ДХАРМА-КАЙЯ

Найдено 1 определение
ДХАРМА-КАЙЯ
(санскр. dharma-ka–ya, тиб. chos kyi sku, Тело Закона, Истины, Абсолюта) — кардинальное понятие Махаяны и Ваджраяны, обозначающее абсолютную реальность, высшее состояние сознания будд (буддхатва). Впервые понятие появилось в литературе сутр Праджняпарамиты на рубеже эр. Тело Закона недвижимо (ачала), непостижимо мыслью (ачинтья), недвойственно (адвайя), и, по большому счету, о нём ничего нельзя сказать, ибо оно вне знаков. Именно это Тело имели в виду создатели махаянских сутр, когда утверждали, что Будда никуда не приходил, нигде не был и никуда не уходил, что равноценно заявлению: Будда есть везде и всегда. Считается, что это Тело не подвластно никаким хитросплетениям ума (концептуализации, нирвикальпа), никаким омрачениям (клеща), и что эта природа просветлённого ума пуста, однако способна творить деятельность любого рода. Все будды обладают этим Телом, и поэтому они все равны. Д.-к. описывается как одно или два из своих иллюзорных проявлений: либо в виде Тела цветов и форм (рупа-кайя), либо в виде его двух разновидностей. Их называют Тело наслаждения (самбхога-кайя), явленное йогам, мастерам практик созерцания (дхьяна), и Тело воплощения (нирмана-кайя), явленное всем людям в качестве живых будд, например Шакьямуни. По сути, это иллюзорно воспринимаемые действенные аспекты Тела Закона, помогающие очиститься нравственно, освободиться от страданий и приблизиться к постижению Абсолюта. В мифологическом смысле эти тела рассматриваются как эманации Д.-к. «вниз», что излагается и теоретически в доктринах двух или трёх тел Будды (трикайя). Но, пожалуй, наиболее мистической доктриной является учение о четырёх телах Будды, свойственное мадхьямикам Индии и Тибета. Они полагали и полагают, что самый тонкий истинно-интуитивный взгляд (парамартха-сатья) на Д.-к. способен запечатлеть Самосущее Тело Будды (свабхавика-кайя). Это своего рода проекция «вверх», которую можно сопоставить с наивысшим нирваническим небом буддийской космоло- гической системы, где нет ни присутствия сознания, ни его отсутствия. Там эта неописуемая, таинственная природа уже не может эманировать и потому являет собой общее единство трех других тел Будды. В Ваджраяне Д.-к. дополнилась мифологическими понятиями Ади-Будды (Изначального Будды), Сваямбху (Самосущего) и др. Некоторые из них имели и образное воплощение.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.