Интернализм
Интернализм
историконаучное течение, согласно которому развитие науки представляет собой историю научных идей, управляемую внутренне присущими науке закономерностями.
Интернализм
от лат. internus – внутри) и экстернализм (от лат. exter, exterus - внешний) – оппозиционные течения в историографии и философии науки, сложившиеся в 30-х годах ХХ века и по-разному объясняющие роль и соотношение внутренних и внешних науке факторов.
Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
Интернализм
интерналистская трактовка языкового значения представляет собой картезианский взгляд на ментальное, согласно которому такие ментальные состояния как мысли, убеждения, намерения и желания имеют сугубо качественный характер и по своей природе концептуальны.
Источник: Аналитическая философия (глоссарий)
Интернализм
от лат. internus — внутренний) — точка зрения, сложившаяся в историографии и философии науки, объясняющая развитие науки исключительно ее внутренними факторами. Альтернативную позицию занимает экстернализм (от латинского — внешний), акцентирующий внимание на внешних (экономические, социальные, культурологические) причинах эволюции научного знания.
Источник: История и философия науки
ИНТЕРНАЛИЗМ
от лат. внутри) – утверждение, рассматривающее основным фактором развития науки способы решения научных проблем (парадигмы), методологические программы, соотношения традиций и новаций, сложившиеся на определенном этапе развития науки, т.е. факторы, связанные с внутренней природой научного знания, поэтому основной задачей изучения науки является описание познавательных процессов.
Источник: Философия науки и техники: словарь
ИНТЕРНАЛИЗМ
направление в историографии и теории развития науки, согласно которому главную движущую силу развития науки составляют имманентно присущие ей внутренние цели, средства и закономерности; научное знание должно рассматриваться как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий се бытия, от степени развитости социума и характера различных его подсистем (экономики, техники, политики, философии и др.). Наиболее видные представители интернализма — А. Койре, Р. Холл, П. Росси, Г. Герлак, К. Поппер и др. (См. история науки, развитие науки, экстернализм).
ИНТЕРНАЛИЗМ
течение в историографии и философии науки, сложившееся в 30-е годы как оппозиция экстернализму. Представлен в трудах историков науки Койре, А.Р. Холла, Г. Герлака и др., в философии науки - прежде всего в попперовской школе, особенно у Лакатоса. И. продолжает традиции "интеллектуальной истории науки", "истории идей" и рассматривает в качестве основной движущей силы развития науки внутренние, связанные с природой знания факторы: объективную логику возникновения и решения проблем, эволюцию интеллектуальных традиций и исследовательских программ. В качестве концептуального базиса историко-научных реконструкций И. полагает описание собственно познавательных процессов, отводя личностным, культурным, социально-экономическим и прочим их аспектам роль факторов, способных, в зависимости от ситуации, лишь тормозить или ускорять имманентный ход познания. Вместе с тем, в отличие от традиционных историй идей, И. не игнорирует в своих исторических реконструкциях реальные связи между динамикой познания и его социально-культурным контекстом.
Источник: Современная западная философия: словарь