Карма Кагью

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Карма Кагью
школа тибетского буддизма махаяны, имевшая известное распространение на территории России с 13 в. среди калмыцких и бурятских племен; в совр. России представлена Российской Ассоциацией буддистов школы Карма Кагью.
Инициатором восстановления К.К. в России стал лама, гражданин Дании Оле Нидал. Духовными авторитетами школы являются Тилопа, Наропа, Марпа, Миларепа, Кармапа. Оле Нидал ученик 16-го Кармапы, к-рый поручил ему распространение своего учения в зап. мире. Его знакомство с тибетским буддизмом состоялось в кон. 60-х гг. 20 в. в Непале.
На территории совр. России в крупнейших городах страны насчитывается более 50 центров последователей К.К. Ежегодно лама посещает эти центры.
Совр. изложение основ вероучения представлено в книгах Оле Нидала «Открытие Алмазного пути», «Основы дхармы», «Наставление по нендро «и др.
Школа К.К. использует методы, позволяющие «успокоить ум» и «очистить его от двух видов загрязнений» (каковыми являются мешающие чувства и жесткие привычные концепции), чтобы могла беспрепятственно проявиться его истинная природа (природа Будды). Конечная цель просветление, выражающееся в мудрости и активном сочувствии и любви ко всем существам. Способы достижения этой цели определяются культовыми практиками, основу к-рых составляет медитация, разделенная на две фазы: развития и совершения. В фазе развития медитирующий концентрирует свое внимание на воображаемой форме Будды, обращается к ней с пожеланиями и произносит мантры, а в фазе совершения растворяет эту форму в свете и мысленно сливается с ней. Все практики в школе К. К., как и во всем сев. буддизме, преследуют цель принести благо всем существам.
Орг-ции К.К. не имеют иерархических структур и, как правило, возникают в городах. Во главе таких центров становятся спонтанно появляющиеся лидеры, к-рые не имеют к.-л. власти, но являются энтузиастами и активными пропагандистами учения К.К. Они же, как правило, координируют связь с центром, ведают получением и распространением необходимой лит-ры и предметов культа: четок, благовоний, статуэток и живописных изображений Кармапы и т. д. Рядовые последователи К.К. регулярно собираются на квартире одного из членов орг-ции, чтобы пообщаться, медитировать, посмотреть видеофильмы с буддистской тематикой. Средний возраст членов таких групп ок. 30 лет. Несмотря на значительную активность орг-ций К. К., общее число последователей К.К. в России невелико.

Источник: Религии народов современной России

КАРМА-КАГЬЮ
(тиб. kar ma bkabrgyud) — одно из главных ответвлений школы кагью, ведущее свою духовную родословную от Дюсума Кхьенпы (1110–1193), объявленного Кармапой I, или земным воплощением (тулку) бодхисаттвы Авалокитешвары (Ченрези). Он основал первый и главный монастырь школы — Цурпу — в Центральном Тибете. Нынешнее воплощение, Кармапа XVII (Ургьен Тинлей Дорже) родился в 1985 г. и признан в 1992 г. Ещё одним воплощением Кармапы XVII называют Тхайе Дордже, род. в 1983 г. К.-к. имеет и другие весомые линии духовной преемственности. Так, Драгпа Сенге (1283–1349) основал традицию воплощений будды Амитабхи, называющуюся линией «Красных шапок». Её представитель — Шамар Ринпоче (на сегодняшний день линия насчитывает 13 воплощений). Другие линии преемственности: Гьелцаб Ринпоче (12 воплощений), Таи Ситу Ринпоче (12 воплощений). Современная К.-к. интенсивно развивается в странах Запада, в российских регионах, Украине благодаря новому «мирскому практическому буддизму», пропагандируемому датским буддийским ламой Оле Нидалом и его учениками. В современных источниках К.-к. доктрина этой школы представлена в виде трёх путей, из которых практикующий может выбрать подходящий для себя в зависимости от склада психики. Первый, «Путь средств» или «Шести учений (йог) Наропы», попал в Тибет благодаря Марпе, получившему эти знания непосредственно от Наропы. На этом пути практикующие стремятся открыть внутренние энергетические каналы и «колеса» (чакра) своего тела, и вступить на него можно только при условии завершения нёндро. Второй — «Путь Великой печати (махамудра)» подарил Марпе его второй главный учитель, менее известный сегодня Майтрипа. В нем используются понятийные и внезнаковые средства для того, чтобы успокаивать ум и удерживать его в покое до тех пор, пока не возникнет единство переживающего, переживаемого и переживания, и непосредственное глубокое видение. Первая часть пути глубокого видения, называемая «шинэ» по-тибетски и «шаматха» на санскрите, успокаивает и стабилизирует ум. Это упражнение является источником сверхъестественных умений и чудес (сиддхи). По мере того как ум все больше ощущает свою ясность, сострадание и мудрость, а также блаженство и благодарность при слиянии с ламой или Телом Будды, и затем растворении всех форм во вневременном, безбрежном, но все чувствующем пространстве, — рано или поздно рождается глубокое осознавание. Это непосредственное глубокое видение называется на санскрите «випашьяна», а по-тибетски — «лхагтонг». Таков путь Майтрипы. Между описанными путями средств и глубокого видения находится третий доступ к Просветлению, который связывает между собой и два предыдущих. Он задействует все качества ума и предполагает «вдохновенное отождествление» — способность к воодушевлению и глубокое доверие к учителю как выражению собственных возможностей. Этот вид медитации выделился в отдельный путь со времени Кармапы XVI. Называемый «гуру-йога» на санскрите и «лами налджор» по-тибетски, этот путь медитации на Учителя всегда был тайной силой линии кагью.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.