ИНДРА

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНДРА
Санскр.) Бог Небесного Свода, Царь звездных богов.
Ведийское Божество.

Источник: Теософский словарь

ИНДРА
один из наиболее популярных ведич. богов; первоначально бог грозы, дождя и грома. Позже стал почитаться как покровитель царской власти и верховный бог.

Источник: Атеистический словарь

ИНДРА
величайшее божество ведийской эпохи, военный предводитель индийских богов, в природном аспекте – божество грозового дождя. В эпосе “Махабхарата” - царь богов, идеальный правитель, победитель многочисленных демонов.  

Источник: Религиоведческий словарь

ИНДРА
бог ведич. пантеона. Ему посвящено ок. четверти гимнов Ригведы (см. Веды). Первоначально считался богом грозы, дождя и грома. Веды повествуют, что он поразил молнией злого демона Вритру, к-рый похитил в горах воду. С укреплением власти государей И. стал почитаться как верховный бог, покровитель царской власти.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Индра
др. – инд.)  – в древне-индийской мифологии глава богов, бог грома и молнии. Он бог войны, участвует во многих сражениях против демонов и враждебных ариям племен. Вместе с тем он обеспечивает плодородие, приносит урожай, долголетие, процветание, мужскую силу. И. самый популярный персонаж Вед, с ним связано множество мифов.

Источник: Мифологический словарь

ИНДРА
У индийцев бог грома и молнии, глава богов, самый популярный мифологический персонаж вед. В «Ригведе» ему посвящено около 250 гимнов. Индра — бог битвы, победитель асуров и других демонов. К ариям Индра дружелюбен, щедр и благ и всегда готов прийти на помощь. В послеведийский период Индра — вождь военной дружины, локапала — хранитель мира: он правит востоком, восседая на слоне Айравате. Центральный сюжет, связанный с Индрой, — его поединок с демоном Вритрой и освобождение вод.
В иранской традиции Индра (Андар) был причислен Заратуштрой к дэвам.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

ИНДРА
Бог грозы, атмосферы, войны в ведической Религии. Он заменил более древнего бога-творца (Тваштар) и возглавил пантеон. Оружие чувственного Индры — дубина, палица (ваджра), символизирующая гром и молнию, мощь, мужскую фаллическую силу. Он победил дракона Вритру, оставившего людей без воды. Индре (Шакра) в буддийском пантеоне соответствует бог Сакра, предводитель тридцати трех богов буддийского психокосма на уровне чувственных миров (камалока). Сакра восседает на белом слоне, который в хоботе держит ваджру, один из основных символов буддизма, особенно тантрического направления (ваджраяна). Считают, что мать Будды Шакьямуни, Махамайя, после смерти тела пребывает в столице царства Индры (Индра-лока).

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ИНДРИИ
(санскр. indriya–h , тиб. dbang po, органы чувств, сила чувств) — термин, обозначающий деятельность органов чувств. В буддийской трактовке к пяти органам чувств добавляется шестой, а именно мышление (манас). Эта же шестёрка входит в состав 12 опор восприятия (айятана) и восемнадцати основ сознания (дхату). Однако в состав 11 видов группы чувственного содержания потока сознания (рупа-скандха) входят только первые пять органов чувств без мышления, которое раскрывается в других скандхах. Термин «И.» обозначает и другие понятия. Например, в традиционном учении о 37 навыках, способствующих Просветлению (бодхи-пакшика-дхармах) «пять И.», или пять навыков, развивающих способности индивида — это вера (щраддха), сосредоточение (самадхи), усердие и решимость (вирья), память (смрити) и интуитивная мудрость (праджня).

