КАГЬЮ
КАГЬЮ
(тиб. bKabrgyud, традиция изустной передачи наставлений, линия духовной преемственности, также иногда называемая «кагьюдпа», помонгольски — «каджудпа») — школа индо-тибетского буддизма Ваджраяны. Принято считать, что индийский тантрический йогин (махасиддха) Тилопа (928–1009, другая датировка: 988–1069), будучи в состоянии медитативного транса, воспринял основные доктрины школы непосредственно от Будды Ваджрадхары. Они изложены в 11 трактатах Тенгьюра (каноническое собрание трудов индо-буддийских мыслителей на тибетском языке) и характеризуются особым вниманием к практической йоге и ритуально-мистическим тайным обрядам, в первую очередь подготавливающим к состоянию махамудры («Великой печати» — непосредственному постижению природы Будды как печати на своём сознании). В философском плане учение Тилопы представляется синтезом мадхьямаки и йогачары. Последние десятилетия ряд современных исследователей индо-тибетского буддизма склонны датировать жизнь Тилопы 60 годами раньше — 928– 1009, в соответствии с чем предлагается пересчитывать хронологию деятельности его учеников и событий этого этапа Алмазной колесницы. Его индийский ученик и тоже махасиддха Наропа (956–1040, другая датировка: 1016–1100) прославил учителя, дополнив его наследие. Ему приписывается 30 трудов, из которых особенно известен «Шад-дхармаупадеща» («Толкование шести учений [йогина]»), автором устной формы которого иногда называют Тилопу. Трактат посвящён шести йогическим практикам, позволяющим обрести Просветление (бодхи) в настоящей жизни или готовясь к смерти. Для этого рекомендуется, прежде всего, уметь концентрировать все силы (прана) йогина на центрах внутренних психофизиологических энергий (чакра) и каналах (нади) их перемещений. Тибетцы называют это достижением предела «внутреннего тепла» (gtum-mo, читается: туммо, санскр. can da–li) — и это первая из шести учений (йог). Только после её освоения возможно переходить к следующим пяти: созерцать Тело иллюзии, заниматься йогой сновидений, предаваться йоге Ясного бесконечного света, освобождаться в промежуточном состоянии (бардо, санскр. антара-бхава) жизни и смерти, осваивать йогу «переноса сознания» (тиб.pho ba, читается: пхова, санскр. санкрама). Тибетский ученик Наропы — Марпа-переводчик (1012–1096), которому была непосредственно передана традиция, стал одним из основоположников тибетской К. Он перевёл многие индийские трактаты, сочинил мистические песни и передал знания и «полномочия» линии преемственности своих учителей Миларепе (1040–1123) — знаменитому тибетскому поэту и религиозному деятелю, весьма прославившемуся своими отшельническими подвигами. От него «полномочия» получил Гампопа (1079–1153), ученики которого образовали четыре подшколы. Одна из них известна как линия духовного преемства кармапа «Чёрных корон (шапок)» (с 1179 г.) и линия духовного родства шамарпа (тиб. zhwa dmar pa) «Красных корон (шапок)» (с XIII в.). Эти линии рассматриваются в качестве самостоятельной школы, или ветви традиции К. — карма-К. Кармапа — титул главы школы, который считается земным воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары (тиб. Ченрези), точнее, его красной двурукой формы, носящей имя Гьялва Гьямцо — Могучий, или Победоносный Океан. Его воплощения находятся и признаются подлинными посредством особых ритуалов, завершающихся надеванием чёрной шапки, «сотканной из волос дакинь» (см. Дакини). (Позднее аналогичные процедуры начали применяться для поиска и утверждения далай-ламы в школе гелук). Шамарпа — это высший духовный иерарх школы К., являющийся воплощением (тулку) будды Амитабхи (как и панчен-лама в школе гелук). Обе линии воплощений имеют непрерывное преемство до сего дня. В отличие от аскетического образа жизни первых учителей, представители карма-К. активно участвовали в политической жизни Тибета и даже боролись с сакьей и гелук за власть в стране. Собственно институт возрождающихся вновь и вновь духовных учителей (тулку) сформировался в XIII в. именно в связи с кармапами Чёрных корон (шапок). Доктринальной основой института стало учение о необходимости непосредственной передачи традиции, которая переходила от умершего тулку к родившемуся его новому воплощению, т.