ИНИЦИАЦИИ
ИНИЦИАЦИИ
посвятительные обряды у первобытных людей, цель которых передать общеплеменные ценности и нормы жизни поколению, достигшему социального совершеннолетия.
Источник: Религиоведческий словарь
ИНИЦИАЦИИ
лат. initiare - посвящать, вводить в культовые таинства) - возрастные (или половозрастные) посвятительные церемонии. И. — одна из осн. форм обществ, связи людей на ранне-племен. стадии развития. Цель их — передать общеплемен. нормы жизни поколению, достигшему соц. совершеннолетия. Характер И. определялся особенностями возрастного и полового разделения труда, развитостью племен, культов, особенностями религ.-мифологич. представлений. Общая черта И. у разных народов - ритуал, изоляция посвящаемых на более или менее длительный срок, сопровождаемая св. церемониями, часть к-рых составляли моральные и фи-зич. испытания, порой весьма тягостные. Пережиточной формой возрастных инициации в совр. мир. религиях являются церк. конфирмация юношей и девушек в католицизме и протестантизме, христ. таинство крещения, обряд обрезания в иудаизме и исламе.
Источник: Атеистический словарь
Инициации
(от лат. initiate — начинать, посвящать) — посвящение молодежи в разряд взрослых у первобытных народов. И. сложились в первобытном обществе, по-видимому, задолго до возникновения религии. Во всяком случае, у древн. народов религиозно-мистический момент в И. занимал крайне незначительное место: лишь при окончании И. старики рассказывали молодежи свящ. племенные мифы. Гл. назначение И. — выпестовать из молодежи дисциплинированных, трудолюбивых, честных, выносливых соплеменников. Для этой цели молодежь в течение нескольких месяцев (у нек-рых народов около года) под руководством стариков в специальных лагерях проходила обучение приемам борьбы и охоты, применению оружия, а также подвергалась многочисленным физическим и нравственным испытаниям, татуированию и обрезанию, свидетельствовавшим о переходе юноши в класс взрослых мужчин и получении права быть мужем. И. проходили и девушки; разумеется, при этом содержание обучения и характер испытаний имели специфические черты. Позднее И. были освящены религией и приобрели форму религиозно-мистических ритуалов. Пережитками И. являются обряды обрезания в иудаизме и исламе, крещение и конфирмация у христиан.
ИНИЦИАЦИИ
(от лат. initiare - начинать, посвящать) - обряды возрастного «посвящения», т. о. принятия подростков, молодежи в группу полноправных членов племени. В первобытном обществе возрастно-половое разделение труда было главной, а на ранних этапах даже единств, формой орг-ции обществ, производства. Поэтому переход во взрослое состояние был делом огромной важности. С ним связывалось обучение юношей навыкам охоты и др. мужских занятий; юношей при этом изолировали, воспитывали в духе строгого повиновения обычаям, сообщали им свящ. предания и верования племени. Сами обряды И. состояли из суровых, иногда жестоких физ. испытаний: производились надрезы на коже, выбивание зуба, выщипывание волос, обрезание, обжигание огнем и пр.
Период И. растягивался иногда на несколько лет. Обряды посвящения девушек по обыкновению были проще. И. до сих пор сохраняются у аборигенов-австралийцев, папуасов, огнеземельцев и др. И. связаны с религ. представлениями. - чаще всего с представлениями об особом духе-покровителе И. (прообраз u будущего племенного бога), к-рый якобы умерщвляет и пожирает, а потом вновь оживляет посвящаемых юношей. У нек-рых племен образ духа-покровителя И. раздваивался на образ великого духа-патрона И., о к-ром не смеют ничего знать «непосвященные», и образ страшного духа-убийцы, к-рым запугивают «непосвященных», но в к-рого не верят «посвященные». С распадом общинно-родового строя И. как порождение племенной идеологии теряют свое значение. Но пережитки их сохраняются у всех народов в обычаях, связанных с совершеннолетием. Пережитки И. вошли также в ритуал мн. религий. Напр., в индуизме таким пережитком является наложение свящ. шнура, в иудаизме и исламе - обрезание (в иудаизме перенесено на новорожденных), в христианстве - водное крещение (тоже уже новорожденных), а у католиков и протестантов также конфирмация при наступлении совершеннолетия. Все эти обряды означают принятие в общину верующих.
Период И. растягивался иногда на несколько лет. Обряды посвящения девушек по обыкновению были проще. И. до сих пор сохраняются у аборигенов-австралийцев, папуасов, огнеземельцев и др. И. связаны с религ. представлениями. - чаще всего с представлениями об особом духе-покровителе И. (прообраз u будущего племенного бога), к-рый якобы умерщвляет и пожирает, а потом вновь оживляет посвящаемых юношей. У нек-рых племен образ духа-покровителя И. раздваивался на образ великого духа-патрона И., о к-ром не смеют ничего знать «непосвященные», и образ страшного духа-убийцы, к-рым запугивают «непосвященных», но в к-рого не верят «посвященные». С распадом общинно-родового строя И. как порождение племенной идеологии теряют свое значение. Но пережитки их сохраняются у всех народов в обычаях, связанных с совершеннолетием. Пережитки И. вошли также в ритуал мн. религий. Напр., в индуизме таким пережитком является наложение свящ. шнура, в иудаизме и исламе - обрезание (в иудаизме перенесено на новорожденных), в христианстве - водное крещение (тоже уже новорожденных), а у католиков и протестантов также конфирмация при наступлении совершеннолетия. Все эти обряды означают принятие в общину верующих.