КАМАЛ

Найдено 1 определение
КАМАЛ
(также тамам) — термин арабо-исламской философии, обозначающий совершенство. В постаристотелевской традиции, имевшей существенное продолжение в арабо-исламском мире, понятие «совершенство» связывалось прежде всего с приобретением максимального числа похвальных моральных качеств (ахлак) и устранением порицаемых. Именно в этом ключе понятие «совершенный человек» (инсан тамм) трактуется в одном из первых систематических трактатов подобного рода — «Исправление нравов», принадлежащем Йахиа Ибн 'Ади. Наиболее знаменитым произведением этой традиции является одноименное соч. Ахмада Ибн Мухаммада Мискавайха. Оно послужило образцом для созданного спустя два века и носящего то же название произведения Насйр ад-Дина ат-Тусй, известного также как «Насирова этика» (Ахлак-и Насирй), к-рое, в свою очередь, явилось прототипом для соч. «Сиятельное освещение похвальных моральных качеств» Джалал ад-Дина ад-Даввани. Длинные списки поощряемых и порицаемых моральных качеств, составляемые в духе платоновско-аристотелевской этической традиции, характерны для этих произведений.
В них развивается понятие личного этического совершенства, достигаемого как совершенство разумной души благодаря ясно осознаваемому различию между пороками и добродетелями и соответствующему самоконтролю и культивированию похвальных качеств. Понятие «совершенство» получило развитие в исмаилитской философии у ал-Кирмани, где представление об изначальной запятнанности души природными пороками предполагает необходимость «очищения» для каждого, кто хочет стать подлинным человеком и достичь счастья. Путь совершенствования здесь иной: это явное и скрытое поклонения, находящиеся в гармонии друг с другом и невозможные одно без другого. Кроме того, условием достижения совершенства является поддержка (та'ййд) Первоначала мироздания, к-рым обладают избранные люди и благодаря к-рому они ведут остальных к спасению (см. Исмаилизм). Что касается суфийского понятия «совершенный человек» (инсан камил), то его, как и стоящие за ним концепции, следует признать скорее метафизическими, нежели собственно этическими. Это связано с проблематичностью построения этической теории, требующей однозначной фиксированности оценок и положений, для суфийской философии, такую однозначность принципиально не признающей. Моральные максимы выражены в суфизме в форме поучительных наставлений, или 'адаба (см. Суфизм, 'Адаб). А.В.Смирнов

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001