КЛАСС

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КЛАСС
(в логике) – конечная или бесконечная совокупность выделенных по некоторому признаку предметов, мыслимая как целое. Предметы, образующие класс, называются его элементами. Элементами класса могут быть и другие классы.
Литература: [127].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Класс
от лат. classis — разряд) — термин для обозначения множества элементов, обладающих некоторыми свойствами, признаками; в биологии — одна из высших систематических категорий, или таксонов, объединяющих родственные отряды животных или порядки растений, например, класс млекопитающих, класс птиц и т. д.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Класс
группа каких-либо сходных и обобщенных предметов или произведений природы, подобно виду, роду, семейству и так далее; но относительное значение подобных обобщений твердо не установлено. Слово класс употребляется и в других значениях, например, в смысле отделений учеников по степеням их обучения, в смысле комнаты, в которой ученики обучаются и т. д.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Класс
группа каких-либо сходных и обобщенных предметов или произведений природы, подобно виду, роду, семейству и так далее; но относительное значение подобных обобщений твердо не установлено. Слово класс употребляется и в других значениях, например, в смысле отделений учеников по степеням их обучения, в смысле комнаты, в которой ученики обучаются и т. д.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Класс
(от лат classis – разряд) – 1) в широком смысле – совокупность, ряд, группа предметов или явлений, обладающих общими признаками; 2) в социальной философии марксизма “большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают” (В.И. Ленин).

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

КЛАСС
[от лат. classis разряд, группа) – 1) в логике и математике: то же, что множество, т.е. произвольная (конечная или бесконечная) совокупность предметов, выделенных по какому-л. признаку и просто перечисленных; 2) в систематике: одна из высших таксономических категорий (рангов) в систематике животных и растений; 3) в образовании: постоянный в пределах учебного года коллектив учащихся, занимающихся по единой учебной программе; в художественных учебных заведениях группа учащихся, специализирующихся по какому-л. предмету (напр. класс композиции); помещение для занятий учащихся в школе.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

КЛАСС (в логике)
конечная или бесконечная совокупность выделенных по нек-рому признаку предметов, мыслимая как целое. Предметы, образующие К., называются его элементами. Элементами К. могут быть не только индивиды, но и сами К., поэтому говорят о различных типах К. Общее понятие К. возникает как абстракция от природы и порядка элементов. Индивидуальный К. обычно определяют, исходя из свойств, общих всем его элементам. Это позволяет понятию К. поставить в соответствие понятие одноместной пропозициональной функции или одноместного предиката, поскольку, для того чтобы элемент принадлежал к данному К., необходимо и достаточно, чтобы он обладал свойством, по к-рому выделяется этот К. Систематическое рассмотрение К., их общих свойств и операций над ними в логике дается в т. наз. теории классов.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КЛАСС
от лат. classis - разряд, группа) в логике, понятие, выражающее совокупность (множество) предметов, удовлетворяющих к.-л. условию (условиям) или свойству (свойствам, признакам) (иногда различают понятия «К.» и «множество», что бывает связано со спец. вопросами теории множеств); про такие предметы говорят, что они являются элементами данного К. Предполагается, что в связи с каждым свойством можно рассматривать К. предметов, им обладающих (напр.,свойству «быть четным числом» соответствует К. всех четных чисел). К., соответствующий некоторому свойству, может состоять из любого конечного числа предметов; он может быть бесконечным (напр., упомянутый К. всех четных чисел) или пустым (т. е. вовсе не содержать элементов). К., состоящий только из одного элемента, наз. единичным, или сингулярным. Пустому К. противополагается универс. К., уточняющий круг исследуемых предметов и состоящий из всех объектов подлежащей рассмотрению предметной области. Изучение свойств операций над К. и отношений между К. производится в логике классов.

