий Й.
The article is devoted to the problem of tolerance, its philosophical, sociological and psychological analysis; the evolution of this notion is traced.
Читать PDF
557.85 кб

Концепция органического символизма

Сычева С. Г.
Предпринимается попытка создания теории, снимающей противоречие классических и постструктуралистских концепций по вопросу о символе. Выдвигаются основные постулаты авторской концепции органического символизма.
Читать PDF
108.97 кб

Концепция пассионарности и проблема смысла жизни (начало)

Горелов Анатолий Алексеевич, Горелова Татьяна Анатольевна
В статье анализируется понятие «пассионарность» Л. Н. Гумилева и рассматривается его взаимосвязь с проблемой смысла жизни человека и этноса.
Читать PDF
119.48 кб

Концепция философской веры как основание личностной целостности

Карпова Юлия Владимировна
Рассмотрена концепция философской веры как основание личностной целостности. Исследован символ с точки зрения выражения им функции трансгрессии.
Читать PDF
293.38 кб

Концепция «технологического знания» У. Уэвелла

Спивак Веда Игоревна
Уильям Уэвелл (1794-1866), английский мыслитель ХIХ века, хорошо известен своими фундаментальными трудами по истории и философии науки, но как «философ технологии» он практически не изучен. В статье У.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Семантическая концепция истины А. Тарского

    экспликация нашего интуитивного представления об истине как соответствии реальности. Впоследствии Д.Дэвидсон доказал применимость семантического определения истины и для естественных языков.
  • Бескавычечная концепция истины

    определение, данное Х. Патнэмом концепции истины А. Тарского, согласно которой мы понимаем слово "истина" не по ассоциации его с некоторым свойством или соответствием, но заучивая такие факты, как о
  • КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ

    целостное представление о науке, исходящее из какого-либо принципа, последовательно проведенного, стремящееся соответствовать современному состоянию науки. Понятие «концепция науки» можно сопо
  • Стресс-концепция

     (лат. stringere — напрягать, натягивать) — учение канадского медика Ганса Селье (р. 1907). Стресс — это состояние организма, отвечающего приспособительными реакциями на действие сильных раздражителей.
  • КОНЦЕПЦИЯ ВЛАСТИ В БУДДИЗМЕ

    Все концепции власти, бытующие в странах будд. мира, можно разделить на два типа: древнеинд. концепция «бога-царя», восходящая к мифологич. мышлению, и будд. концепция власти, возникшая в период форм
  • КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Н. Я. ДАНИЛЕВСКОГО

    Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) — русский естествоиспытатель, культуролог, социолог. Круг интеллектуальных интересов Д. включает в себя исследования в области ботаники, этнографии, филолог
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ

    одно из наиболее влиятельных течений в отечественных исследованиях культуры. Имеет два направления. Первое характеризует культуру как универсальное свойство общественной жизни (В. Е. Давидович,
  • ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

    соотношения философии и науки) — учение о взаимоотношении философии и науки, согласно которому они представляют собой качественно различные по многим параметрам виды знания, однако внутренне вз
  • Концепция общественного договора

    теория, восходящая к нововременным политологам Дж. Гоббсу, Дж. Локку, Ж.-Ж. Руссо, И. Канту (см.). Все они подчеркивали, что общество в отсутствие договора между его членами не в состоянии сохранять сво
  • Эмпириокритическая концепция жизни

    Авенариус трактует жизнь как "биологическую экономику", которая есть взаимодействие противонаправленных процессов, стремящихся уравновесить друг друга. Если тот или другой процесс гипертрофиро
  • КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

    от лат. conceptus — мысль, представление) — образная интерпретация жизни, ее проблем в произв. иск-ва, конкретная идейно-эстетическая направленность как отдельного произв., так и творчества художника в
  • Изоморфизма концепция

    одно из наименований концепции соотношения языка и мира Л. Витгенштейна ("Логико-философский трактат"), согласно которой предложение есть образ действительности, показывает логическую форму дейс
  • Я-КОНЦЕПЦИЯ

    относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе к-рой он строит свое взаимодействие с др. людьми и относи
  • НОВОГО КЛАССА КОНЦЕПЦИЯ

    учение, согласно которому управленцы в коммунистических политических режимах образуют «новый класс». Эгалитарные лозунги, с которыми пришли к власти коммунистические и леворадикальные партии д
  • Концепция, концептуализация

    первая теоретическая форма, обеспечивающая теоретическую организацию материала; схема связи понятий
  • КУЛЬТУРЫ МАРКСИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

    основана К. Марксом и Ф. Энгельсом в XIX в. в рамках рационалистических теорий культуры. Посвящена созданию системы научного знания о человеке и его мире. Основывается на трех методологических принц
  • КУЛЬТУРНОГО ОТСТАВАНИЯ КОНЦЕПЦИЯ

    интерпретация культурно-исторического процесса в рамках философии техники. Сформулирована Отборном и Вебленом на базе общей методологической установки технологического детерминизма: развитие
  • Концепция научных революций Т. Куна

    Обращение К. Поппера к проблемам развития знания подготовило почву для обращения философии науки к истории научных идей и концепций. Однако построения самого Попиера все еще носили умозрительный
  • ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕПЦИЯ

    в узком смысле концепция Э. Сепира - Б. Ли Уорфа) - теория зависимости стиля мышления и фундаментальных мировоззренченских парадигм коллективного носителя языка от специфики последнего. Сыграла зн
  • Мусульманская концепция творения мира

    В Коране зафиксирован мифологический вариант творения, практически повторяющий библейскую версию. Теизм, предполагающий трансцендентность Бога, сотворившего мир и непрестанно его направляющег