КАЙЯ
КАЙЯ
сс. Тело. Множество. Аспект. Нечто протяженное, обладающее совокупностью признаков, дающих основание для представления о наличии целостности, единства. Как синоним выступает термин «поле» (кшетра). Космический Будда имеет, согласно различным учениям, от трех до десяти тел, тел-аспектов, аспектов-состояний, полей. Три основные (трикая) называют буддийской Троицей, состоящей из тела закона (дхармакая), приравниваемого к абсолюту, тела блаженства (самбхогакая) или коммуникации, в котором Будда может общаться с буддами и бодхисаттвами, тела преобразования (нирманакая), в котором он может являться людям как один из них. Синонимичны термину «кайя»: деха, коша, шарира и др.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
КАЙЯ
(санскр. ka–ya, тиб. sku, тело) — Тело Будды как метафорическое понятие о некоем воплощении качеств Просветления (бодхи), будь то в физическом (нирмана-К.), созерцательном (рупа-К. и самбхога-К.), вневременном (тексте Закона — дхарма-К.) или самосущем (свабхавика-К.) Теле Будды. В текстах высших «внутренних» тантр (ануттара-йога-тантра) устанавливается и пятое Тело Будды — «алмазное» (ваджра-К.) или Тело наивысшего Просветления (абхисамбодхи-К.). Истоки учения восходят к сутрам некоторых хинаянских школ, а также к текстам ранней Праджня-парамиты и Нагарджуны. В них констатировалось, что любого рода множественность есть иллюзия (майя), поскольку реально только Тело Закона или Тело Будды (буддха-К.), но постигается оно через созерцание Тела в цвете и форме.