Источник: Советский философский словарь

КЛАСС
в логистике сумма отдельных предметов, которым свойственно нечто, обозначенное одним именем (см. Имя). В естественно-научной систематике - единица (категория) системы, которая следует после отдела (или рода), но стоит выше отряда: млекопитающие образуют класс отдела позвоночных, охватывающий отряды грызунов, копытных, приматов и т. д. В социологии классы - "наследственные прочные образования, одни другим подчиняющие или одни другим подчиненные, положение индивидов в которых определяется, как правило, правом рождения. Высший класс по своему образу жизни и общему положению является идеалом для низшего класса даже в те периоды, когда изменившееся соотношение классовых сил уже сильно расшатывает внутреннюю власть высшего класса" (Ф.Оппенгеймер). В марксизме теория классов признает только два класса: класс имущих, буржуазии, класс капиталистов, "эксплуататоров", с одной стороны, и класс неимущих, пролетариев, "эксплуатируемых" - с другой. Между обоими классами постоянно существует классовая борьба. Все общественные, экономические и духовные особенности, присущие народу, не больше чем результаты соответствующего уровня классовой борьбы. По закону диалектического развития (см. Диалектика), классовая борьба должна привести к диктатуре пролетариата, а уже она, по этой утопии, - к бесклассовому обществу и вместе с тем к наибольшему счастью наибольшего числа людей (см. Эвдемонизм).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Класс
1. В онтологии, теории познания и логике К. это множество элементов любой природы, объединенное каким-либо общим признаком. 2. В социальной философии К. это социальная группа, образующаяся на основе отчуждения её деятельности и её значения для общества в целом в пользу собственных интересов. Такое отчуждение может возникнуть на основе экономических преимуществ (собственность на средства производства – марксистское понимание класса). Однако феодалы превратились из сословия в класс не только в результате владения земельной собственностью, но прежде всего из-за возможностей злоупотребления властью; это же злоупотребление легло в основу образования класса бюрократов. Издавна существовали классы, злоупотребляющие своей монополией на владение информацией, используемой для манипулирования сознанием других групп: от жрецов до политтехнологов и шоубизнеса. Группы, непосредственно эксплуатируемые классами, обладающими преимуществами, также становятся в определенной мере ущербными в выполнении своих функций, значимых для общества в целом, ибо их созидательные силы тратятся на обеспечение выживания и борьбу с несправедливостью. Возможность превращения обычных групп в классы так же неистребима, как и само отчуждение. Однако её минимизация в хорошо организованном обществе и возможна и необходима.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 206-208

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

КЛАСС
лат. classls - разряд, группа) - конечная или бесконечная совокупность выделенных по некоторому признаку предметов, мыслимая как целое. Предметы, образующие К., называются его элементами. Проблемы классификации возникают во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по составу множествами объектов (как правило, дискретных) и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств. Классификация опирается на понимание множества как системы, положение же объекта в системе определяет максимальное количество признаков объекта. Таким образом, К. принимается за структурную единицу, идеальный или конструируемый тип, расчленяющий изучаемую реальность. В социальных науках понятие К. описывает место некоей группы людей в системе неравенства и дифференциации, в сопряженной с ней совокупности связей и отношений, а также иерархию субъектов функционирования социальных институтов. В отличие от страт, деление на К. осуществляется по социально-экономическому основанию - обладанию собственностью и доступом к власти, а, как следствие, профессиональными, образовательными, культурными и идеологическими отличиями. В то же время само распределение собственности и власти может происходить в соответствии с аскриптивными статусами (пол, возраст, престиж и т.д.) и объясняться в терминах преобладающего в обществе дискурса (о божественном порядке или всеобщем равенстве). Рассматривая высшие, средние и низшие К., современные исследования подчеркивают их внутреннюю дифференциацию и останавливаются на теориях "среднего" либо "нового среднего" К., т. к. считается, что именно его гетерогенность и объем характеризуют и гарантируют стабильность современного общества. При достижении некоторого предельного значения характеристик понятие "К." начинает выступать только в статистической, условной форме, не отражаясь в непосредственной очевидности норм и образов жизни. На место вертикальной (функциональной) классификации приходит горизонтальная (качественная), основанная на таксономическом подходе к выделению индивидуализированных жизненных миров.
Д.М. Булынко

Источник: Новейший философский словарь

КЛАСС
один из наиболее важных элементов социальной структуры общества. Понятие «класс» разрабатывали Сен-Симон, Тьерри, Гизо, Мунье и др. Гизо, например, отмечал, что история Франции «полна борьбой сословий или, вернее, сделана ею... Борьба классов не теория и не гипотеза. Это самый простой факт». Наиболее полно концепция классов и классовых отношений разработана в марксизме. Существование классов связывается с появлением и развитием отношений частной собственности, материально-экономического неравенства людей. Многие марксистские определения классов прямо исходят из противостояния социально-экономических групп, из их деления на экономически господствующих и зависимых, эксплуатируемых. Так, вначале Маркс и Энгельс считали, что классы образуются отдельными ЛЮДЬМИ лишь тогда, когда последним приходится вести общую борьбу против какого-либо другого класса. Потом Маркс подошел к вопросу шире, определив класс как миллионы семей, живущих в таких экономических условиях, при которых они по образу жизни, интересам и образованию отличаются и враждебно противостоят другим классам. Подобные же определения, в которых неизменно подчеркивается острейший взаимный антагонизм классов, встречаются также у Ф. Энгельса, К. Каутского, В. И. Ленина и др. Так, по Каутскому, о классах следует говорить только тогда, когда одна социальная группа является эксплуатирующей, а другая - эксплуатируемой. У В. И. Ленина имеется развернутое, называемое часто классическим, экономическое определение классов. Последние разделяются им по месту в производстве, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда и способам распределения благ Это определение сопровождается его итоговым выражением: классы - это такие противоположные группы людей, из которых одни присваивают труд других, эксплуатируют их. У Ленива есть также попытки подойти к классам более широко, не только экономически, он отмечает, что классы отличаются друг от друга экономически, политически, социально и духовно. Можно дать такое общесоциологическое определение классов. Классы - это большие группы людей, которые существенно отличаются друг от друга по месту и роли в системе производственных отношений, по образу жизни (условиям их жизненной обстановки), по политическим и другим интересам и по особенностям их общественного сознания. Наряду с марксистским существуют и другие понятия классов, при которых они лишаются часто своей социально-экономической определенности и связываются с профессиональными и другими критериями.

