ИНИЦИАЦИЯ
Инициация
совокупность социальных предписаний и церемоний, посредством которых отмечается вступление индивида в члены группы, изменение его статуса, начало новой формы жизнедеятельности.
Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.
Инициация
лат. "initiatio", "начало", "введение", "вступление", "посвящение") - обряд включения человека в новый тип духовной общности с соответствующими доктринами, ритуалами, символическими системами, предписаниями, запретами и т.д.
Источник: Философия политики: глоссарий
Инициация (инициирование)
от лат. injcere — вызывать, возбуждать) — 1) возбуждение цепных химических или ядерных реакций путем внешнего воздействия на систему; 2) способствование возникновению, развитию чего» либо; инициировать — выступать в качестве инициатора (побудителя, проявляющего почин, инициативу) чего-либо.
ИНИЦИАЦИЯ
(от лат. initiare - вводить, посвящать) - 1) обряд перехода, относящийся к рождению, достижению зрелости, браку и смерти человека и приобщающий эти события к сверхчеловеческим реальностям; 2) церемония, в ходе которой в религиозное братство или тайный союз вводится неофит или совершается посвящение на особое духовное служение. Инициация означает перемену онтологического состояния человека и нередко его общественного статуса, посвящаемому предлагается пройти через определенную борьбу и выйти из нее победителем, а в предельных выражениях его ждет прохождение через внутреннюю смерть для старой жизни и второе рождение для новой. "Посвящение равноценно духовному возмужанию; оглядываясь на всю религиозную историю человечества, мы постоянно встречаем эту идею: посвященный - тот, кто узнал тайны, т.е. тот, кто знает" (М.Элиаде). В современном безрелигиозном мире сохранилось немало ритуалов, не лишенных своего рода "посвятительской канвы".
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
ИНИЦИАЦИЯ
от лат. initiare — начинать, посвящать) — образ посвящения в знания и приобщения к традиции. Как правило, совершалась в племенном обществе при достижении соответствующей возрастной границы. Представляла собой принятие подростков в категорию полноправных членов племени. Зачастую юношей изолировали на длительный срок, воспитывали в духе повиновения обычаям, открывали перед ними тайну священных преданий и верований племени. Инициация сопровождалась жестокими физическими испытаниями: надрезами на коже, татуировкой, выбиванием зуба, выщипыванием волос, обрезанием, обжиганием огнем и т. п. Обряды посвящения девушек были соорентированы на последующее выполнение ими брачных функций. Зачастую в процессе посвящения проводилось ритуальное лишение девственности. Период инициации мог растягиваться даже на несколько лет. Практика племенной инициации по сей день сохраняется во многих реликтовых сообществах. Мотивом инициационных ритуалов являлась символическая смерть неофита и последующее его воскрешение в новом качестве. При этом посвящаемому давалось новое имя. У некоторых племен образ племенного духа, покровителя инициации, раздваивался на великого духа — патрона, о котором ничего не могут знать непосвященные, и духа — убийцы, которым запугивают непосвященных, но в которого не верят посвященные. Пережитками племенной инициации в индуизме является наложение священного шнура; в иудаизме и исламе — обрезание; в христианстве — водное крещение, а у католиков еще и проводимая в 7—12 лет от рождения ребенка конфирмация (миропомазание). В эзотерических и квазирелигиозных объединениях обряды инициации осуществляются при посвящении в знания, соответствующие каждой ступени степеней иерархической лестницы. Во время масонских инициаций обыгрываются различные аспекты легенды об Адонираме, а иногда Жаке де Моле. Специальная инициационная обрядовость предусмотрена при возведении в царский и жреческий сан. Исследователь изотерии Р. Генон сформулировал теорию о противостоянии инициационной линии посвящений системе контринициаций. Источ.: Генон Р. Царство количества и знаки времени. М., 1994; Дугин А. Г. Метафизика благой вести. (Православный Эзотеризм). М., 1996.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
ИНИЦИАЦИЯ
от лат. initiatio — вводить, посвящать в таинство) — общее название системы ритуалов и обрядов, обозначающих изменение социального, полового или возрастного статуса. В узком значении слова инициация есть характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности. В научной литературе инициация наиболее полно охарактеризована в трудах современных французских ученых — этнолога и религиеведа Арнольда ван Геннепа (1873—1957) и философа М. Элиаде. Согласно теории переходных ритмов Теннепа и теории жизненных кризисов Элиаде, инициационный комплекс действий (в основном обрядовых), посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, всегда связан со структурой и историей конкретного общества. Не имевшие первоначально религиозной окраски обряды инициации со временем приобрели религиозный характер и стали связываться с переживанием религиозного опыта.
Наиболее распространенными формами обрядов инициации являются: очистительные обряды; физические и моральные испытания инициируемого, в т. ч. временная изоляция его от привычного социального окружения; получение нового имени, особых знаков отличия, подчеркивающих социальную грань между инициированными и неициированными, и др. На ранних ступенях развития общества в обрядах инициации выражался один из аспектов жизни социума, касавшихся высших интересов группы или племени: сохранение и репродукция данной общности. Инициационная система имела целью обеспечить общественный порядок, снять напряженность в отношениях между возрастными и половыми группами, особенно в моменты их перехода к новому социальному укладу и новым социальным связям. Сакрализация общественных ритмов и обрядов, генетически вторичная, в повседневной жизни выступала существенным элементом бытия общины. Рудименты инициационных ритуалов проявляются в настоящее время как в религиозной, так и в светской культуре, существенно отличаясь, однако, от инициации первобытной культуры. В рамках светской культуры эти рудименты подвергаются десакрализации, обретая свою изначальную функцию социализации (светская обрядовая культура), подчас они выступают как составная часть т. н. народной культуры. Ритуалы и предметы, включенные в инициационный комплекс, имеют большое символическое значение в ряде замкнутых групп (масоны, фашисты и др.), выполняя психологическую функцию знаков, «стимулов-средств», используемых для вхождения индивида в новую социальную роль и овладения ею. Формой инициации в современных религиях являются крещение новорожденного в христианстве, церковная конфирмация юношей и девушек в католицизме, публичное и сознательное крещение в протестантизме, обряд обрезания в иудаизме и исламе, разнообразные обряды в восточных религиях.
Ф. Г. Овсиенко
Наиболее распространенными формами обрядов инициации являются: очистительные обряды; физические и моральные испытания инициируемого, в т. ч. временная изоляция его от привычного социального окружения; получение нового имени, особых знаков отличия, подчеркивающих социальную грань между инициированными и неициированными, и др. На ранних ступенях развития общества в обрядах инициации выражался один из аспектов жизни социума, касавшихся высших интересов группы или племени: сохранение и репродукция данной общности. Инициационная система имела целью обеспечить общественный порядок, снять напряженность в отношениях между возрастными и половыми группами, особенно в моменты их перехода к новому социальному укладу и новым социальным связям. Сакрализация общественных ритмов и обрядов, генетически вторичная, в повседневной жизни выступала существенным элементом бытия общины. Рудименты инициационных ритуалов проявляются в настоящее время как в религиозной, так и в светской культуре, существенно отличаясь, однако, от инициации первобытной культуры. В рамках светской культуры эти рудименты подвергаются десакрализации, обретая свою изначальную функцию социализации (светская обрядовая культура), подчас они выступают как составная часть т. н. народной культуры. Ритуалы и предметы, включенные в инициационный комплекс, имеют большое символическое значение в ряде замкнутых групп (масоны, фашисты и др.), выполняя психологическую функцию знаков, «стимулов-средств», используемых для вхождения индивида в новую социальную роль и овладения ею. Формой инициации в современных религиях являются крещение новорожденного в христианстве, церковная конфирмация юношей и девушек в католицизме, публичное и сознательное крещение в протестантизме, обряд обрезания в иудаизме и исламе, разнообразные обряды в восточных религиях.
Ф. Г. Овсиенко
Источник: Новая философская энциклопедия