греч. kategoria - категория) - осн. понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. К. э. объединяются в определенную целостную систему с единым принципом построения. Конкретное содержание К. э-, их логическая форма и место каждой из них в общей системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности В истории этики осн. категориями обычно считались понятия добра и долга, а также понятия добродетели, совести я нек-рые др. Сторонники рационализма в этике стремились к построению строго упорядоченной, обычно дедуктивной системы понятий. в к-рой каждая К. э. определялась бы через др., более общие, При этом одни философы считали основополагающим понятие добра (блага) (Платон) и выводили из него все остальные, др. - понятие долга (Кант). Но в результате того, что при построении таких систем встречались большие трудности, нек-рые мыслители приходили к выводу, что между К. э. не существует единства. Сторонники деонтологического интуитивизма, напр., утверждают, что между понятиями добра и долга не может быть логической связи (Деонтология). Марксистская этика строит свою систему категорий в соответствии с историко-материалистическим пониманием морали как способа регулирования поведения людей, механизм к-рого имеет чрезвычайно сложный и многосторонний характер, но тем не менее представляет собой нечто органически цельное. При этом система категорий отражает структуру самой морали. Осн. стороны нравственности выражаются в категориях моральной деятельности, моральных отношений и морального сознания, каждая из к-рых, в свою очередь, охватывает множество др. понятий. Причем, поскольку эти три стороны морали находятся между собой в тесном единстве, нек-рые этические понятия относятся одновременно ко всем этим категориям, т. е. отражают все стороны морали. К примеру, понятие моральной нормы отображает одновременно один из видов моральных представлений об-ва, особый способ нравственной деятельности и одну из форм моральных отношений между людьми. Само моральное сознание в своих осн. понятиях отражает нек-рые узловые элементы моральной деятельности и отношений. Поэтому иногда одно и то же понятие мы можем встретить и в моральном сознании людей, и среди К. ч. (напр, понятия добра, долга, совести, достоинства. чести и др.). Это не значит, однако, что в данные понятия этическая теория и обыденное моральное сознание вкладывают одинаковое содержание. Напр., понятие долга в первом случае является научной категорией, характеризующей определенный вид отношения человека к об-ву, а во втором - представлением о том, что конкретно должен делать человек как носитель морали. Всякое моральное представление (понятие) нормативно, оно всегда ч.-л предписывает и оцениваеч. В этике же это представление о должном и ценном, во-первых, получает научное обоснование (Нормативная этика) и, во-вторых, становится объектом теоретического анализа, в к-ром выясняется, какое именно моральное отношение здесь выражено. В марксистской этике впервые проводится научное разграничение между К. э. как формальным аппаратом теории и моральными представлениями, стихийно формирующимися в сознании об-ва, хотя грани здесь не абсолютны. К. э. и формы морального сознания перекрещиваются между собой· первые заключают в себе нормативное содержание, вторые апеллируют к рациональной аргументации. Система категорий марксистской этики постоянно развивается и обогащается новыми понятиями соответственно теоретическому развитию самой этической науки.