КАББАЛА

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Каббала
мистическая система в средневековом иудаизме (см.: Мистицизм). Кабала была основана на Библии, однако вобрала в себя платонизм и многие другие философские учения. Среди одних из наиболее известных письменных источников кабалы можно назвать «Зохар» (Zohar).

Источник: Новые религиозные движения.

КАББАЛА
Евр.) Сокровенная мудрость еврейских раввинов
средневековья, унаследованная от более древних тайных доктрин,
касающихся божественного и космогонии, которые были сведены к
теологии после периода пленения евреев в Вавилоне. Все сочинения,
относящиеся к категории эзотерических, именуются
каббалистическими.

Источник: Теософский словарь

Каббала
от древнеевр., букв. — предание, традиция) — устная передача религиозных заповедей, сложившаяся у евреев до появления письменно изложенных законов религии. По существу каббала — мистическое учение в иудаизме, основанное на вере в то, что при помощи ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

КАББАЛА
от древнеевр.-получать; теория откровения): в еврейской традиции – тайная интерпретация Библии. В развитии Каббалы различают три периода: 1) докаббалистический период (13 в.), когда на основе философии гностиков, Плотина и Аристотеля создается «Книга Творения»; 2) эпоха «Сияние» (14 в.), произведения, написанного Равви Моисеем из Леона; 3) эпоха Каббалы в собственном смысле слова (15 в.), основной автор которой – Исаак Лурия. Она противостоит Талмуду, изучающему детали текста и конкретное содержание рассказываемых в нем историй.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Каббала
(древн.-евр. — предание) — устная передача религиозных заповедей, имевшая распространение среди приверженцев иудаизма. Получила развитие в анонимной книге «Зогар» («Сияние»), опубликованной в 13 в. Краеугольным камнем К. является учение об «энсофе» — бесконечном божестве, лишенном к.-л. определений. Вместе с тем «энсоф», по К.,— активное начало Вселенной, а все единичные вещи представляют собой истечение или излучение (эманацию) его сил. К. допускает переселение душ. В 16 – 18 вв. К. свелась к магии, колдовству, символическому толкованию текстов Ветхого завета. Своим мрачным и мистич. содержанием К. отравляла сознание находившихся под классовым гнетом людей.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Каббала
(евр. каббал принятие, предание) называется самое туманное теологическое учение у иудеев, возникшее за два века до Р. Хр. и образовавшее обширную школу и литературу с 12 века после Р. Хр. Начало каббалистического направления заметно уже у Филона. До 7-го века каббала ограничивалась только учением о Боге и сотворении мира; но с XII века последователи каббалы начали писать свою герменевтику, нравоучительную философию и некоторые другие части философии и учебные руководства. Основным сочинением каббалы служит «Сохар», которое относится к XIII столетию. Иудеи смотрели на каббалу как на величайшую тайну, к которой и мудрейшие в Израиле не могли приблизиться без страха.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Каббала
древнее сакральное учение о числовой и символической предопределенности бытия, о закодированности мира в пространственно-временном континууме. Изложено в древнееврейских священных книгах "Иоцира" (IX в.) и "Зохар" (XIII в.). Все относящее к К. называют каббалистикой. Послужила питательной средой для возникновения мистических и полумистических учений, которые стали появляться еще в Средневековье, и вылились в т. н. параллельную гуманитаристику, эклектично соединившую в себе реанимированные учения александрийских гностиков, неканонизированные церковью произведения богословов христианского вероучения (апокрифы) и сочинения иудаистских приверженцев Бога Яхве (иеговизм).

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Каббала
(др.-евр. kaballah – предание) – религиозно-мистическое учение, появившееся среди последователей иудейской религии в средние века. По учению ранней каббалы, основа всего сущего – единый Бог. Мироздание зиждется на десяти цифрах и двадцати двух буквах письменности иврита. Каббала допускает переселение душ. Божество, по учению каббалы, бесконечно, а мир вещей – эманация божественных сил. Представители раннего каббализма утверждали, что их учение не что иное, как откровение свыше, ниспосланное избранным. Учение каббализма было широко распространено в мусульманской Испании, занимался каббалой известный философ Маймонид (Ибн Маймун). В каббализме важное место занимал человек и его связь с Богом: утверждалось, что каждая человеческая личность может найти путь к непосредственному общению с высшими сферами.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

КАББАЛА
др.-евр., букв. - предание) - ср.-век. религ.-мистич. учение, получившее распространение среди приверженцев иудаизма. 1-й книгой, в к-рой примерно в 8 в. произведена запись учения К., была «Сефер Иецира» («Книга творения»). Ее анонимный автор учил, что основа всего сущего - единый бог, что мироздание зиждется на 10 цифрах и на 22 буквах евр. алфавита. Каббалистич. мистика получила дальнейшее развитие в анонимной книге «Зогар» («Сияние»), появившейся ок. 13 в. Утверждая, что бог лишен к.-л. атрибутов, «Зогар» рассматривает божество как «бесконечное», а мир вещей — как эманацию (истечение) божеств, сил. В противоречии с самим собой «Зогар» говорит о 10 сефиротах - творящих атрибутах божества, посредством к-рых оно открывается и познается. К. допускает переселение душ. По каббалистич. выкладкам производились гадания, К. использовалась для ма- , гии.

Источник: Атеистический словарь

Каббала
передача религиозных заповедей в устной форме. Каббала возникла у древних евреев до появления письменно изложенных религиозных законов. В более узком смысле каббала - это собрание сочинений религиозно-мистического характера. В них рассказывается о возникновении мира из единого начала. Человек своим умом, дутой и жизненной силой принадлежит трем мирам, возникшим из первоначала: миру форм, миру ангелов и миру материи. В каббале рассказывается о переселении душ. Каббала имела и практическую направленность. Считалось, что при помощи специальных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический исторический процесс. Это связано с тем, что каждому «возбуждению снизу» (от человека) обязательно отвечает «возбуждение сверху» (от бога). Каббалисты считались колдунами. При помощи чудодейственных амулетов и формул они пытались воздействовать на жизнь человека.

Источник: Человек и общество. Культурология

КАББАЛА
от древнеевр. qabbel, получать; qabbalah, теория откровения): в еврейской традиции — тайная интерпретация Библии. В развитии Каббалы различают три периода: 1) докаббалистический период (XIII в.), когда на основе философии гностиков, Плотина и Аристотеля создается «Sepher Yezirah» (Книга Творения); 2) эпоха «Zo-har» (Сияние) (XIV в.), произведения, написанного Равви Моисеем из Леона; 3) эпоха Каббалы в собственном смысле слова (XV в.), основной автор которой — Исаак Лурия. Каббалистическое учение вычленяет Библейскую теологию, используя для этого метод систематизации и формализации. Это философия эманации, исследующая посредников между Богом и миром, распределенных на четыре степени, или «гипостазы»: Бог (atsiouth), тварь (beria), формирование (jetsira), человек (hassia). Само откровение возможно лишь благодаря этой схеме, напрямую связывающей человеческое существование с божественной мудростью. Каббала использует основные принципы библейской экзегезы. Она противостоит Талмуду, изучающему детали текста и конкретное содержание рассказываемых в нем историй.
 

Источник: Философский словарь

КАББАЛА
(др.-евр., букв. - предание) - ср.-век. религ.-мистич. учение, имевшее широкое распространение среди приверженцев иудаизма. Первой книгой, в к-рой примерно в VIII в. произведена запись учения К., была «Сефер Иецира» («Книга творений»). Ее анонимный автор учил, что основой всего сущего является единый бог, что мироздание зиждется на 10 цифрах и 22 буквах евр. алфавита. Каббалистич. мистика получила дальнейшее развитие в анонимной книге «Зогар» («Сияние»), появившейся ок. XIII в. Утверждая, что бог лишен к.-л. атрибутов, «Зогар» рассматривает божество как «бесконечное», а мир вещей - как эманацию (истечение, излучение) божеств, сил. В противоречии с самим собой «Зогар» говорит о 10 соферотах - творящих атрибутах божества, посредством к-рых оно открывается и познается. К. допускает переселение душ. По каббалистич. выкладкам производились шарлатанские гадания и предсказания, К. использовалась для магии. Учение К., менявшееся на протяжении веков в зависимости от социальных условий, своим мрачным содержанием отравляло сознание забитых нуждой и обществ, гнетом людей. Нек-рое влияние К. оказала на представителей Ренессанса - Ройхлина, Парацельса и др.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

КАББАЛА (евр. - предание, традиция)
устная передача религиозных заповедей, сложившаяся у евреев до появления письменно изложенных законов религии. В узком смысле каббала - собр. соч. мистического характера, самое раннее из которых, Книга Иециры (евр. - творение), относится к 8 или 9 в., а самое позднее и наиболее важное, Книга Зогара (евр. - сияние), - к периоду ок. 1200. Каббала проповедует возникновение мира из энсот фа (греч. - первоединое). Из него происходят 10 сефиротов (числа, формы, потоки света), из которых образовался прообраз земного мира и земного человека, Адама-Кадмона (евр. - первый человек). К концу развития человек вновь должен достичь этого образца (ср. I Кор, 15, 45). Из первомира возникают бриа (мир форм), иецира (мир ангелов) и асиа (мир материи). Человек (умом, душой, жизненной силой) принадлежит ко всем трем царствам. Каббала проповедует переселение душ. Она оказала большое влияние на философию Ренессанса, на философские взгляды Парацелоса и Якоба Беме. Т. н. каббалисты, считавшиеся колдунами, верили, опираясь на Книгу Иециры (согласно которой в 10 цифрах и 22 буквах заключена основа всех вещей), что чудодейственные амулеты и формулы (предание о Прогере Големе) обладают целебными свойствами. Исследование каббалы называется каббалистикой.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КАББАЛА
Евр.) Древнехалдейская Тайная Доктрина, сокращенно
Kabala. Оккультная система, передаваемая устно; но, признавая
традицию, сама она не составлена из чисто традиционных учений,
ибо когда-то она была фундаментальной наукой, но теперь искажена
наслоениями столетий и интерполяциями западных оккультистов, в
особенности христианских мистиков. Она занимается до сих пор
эзотерическими толкованиями еврейских Писаний, и учит нескольким
способам толкования библейских аллегорий. Первоначально доктрины
передавались только "из уст в ухо", говорит д-р У.Уинн Уэсткотт,
"устным образом от учителя к ученику, получавшему их, - отсюда и
название Kabbalah, Qabalah или Cabbala, от еврейского корня QBL,
получать. Кроме этой теоретической Каббалы, было создано
практическое ответвление, касающееся еврейских букв как образов,
подобных Звукам, Числам и Идеям." (См. "Гематриа", "Нотарикон",
"Темура".) О первоначальной книге Каббалы - "Зохаре" - см.
дальше. Но нынешний "Зохар" не есть "Зохар", оставленный Симеоном
бен Иохаи своему сыну и секретарю в наследство. Автором
современного приблизительного варианта был некий Мозес де Леон,
еврей, живший в XIII столетии. (См. "Каббала", с. 176, и "Зохар".)

Источник: Теософский словарь

КАББАЛА
др.-евр., букв. – предание) – фантастич. тайное учение евреев, являющееся своеобразным сочетанием вост. мифологии с идеями эллинистич. науки. К. возникла во 2 в. и представляла собой смесь идей гностицизма, пифагореизма и неоплатонизма. Гл. соч. К. – "Сияние" ("Zohar", Bd 1–3, 1558–60), написанное на арамейском яз., приписывается Симону бар Йохаю, выпущено в свет исп. евреем Моисеем де Леоном в конце 13 в.; "Книга творения" ("Sefer Yezirah"), написанная на евр. яз. в 6–7 вв. В кн. "Сияние" под видом аллегорич. толкования Библии излагается мистич. пантеистич. учение, где понятие творения заменяется понятием эманации. Краеугольным камнем К. является учение об "Энсофе" (бесконечном). Согласно К., "Энсоф" не имеет никаких положит. определений, т.к. всякое определение имеет ограничивающее значение; ему не присущи ни слово, ни действие, ни ум, ни воля. "Энсоф" не отделен от мира: он – субстанция, имманентная причина, одновременно – активное и пассивное начало мира. Он есть все, и отд. предметы представляют собой только выражение его единого бытия. К. оказала значит. влияние как на еврейских, так и на ряд христ. мыслителей. В 15 в. нек-рые ее идеи развивали Пико делла Мирандола, Рейхлин и др. В позднейший период своего развития К. превращается в магию, колдовство, символич. толкование "священных текстов", где каждому слову и числу придавалось особое мистич. значение. Поэтому термин "каббалистика" иногда означает вид оккультизма и спиритизма. Лит.: Трубич Э., Очерки каббалы, СПБ, 1886; Franck A., La Kabbale ou la philosophie r?ligieuse des h?breux, nouv. ?d., P., 1889; Вisсhоff E., Die Elemente der Kabbalah, 2 Aufl., ?l 1–2, В., 1920; Scholem G., Bibliographia kabbalistica, Lpz., 1927. A. Рубин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КАББАЛА
(Kabbala; евр. — «предание, традиция») — устная передача религиозных заповедей, сложившаяся у евреев наряду с письменным изложением божественного закона. В узком смысле каббала — собрание сочинений мистического характера, самое раннее из которых, Книга Иециры (евр. — «творение»), возникло в VIII или IX в., а самое позднее и наиболее важное, Книга Зогара (евр. — «сияние»), — ок. 1200. Каббала учит о возникновении мира из энсофа (греч. — «простой»), первоединого. Из него происходят десять сефирот (числа, формы, потоки света), из которых образовался прообраз земного мира и земного человека, Адама Кадмона (евр. — «первый человек»). К концу развития человек вновь должен достичь этого образца (cp. 1 Кор. 15:45). Из первомира возникают бриа (мир форм), иецира (мир ангелов) и асиа (мир материи). Человек (умом, душой, жизненной силой) принадлежит ко всем трем царствам. Каббала учит о переселении душ. Она оказала большое влияние на философию Ренессанса, на Парацельса и Якоба Бёме.
Так называемые каббалисты считались колдунами и верили, что, опираясь на Книгу Иециры (согласно которой в десяти цифрах и 22 буквах заключена основа всех вещей), можно изготовить чудодейственные амулеты и формулы (предание о пражском Големе). Книга Иециры на немецком языке была издана с пояснениями Л. Гольдшмидтом в 1894; Книга Зогара появилась в 1906—1911 в 6 т. на французском под редакцией И. де Поли и в 1949 в 5 т. на английском языке под редакцией Шперлинга (на рус. яз. в сокращенном виде в сб. «Знание за пределами науки», 1996; более полн. пер. 2002). — G. Scholem. Bibliographia Kabbalistica, 1927; G. Scholem. К. Jerusalem, 1974.
P. Bloch. Gesch. der Entwicklung der K. und der jüd. Religionsphilos., 1894; E. Bischoff. Die K., 1903, 1917(Repr. 1981); G. Scholem. Major Trends in Jewish Mysticism. Jerusalem, 1941, dt. 1980; Ben Z. Bokser. From the World of the Cabbalah. The Philosophy of Rabbi Judah Loew of Prague. London, 1957; E. Benz. Die christliche K., 1958; A. Safran. La Cabale. Paris, 1960, dt. 1966; G. Scholem. Zur K. und ihrer Symbolik, 1960; H. Wankel. K. (Diss.), Würzburg, 1961 ; A. Safran. Sagesse de la Kabbale, I—II, Paris, 1986—1987, dt. 1988; M. Idel. Kabbalah. New Perspectives. New Haven, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КАББАЛА
др.-евр., букв.- предание), мистич. течение в иудаизме. К. соединила пантеистич. построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. Уже трактат «Книга творения», созданный между 3 и 8 вв., учит о 32 элементах мироздания, к к-рым относятся не только 10 первочисел (как в греч. пифагореизме), но и 22 буквы евр. алфавита. К. в собств. смысле слова складывается к нач. 13 в. среди евреев Испании и Прованса и развивается в сложных отношениях взаимосвязи и противоборства с арабскоевр. филос. движением в Андалусии. Основополагающий памятник К.- «Книга сияния», или «Зогар», написанная на арамейском яз. в Кастилии в кон. 13 в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому (Моше де Леон), к-рый, однако, предпочел выдать ее за наследие талмудич. мудреца 2 в. Симона бен Йохаи; она имеет форму аллегорич. толкования на библейские тексты. К. понимает бога как абсолютно бескачеств. и неопределимую беспредельность («Эн-Соф»). Однако это ничто есть одновременно все в вещах, в к-рые оно изливает свою сущность, ограничивая для этого само себя (т. о., К. ставит на место учения о сотворении мира учение об эманации). Неопределимый бог приходит к определенности в десяти «Сефирот», или стадиях своего смыслового саморазвертывания, аналогичных «зонам» гностицизма («венец», «мудрость», «разумение», «милость», «сила», «сострадание», «вечность», «величие», «основа», «царство»); соотношение этих гипостазированных атрибутов бога изображалось в виде «древа Сефирот». В своей совокупности «Сефирот» образует космич. тело совершенного существа первочеловека Адама Кадмона, сосредоточившего в себе потенции мирового бытия. Особый аспект К. составляет т. н. практич. К., основанная на вере в то, что при помощи спец. ритуалов, молитв и внутр. волевых актов человек может активно вмешиваться в божественнокосмич. процесс истории (напр., приближать пришествие мессии), ибо каждому «возбуждению снизу» (от человека) не может не ответить «возбуждение сверху» (от бога).
С 15 в. интерес к К. распространяется в кругах христ. ученых Европы, стремившихся синтезировать ее с догмами христианства в рамках универсальной всечеловеч. религии (Пико делла Мирандола, И. Рейхлин, Агриппа, Парацельс и др.); близко к К. подошел Беме в своем учении о происхождении мирового конфликта из самой природы бога. Влияние мистицизма К. прямо или опосредованно испытали Гегель, Вл. Соловьев, Бердяев, Юнг, Бубер.

Источник: Советский философский словарь

КАББАЛА
др.-евр., букв.— предание) — мистическое течение в иудаизме. Каббала соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. Уже трактат «Книга творения», созданный между 3 и 8 вв., учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом пифагореизме), но и 22 буквы еврейского алфавита. Каббала в собственном смысле слова складывается к началу 13 в. среди евреев Испании и Прованса и развивается в сложных отношениях взаимосвязи и противоборства с арабско-еврейским философским движением в Андалусии.
Основополагающий памятник каббалы — «Книга сияния», или «Зогар», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце 13 в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому (Моше де Леон), который, однако, предпочел выдать ее за наследие талмудического мудреца 2 в. Симона бен Йохаи; она имеет форму аллегорического толкования на библейские тексты. Каббала понимает Бога как абсолютно бескачественную и неопределимую беспредельность («Эн-Соф»). Однако это ничто есть одновременно все в вещах, в которые оно изливает свою сущность, ограничивая для этого само себя (т. о., каббала ставит на место учения о сотворении мира учение об эманации). Неопределимый бог приходит к определенности в десяти «Сефирот», или стадиях своего смыслового саморазвертывания, аналогичных «зонам» гностицизма («венец», «мудрость», «разумение», «милость», «сила», «сострадание», «вечность», «величие», «основа», «царство»); соотношение этих гипостазированных атрибутов бога изображалось в виде «древа Сефирот». В своей совокупности «Сефирот» образует космическое тело совершенного существа первочеловека Кадмона, сосредоточившего в себе потенции мирового бытия. Новой вехой в развитии каббалы явилась деятельность И. Лурии (1534—72), одной из ключевых фигур на панораме иудаизма (галилейский город Цфат, где он учил и умер, является до сих пор местом усердного паломничества). В центре лурианской каббалы стоит особая доктрина о «тиккуне», т. е. «сокращении» всенаполняющей сущности Бога с целью дать место космосу. Однако «сосуды» не могут долго выдержать божественного света и разбиваются (в свете этого тезиса толковалось разрушение ветхозаветного Храма, рассеяние евреев, а также более новые катастрофы в жизни европейского еврейства); необходимо трудиться над мистическим делом воссоединения расточенных частиц света.
Особый аспект составляет т. н. практическая каббала, основанная на вере в то, что при помощи специальных ритуалов, молитв и внутренних волевых актов человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс истории (напр., приближать пришествие Мессии), ибо каждому «возбуждению снизу» (от человека) не может не ответить «возбуждение сверху» (от Бога). Именно в таком смысле каббала не вполне чужда миру магических практик. Как попытка ввести определенные компоненты каббалы (прежде всего лурианской) в общенародный и притом специально «ашкеназийский» контекст может рассматриваться хасидизм.
С 15 в. интерес к каббале распространяется в кругах христианских ученых Европы, стремившихся синтезировать ее с догмами христианства в рамках универсальной всечеловеческой религии (Пико делла Мирандола, И. Рейхлин, Агриппа, Парацельс и др.); близко к каббале подошел Я. Беме в своем учении о происхождении мирового конфликта из самой природы Бога. Влияние мистицизма каббалы прямо или опосредованно испытали Гегель, Вл. Соловьев, Н. А. Бердяев, К. Г Юнг, М. Бубер.
Лит.: Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике, 1—11.— «Библиотека алиа», 114—115. Иерусалим, 1984; Langer G. Liebesmystik der Kabbala. Munch., 1956; Schalem G. Major trends in Jewish mysticism. N. Y, 1969, p. 119-286; Idem. oa der mystischen Gestalt der Gottheit. Studien zu Grundbegriffen der Kabbala. Z., 1962.
С. С. Аверинцев

Источник: Новая философская энциклопедия

КАББАЛА
др.евр., букв. — предание), мистическое течение в иудаизме. К. соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов; она представляет типологическую аналогию таким явлениям, как тайная доктрина исмаилитов. Термин «К.» появляется лишь в XIII в., однако корни К. уходят еще в эллинистическоримскую эпоху, когда складывается практика мистических медитаций над началом Книги Бытия (т. н. «Маасе Берешит» — «рассказ о начале») и видением Иезекииля (Иез. 1, т. н. «Маасе Меркава» — «рассказ о Колеснице»), а также над буквами еврейского алфавита (включая оперирование их числовым значением). Уже трактат «Книга творения», созданный между III и VIII вв. и представляющий собой первый опыт абстрактного умозрения на древнееврейском языке, учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом пифагореизме), но и 22 буквы еврейского алфавита. К. в собственном смысле слова складывается в нач. XIII в. среди евреев Испании и Прованса и развивается в сложных отношениях взаимосвязи и противоборства с арабскоеврейским философским движением в Андалусии.
Основополагающий памятник К. — «Книга сияния», или «Зогар», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце XIII в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому (Моше де Леон), который, однако, предпочел выдать ее за наследие талмудического мудреца II в. Симона бен Йохаи; она имеет характерную форму аллегорического толкования на библейские тексты. К. понимает Бога как абсолютно бескачественную и неопределимую беспредельность («ЭнСоф»), как отрицание всего предметного. Однако это ничто есть одновременно все в вещах, в которые оно изливает свою сущность, ограничивая для этого само себя (т. о., К. ставит на место учения о сотворении мира учение об эманации). Неопределимый Бог приходит к определенности в десяти «Сефирот», или стадиях своего смыслового саморазвертывания, аналогичных «зонам» гностицизма («Венец», «Мудрость», «Разумение», «Милость», «Сила», «Сострадание», «Вечность», «Величие», «Основа», «Царство»); соотношение этих гипостазированных атрибутов Бога изображалось в виде «древа Сефирот». В своей совокупности «Сефирот» образует космическое тело совершенного существа первочеловека Адама Кадмона, сосредоточившего в себе потенции мирового бытия.
Новой вехой в развитии К. явилась деятельность Исаака Лурии (153472), одной из ключевых фигур на панораме иудаизма (галилейский город Цфат, где он учил и умер, является до сих пор местом усердного паломничества). В центре лурианской К. стоит особая доктрина о «цимцуме», т. е. «сокращении» всенаполняющей сущности Бога с целью дать место космосу. Однако «сосуды» не могут долго выдержать божественного света и разбиваются (в свете этого тезиса толковалось разрушение ветхозаветного Храма, рассеяние евреев, а также более новые катастрофы в жизни европейского еврейства); необходимо трудиться над мистическим делом воссоединения расточенных частиц света.
Особый аспект К. составляет т. н. практическая К., основанная на вере в то, что при помощи специальных ритуалов, молитв и внутренних волевых актов человек может активно вмешиваться в божественнокосмический процесс истории (напр., приближать пришествие Мессии), ибо каждому «возбуждению снизу» (от человека) не может не ответить «возбуждение сверху» (от Бога). Именно в таком смысле К. не вполне чужда миру магических практик. Как попытка ввести определенные компоненты К. (прежде всего лурианской) в общенародный и притом специально «ашкеназийский» контекст может рассматриваться хасидизм. К XVI в. убеждение в том, что некоторые процедуры практической К. могут осуществляться только в «Святой Земле», приводит к возникновению в Цфате колонии адептов К. во главе с Лурией и его антагонистом Моисеем Кордоверо. В таком виде К. стала явлением скорее бытовым, чем собственно философским; она оказала широкое влияние на мессианское движение Саббатая Цви (162676) и Якоба Франка (ок. 172692), а также на масонство и более поздние оккультисткие течения за пределами еврейства как такового.
С XV в. интерес к К. распространяется в кругах христианских ученых Европы, стремившихся синтезировать ее с догмами христианства в рамках универсальной всечеловеческой религии (Дж. Пико делла Мирандола, И. Рейхлин, К. Агриппа, А. Т. Парацельс и др.); близко к К. подошел Я. Беме в своем учении о происхождении мирового конфликта из самой природы Бога. Поверхностное усвоение символов К. можно видеть в обиходе масонов. Влияние мистицизма К. прямо или опосредованно испытали Г. Гегель, В. Соловьев, Н. Бердяев, К. Г. Юнг, М. Бубер.

Источник: София-Логос. Словарь

КАББАЛА (древнеевр. Qabbalah - принятие, предание)
сокровенная (тайная) мудрость еврейских раввинов средневековья, унаследованная из более древних эзотерических доктрин, касающихся Божественного и космогонии, которые были сведены к теологии после периода пленения евреев в Вавилоне. Мистическое учение и практика К. в еврействе сочетается с восточной мифологией, идеями гностицизма, неоплатонизма и неопифагоризма. Мнения о древности К. расходятся более чем на 3000 лет - со времен Авраама, от которого началась устная традиция передачи тайных знаний и толкования Святого Писания, до 13 в., когда главное сочинение К. - "Сияние", приписываемое Симону бен Йохайю (2-3 вв. н.э.), было выпущено в свет испанским раввином Моисеем де Леоном. К. связана с тайной доктриной халдеев и заключает в себе многое из персидской мудрости (магии). Для К. характерно символическое истолкование текстов классического иудаизма (Авраам и Сарра, например, как форма и субстанция). Философия К. строго охранялась от профанов, и доверялась только избранным, готовым сердцем и внутренней чистотой воспринять священные знания. В Мишне (основной части Талмуда) есть следующий текст: "История творения не должна быть объяснена двум человекам вместе, история о небесной колеснице (Меркаба) - даже ни одному, но мудрому и умнейшему самому понимать...". В Гемаре, комментариях к Мишне, приводится рассказ об опасностях при неосторожном отношении к теософическому учению: из четырех человек, вошедших в "огород" (рай, тайное учение), один сошел с ума, второй умер, третий стал портить молодые растения (совращать молодые умы лжеучением), и только четвертый вошел и вышел с миром. К. разделяется на умозрительную (К. "июнит"), прикладную (К. "маасит"). Умозрительная описывает космогонию, ангелологию, говорит о "внутреннем" человеке. Главные письменные памятники: "Книга Сияния" и "Книга Творения" (6-7 вв.). Онтологической основой К. является идея сокровенного, неизреченного, Беспредельного Божества, которое, будучи выше всякого определения, может быть названо "Эн-Соф", т.е. Ничто, Бесконечное (ср. теории Брахмана у Шанкары, Дао у Лао-Цзы и др). Самопознание и проявление Абсолютного начинается из его самоограничения, "стягивания", когда внутри Эн-Софа появляется точка, дающая начало "лучеиспусканию" или эманации. Это умопостигаемый свет, первоначальные лучи которого суть основные формы бытия: 32 "пути премудрости", т.е. 10 цифр или Сефирот (Сфер) и 22 буквы еврейского алфавита (3 основных, 7 двойных, 12 простых). Посредством цифр и букв записываются все священные знания, и Божество открывает свою бесконечность 32 путями. 10 Сефирот суть: 1) Венец (Кетэр), 2) Мудрость (Хокма); 3) Ум (Бина), 4) Милость или Великодушие (Хесед или Гедула); 5) Крепость или Суд (Гебура или Дин); 6) Красота (Тифэ-рет); 7) Торжество (Нэцах), 8) Слава (Ход); 9) Основание (Иесод), 10) Царство (Малхут). Сложные абстрактно-умозрительные и космогонические связи между Сефиротами составляют теорию генезиса бытия. (Ср. неоплатоническую идею эманации Верховного светоча и гностическое учение об зонах - см.: Неоплатонизм и Гнозис). В области божественных эманации каббалисты выделяют женскую сторону Божества (Шекина - Скиния) (ср. китайскую Гуань-Инь, индуистскую Кали, славянскую Ладу). Сефироты образуют форму совершенного существа - первоначального Человека (Адам-Кадмон). Во Вселенной выделяются три мира; мир "творения" (бриа. бара), т.е. область творческих идей и живущих ими чистых духов; мир "создания" (иецира) - область душ и живых существ; мир "делания" (асиа) - сфера материальных явлений. Все миры находятся в единстве: Высшие являются каналами благодати для низших, способствуя их эволюции к Миру Сияний (Ацилут), миру Божества. Человек принадлежит одновременно ко всем мирам: телесные и чувственные явления относятся к страдательной душе (нэфеш), деятельное начало души (руах) отражает волевые и силовые качества жизни; высшим своим духом (нешэма) человек обитает в мире умопостигаемых существ, и, наконец, есть еще более высокое начало - абсолютное единство (ие-хида), возводящее человека на ступень сияний (ацилут) вечного Света. Ангелология К состоит из сложных формальных классификаций духовных сущностей - например, солнечного ангела - Метатрона (перс. Митра, христ. Михаил). Нечистые духи или бесы представляют "шелуху" бытия, "скорлупы" (клиппот) без "ядер" духа, т.е. человеческие души, не имеющие своей собственной сущности. Цель человеческой жизни - очищение и совершенствование. Главное средство - перевоплощение (ср. метемпсихоз греков, индусов). Прикладная К. существует как вспомогательное средство для возвышения души. Состоит из двух разделов: 1) символическая К. (гематрия, нотарикон, темура), заключающаяся в толковании Библии посредством числового знания букв, перестановки их и т.д.; 2) магия, т.е. пути практического достижения высших состояний души (магия получила свою мистическую реализацию в хассидизме, основатель Бешт, 18 в.). Во многих оккультных организациях магия воспринимается искаженно, что привело к вульгаризации учения об Эн-Софе, развитию спиритизма, увлечению низшими психическими явлениями. Среди теоретиков К. выделяются: рэбе (р.) Акиба, его ученик р. Симой бен-Иохан (II в.), р. Исаак (слепой) 13 в., р. Моисей Кордуанский (16 в.), писатель р. Исаак Лурия, по прозванию "Лев" (Ари) (16 в.). Изучали К. и использовали в своих учениях ее идеи Корнелий Агриппа, Беме, Николай Кузанский, папа Сикст IV, Р. Луллий, И. Ньютон, Лейбниц, Ф. Бэкон, Спиноза, Гегель, В. Соловьев, Бердяев, Юнг, Бубер и др.
В.В. Лобач

Источник: Новейший философский словарь

КАББАЛА
от евр. qabbalah — предание) — оккультное учение, уходящее корнями в иудаизм, выраженное в эзотерикосимволической форме. Согласно неортодоксальной иудейской теологии, существует три компонента религиозной традиции — закон, душа закона и душа души закона. Первое понятие относится к Торе, второе к Талмуду и третье к Каббале. Если закону учили всех детей Израиля, а Талмуд открывался раввинам, то Каббала была доступна лишь на высших ступенях посвящения. Значение и смысл ее в мистицизме иллюстрирует цитата Альберта Пайка: «Проникая в Святыню Каббалы, исполняешься восхищением, видя столь логическую доктрину, столь простую и в то же время столь всеобъемлющую. Необходимый союз идей и знаков, освящение глубин реальности примитивными буквами, Триединство Слов, Букв и Чисел; философия простая, как алфавит, глубокая и бесконечная, как Слово; теоремы более полные и лучезарные, нежели пифагорейские; теология столь фундаментальная, что ее принципы можно перечесть на пальцах; бесконечность, которая умещается в ладошке младенца; десять цифр и двадцать две буквы, треугольник, квадрат и окружность — вот и все составляющие Каббалы. Они являются начальными принципами написанного Слова, отражения того произнесенного Слова, которое сотворило мир!» Когда Моисей трижды восходил на гору Синай, оставаясь там наедине с Богом по 40 дней, перед ним каждый раз открывался новый, более глубокий пласт учения. Пророк посвятил в учение 70 старейшин, которые стали передавать его из уст в уста наиболее достойным. Впоследствии каббалисты пытались познать тайное содержание, зашифрованное пророком в первых четырех книгах Торы. Первоначально Каббала существовала как устная традиция. Посвященные верили, что каббалистические принципы были переданы Богом ангелам еще до изгнания человека из рая. Ангелы передали их падшему Адаму, чтобы через знание человечество смогло вернуть утерянное положение. Непосредственно Адама посвящал в таинство Каббалы ангел Разиель. Другие ангелы содействовали обучению каббалистике последующих патриархов. Учителем Сима был Тофиель, Иссака — Рафаил, Моисея — Метатран, Давида — Михаил. Иные народы приобщились к Каббале во время пребывания евреев в Египте. Согласно Э. Леви, Каббала состоит из трех величайших книг — Сефер Ецира (Книги Творения), Сефер ха Зогар (Книги Величия) и Апокалипсиса (Книги Откровения). Каббалисты считали, что автором Сефер Ецира являлся Авраам. В действительности ее, по-видимому, написал раввин Акиба. Предположительно Сефер ха Зогар была написана учеником Акибы раввином Симеоном Бен Йохаем. Наместник императора Марка Антония Луций Вер приговорил его к смерти, но раввин сумел скрыться, поселившись в пещере на 12 лет, где с помощью ангела Элиаса и составил книгу Зогар. Симеон разработал сложную систему символизма «Большого» и «Малого лика». Смерть раввина оценивалась как угасание лампы Израиля. Книга Симеона была обнаружена и предъявлена миру спустя 12 столетий Моше де Леоном. Многие исследователи полагают, что де Леон и являлся подлинным автором Зогара. Е. П. Блаватская считала содержание книги тайной доктриной халдеев, от которых евреи ее заимствовали в период вавилонского пленения. Также не установлено время написания и авторство, приписываемого Иоанну Богослову, Апокалипсиса. Теория Каббалы была тесно связана не только с иудейским, но и христианским оккультизмом. Она составляла важный компонент алхимии, герметизма, розенкрейцерианства и масонских учений. Каббалисты структурируют свое священное предание по пяти разделам. Природная Каббала использовалась для помощи исследователям в познании тайн Природы. Аналогическая Каббала была составлена в целях установления взаимоотношений всех вещей и объектов, существующих в низшем мире. Она составлена на основе учения соответствия микрокосмоса макрокосмосу. Созерцательная Каббала имеет цель познания небесных сфер. Бесконечные в космической перспективе миры постигаются посредством философского абстрагирования. Астрологическая Каббала исследует силу, величину и субстанцию сидерических тел. Через нее раскрывается мистическое строение Земли. Магическая Каббала изучается каббалистами, стремящимися к управлению демонами и другими различными существами невидимого мира. Она используется как методика целительной практики талисманами, амулетами, жестами и заклинаниями. Верховное божество каббалистов постигается через апофатическую теологию. Вечная эйдетическая сущность вещи, выявляемая в результате каббалистического познания, есть Айн Соф. Она называется каббалистами «древнейшим из древнейших». Символом Айн Соф являлся закрытый глаз. Каббалисты разрабатывали космогонию эманации из Айн Соф тварного мира. Схематически процесс космического рождения рассматривается как соотнесение центра и окружности. Сознание человека в каббалистике символически представлено Яйцом Ауры. Важнейшими символическими компонентами каббалистики являлись Адам Кадмон и Дерево Сефирот. В последнем из символов по различным сефирам запечатлены десять атрибутов самопознающегося божества. Дерево венчается короной, обозначающим присутствие в материальном божественного. Движение от «короны» к «царству» идет через семь божественных атрибутов — мудрости, понимания, милости, справедливости, красоты, вечности, вибрации — и три божественных принципа — воли, милости и справедливости. Космогония Каббалы основывается на учении о Четырех Мирах. Каждому из Миров соответствует космический цикл — манифестации, творения, формации и действия. Символизм учения восходил к пророческому видению Иезекииля, где образ славы Божьей (манифестация) на колеснице (формация) господствовал над миром (действие). Для каждого из миров предполагается свое Дерево Сефирот. Совершенствование человека выражено в каббалистике в качестве восхождения по древу. Достигший короны может узнать Бога и выйти за пределы материальной ограниченности. Особое внимание каббалисты уделяли декодированию через числовые эквиваленты еврейского алфавита библейского писания. Так, число созданного Моисеем «медного змея» соответствовало нумерологическому эквиваленту слова «Мессия» — 358, что интерпретировалось как ветхозаветная проповедь пришествия Спасителя, который спасет человека, поразив духовным жалом. Поэтому каббалисты использовали образ змея в качестве символа Христа, вызывая осуждение ортодоксальных христиан. Каббала включала не характерное для классического иудаизма учение о переселении душ (гилгул). Каббалистические разработки получили особую популярность среди евреев после изгнания их из Испании в 1492, соотносясь с усилением эсхатологических настроений. В середине XVI в. главным центром каббалистического движения стал галилейский город Сафед, где прошли последние годы жизни величайшего из каббалистов Исаака Бен Соломона Лурии. Им был разработан ряд основополагающих каббалистических доктрин: «отступление» (цимцун) божественного света, в результате чего оказался создан изначальный космос, нисхождение светящихся частиц распавшегося Адама Кадмона в материю — Клипот; космологическое возрождение (тиккун), которое могут обрести евреи при интенсивной мистической жизни и социальной борьбы со злом. Лурианская версия каббалистике стала основой для саббатианства и хасидизма. Современная Каббала структурируется на теоретическую (инонит) и прикладную (маасит). Теоретическая, в свою очередь, подразделяется на космогонию — маасэ беремит («дело в начале») и теософию — маасэ меркава («дело колесницы»). Источ.: Гейликман Т. Б. О каббале и хасидизме // Критика иудейской религии. М., 1962; Дугин А. Г. Мессианство Каббалы // Конец Света (эсхатология и традиция). М., 1997; Бутми Н. А. Каббала, ереси и тайные общества. СПб., 1914.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Каббала

(Qabbalah) - мистическое учение и мистическая практика в еврействе, сохранявшаяся первоначально устным преданием, что обозначается и самим еврейским словом (принятие, в объективном смысле - предание). Мнение о древности каббалы расходятся более чем на 3000 лет - от эпохи Авраама и до XIII в. по Р. X. Признание за каббалой до-библейской древности не имеет исторического характера, другое же крайнее мнение (о позднем средневековом происхождении каббалы) основано на недоразумении: главные памятники каббалистической письменности в их настоящем виде действительно явились в средние века, но нельзя отожествлять их с самим содержанием каббалы, т. е. с тем кругом мистических традиционных идей, которые сохранялись втайне от непосвященных, частью в устном предании учителей, частью в отрывочных, недошедших до нас записях. Ясные следы каббалистических понятий и терминов в Новом Завете, а еще более прямые указания на каббалу в древнейших частях Талмуда, относящихся к первым векам нашей эры, свидетельствуют о существовании еврейской теософии, по крайней мере, около Р. Хр. В Мишне читается такое изречение: "не излагают дела о началах (мира) в присутствии двух, а дела колесницы (Божьей) - в присутствии одного, разве только у него свой ум для этого". Здесь в подчеркнутых словах указываются два подразделения умозрительной каббалы (см. ниже). С этим изречением уже в иерусалимской (более древней) Гемаре связан длинный диалогический рассказ, трактующий о том, как опасно неосторожное отношение к тайному теософическому учению, которое таким образом предполагается здесь как нечто уже установившееся. С достаточной уверенностью можно утверждать, что К. возникла не ранее вавилонского пленения и не позже последних Асмонеев. Как из столкновения еврейской религиозной мысли с греческой философией возникли оригинальные умозрения Филона, так более раннее взаимодействие той же мысли с вавилоно-персидской магией и теософией породило К. Дальнейшие греческие, греко-иудейские, греко-египетские и христианские влияния на развитие каббалы этим не исключаются, но они остались второстепенными; основа была прочно заложена в Вавилоне и в Персии.
Каббала разделяется вообще на умозрительную (каббала июнит) и прикладную (каббала маасит). Умозрительная каббала состоит опять из двух главных частей или "дел": космогонии - маасэ берешит, буквально дело (о том, что) в начале, и теософии - маасэ меркаба, буквально дело колесницы или выезда Божьего. Впрочем, космогонические и теософические умозрения каббалы переходят одно в другое и не поддаются отдельному изложению. Главные письменные памятники умозрительной каббалы суть Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая приписывается праотцу Аврааму, но в действительности относится к началу средних веков; в IX в. на нее уже писались комментарии, как на старинный авторитет; вероятно, она составлена в VI или VII в. Зогар приписывается каббалистами ученику знаменитого р. Акибы, р. Симону бен-Иохаю (II в.), но так как в этом темном писании находятся ясные указания на мусульман и даже намек на смерть папы Николая III (1280), то его с полной вероятностью относят ко времени около 1300 г. и автором его признают испанского раввина Моисея де-Леона. Обе книги напечатаны в первый раз в Мантуе, в 1558 - 62 гг. Кроме этих основных текстов, в образовании умозрительной системы каббалы имели особенное значение Сефер-га-Бахир, сочинение р. Исаака слепого (XIII в.), затем Пардес-Римоним - о. Моисея Кордуанского, и, наконец, писания р. Исаака Лурия, по прозванию Льва (ари). Оба последние жили в XVI в., и ими завершается внутреннее развитие еврейского каббализма. С XV в. являются каббалисты и между христианскими писателями: в Италии - Пико де Мирандола; в Германии - Рейхлин ("De arte cabbalistica" и "De Verbo mirifico"), Корнелий Агриппа фон Неттесгейм ("De occulta philosophia") и Парацельс; во Франции - Вильгельм Постель (XVI в.); в Англии - Роберт Флудд, или de Fluctibus, и Генрих Мор (XVI - XVII вв.). С другой стороны, взаимодействие между христианством и еврейством на почве каббалы породило мессианское движение Саббатая Цеви (XVII в.), Франка и франкистов (XVIII в.) и, наконец, хасидизм, с его цадиками, доныне процветающий в юго-западной России и Галиции.
Умозрительное учение каббалы исходит из идеи сокровенного, неизреченного Божества, которое, будучи выше всякого определения, как ограничения, может быть названо только эн-соф, т.е. ничто или Бесконечное. Чтобы дать в себе место конечному существованию, энсоф должен сам себя ограничить. Отсюда "тайна стягиваний" (сод цимцум) - так называются в каббале эти самоограничения или самоопределения абсолютного, дающие в нем место мирам. Эти самоограничения не изменяют неизреченного в нем самом, но дают ему возможность проявляться, т. е. быть и для другого. Первоначальное основание или условие этого "другого", по образному представлению каббалистов, есть то пустое место (в первый момент - только точка), которое образуется внутри абсолютного от его самоограничения или "стягивания". Благодаря этой пустоте, бесконечный свет энсофа получает возможность "лучеиспускания" или эманации (так как есть куда эмалировать). Свет этот не есть чувственный, а умопостигаемый, и его первоначальные лучи суть основные формы или категории бытия - это 32 "пути премудрости", именно 10 цифр или сфер (сефирот) и 22 буквы еврейского алфавита (3 основных, 7 двойных, 12 простых), из которых каждой соответствует особое имя Божье. Как посредством 10 цифр можно исчислить все, что угодно, и 22 букв достаточно, чтобы написать всевозможные книги, так неизреченное Божество посредством 32 путей открывает всю свою бесконечность. Насколько можно понять, различие между сефиротами и буквами имен Божьих в этом откровении состоит в том, что первые выражают сущность Божества в "другом" или объективную эманацию (прямые лучи божественного света), тогда как буквенные имена суть обусловленные этой эманацией субъективные самоопределения Божества (лучи отраженные).
Вот названия 10 сефирот: 1) Венец (Кетэр); 2) Мудрость (Хокма); 3) Ум (Бинб); 4) Милость или Великодушие (Хэсед или Гедулб); 5) Крепость или Суд (Гебура или Дин, также Пахад); 6) Красота или Великолепие (Тифэрет); 7) Торжество (Нэцах); 8) Слава или Величие (Ход); 9) Основание (Иесод) и 10) Царство (Малхут). Мыслимые как члены одного целого, сефироты образуют форму совершенного существа - первоначального человека (Адам-Кадмон). Для большей наглядности каббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частями человеческого тела: Кетэр - это чело, Хокмб и Бинб - два глаза, Хэсед и Дин - две руки, Тифэрет - грудь, Нэцах и Ход - бедра, Иесод и Малхут - две ноги. - Такое представление осложняется внесением половых отношений в "дерево сефирот". Вообще каббалисты в области божественных эманаций различали само Божество, как проявляющееся, от его проявления или "обитания" в другом, которое они называли Шекина (скиния) и представляли как женскую сторону Божества. Шекина иногда отожествляется с последнею сефирой - малхут, которой, как женскому началу, противополагаются все прочие, как мужское, при чем уже теряется аналогия с человеческим телом. Еще сложнее представляется это отношение в книге Зогар. Здесь образуемый сефиротами Адам-Кадмон совмещает в себе три или даже четыре лица. Сефира - Милость или Великодушие с тремя правыми или мужескими сефиротами, образует Длинное Лицо (Арик-Анпин), или Отца (Аба); противоположная ему сефира Крепость или Суд, с тремя левыми или женскими сефиротами, образует Короткое Лицо (Зеир-Анпин) или Мать (Ума); происходящая из их соединения сефира Красота или Великолепие называется "Столп Середины" (Амуда Деэмцоита) и представляется иногда как новое лицо или сын; остающаяся затем первая высшая сефира Венец иногда относится к Отцу, иногда же принимается за особое лицо - Вечный Бог как такой или "Ветхий деньми" (Атик-Йомин).
Сефироты суть общие основные формы всякого бытия. Обусловленная этими формами конкретная вселенная представляет различные степени удаления божественного света от его первоисточника. В непосредственной близости и совершенном единстве с Божеством находится Мир Сияний (Ацилут). Большее или меньшее различение от Божества представляют дальнейшие три мира, которые, по своеобразной методе каббалистов, выводятся следующим образом: в начале книги Бытия (I и II гл.) отношение Божества к миру выражено тремя глаголами - творить (барб), создавать (иецер) и делать (асб); отсюда три различных мира: мир "творения" (бриб), т. е. область творческих идей и живущих ими чистых духов, затем мир "создания" иецира) - область душ или живых существ, и наконец, мир "делания" (асиб) - сфера материальных явлений, наш видимый физически мир. Эти миры не разделены между собой внешним образом, а как бы включены друг в друга, подобно концентрическим кругам. Низшие миры реализуют то, что более идеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров, воспринимая из первого источника божественные влияния, передают их низшим, служа таким образом каналами или "сосудами" (келим) благодати. Человек принадлежит за раз ко всем мирам: по телу и чувственной, страдательной душе (нэфеш) он относится к низшему миру явлений, по вопящему и деятельному началу своей души (руах) он сроден миру зиждительных сил, высшим идеальным своим духом (нешами) он обитает в мире умопостигаемых существ, и, наконец, в нем есть еще более высокое начало, теснейшим и глубочайшим образом связывающее его с Божеством - абсолютное единство (иехида), возводящее его на степень непосредственных сияний (ацилут) вечного света. Принадлежа ко всем мирам, человек, однако, непосредственно коренится в низшем материальном мире, который через него соединяется с Божеством. Существа, непосредственно живущие в высших мирах - ангелы. Ангелология каббалы, заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация перс. Митры), высшего посредника между Богом и вселенной; иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией. - Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так наз. шелуха бытия или скорлупы (клиппот) - это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные, как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого - перевоплощение; оно двух родов: "круговорот" (гильгуль) и "прививка" (иббур); первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7-м или даже на 14-м году возраста, с провиденциальной целью на благо того или другого, или обоих. Вспомогательное средство для возвышения души есть прикладная каббала. Связь между ней и умозрительной - общее обеим признание мистического смысла букв и имен библейских. Относясь к Библии, как к шифрованному тексту, и применяя различные шрифты (подставление числового значения букв, перестановка букв в том или другом определенном порядке и т. д.), можно из одних слов получить совершенно другие и открыть удивительные вещи (главные способы называются: гематрия, нотарикон, темура). Таким путем каббалисты угадывают сокровенное и предсказывают будущее. Другая часть прикладной каббалы есть магия; через целесообразное употребление имен Божьих производятся различные чудеса.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
272.20 кб

2012. 02. 014. Идель М. Каббала: новые перспективы / пер. С англ. , ИВР. Бурмистров К. , Левин Е. ,

Мельник С.
Читать PDF
431.76 кб

Философско-каббалистический синтез Авраама Когена Эрреры: понятие Эйнсофа в "Puerta del cielo"

Нечипуренко Виктор Николаевич
Читать PDF
432.75 кб

«Он сжал Себя в самом себе»: каббалистическое учение о «Самоудалении» Бога (цимцум) и его интерпрета

Бурмистров Константин Юрьевич
Читать PDF
141.02 кб

Интерпретация каббалы в творчестве В. С. Соловьёва

Кравченко Виктория Владимировна
Анализируется подход Соловьёва к каббале как к системе символов и гибкой универсальной терминологии, классификации идей и инструменту для перехода от известного к неизвестному.

Похожие термины:

  • ДЕВЯТЬ Каббала Девяти Покоев

    есть разновидность тайного зашифрованного письма, которую ввели еврейские раввины и которая употреблялась некоторыми обществами в целях сокрытия, - особенно она принята некоторыми степенями фра
  • КИТАЙСКАЯ Каббала

    Одной из древнейших и известных китайских книг является "И Цзин", или "Книга Перемен". Считают, что она написана за 2850 лет до Р.Х. На диалекте аккадийских черных племен Мессопотамии. Это крайне трудна
  • КАББАЛИСТ

    От qblh, Каббала, неписанная или устная традиция Каббалист - это изучающий "тайную науку", тот, кто толкует сокровенное значение Священных Писаний с помощью символической Каббалы, и объясняет истинно
  • КАББАЛИСТИЧЕСКИЕ ЛИКИ

    Это суть Нэфеш, Руах и эшама, или животная (жизненная), Духовная и Божественная Душа в человеке - Тело Душа и Ум.