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ИНДРИИ
санскр. indriya — сила, могущество) — общеиндийский термин, обозначающий внементальные способности индивида, нередко смешиваемые в текстах с соответствующими органами как локализациями этих способностей. В буддизме 5 способностей восприятия — зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная — вместе с мыслительной (мание) образуют группу 6 индрий, которая вместе с соотвествующими объектами дает 12 аятан и вместе с ними и шестью «сознаниями» — 18 дхату. По «Дхаммасангани» каждая из индрий происходит из 4 материальных элементов (бхуты), «реагирует» на них и является «базой» чувств и желаний (11.3.1). В ряде абхидхармических текстов индрий включаются в группу 22 витально-психическо-ментальных способностей. Индрий определяются как преходящие, «зависимо возникающие», приносящие страдание и непричастные «я» (поняв это, обретают мир). В санкхье в индрий включаются также моторные способности — артикуляция, манипуляция, передвижение, испражнение и размножение, образующие с индриями восприятия группу 10 индрий. Манас имеет здесь более сложный, чем у буддистов, статус: признается, что у него «природа» обеих групп индрий, но вместе с тем он включается в более высокую иерархию «внутреннего инструментария» (антахкарана). По «Санкхья-карике» он вместе с 10 индриями происходит от аханкары (ст. 25). Эта позиция оспаривается в ньяйе и вайшешике, где обсуждается вопрос, происходят ли все индрий восприятия от одного только материального элемента земли или каждая от соответствующей ее объектам стихии: слух от пространства, осязание от ветра, зрение от огня, вкус от воды, обоняние от земли. Найяики отстаивали идею, что индрия зрения, несмотря на свое «земляное» происхождение, контактирует со своими объектами через некий ненаблюдаемый, но постулируемый зрительный луч. «Конституция» индрий определяется кармой, и они являются инструментами бытийно отличного от них Атмана (Ньяя-сутры III.39). Найяики обсуждали также проблему: нельзя ли считать, что реально индрия всего одна в различных модификациях?
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия

ИНДРА

        гл. божество пантеона "Ригведы", бог — громовержец и змееборец, возглавляющий богов (дэва) в их противостоянии асу рам. Гимны воспевают его подвиги, из них главный — победа над чудовищным драконом Вритрой, грозившим поглотить вселенную; убиение Вритры мыслится как космогонич. акт. И. побеждает также трехглавого змея Вишварупу, Валу (демона пещеры, в к-рой заключают похищенных коров демоны пани), Шушну, демона засухи, и мн. др. асуров и дасов (мифологизированных вождей племен аборигенов, воевавших с арийскими пришельцами в эпоху "Ригведы"). Победы И. над Вритрой, поглотившим воды, и Вишварупой, поглотившим коров, связываются с борьбой за священный напиток — сому, хранителем к-рого выступает древний бог Тваштар, отец Вишварупы и создатель Вритры, у к-рого И. отнимает сому силой. На битвы с демонами И. отправляется, опьяненный сомой, в сопровождении дружины Марутов. Его гл. оружие — ваджра, гром, его сковал для И. Тваштар (отношения с к-рым противоречивы). Уже в поздневедийской лит-ре И. утрачивает положение главы пантеона, значение его постепенно падает. В послеведийской мифологии И. сохраняет титул царя богов, полученный от Брахмы, но подчиняется верховной триаде (тримурти), возглавляя группу локапалов как хранитель Востока. И. — властелин небесного царства, куда уходят павшие в битве герои, покровитель воинского сословия, правит в небесном граде Амаравати; от И. зависит благополучие земных царей, своевременное выпадение дождей в их владениях. В эпосе И. возглавляет богов в их постоянных войнах с демонами, но часто терпит поражение и даже теряет царство, пока его не спасает вмешательство высших божеств или великих мудрецов. Снижение образа И. находит выражение также в мифах о соблазнении им земных женщин (мудрец Гаутама карает его за соблазнение его жены Ахальи). Великие подвижники превосходят И. могуществом. Страшась их, И. подсылает к ним ради соблазна и нарушения обетов подчиненных ему прекрасных дев — апсар. И. опасается также честолюбивых земных царей, к-рые могут сравняться с ним, если совершат 100 жертвоприношений коня (ашвамедха), и препятствует им. Нередко И. появляется на земле, принимая различные образы. Культ И. в индуизме заметной роли не играет; в древности ежегодно после сезона дождей справлялся праздник И., на к-ром главным объектом почитания был "стяг" И. — украшенный гирляндами столб, опускавшийся в конце праздника в воду; И. почитался на нем в образе гуся; праздник дожил до нашего века. Зооморфный атрибут И. (вахана) — слон Айравата, воплощение дождевой тучи, главный из 4 мировых слонов (дигнагов, см. ЛОКАПАЛЫ). Употребительные эпитеты И. — Шакра (Могучий), Магхаван (Щедрый), Сахасракша (Тысячеглазый). Жена И. в Ведах именуется Индрани, в послеведийской мифологии — Шачи (считается дочерью демона Пуломана); заметной роли в пантеоне не играет, как и сын И. — Джаянта. Земными сыновьями И. считаются Арджуна, герой "Махабхараты", и царь обезьян Валин в "Рамаяне".
В. Эрман

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь