ЯЗЫК и ОБЩЕСТВО
ЯЗЫК и ОБЩЕСТВО
одна из проблем теор. лингвистики, круг вопросов к-рой связан с изучением природы отношений Я. и О. В языкознании этот вопрос решается неоднозначно: ученые, отстаивающие идею социологизации Я. (А.Сеше, М.Граммон, Ж.Марузо, Н.Я.Марр и др.), считают, что развитие Я. полностью определяется О.; представители семантической философии (Б.Уорф, Э.Сепир) утверждают, что Я. непосредственно определяет специфику духовной культуры О.; ряд исследователей (Е.Курилович и др.) связь Я. и О. отрицают, полагая, что Я. развивается и функционирует по собств. з-нам. Совр. рос. языкознание, филос. основой к-рого явл. диалектич. материализм, исходит из установки, что отношения между Я. и О. обоюдные: не только Я. явл. действенным фактором в жизни О., но и О. в жизни Я. В жизни О. Я. имеет исключительно важное значение: без него оно не может существовать (Я. — это «демаркационная линия», к-рая разграничивает О. людей от сообщества животных). Являясь осн. средством общения, Я. посредством языковых форм и общеупотребительных слов способствует выработке у опред. языкового коллектива общего образа мышления, единого познания объективной действительности, к-рые, наряду с др. факторами — условиями жизни, производственной деятельностью и др.,— обусловливают общность психич. склада языкового коллектива, являющегося одним из существенных признаков нации. Через худ. лит-ру, средства массовой информации Я. выполняет роль орудия воздействия на массы, формирует обществ. сознание, ыступая средством пропаганды идей. Косвенное влияние Я. на жизнь О. проявляется в том, что он явл. мощным фактором развития и совершенствования чел. мозга — осн. органа мышления, без высокого развития к-рого немыслима эволюция О. О. в жизни Я. играет роль своеобразного вектора, определяющего его судьбу. Я. связан с О. с самого своего возникновения (см. Происхождение языка) и повторяет его судьбу: по мере развития О., усложнения форм обществ. жизни развивается и усложняется Я. Наряду с устным общением развивается письменный Я., наряду с непосредственным бытовым — деловое, офиц., науч. общение, наряду с общением в рамках своего коллектива — племени, народа, нации — становится необходимым межплеменное, а постепенно и межнац. общение. Усложнение Я. проявляется в развитии в его составе функционально-коммуникативных систем, обслуживающих разные группы его носителей, что приводит к выделению территориальных, соц. диалектов, лит. и др. форм реализации общенар. Я. О. проявляет себя в жизни Я. и как фактор, определяющий его нормы, поск. нормы апробируются и вводятся в действие О. Норма создается обычаем, ее непременный признак — массовость. Иными словами, норма — это то, что вошло в соц. практику. Отсюда — соц. характер самой нормы, а след-но, и Я. в целом, поск. он явл. совокупностью норм. Это факты опосредованного влияния О. на Я., не зависящие от воли отд. индивидуумов. Однако возможно и целенаправленное воздействие О. на Я.; оно обнаруживает себя в языковой политике (т.е. в совокупности мер, предпринимаемых для целенаправленного воздействия на языковое развитие). Ярким примером проявления такой политики явл. языковое строительство, осуществленное в Сов. России в 1930-е гг. (согл. декрету СНК «О ликвидации неграмотности» от 26.12.1919), когда для 50 народностей, не имевших нац. традиций письма, были разработаны алфавиты и намечены пути и перспективы развития нац. лит. Я. Сознательное воздействие О. на Я. может проявляться в выборе Я. или диалекта в кач-ве государственного в многоязычных странах, в пропаганде лингв. знаний, в кодификации отраслевых терминологий. Лит.: Ардентов Б.П. Язык и языкознание. Кишинев, 1971; Хроленко А.Т. Общее языкознание. М., 1981; Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М., 1982. С.И.Щербина
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь