КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Отец Церкви и плодовитый писатель,
неоплатоник и ученик Аммония Саккаса. Он жил между вторым и
третьим веком нашей эры в Александрии.
Источник: Теософский словарь
Климент Александрийский
около 150 -между 211 и 216 г) - отец греческой церкви и христианский философ. Основал традицию философии и христианского гуманизма. Произведения “Педагог”, “Строматы»
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
лат Titus Flavius Clemens): отец греческой церкви и христианский философ (Афины, ок.150 г. — между 211 и 216 гг.). Он так представляет свою философию: «Платон, просвещенный Писанием». Основал целую традицию философии и христианского гуманизма. Произведения: «Протрептика», «Педагог» и особенно «Строматы».
Источник: Философский словарь
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
, Тит Флавий (? - до 215) - один из раннехрист. апологетов, наставник церк. школы «катсхуменов»— оглашенных, готовящихся принять крещение в Александрии. К. стремился объединить веру и знание, греч. философию с христ. вероучением, считал, что эллини-стич. культура не противоречит христианству. Как и Филон, видел в Логосе эманацию бога, сына божьего, премудрость, истину, божеств, мысль. Совр. богословы высоко оценивают апологетику К. за ее стремление показать непротиворечивость «богооткровенной религии и естеств. человеч. культуры», за утверждение принципа со-знат. веры.
Источник: Атеистический словарь
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Clemens Alexandrinus) Тит Флавий (род. ок. 150 - ум. до 215) - христ. теолог и писатель; жил в Александрии, находился под влиянием Платона, Стой и Филона, защитник христ. философии и христ. гностицизма. Всюду и во всем видел божественный логос, в т. ч. и в языческой философии (особенно у Платона), которая необходима как подведение к божественному. Бог может быть определен только негативно. Познающий христианин характеризуется апатией стоиков. Благодаря аскетизму он может стать странствующим Богом во плоти. В беседе "Какой богатый спасется?" господствует принцип презрения ко всем материальным благам.
Источник: Философский энциклопедический словарь
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
ум. до 215), христ. теолог и писатель. Стремился к синтезу эллинской культуры и христ. веры, не ощущая глубоких противоречий между двумя идейными мирами, к к-рым он принадлежал. Религ. идеал К. А. сохраняет черты антич. филос. гуманизма; трактаты «Увещание к эллинам» и «Педагог», продолжающие жанровую традицию популярнофилос. лит-ры, интерпретируют христианство как просветит. учение, ниспровергающее языч. суеверия, освобождающее от страха и дарующее внутр. независимость. Огромная начитанность К. А. проявилась в собрании набросков, объединенных под заглавием «Строматы» («Ковер из лоскутков») - ценном источнике по истории антич. философии, к-рую К. А. с известными оговорками ставит наравне с Библией. В беседе «Какой богатый спасется?» евангельское осуждение богатства подменено отвлеченным филос. принципом презрения к материальному. В целом представленный К. А. тип христианства не нашел себе места в ср.-век. мысли и ожил лишь в философии т. н. христ. гуманизма в эпоху Возрождения (Эразм Роттердамский, Мор).
Источник: Советский философский словарь
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
(Clemens von Alexandria) — философ, жил приблизительно 150—215; учитель в Александрии, находился под влиянием Платона, Стой и Филона, сознательный поборник христианской философии и христианского гнозиса; всюду видел действие божественного логоса, в том числе и в языческой философии (особенно у Платона), которая необходима как подведение к божественному. Бог может быть определен только негативно. Гностический христианин характеризуется стоической апатией, благодаря аскезе он может стать «странствующим богом во плоти». — Осн. соч.: Protreptikos; Paidagogos; Stromateis; Quis dives salvetur; Eklogae Propheticae; Hypotyposeis; Opera omnia, I—II, Paris, 1857; Werke, 1905—1936; Ausgewählte Schriften, 1934—1938.
E. F. Osbom, The Philosophy of C. of A., Cambridge, 1957;S. R. Lilla. C. of A., London, 1971; J. Ferguson. C. of A., New York, 1974; G. Apostolopoulou. Die Dialektik bei K. v.
