ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ
ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ
от лат. intelligibilis – познаваемый) – у нек-рых идеалистов (Платон, Ямвлих, Кант) означает нечто сверхчувственное, постигаемое лишь разумом, интеллектом. И. вещи противополагают сенсибильным (т.е. воспринимаемым при помощи чувств).
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ
умопостигаемый, умосозерцательный мир, не доступный чувственному восприятию; его можно только мыслить, но нельзя познать (мир идей у Платона, вещи-в-себе у Канта, мировая воля у Шопенгауэра, абсолютная свобода у Бердяева и т.п.).
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
Интеллигибельный
В широком смысле слова – вразумительный, т. е. доступный пониманию разумом (обратное – невразумительный). В узком смысле – то, что может быть понято только разумом, и никогда – органами чувств. Таков сверхчувственный мир Платона. Противостоит материальному или чувственному.
Источник: Философский словарь.
Интеллигибельный
(лат. intelligibilis — рассудочный) — философский термин, означающий предмет или явление, постигаемое только разумом, или интеллектуальной интуицией. Термину «И.» противополагают термин «сенсибельный», означающий предмет, постигаемый при помощи чувств. Широкое применение понятие «И.» получило в схоластике и в философии Канта.
Источник: Философский словарь. 1963
Интеллигибельный
(лат. intelligibilis – умопостигаемый, мыслимый) – философский термин, обозначающий объект, постигаемый только разумом и недоступный чувственному познанию. Обычно противопоставляется термину сенсибильный, обозначающему чувственно постигаемый объект. В платонизме понимается как мир идей, бестелесных сущностей, постигаемых умом.
ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ
(лат. intelligibilis — рассудочный, умопостигаемый) — то, что постигается только разумом, мышлением, в отличие от «сенсибельный» — воспринимаемый с помощью органов чувств. Понятие И. в некоторых системах идеалистической философии обозначает сверхприродные, сверхчувственные предметы, сущности. Так, у Платона — это мир идей, идеальная действительность, отражением к-рой является материальный, чувственный мир, у Канта — это «вещи в себе» как безусловные, находящиеся за пределами всякого опыта предметы разума («Вещь в себе»).
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ
(intelligibel; от лат.) — умопостигаемый, доступный пониманию лишь с помощью интеллекта, или интеллектуального созерцания, принадлежащий интеллигибельному миру; по Канту, то, что дано разуму, рассудку, но совсем не дано чувству: трансцендентные идеи имеют чисто интеллигибельный предмет, думать о котором, что он может быть определен через свои различные и внутренние предикаты, у нас нет ни оснований, ни даже малейшего оправдания и который поэтому всего лишь мыслимая вещь (Кант. Критика чистого разума, см. также «Пролегомены»); см. Трансинтеллигибельный.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ
лат. intelligibilis, intellegiiiilis · умопостигаемый, познаваемый, мыслимый;), филос. термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и не доступный чувств. познанию. Обычно противопоставляется термину «сенсибильный» (обозначающему чувственно постигаемый объект). В платонизме И. понимается как мир идей, бестелесных сущностей, усматриваемых умом. Ср.-век. схоластика различает эссенциальное И., познаваемое непосредственно умом, и акцидентальное И., познаваемое умом через различные проявления и качества (напр., ум познает душу благодаря постижению ее актов). Кант рассматривал П. как то, что дано рассудку или разуму, но не дано чувству. Пример И. (или ноумена) в философии Канта - «вещь в себе»: она может мыслиться, но не может познаваться (т. к., по Канту, познанию доступны только явления). В сфере практического разума И. служит основанием для морального действия, гл. условие к-рого - свобода - дана только как умопостигаемое. В марксистско-ленинской философии термин «И.» не употребляется.
Источник: Советский философский словарь
ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ
лат. intelligibilis - умопостигаемый) - философская категория, образующая пару понятий с категорией сенсибельный. Термином И. обозначают такой объект, который является предметом интеллектуального созерцания. Термином "сенсибельный" (лат. sensibills - чувственно воспринимаемый) обозначают объект, который может быть предметом чувственного созерцания. Впервые строгое деление всех объектов познания на И. и сенсибельные предлагается Платоном. Если И. объект, получивший у Платона название "идея", обладает свойствами тождественности, нерожденности и неуничтожимости, то основное свойство сенсибельного - изменчивость. Отсюда критерием истины должно служить соотнесение суждения не с чувственным опытом сенсибельных предметов, но с чистым знанием предметов интеллигибельных. Поэтому ложность суждения - это не "иномнение", когда мнится один чувственный предмет вместо другого, скорее это соотнесение с "идеей" умопостигаемого "небытия". В схоластике И. именовались общие сущности, к которым относят пять предикабилий Аристотеля (род, вид, определение, собственное и привходящее), фигурирующие под общим названием "универсалии". Сенсибельным же назывались единичные сущности. В философии Канта способ познания И. объекта характеризуется понятием "трансцендентальный", а способ познания объекта сенсибельного характеризуется понятием "имманентный".
А.Н.Шуман
А.Н.Шуман
Источник: Новейший философский словарь
интеллигибельное
ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНОЕ (от лат. intelligibilis — умопостигаемый, мыслимый) — философский термин, соответствующий греческому «ноуменальное», противопоставляемый термину «сенсибельное» (феноменальное) и означающий то, что по своей природе должно познаваться исключительно интеллектом, или рассудком, независимо от того, возможно ли подобное познание. И. Кант называет интеллигибельными «предметы, поскольку они могут быть представлены одним лишь рассудком и к ним не может относиться никакое наше чувственное созерцание» (Кант И. Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 4. С. 76), или «то в предмете чувств, что само не есть явление» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 330). Познание может быть сенситивным или интеллектуальным, объекты же — сенсибельными или интеллигибельными. Хотя Кант признает существование интеллигибельных объектов в сфере чистого спекулятивного разума, он допускает их только в негативном смысле как то, что «не есть объект нашего чувственного созерцания» (Там же. С. 192), отрицая при этом их положительный смысл как объектов нечувственного созерцания (ввиду отсутствия у человека интуитивного познания на основе нечувственного интеллектуального созерцания), а также подчеркивая их принципиальную непознаваемость. Положительный смысл И. применим в критической философии Канта лишь в границах практического разума. См. Ноумен. А.Н. Круглое