СРЕДНИИ КЛАСС
СРЕДНИИ КЛАСС
в развитых странах составляет до 60 процентов и более самодеятельного населения. Слой со средним уровнем дохода, включает в себя две категории активного населения - мелких и средних собственников и предпринимателей, а также высококвалифицированных специалистов – владельцев интеллектуальной собственности. Удельный вес и значение последнего слоя среднего класса в условиях НТР существенно возрастает. Средний класс при переходе к демократическому обществу с социально ориентированной рыночной экономикой выполняет следующие функции: а) обеспечивает экономический, научный и технический прогресс; б) социальную стабильность; в) сохраняет и развивает физиологический (здоровье людей), интеллектуально-профессиональный и духовный потенциал народа Очевидно, что формирование среднем класса для Казахстана и других стран СНГ - одна из самых важных задач переходного периода.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
СРЕДНИЙ КЛАСС
термин буржуазной политологии, обозначающий социальные слои, к-рые занимают промежуточное положение между рабочим классом и классом капиталистов. Буржуазные идеологи включают в понятие «С. к.» разнородные общественные группы, значительно отличающиеся одна от другой по месту в общественном производстве, роли в. производственных отношениях, экономическому положению, а также по влиянию на политические процессы. Реально «С. к.» обладает немалым удельным весом в капиталистическом обществе и серьезными позициями в столь важных областях, как система управления, сфера распределения и услуг, средства массовой информации, здравоохранение и образование. Субъективно к «С. к.» себя причисляют представители мелкой буржуазии города, определенная часть служащих частных фирм и чиновники государственного аппарата, преобладающая масса представителей интеллектуального труда — инженерно-технические и научные работники, врачи, учителя, работники искусства, студенты.
Тяготение к «С. к.» не чуждо и высококвалифицированной элите рабочего класса. В ряде капиталистических стран существует тенденция подразделять «С. к.» (по уровню доходов и соответствующей политико-идеологической ориентации на политику и организации рабочего класса, умеренных либеральных слоев и крупной промышленно-финансовой буржуазии) на три «подкласса» — «нижний», «средний» и «верхний».
Тяготение к «С. к.» не чуждо и высококвалифицированной элите рабочего класса. В ряде капиталистических стран существует тенденция подразделять «С. к.» (по уровню доходов и соответствующей политико-идеологической ориентации на политику и организации рабочего класса, умеренных либеральных слоев и крупной промышленно-финансовой буржуазии) на три «подкласса» — «нижний», «средний» и «верхний».
СРЕДНИЙ КЛАСС
весьма значительный по объему слой общества , занимающий промежуточное положение между полюсами социальной иерархии, фактор удержания общества в состоянии динамического равновесия. Понятие С. К. использовалось представителем «философии жизни» Г. Зиммелем, значительное внимание ему уделял М. Вебер . О среднем элементе общества писал уже Аристотель , считая его основой для наилучшего общения людей в государстве.
Граждане со средним достатком не стремятся к чужому, как бедняки, им не завидуют богатые. С. К. в современных развитых обществах – это самая многочисленная (60–70 % всего населения), но весьма неоднородная часть общества. Нет единого критерия принадлежности к С. К., между различными группами, входящими в него, нет четких границ. Критерии выделения С. К. – уровень доходов, стандарты потребления, определенный уровень образования, способность к квалифицированному труду. С. К. – это мелкие предприниматели, фермеры, высококвалифицированные рабочие, специалисты сферы обслуживания, административный персонал, представители «свободных» профессий. Внутри С. К. также существует своя иерархия, например, деление на «белые воротнички» и на «синие воротнички».
Это основной потребитель товаров и услуг благодаря своей многочисленности, финансовым возможностям и развитой системе потребностей. С. К. является также опорой политических институтов, он – ядро массы избирателей, поскольку его социальное благополучие прямо зависит от политической конъюнктуры. С. К. – основной объект манипуляций масс-медиа. Он – основной читатель, зритель, слушатель. Одновременно он является носителем некоего социально-культурного стандарта, той незримой точки, к которой стремятся приблизиться низшие слои населения, и отойти от нее – высшие. С. К. – это желаемое будущее низших слоев, это достижимый идеал, приближение к которому не требует чуда или сверхчеловеческих усилий.
Чем разнообразнее, динамичнее С. К., тем больше возможностей само его существование открывает для тех, кто стоит ниже на социальной лестнице. Тем самым средний слой придает обществу устойчивость, трансформирует революционные перераспределительные утопии («кто был ничем, тот станет всем»), «уравнительные» образы лучшего будущего в биографии делового успеха. С. К. указывает направление социального продвижения для низшего класса и сам является источником обновления высшего класса.
Граждане со средним достатком не стремятся к чужому, как бедняки, им не завидуют богатые. С. К. в современных развитых обществах – это самая многочисленная (60–70 % всего населения), но весьма неоднородная часть общества. Нет единого критерия принадлежности к С. К., между различными группами, входящими в него, нет четких границ. Критерии выделения С. К. – уровень доходов, стандарты потребления, определенный уровень образования, способность к квалифицированному труду. С. К. – это мелкие предприниматели, фермеры, высококвалифицированные рабочие, специалисты сферы обслуживания, административный персонал, представители «свободных» профессий. Внутри С. К. также существует своя иерархия, например, деление на «белые воротнички» и на «синие воротнички».
Это основной потребитель товаров и услуг благодаря своей многочисленности, финансовым возможностям и развитой системе потребностей. С. К. является также опорой политических институтов, он – ядро массы избирателей, поскольку его социальное благополучие прямо зависит от политической конъюнктуры. С. К. – основной объект манипуляций масс-медиа. Он – основной читатель, зритель, слушатель. Одновременно он является носителем некоего социально-культурного стандарта, той незримой точки, к которой стремятся приблизиться низшие слои населения, и отойти от нее – высшие. С. К. – это желаемое будущее низших слоев, это достижимый идеал, приближение к которому не требует чуда или сверхчеловеческих усилий.
Чем разнообразнее, динамичнее С. К., тем больше возможностей само его существование открывает для тех, кто стоит ниже на социальной лестнице. Тем самым средний слой придает обществу устойчивость, трансформирует революционные перераспределительные утопии («кто был ничем, тот станет всем»), «уравнительные» образы лучшего будущего в биографии делового успеха. С. К. указывает направление социального продвижения для низшего класса и сам является источником обновления высшего класса.
Источник: Краткий философский словарь.
СРЕДНИЙ КЛАСС
термин, употребляемый в социальных науках и обыденном языке для определения обширного слоя современного общества, включающего как мелких собственников, так и квалифицированных наемных работников разного уровня («белых воротничков»).
Предполагается, что понятие «средний класс» впервые появилось в «Политике» Аристотеля, писавшего о «средних слоях населения», которые нельзя отнести ни к «верхам», ни к «низам». Современные средние слои общества чрезвычайно разнородны по составу и занимают промежуточное положение в социально-классовой структуре.
Выделяют несколько признаков, характеризующих средний класс: средний (для данной страны) уровень благосостояния, стабильность и постоянство источников дохода; высокий уровень образования и наличие профессиональной квалификации, высокий уровень вертикальной мобильности — в том числе и внутри среднего класса. Стремление к общественной стабильности и менталитет, характеризующийся реформизмом, индивидуализмом и установкой на поддержку существующего режима, также называют в числе признаков принадлежности индивида к среднему классу.
Различают «старый», или традиционный средний класс, к которому относятся представители мелкой буржуазии и независимые профессионалы (частнопрактикующие специалисты, лица свободных профессий и т. д.), и «новый» средний класс, к которому относятся высококвалифицированные наемные работники нефизического труда, образующие быстро растущие профессиональные группы, связанные с современным производством.
Сходство профессиональной подготовки и статуса позволяет объединять представителей среднего класса в группы, образующие его структуру У. Уорнер в 40-х гг. 20 в. выделил два подвида среднего класса: «высший средний» и «низший средний». В высший вошли солидные буржуа-собственники и преуспевающие специалисты (они составили около 10% городской общины), а в низший — мелкие торговцы, клерки и квалифицированные рабочие (вместе они оставили менее 30% населения). Дж. Голдторп в исследовании «Социальная мобильность и классовая структура в современной Британии» (1980) различал в составе средних слоев: обслуживающий класс высших руководителей и профессионалов; обслуживающий класс профессионалов более низкого уровня (учителя, младшие менеджеры и администраторы); работников нефизического труда (клерки и секретари); собственников предприятий малого бизнеса (традиционную мелкую буржуазию). Этот обслуживающий класс, в свою очередь, подразделяется на верхушку среднего класса, собственно средний класс и низший средний класс. В Британии к ним причисляются, соответственно, 10,20 и 20% населения. В целом, средний класс оказывается, т. о., самым большим классом в социальной структуре британского общества. Согласно результатам современных опросов в США, подавляющее большинство населения относит себя к среднему классу. Вместе с тем часть исследователей (прежде всего марксистской ориентации) причисляют представителей «низшего среднего Класса» к «новому рабочему классу» на том основании, что их реальная ситуаций аналогична той, в которой находятся работники физического труда («традиционный» рабочий класс).
В социальных науках советского времени понятие «средний класс» рассматривалось как элемент ложной буржуазной теории, стремящейся затушевать классово антагонистический характер современного капиталистического общества. В ходе преобразований, осуществляемых в России с кон. 80-х гг., с формированием в стране среднего класса связывается оценка цивилизованности общества, возможность достижения стабильности и позитивной динамики экономического роста. Сегодня среди специалистов нет единого мнения о составе и численности российского среднего класса. Указывается на то, что представления о среднем классе распространенные на Западе, пока плохо совмещаются с российской действительностью.
Лит.: Заславская Т. И. Трансформация социальной структуры российского общества.— В кн.: Куда идет Россия. М., 1996; Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций. М-, 1997; Радаев В. В., ШкаратанО.И. Социальная стратификация. М., 1995; Goldthorpe J. H. Social Mobility and Class Structure in Modern Britain. L., 1980; Wamer W. L. Social Class in America. N. Y, I960.
Здравомыслов
Предполагается, что понятие «средний класс» впервые появилось в «Политике» Аристотеля, писавшего о «средних слоях населения», которые нельзя отнести ни к «верхам», ни к «низам». Современные средние слои общества чрезвычайно разнородны по составу и занимают промежуточное положение в социально-классовой структуре.
Выделяют несколько признаков, характеризующих средний класс: средний (для данной страны) уровень благосостояния, стабильность и постоянство источников дохода; высокий уровень образования и наличие профессиональной квалификации, высокий уровень вертикальной мобильности — в том числе и внутри среднего класса. Стремление к общественной стабильности и менталитет, характеризующийся реформизмом, индивидуализмом и установкой на поддержку существующего режима, также называют в числе признаков принадлежности индивида к среднему классу.
Различают «старый», или традиционный средний класс, к которому относятся представители мелкой буржуазии и независимые профессионалы (частнопрактикующие специалисты, лица свободных профессий и т. д.), и «новый» средний класс, к которому относятся высококвалифицированные наемные работники нефизического труда, образующие быстро растущие профессиональные группы, связанные с современным производством.
Сходство профессиональной подготовки и статуса позволяет объединять представителей среднего класса в группы, образующие его структуру У. Уорнер в 40-х гг. 20 в. выделил два подвида среднего класса: «высший средний» и «низший средний». В высший вошли солидные буржуа-собственники и преуспевающие специалисты (они составили около 10% городской общины), а в низший — мелкие торговцы, клерки и квалифицированные рабочие (вместе они оставили менее 30% населения). Дж. Голдторп в исследовании «Социальная мобильность и классовая структура в современной Британии» (1980) различал в составе средних слоев: обслуживающий класс высших руководителей и профессионалов; обслуживающий класс профессионалов более низкого уровня (учителя, младшие менеджеры и администраторы); работников нефизического труда (клерки и секретари); собственников предприятий малого бизнеса (традиционную мелкую буржуазию). Этот обслуживающий класс, в свою очередь, подразделяется на верхушку среднего класса, собственно средний класс и низший средний класс. В Британии к ним причисляются, соответственно, 10,20 и 20% населения. В целом, средний класс оказывается, т. о., самым большим классом в социальной структуре британского общества. Согласно результатам современных опросов в США, подавляющее большинство населения относит себя к среднему классу. Вместе с тем часть исследователей (прежде всего марксистской ориентации) причисляют представителей «низшего среднего Класса» к «новому рабочему классу» на том основании, что их реальная ситуаций аналогична той, в которой находятся работники физического труда («традиционный» рабочий класс).
В социальных науках советского времени понятие «средний класс» рассматривалось как элемент ложной буржуазной теории, стремящейся затушевать классово антагонистический характер современного капиталистического общества. В ходе преобразований, осуществляемых в России с кон. 80-х гг., с формированием в стране среднего класса связывается оценка цивилизованности общества, возможность достижения стабильности и позитивной динамики экономического роста. Сегодня среди специалистов нет единого мнения о составе и численности российского среднего класса. Указывается на то, что представления о среднем классе распространенные на Западе, пока плохо совмещаются с российской действительностью.
Лит.: Заславская Т. И. Трансформация социальной структуры российского общества.— В кн.: Куда идет Россия. М., 1996; Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций. М-, 1997; Радаев В. В., ШкаратанО.И. Социальная стратификация. М., 1995; Goldthorpe J. H. Social Mobility and Class Structure in Modern Britain. L., 1980; Wamer W. L. Social Class in America. N. Y, I960.
Здравомыслов
Источник: Новая философская энциклопедия