— Ein Beitrag zur Gesch. der philos. Methoden, 1977;
R. Hoffmann. Das prinzipielle Denken u. seine prakt. Anwendung bei C. v. A. — Eine Unters, zum spätantiken Platonismus, 1978.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Климент Александрийский
Clemens Alexandrinus) Тит Флавий (ум. до 215), христианский теолог и писатель. Родился в языческой семье и получил универсальное философское и литературное образование; выступал в Александрии как свободный христианский учитель, затем бежал от преследований в М. Азию. К. А. — первый христианский мыслитель, стоящий на вершине современной ему образованности; его цель — синтез эллинской культуры и христианской веры; относился к этой цели с оптимистическим воодушевлением, не ощущая глубоких противоречий между двумя идейными мирами, к которым он принадлежал. Религиозный идеал К. А. сохраняет черты античного философского гуманизма; трактаты «Увещание к эллинам» и «Педагог», продолжающие жанровую традицию популярно-философской литературы, интерпретируют христианство как просветительское учение, ниспровергающее языческие суеверия, освобождающее от страха и дарующее внутреннюю независимость. Гимн Христу, которым завершается «Педагог», — одно из первых произведений христианской поэзии. Огромная начитанность К. А. проявилась в собрании набросков, объединенных под заглавием «Строматы» («Ковер из лоскутков»), ценном источнике по истории античной философии, которую К. А. с известными оговорками ставит наравне с Библией. В беседе «Какой богатый спасется?» евангельское осуждение богатства подменено отвлеченным философским принципом презрения к материальному. В целом представленный К. А. тип христианства не нашел себе места в Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Clemens Alexandrinus) (до обращения в христианство – Тит Флавий) (р. ок. 150 – ум. ок. 215) – христ. богослов, один из "отцов церкви", руководитель церк. школы в Александрии. В своих соч. ("Увещание к эллинам", рус. пер. 1888; "Педагог", рус. пер. 1890, и др.) К. А. пытался обосновать христианство, используя стоич. платонизм. Поднимая на щит идеалистич. философию Платона, К. А. выступал против материализма Эпикура, что отметил К. Маркс (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 30). Историю философии К. А. рассматривал как подготовку христианства. Будучи большим знатоком др.-греч. философии, К. А. неоднократно цитировал работы древних авторов, в т.ч. Гераклита Эфесского, Демокрита и др., что делает сочинения К. А. (особенно 8-томный сборник изречений древних философов и поэтов "Строматы", рус. пер. 1892) ценным историко-филос. источником. Соч.: Opera quaeextant omnia, t. 1–2, P., 1857 (Migne J. P., Patrologiae cursus completus. Series graeca, t. 8–9); The writings. Transl. by W. Wilson, v. [1 ]–2, Edin., 1867–69; [Werke. Griechisches Original ], Bd 1–4, Lpz., 1909–39 (Bd 1–2, 2 Aufl., 1936–39; Bd 3–4, 1909–36); Ausgew?hlte Schriften, aus d. griech. ?bersetzt von О. St?hlin, Bd 1–5, M?nch., 1934–38 (Bibliothek d. Kirchenv?ter, 7, 8, 17, 19, 20); в рус. пер. H. Корсунского: Кто из богатых спасется, Я., 1888. Лит.: Скворцов К., Философия отцов и учителей церкви, К., 1868; Миртов Д., Нравственное учение Климента Александрийского, СПБ, 1900; История философии, т. 1, М., 1940, с. 389–90 и др. (см. Указатель); Fауe E. de, Cl?ment d´Alexandrie, 2 ?d., P., 1906; Daskalakis M. J., Die eklektischen Anschauungen des Clemens von Alexandria und seine Abh?ngigkeit von der griechischen Philosophie, Lpz., 1908; ?оllington R. В., Clement of Alexandria, v. 1–2, L., 1914; Meifоrt J., Der Platonismus bei Clemens Alexandrinus, T?bingen, 1928; ?ohlenz M., Klemens von Alexandria und sein hellenistisches Christentum, G?tt., 1943; Mondesert C., Cl?ment d´Alexandrie, P., 1944; V?lker W., Der wahre Gnostiker nach Clemens Alexandrinus, В.–Lpz., 1952; Osbоrn ?. F., The philosophy of Clemens of Alexandria, Camb., 1957.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
до обращения в христианство – Тит Флавий (150 – ок. 215) – раннехристианский мыслитель и писатель, один из Отцов церкви, руководитель школы-университета в Александрии. Основная задача, которую поставил перед собой К. А., – сделать христианство доступным миру, осуществить синтез эллинской культуры и христианской веры. Список творений К. А. известен лишь по «Церковной истории» Евсевия. К ним относятся «Увещание язычникам», написанное с целью обращения греков в христианство, три книги под названием «Педагог», содержащие в основном нравственное учение, восемь книг под названием «Строматы» (узоры, смесь), содержащие «ученые записки касательно истинной философии».