Источник: Краткий философский словарь 2004

КЛАСС
(Klasse). — В логистике — сумма отдельных предметов, которым свойственно нечто, обозначенное одним именем (общее). В естественнонаучной систематике — единица (категория) системы, которая следует после отдела (или рода), но стоит выше порядка (или отряда): млекопитающие образуют класс отдела позвоночных, охватывающий отряды грызунов, копытных, приматов и т. д. В социологии классы — «наследственные устойчивые группы, одни другие подчиняющие или одни другим подчиненные, персональное положение в которых определяется, как правило, случайностью рождения и сохраняется. Высший класс по своему образу жизни и общему положению является идеальным образцом для низшего класса даже в те периоды, когда изменившееся соотношение классовых сил уже сильно расшатывает внутреннюю власть высшего класса» (F. Oppenheimer. Machtverhälthisse, in: Hwb. der Soziologie, hrsg. von Vierkandt, 1931). Марксистская теория классов признает только два класса: класс имущих, буржуазии, класс капиталистов, «эксплуататоров», с одной стороны, и класс неимущих, пролетариев, «эксплуатируемых» — с другой. Между обоими классами постоянно происходит классовая борьба. Все общественные, экономические и духовные особенности, присущие истории какого-то народа, не больше чем результаты соответствующего уровня классовой борьбы. По закону диалектического развития (см. Диалектика), классовая борьба должна привести к диктатуре пролетариата (см. Диктатура), а последняя, со своей стороны, хотя и ликвидирует всякую индивидуальную свободу, к бесклассовому обществу и вместе с тем к наибольшему счастью наибольшего числа людей (см. Эвдемонизм). Менее принимавшееся во внимание социологическое дифференцирование классов указывало на наличие больших вялых масс слабовольных, безынициативных и нуждающихся в руководстве граждан, которым господствующие классы противопоставляют дельных, полных энергии, предприимчивых и богатых идеями индивидов; к последним можно причислить также людей, умеющих «сильно работать локтями», деловые качества которых часто истощаются в ходе употребления морально сомнительных средств, балансирующих на грани законности. Эта классовая теория нуждается в дополнении промежуточным классом тех, кто редко способен к тому, чтобы подняться в более высокий класс, но собирает для этого энергию классовой борьбы. — G. С. Kinloch. Social Stratification. An annotated Bibliography. New York, 1987.
W. Sombart. Die Idee des K.nkampfes, in: Theorie des K.nkampfes, Handelspolitik, Währungsfrage. Verhandlungen des Vereins für Sozialpolitik in Stuttgart, 1925; G. Albrecht. Die sozialen K.n, 1926; T. Geiger. Die K.ngeselIschaft im Schmelztigel, 1949; R. Dahrendorf. Soziale K.n und K.nkonflikte in der industriellen Gesellschaft, 1957; R. Herrnstadt. Die Entdeckung der K.n — Die Gesch. des Begriffs K. von den Anfängen bis zum Vorabend der Pariser Julirevolution 1830, 1965; T. B. Bottomore. Classes in Modern Society. London, 1965, dt. 1967; M. Haller. Theorie der Klassenbildung und sozialen Schichtung, 1983.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КЛАСС
Большая группа людей, которая выделяется по их участию в общественном богатстве и по способу, которым это участие осуществляется (Ленин). Согласно марксистскому учению, в настоящее время имеются два основных класса: пролетариат и буржуазия. Такое понимание класса ведет к возникновению ряда заблуждений.
Согласно одному из них, эти большие группы, составляющие якобы решающий фактор общественной жизни, можно определить вышеуказанным способом. Однако известно, что в промышленно развитых, особенно в так называемых «социалистических», странах огромную роль играет большая группа людей, чиновников, получающих свою долю так же, как и рабочие, т. е. в виде зарплаты. Казалось бы, они должны принадлежать к тому же классу, что и рабочие, но это, разумеется, не так. Кроме того, современные общества гораздо более дифференцированы, чем это представляется «классовому» суеверию. Большую роль играет, например, область занятий и положение человека в рамках его профессии; при желании рабочим можно назвать даже директора крупного комбината, хотя на самом деле он относится к совершенно иному классу.
Заблуждением также является мнение, что люди в основном, если не исключительно, связаны со своим классом. В действительности каждый человек входит сразу в несколько групп, и непонятно, почему его принадлежность к одной из них, а именно к классу, должна считаться главной. Например, рабочий сахарной фабрики тесно связан с крестьянами, которые выращивают сахарную свеклу, с кондитерами, покупающими произведенный его фабрикой сахар и т.д.; но он связан и со своими родственниками, входит в определенную религиозную группу и т. д. В XX веке принадлежность к нации практически повсюду оказалась значительно важнее принадлежности к классу — об этом свидетельствует поведение рабочих во время войн и таких событий, как венгерская революция или возникновение польской «Солидарности».
Приверженность этому предрассудку, конечно, требует объяснения. Его можно найти в типичном для марксистов и некоторых других кругов крайнем консерватизме. Действительно, в период промышленной революции, т.е. когда Маркс жил в Англии, положение рабочих было настолько тяжелым, что его утверждение о том, что рабочие не имеют отечества, т.е. что у них отсутствуют национальные связи, а объединяет их лишь классовая солидарность, казалось вполне справедливым. Но это время давно прошло.
Кстати, у марксистов принято отождествлять рабочий класс и его интересы с советской империей и ее интересами. Например, во время венгерского восстания утверждалось, что это движение враждебно рабочему классу, который, по-видимому, представляли советские танки. Точно так же, когда рабочие Гданьска восстали против бюрократии, навязанной полякам Советским Союзом, утверждалось, что бюрократия эта «защищает рабочий класс» от «агентов американского империализма», под которыми подразумевались, очевидно, сами рабочие. Интересно, что всему этому вздору верили не только в России, но и во Франции и в Англии.
См.: марксизм, пролетариат, чиновник.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

Класс
по [7] "большая группа людей, которая выделяется по их участию в общественном богатстве и по способу, которым это участие осуществляется” (Ленин). Согласно марксистскому учению, в настоящее время имеются два основных класса - пролетариат и буржуазия. Такое понимание класса ведет к возникновению ряда заблуждений.
...Однако известно, что в промышленно развитых, особенно в так называемых "социалистических", странах огромную роль играет большая группа людей - чиновников, получающая свою долю так же, как и рабочие, то есть в виде зарплаты. Казалось бы, что они должны принадлежать к тому же классу, что и рабочие, но это, разумеется, не так. Кроме того, современные общества гораздо более дифференцированы, чем это представляется по "классовому" суеверию. Большую роль играет, например, область занятий и положение человека в рамках его профессии; при желании рабочим можно назвать даже директора крупного комбината, хотя на самом деле он относится к совершенно иному классу.
Заблуждением также является мнение, что люди в основном, если не исключительно, связаны со своим классом... В ХХ веке принадлежность к нации практически повсюду оказалась значительно важнее принадлежности к классу - об этом свидетельствует поведение рабочих во время войн и таких событий, как венгерская революция или возникновение польской "Солидарности"...."
По [2] "классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" (В.И.Ленин.Т.39.С.15). Возникновение классов обусловлено развитием общественного разделения труда и появлением частной собственности на средства производства.
С точки зрения формальной логики, с учетом общественных процессов ХХ века, деление общества на классы представляется слишком упрощенным, в этом Ю.Бохеньский прав. Как сказал сын одного африканского вождя Ошинуби Бола, с которым мне пришлось общаться в студенческие годы: "Нет, мой папа не капиталист... немного заводов, немного фабрик, нет - это не капиталист".
В настоящее время, когда производительность труда во всех сферах выросла и появились новые, невиданные ранее способы эксплуатации, деление людей на классы слишком примитивно и, что более неприятно, отвлекает внимание на бесплодные споры от других явлений, несущих грозную опасность человечеству. Более правильно нужно говорить, наверное, об антиобщественных, античеловеческих и т.п. силах и институтах, а также эксплуататорах и эксплуатируемых, где классы, в отличие, например, от партий, транснациональных корпораций, военных блоков, организованной преступности и т.п., не связанные организационной структурой, договорами и реальными технологическими узами, займут свое "скромное" место.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Класс
Множество элементов, входящее в более широкое множество, в частности – множество индивидуумов, как правило различаемых по профессиональному или имущественному признаку, входящих в общество. В этом смысле классы представляют собой абстракцию (существуют только индивидуумы), но вполне законную (изолированный индивидуум – тоже не более чем абстракция; он существует только в совокупности с другими индивидуумами) и полезную абстракцию. Понятие класса дает возможность лучше разобраться в неизмеримо сложной сущности социума. Теоретический анализ при этом помогает добиться целей, которые ставит перед собой политическая или профсоюзная борьба. Для лучшего понимания необходимо разделение; для эффективных действий – объединение. Научный анализ в данном случае встает на службу солидарности.
Понятие класса многим обязано Марксу, который считал классовую борьбу «двигателем» истории и ее основной реальностью, начиная с разделения труда и заканчивая пришествием коммунизма. То, что этот двигатель – единственный, представляется сомнительным, как и вероятность того, что классовая борьба рано или поздно исчезнет. С какой стати всем членам общества иметь одни и те же интересы? И разве эти интересы не должны определяться, во всяком случае частично, тем местом, которое каждый из них занимает внутри общества? Так стоит ли надеяться на исчезновение конфликтов, столкновений, необходимости выяснять соотношение сил и компромиссов? Представители буржуазии в основном голосуют за правых – и тем настойчивей, чем они богаче; рабочие голосуют за левых – и тем тверже, чем они организованнее и менее подвержены ксенофобии; и никто на свете не убедит меня, что они делают это просто так, по привычке или в результате какого‑то ослепления. И если в наше время «среднему классу» все успешнее удается гарантировать победу центристских сил (на протяжении последней четверти века во Франции у власти поочередно оказываются либо правоцентристские, либо левоцентристские партии), я никогда не поверю, что единственная причина этого – в пристрастии людей к «золотой середине».
Ошибка Маркса не в том, что он ввел понятие классовой борьбы, а в том, что он полагал, будто классовой борьбе может прийти конец, и мечтал о создании однородного, умиротворенного общества (коммунистического и бесклассового общества, в котором не останется нужды в государстве). Из‑за этой утопии погибло больше людей, чем из‑за самой классовой борьбы, которая побуждает жить, а не убивать, и действовать, а не мечтать.
Ошибка многих сегодняшних либералов в том, что они полагают, будто классовая борьба уже закончена и под анонимной и благотворной дланью рынка остались только индивидуумы, связанные отношениями соперничества и солидарности. Эта антиутопия не менее убийственна, хотя она убивает скорее на расстоянии (нищета оказывает свое убийственное воздействие в основном в странах третьего мира) и не так открыто. Но это еще не причина, чтобы с ней мириться.
Оставаться верным марксизму, в том числе против самого Маркса и тем более против тех, кто спешит похоронить его идеи, значит хранить убеждение, что с классовой борьбой не может быть покончено, что следует стремиться не к ее уничтожению, а к ее организации, регулированию и использованию. Этому и служат государство, профсоюзы и партии. Иного пути к прогрессу нет и быть не может. Зачем еще нужен двигатель, если не для того, чтобы двигаться вперед?

Источник: Философский словарь.

КЛАСС
от лат. classis – группа) – совокупность предметов (называемых э л е м е н т а м и класса), удовлетворяющих к.-л. условию или признаку. Примером К. может быть совокупность всех предметов, удовлетворяющих условию "быть положительным числом"; соответствующий этому условию К. состоит из всех объектов, каждый из к-рых имеет признак, указанный в этом условии (из всех положительных чисел). К. можно рассматривать как совокупность тех предметов, на к-рые распространяется нек-рое понятие (т. е. как объем понятия). Можно также понимать К. в том смысле, что всякая функция-высказывание, заданная нек-рой формулой Р(х) логики предикатов, содержащей лишь одну свободную переменную x (значениями к-рой являются объекты нек-рой предметной области), определяет нек-рый К.; этот К. состоит из предметов, каждый из к-рых удовлетворяет данной функции-высказыванию, т.е. отличается тем, что при замене переменной x в выражении Р(х) обозначением этого предмета выражение Р(х) обращается в истинное предложение. Вхождение в К. его элементов записывается обычно формулой a? А (где А есть нек-рый К., а а – любой его элемент). Два К. считаются тождественными (совпадающими), если они имеют одни и те же элементы. С т. зр. "численности" своих элементов К. бывают конечными и бесконечными. Примером конечного класса, т.е. К., состоящего из конечного числа элементов, может быть К. жителей г. Москвы в определ. момент времени. Примером бесконечного К. может быть упомянутый выше К. всех положительных чисел. Иногда численность элементов в К. является неопределенной; таков, напр., К. всех травоядных животных; этот К. содержит неопределенно большое число элементов, т.к. травоядные животные не только существовали в прошлом и существуют в наст. время, но и будут существовать в будущем. К., состоящий только из одного элемента, называется единичным, или сингулярным, К. В логике и математике рассматривается также т. н. пустой, или нулевой. К., т.е. К., не содержащий ни одного элемента. Пустой К. соответствует таким функциям, к-рые не удовлетворяются ни одним предметом данной области. Сингулярный К. и нулевой К. Аристотель не вводил при построении своей силлогистич. системы. Над К. можно производить различ. операции: с л о ж е н и я (объединения) К., п е р е с е ч е н и я К. и др. Два К. наз. и с к л ю ч а ю щ и м и друг друга, если они не имеют общих элементов; понятия, объемами к-рых являются исключающие друг друга К., наз. внеположными. Отношению логического подчинения одного понятия другому соответствует отношение включения К. в К.; если класс А включен в класс В, то, значит, понятие, объемом к-рого является класс А, логически подчинено понятию, объемом к-рого является класс В. Любые два класса A и B могут находиться между собой в одном из следующих отношений: (1) либо быть тождественными, (2) либо A будет частью (подклассом) класса B, причем в B будут также элементы, к-рых нет в A, (3) либо, наоборот, B будет подклассом A, причем в A окажутся элементы, к-рых нет в B, (4) либо A и B будут частично совпадать, т.е. у них будет нек-рая общая часть, но при этом в классе A будут элементы, к-рых нет в B, и в классе B будут элементы, к-рых нет в A, (5) либо, наконец, А и B будут исключать друг друга. Франц. ученый Ж. Д. Жергонн (1771–1859) построил аристотелеву силлогистику на основе этих отношений (т. н. пяти отношений Жергонна). Позднее (1955) Фэрис, выразив систему Жергонна в совр. аксиоматич. форме, показал, что она не совпадает с силлогич. системой Аристотеля в интерпретации Лукасевича. Подробнее о теории К. и ее логич. значении см. Логика классов. С понятием К. (множества) связаны трудности, о к-рых см. Множество, Множеств теория, Парадокс, Типов теория. Лит.: Горский Д. П., Некоторые вопросы объема понятия, в кн.: Вопр. логики. [Сб. ], М., 1955, с. 285–326; Тарский ?., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948, гл. 4; Черч ?., Введение в математическую логику, [т. ] 1, пер. с англ., М., 1960, § 04; Поварнин С. И., Логика, Пг., 1916, с. 29–36,41; Gergonne J.-D., Essai de dialectique rationelle,"Ann. de math, pures et appliqu?es", 1816–17, t. 7, p. 189–228; Faris ?. ?., The Gergonne relations, "J. symb. logic", 1955, v. 20, No 3. П. Попов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.



Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Часть, доля, значение, роль, свойство, признак, партия, класс

    Философский смысл термина: Счастье, кончина, гибель (Гомер); судьба, рок (Гомер, Софокл).
  • КЛАСС В СЕБЕ И КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ

    понятия историч. материализма, характеризующие объективное и субъективное выявление сущности класса в историч. процессе. Выделение понятий класс «в себе» и класс «для себя» выражает предпосылки
  • ПРАВЯЩИЙ КЛАСС ИЛИ ГОСПОДСТВУЮЩИЙ КЛАСС

    1. (Марксизм) класс в каком-либо обществе или социальном формировании, пользующийся культурным, политическим, а также экономическим господством (классовым господством) на основании собственности
  • КЛАСС, МНОЖЕСТВО

    - конечная или бесконечная совокупность объектов, выделенная по общему для них признаку (свойству или отношению), мыслимая как нечто целое. Объекты, составляющие К., называются его элементами. Прим
  • НОВЫЙ КЛАСС

    термин, принятый в совр. социологии для обозначения крупных соц. групп, сформировавшихся в совр. об-ве в результате НТР и масштабных сдвигов в соц.-экон. структуре во второй половине XX в. С т.зр. метод
  • Класс предметов

    совокупность предметов, имеющих хотя бы один общий признак.
  • Включение В Класс

    Подведение существа или категории под более общее понятие. Например, Сократ может быть подведен под понятие человека, которое в свою очередь может быть подведено под более общее понятие млекопита
  • НОВЫЙ РАБОЧИЙ КЛАСС

    по С.Малле и А.Турену, возникшая в процессе техн. революции часть рабочего класса, высококвалифицированных рабочих, техников, операторов, занятых на пром. предприятиях с новейшей технологией. Поло
  • КЛАСС ОБЩЕСТВЕННЫЙ

    лат. classis — разряд, сословие, порядок) — понятие, используемое для анализа социальной дифференциации людей. На разных этапах развития философско-социоло-гического знания и сами классы, и причины д
  • КЛАСС СОРАВНОМЕРНЫХ ПРОЦЕССОВ

    КСП) - группа монотонных и периодических процессов, удовлетворяющих критериям равномерности д’Аламбера и строгой периодичности Карнапа, но вместе с тем способные синхронно и с одним и тем же пере
  • РАБОЧИЙ КЛАСС в псевдосинкретизме

    на языке науки в модернизированной форме воспроизводит идею своеобразного посредника, трикстера между массой крестьян и государственностью, между традиционным типом производства и современным.
  • РАБОЧИЙ КЛАСС

    осн. производительная сила совр. об-ва. В условиях капитализма — класс наемных работников, лишенных средств производства, продающих свою рабочую силу и эксплуатируемых капиталом (пролетариат). Со
  • СРЕДНИИ КЛАСС

    в развитых странах составляет до 60 процентов и более самодеятельного населения. Слой со средним уровнем дохода, включает в себя две категории активного населения - мелких и средних собственников