е. к выбранному по определённым правилам малышу 2–4 лет. Этот институт заимствовали и другие школы тибетского буддизма. Кармапы и шамарпы отыскиваются так до сих пор. Еще один ученик Гампопы — Пхагмо Дру Дордже Гьялпо (1110–1170) образовал подшколу пхагмо-друпа (тиб. phag mo gru pa, сокращённо пхагдруп), в которой упор делался на эзотерическую практику йоги «внутреннего жара в теле» (туммо). Эта подшкола положила начало восьми «младшим» ветвям К. и имеет более мелкое дробление. Так, ученик Пхагмо – Линчен Рэпа (1128–1188) основал линию преемственности другпа-К., распространявшуюся в формах верхней, средней и нижней друк и ставшую с начала XVII в. основой бутанского буддизма. Еще одним основоположником К. считается тибетский йогический мастер Кхьюнгпо Налчжор (1002–1064; по другим данным он родился в 990 г. и прожил 150 лет). Ему знания и полномочия линии преемственности учителей передала Нигума — сестра Наропы, которая тоже была ученицей Тилопы. Её жизнеописания противоречивы. В одних она считается дакини (демоническое существо женского пола и духовного уровня бодхисаттвы) мудрости, в других — парой Наропы в ритуалах махамудры. Кхьюнгпо уже был сведущ в обрядах бона и методах ати-йоги ньингмы, а также в Калачакра-тантре и в других таинствах. Нигума передала ему опыт йоги созерцания Иллюзорного Тела, искусство появления на небесах и другие практики шестичастной доктрины Тилопы. В Тибете Кхьюнгпо построил ряд монастырей, в которых 30 лет распространял знания Нигумы и Тилопы. Эта традиция духовной передачи получила название «шангпа-К.» и действует до сих пор. Его ученики тоже создали несколько ветвей школы К. Собственно с Гампопы начинается, во-первых, монастырская К., поскольку до него существовало лишь несколько групп странствующих мастеров йоги с учениками, и, во-вторых, деление К. на подшколы: четыре «больших» (карма, цхал, пхагмо-дру и барам) и восемь «малых», образовавшихся из пхагмо-дру (из них до сего дня передаются традиции дрикунг-К. (тиб.bri gung), таклунг (тиб. stag lung) и друкпа (тиб.‘brug pa). Четыре названных «больших» школы и традиция шангпа составляют пять ветвей современной К., из которых наиболее массово распространяется карма-К. В философском плане К. придерживается объединённого комплекса идей йогачары и мадхьямаки, отдавая предпочтение трудам Майтреянатхи, Асанги и Нагарджуны. Однако некоторые ветви предпочитают прасангику-мадхьямаку (от Нагарджуны до Чандракирти). Нередко исследователи переводят слово «К.» как «устная передача», «традиция передачи наставлений», что полностью соответствует духу этой школы. Все мастера К. подчёркивали особую важность непосредственного контакта с учителем, который является носителем благословения, знаний и опыта медитации, примером для подражания и отождествления, и который сам получил такую же «авторизацию» от своих учителей. Другие источники дают более развернутую трактовку этого названия, утверждая, что термин «К.» происходит от длинной фразы, которая означает «линии четырёх особых передач» (тиб. bkababs bzhii brgyud pa). Стоит напомнить, что именно представители школы «красных шапок» ввели в буддизм Тибета XV в. новый сакральный ритуал – мистический танец.