К. А. пытается «проложить мосты» между христианской верой и греческой философией, объяснить соотношение между верой и знанием, доказать превосходство христианства над язычеством, в то же время сохраняя положительное отношение к греческой философии. Он говорит, что философия полезна для развития религии «как подготовительная дисциплина», и возможно даже, что «философия была дана грекам непосредственно, ибо она была «детоводителем» (Гал. 3, 24) эллинизма ко Христу, приуготовлением человека к совершенной личности Христа. Стремление К. А. к объединению веры и знания («нет веры без знания и знания без веры») нашло отражение в искусстве: на некоторых фресках его времени на Афоне среди ветхозаветных святых изображены Платон и Аристотель . Этот сюжет возрождается в европейском искусстве XV в., но автора идеи уже никто не помнит к этому времени.
Для К. А. обязанностью христианина, человека стремящегося к совершенству, является знать как можно больше из наследия греческих мыслителей; наука есть ступень к высшему знанию, а философия, по его мнению, является техникой мысли, стремящейся к вере. В этом пункте начинается расхождение К. А. с церковью, ибо он считает, что высшее знание доступно не общине, не иерархам, но – избранным, образованным интеллектуалам. Во всех своих сочинениях К. А. ведет речь о том, что и поныне волнует человеческий ум: о взаимоотношениях философии и христианских истин, о составе акта веры, о смысле истории, о познании и его критериях, о социальном и религиозном символизме, о путях совершенствования человека и общества. В истории христианской мысли это первый богослов, заложивший основы культуры, вдохновленной идеями христианского гуманизма.
Источник: Краткий философский словарь.
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Тит Флавий (ок. 150 — между 211 и 215) — христианский богослов и писатель. Родился, вероятно, в Афинах в языческой семье. Получил широкое образование, затем путешествовал по Греции, Южной Италии, Малой Азии, переходя от одного учителя философии к другому. Обращен в христианство своим последним учителем Пантеном. который был первым известным нам главой христианской катехитической школы в Александрии и которого Климент Александрийский сменил на этом посту после его смерти. В 202 или 203 он был вынужден покинуть Александрию из-за преследования христиан императором Септимием Севером и нашел убежище в Палестине у своего бывшего ученика иерусалимского епископа Александра.
Христианство Климент Александрийский считал единственной истинной философией. Его основные труды — трилогия «Увещание к эллинам», «Педагог» и «Строматы» («Ковер из лоскутков») — представляют собой программу духовного совершенствования на основе согласования христианской веры и истинных элементов греческой философии. По Клименту, философия была для греков тем же, чем Закон Моисеев для евреев — подготовительным учением, ведущим к истине, которая была воплощена в Логосе, т. е. в Христе. В «Увещании к эллинам», имеющем целью обращение язычников в христианскую веру, он критикует языческие верования, разбирает различные решения греческой философии относительно первопричины мира, сопоставляя их с писаниями пророков, и увещевает читателей оставить язычество ради христианства. «Педагог» предназначен для нравственного наставления новообращенных. В нем Климент Александрийский представляет Христа в качестве Воспитателя верующих, дает ряд предписаний по поводу отдельных сторон повседневной жизни, основываясь, однако, на принципе разумной меры и не предлагая в качестве жизненного идеала христианина. 3-я часть программы — изложение христианского учения — была реализована лишь отчасти в трактате «Строматы», Оставшемся незавершенным. Климент Александрийский прежде всего ставит вопрос об отношении христианства к греческой философии и культуре. Христианство — это истинная философия, которая представляет собой не что иное, как знание о Христе, или Логосе. Один и тот же Логос вдохновлял философов, говорил устами пророков и воплотился в Христе. Разница в том, что философы знали Логос лишь неполно и туманно, христианин же имеет во Христе полное и очевидное понимание. Истинная философия присутствует в Писании, поскольку хронологически Моисей предшествует Платону, а сама греческая философия имеет много заимствований из Писаний пророков. Истинный мудрец — это христианин, достигший высшей степени совершенства нравственной жизни и богословского знания, или истинный «гностик». Описывая истинного, т. е. христианского, гностика, Климент Александрийский противопоставляет его ложным гностикам-еретикам. В отличие от них вера для Климента не противоположна истинному знанию духовных реальностей, или гнозису, но является его основанием. Кроме названных работ из наследия Климента Александрийского сохранилась гомилия «Кто из богатых спасется?», в которой доказывается, что и богатый может быть спасен, поскольку из Царствия Божия исключен не богатый, а грешник, упорствующий в своем грехе.
Представления Климента Александрийского о множественности источников христианского знания создало основу для программы катехитической школы в Александрии, повлияв и на богословскую систему Оригена, а его разделение христиан на верующих и гностиков предвосхитило появление монашества.
Соч.: Griechische christliche Schriftsteller, Bd 12, 15, 17, 39. В., 19051936; в рус. пер.: Кто из богатых спасется? Увещание к эллинам. Ярославль, 1888; Педагог. Ярославль, 1890; Строматы. Ярославль, 1892.
Лит.: Миртов Д. П. Нравственное учение Климента Александрийского. СПб., 1990; Попов К. Д. Вера и ее отношение к христианскому знанию по учению Климента Александрийского.— «Труды Киевской духовной академии», 1887; Volker W. Der wahre Gnostiker Clemens Alexandrinus. B., 1952; Osborn E. F. The Philosophy of Clement f Alexandria. Cambr., 1954; DanielouJ. Histoire des doctrines chretiennes avant Nicee, t. II. P., 1961; MehatA. Etude sur les Stromales de Clement dAlexandrie. P., 1966; Lilla S. R. C. Clement of Alexandria. A Study in Christian Platonism and Gnosticism. Oxf., 1971.
A. В. Иванченко
Источник: Новая философская энциклопедия
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (??????) (ок. 150 - после 215 н. э), видный представитель греческой патристики, сыгравший значительную роль в усвоении христианством античного философского наследия. Полное имя - Тит Флавий Климент (????? ??????? ??????) - упоминает только Евсевий (Hist. Eccl. VI 13, 1), на основании отрывочных сообщений которого (IV 26, 4; VI 6; VI 11, 6; VI 13-14; Рг. ??. II 2, 64) в основном и реконструируется его биография. К. родился между 140 и 150 н. э. (возможно, в Афинах), получил хорошее образование, а затем принял христианство. После долгих путешествий в поисках достойных учителей по Италии, Сирии и Палестине К. достиг Александрии, где стал помощником Пантена, руководителя местной катехетической школы, и, вероятно, был рукоположен в священники. Ок. 200, возможно, сменил Пантена во главе школы. Через несколько лет из-за гонений Септимия Севера на христиан К. перебрался в Каппадокию со своим учеником Александром, впоследствии (с 215) епископом Иерусалимским. Видимо, в Иерусалиме К. и умер - по одним предположениям, после 215, по другим - после 220. К. - вероятно, первый универсально образованный христианский мыслитель — был знатоком философии, мифологии, литературы (языческой и христианской). В историю патристики он вошел как создатель «христианской педагогики», составлявшей основу его учения. Цель К. - превратить христианскую доктрину в упорядоченную систему знания, подлежащую столь же упорядоченному усвоению. Главные сочинения К. составляют своеобразную «трилогию», объединенную общим замыслом: «Увещание к эллинам» (???????????? ???? ???????) изучается на подготовительной ступени, его задача - отвратить от суеверий и приблизить к истинной вере; «Наставник» (??????????) в 3-х кн. - вторая ступень, служащая исцелению страстей и воспитанию души с помощью божественного Логоса; высшую ступень, ступень богопознания, раскрывают «Строматы» (??????????, букв, «лоскутный ковер») в 8-ми кн. - самое значительное (в т. ч. в доксографическом отношении) сочинение К. Здесь излагается сумма христианской мудрости, истинный «гносис», посредством которого познается Бог-Логос - универсальная парадигма объяснения мироздания. «Гносис» есть устойчивое интеллектуально-нравственное состояние, в котором знание о Боге сочетается с аскетической безупречностью и герменевтической искушенностью. На высшей ступени «гносиса» платонический идеал созерцания первоначала в уподоблении ему сливается с христианским идеалом любви к Богу и ближнему. Кроме того, сохранились три небольших сочинения К. : «Кто из богатых спасется» - проповедь на тему Марк 10:17 сл., убеждающая, что не следует стремиться к богатству ради него самого. «Извлечения из Теодота» и «Извлечения из пророков», по-видимому, представляют собой подготовительные материалы к главному сочинению К., который прекрасно знал сочинения гностиков (в частности, Валентина и его учеников - Теодота и др.) и, несомненно, почерпнул в них саму идею «гносиса» (подвергнув ее критическому переосмыслению). Развивая концепцию апологетов, К. стремится гармонизировать отношения веры и разума и представить христианство как «истинную философию». Вера (??????) - необходимая предварительная ступень, указывающая путь познания и так направляющая к «гносису»; именно в этом смысле знание невозможно без веры. Философия необходима для того, чтобы перейти от неформализованной веры к истинному знанию, т. е. высшей ступени веры. Для эллинов философия - то же самое, что Закон для иудеев: приуготовление, прокладывающее путь к Христу (Strom. 15,28). Поэтому христианин должен пользоваться (надлежащим образом) лучшими достижениями эллинской философии и культуры (основная тема первых двух книг «Стромат»). Подобная позиция объясняет интерес К. к эллинской философии и, соответственно, присутствие значительного количества цитат и пересказов мнений греческих философов в его сочинениях; по большей части они весьма корректны, а потому представляют значительную ценность. По всей видимости, К. хорошо знал распространенные в ту эпоху разнообразные антологии и доксографические компендиумы. Однако точно установить, какие именно источники он использовал, не представляется возможным. Основные темы цитирования: мироустроение, конечная цель, возможность познания, антропология, аскетика, отношения между школами. Цитаты и пересказы К. обычно снабжает собственными аллегорическими толкованиями (в плане аллегорезы он, вероятно, многое перенял у Филона Александрийского) в истинно «гностическом» духе, «переводящими» смысл данных текстов на «христианский язык», соблюдая при этом «диалектические» (логические) правила, усвоенные от Аристотеля и стоиков (они же используются для опровержения «еретических» аргументов). Из досократиков К. знакомы Орфей (В 22 DK), Ферекид (В 2 DK), Фалес (А 5 DK), Анаксимандр (А 15 DK), Пифагор (14, 8 DK), Ксенофан (А 8 DK), Гераклит (А 4; В 3; 7; 16; 18; 21; 23; 24; 27; 30; 31; 40; 118 DK и др.), Алкмеон (А 2; 12; В 5 DK), Парменид (А 33; В 3-4; 8; 10 DK), Зенон (А 8 DK), Эмпедокл (В 3-4; 111; 118-119; 124-125; 146 DK), Филолай (В 14 DK), Анаксагор (А 7; 57 DK) и др. К мнениям перечисленных авторов (особенно пифагорейцев) К., как правило, относится без резкой критики. Что касается более поздних авторов, то К. решительно отвергает гедонизм эпикурейцев и киренаиков, рисуя их взгляды традиционно упрощенным и подчас карикатурным образом (правда, порой благосклонно принимаются отдельные эпикурейские определения и суждения - Strom. II 4, 17, 3; IV 8, 2-4). Стоиков (свыше 90 фрагментов в S VF) он критикует за тотальный соматизм и пантеизм, но симпатизирует их моральному учению (концепциям нравственного долга, «бесстрастия», совершенного мудреца). Если говорить о собственных философских предпочтениях К., то ему, как и большинству христианских авторов, ближе всего Платон, которого он воспринимает сквозь призму среднеплатонических концепций 2 в. (особенно в этом отношении показательна V кн. «Стромат»). Есть основания сближать К. и с неопифагореизмом (Нумений). Тексты: Clemens Alexandrinus. Bd. I—III (GCS): Bd. I. Protrepticus, Paedagogus. Ed. O. St?hlin, rev. ed. U. Treu. В., 19723; Bd. IL Stromata I-VI. Ed. O. St?hlin, rev. ed. L. Fr?chtel. В., I9603; Bd. III. Stromata VII-VIII; Excerpta ex Theodoto; Eclogae Propheticae; Quis Dives Salvetur; Fragmente. Ed. O. St?hlin, rev. ed. L. Fr?chtel, U. Treu. В., 19703; Les Stromates (SC): Stromate I. ?d., comm. par P. Caster, trad, par C. Mond?sert. P., 1951; Strom. IL ?d., comm. par P. Th. Camelot, trad, par C. Mond?sert. P., 1954; Strom. IV. ?d., comm. par A. van den Hoek, trad, par C. Mond?sert. P., 2001; Strom. V. ?d., trad., comm. par P. Voulet. P., 1981; Strom. VI. ?d., trad., comm. par P. Descourtieux. P., 1999; Strom. VIL ?d., trad., comm. par A. Le Boulluec. P., 1997; Clementis Alexandrini Protrepticus. Ed. M. Marcovich. Leiden, 1995; Clementis Alexandrini Paedagogus. Ed. M. Marcovich. Leiden, 2002. Рус. пер. H. Корсунского: Климент Александрийский. Увещание к эллинам. Яросл., 1888; Педагог. Яросл., 1890; Строматы. Яросл., 1892; Климент Александрийский. Строматы. Т. 1-3. Пер. и комм. Е. В. Афонасина. СПб., 2003. Лит.: GabrielssonJ. ?ber die Quellen des Clemens Alexandrinus. Vol. 1-2. Uppsala; Lpz., 1906-1909; Casey R. P. Clement of Alexandria and the beginning of Christian Platonism, -HThR 18, 1925, p. 39-101 (= The Early Church and Greco-Roman Thought. Ed. E. Ferguson. N. Y.; L., 1993, p. 83-146); MeifortJ. Der Piatonismus bei Clemens Alexandrinus. Tub., 1928; Pohlenz M. Klemens von Alexandrien und sein hellenischen Christentum, - NAWG 3, 1943, S. 103-180; Muckle J. T. Clement of Alexandria´s Attitude toward Greek Philosophy, - Studies in Honour of G. Norwood. Tornt., 1952, p. 139-146; Osborn E. F. The Philosophy of Clement of Alexandria. Camb., 1957; Spanneut M. Le Sto?cisme des P?res de l´?glise de Cl?ment de Rome ? Cl?ment d´Alexandrie. P., 1957; Wytzes J. The Twofold Way. Platonic Influences in the Works of Clement of Alexandria, - VChr 11, 1957, p. 226-245; 14, 1960, p. 129T153; Valentin P. Heraclite et Cl?ment d´Alexandrie, - RScRel 46, 1958, p. 27-59; M?hat A. ?tude sur les Stromates de Cl?ment d´Alexandrie. P., 1966; Lilla S. R. Clement of Alexandria. A Study in Christian Platonism and Gnosticism. Oxf., 197?; Apostolopoulou G. Die Dialektik bei Klemens von Alexandria. Fr./M., 1977; Clark A. E. Clement´s Use of Aristotle. The Aristotelian Contribution to Clement of Alexandria´s Refutation of Gnosticism. N. Y.; Tornt., 1977; DessiA. Elementi epicurei in Cl?mente Alessandrino, - Athenaeum 60, 1982, p. 402-435; Wyrwa D. Die christliche Piatonaneignung in den Stromateis des Clemens von Alexandrien. В.; ?. ?., 1983; Osborn ?. Clement of Alexandria: A Review of Research, 1958-1982, - SecondCent 3, 1983, p. 219-240; Idem. Cl?ment, Plotin et l´Un, -Alexandrina. M?langes Cl. Mond?sert. P., 1987, p. 173-189; Hoek A. van den. Techniques of quotation in Clement of Alexandria: A view of Ancient Literary Methods, - VChr 50, 1996, p. 223-243; Edwards M. J. Clement of Alexandria and his Doctrine of Logos, - Ibid. 54, 2000, p. 159-177; Choufrine A. Gnosis, Theophany, Theosis: Studies in Clement of Alexandria´s Appropriation of his Background. N. Y, 2002; Светлов Р. В. Античный платонизм и александрийская экзегетика. СПб., 1991; Афонасин Е. В. Философия Климента Александрийского. Новосибирск, 1997; Он же. «Гносеология» Климента Александрийского и греческая философия, - Климент Александрийский. Строматы. Пер. Е. В. Афонасина. Т. 1. М., 2003, с. 503-542. А. А. СТОЛЯРОВ
Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь