ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
человек как уникальная, самобытная, неповторимая личность, реализующая себя в творческой деятельности.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Индивидуальность
совокупность специфических свойств человека, позволяющая отличать его от других людей, придающая его социальным действиям неповторимый и уникальный характер.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Индивидуальность
1) неповторимое своеобразие какого-либо явления, объекта, отдельного существа, в частности, человека; 2) особенное, характеризующее данную единичность в ее качествах, отличиях.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
своеобразие, совокупность качеств и отличительных черт, выражающих сущность особенного, отдельного индивида. Индивидуальность как таковая имеет идеальный ценностный характер, т.е. индивидуальная ценность независима от реальной личности.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
термин, обозначающий неповторимость человеческого существа. Если определение индивид подчеркивает, что отдельный человек - это представитель рода, то понятие индивидуальность, напротив, выявляет специфику, своеобразие данного представителя всеобщности, в чем он не схож с другими.

Источник: Тематический философский словарь

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Одно из названий, данных в Теософии и
Оккультизме Человеческому Высшему Эго. Мы различаем бессмертное и
божественное Эго - и смертное человеческое Эго, которое погибает.
Последнее, или "личность" (Личное Эго), переживает мертвое тело
лишь на время в Кама Локе; Индивидуальность же существует вечно.

Источник: Теософский словарь

Индивидуальность
То, что отличает одну личность от другой и всех других, и не только количественно, но и качественно. Вот почему личности порой может не хватать индивидуальности – когда она отличается от других только количественно или физически, а в остальном (в чувствах, в мыслях, в поведении) похожа на кого угодно, особенно на тех, кто ее окружает, кому она вяло подражает.

Источник: Философский словарь.

Индивидуальность
от лат. individuum - неделимый) в онтологии есть сущее в его неповторимости. Не следует смешивать с единичным, как имеющим отличительные особенности. Единичное характеризует сущее в аспекте объективной, а И., как единственное, – в аспекте субъективной реальности. - Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч. 2: Онтология. СПб. 1999. С. 202-203; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 74-75.

Источник: Философские категории авторский словарь

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
(Individualität) — своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида; неточно употребляется для обозначения личности, отдельной личности, в противоположность неразличимой массе людей (каждый из которых, однако, имеет собственную индивидуальность). R. Müller-Freienfels. Philos, der I., 1921; Т. Haering. I. in Natur und Geisteswelt, 1926; J. Volkelt. Das Problem der I. 1928; F. Suarez, Über die I. und das Individuationsprinzip, 1976; K. Lorenz (Hg.). Indentitätu. Individuation, I—II, 1982; M. Frank. Die Unhintergehbarkeit von I., 1986; M. Frank (Hg.). I., 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Индивидуальность
термин, позволяющий фиксировать сведение человека к его социально-групповому состоянию, независимость поведения от предыдущих факторов, способность быть ответственным за свой персональный образ. Именно в понятиях «индивидуальность» и «личность» выявляются различные аспекты человеческого самопостроения. В индивидуальности выявляется прежде всего самобытность человека, а в личности – самостоятельность. Человек выступает как индивидуальность при наличии особенных, единичных, неповторимых качеств, а личностью он остаётся только до тех пор, пока не теряет себя, «своё лицо». Человек – продукт и субъект общественных отношений. Если понятие индивида нацелено на первое из этих определений, то понятия индивидуальности и личности акцентируют внимание на том, что конкретный субъект может стать активным участником общественной жизни.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Индивидуальность

- отличительная особенность какого-либо существа или предмета, свойственная ему одному между всеми и делающая его тем, чем он есть; в более тесном смысле термин относится к одним одушевленным существам, а в теснейшем - только к единичным людям. Индивидуальность есть нечто положительное и неисчерпываемое никаким отвлеченными определениями. Разум может указывать только на значение этой стороны бытия в общем ходе космического и исторического процесса. Всякое развитие есть выделение индивидуальных образований из первоначальной слитности и безразличия. Новейшая наука (особенно со времен Канта и Лапласа) все более и более стремится представить историю мира, как процесс такого развития или постепенной индивидуализации бытия (см. Мировой процесс). В истории человечества И. становится сознательного и самосознательной личностью.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному (см. Тип) как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
Идея И. в антич. философии была связана прежде всего с разработкой др.-греч. атомистами Левкиппом и Демокритом понятия атома, или индивида. Начиная с эпохи Возрождения, акцентирование И. отд. человека в противоположность традиц. обществ. связям и установлениям становятся исходной точкой новоевроп. индивидуализма. В философии 17 в. понятие И. получает наиболее полное развитие у Лейбница в его учении о монадах как о множестве замкнутых в себе специфич. субстанций бытия. Понятие монады как одушевленной жизненной И. используется и Гете. Внимание к индивидуальному, в частности понимание историч. эпох как необратимых индивидуальных образований, характерно для миросозерцания романтизма и позднее для восходящей к нему по своим духовным истокам философии жизни.
В разных науках понятие И. получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии И. характеризует специфич. черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии проблема И. ставится в связи с целостной характеристикой отд. человека в самобытном многообразии его свойств (темперамента, характера и т. п.).

Источник: Советский философский словарь

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. И. выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, к-рый по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность И. раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой в рамках социальной системы. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в развитии И. опосредствована социальными факторами. Способ существования индивидуальной жизни есть проявление (более особенное или более общее) родовой жизни человека. И.— это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств — общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация его самого и его отношений в различных областях жизни. И.— величайшая ценность, т. к. развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса. Индивидуализация и совершенствование личности неразрывно связаны с преобразованием об-ва, с ликвидацией отчуждения, с борьбой против индивидуализма и созданием условий сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Индивидуальность
(от лат. individuum - неделимый) – 1.В онтологии есть сущее в его неповторимости. Не следует смешивать с единичным, как имеющим отличительные особенности. Единичное характеризует сущее в аспекте объективной, а И., как единственное, – в аспекте субъективной реальности 2. .В философской антропологии в рамках советской философии И. трактовалась как особенности индивида и личности. Такой подход может служить примером неумения работать с всеобщими категориями: ведь общее и особенное равно присущи любому сущему, в том числе и индивиду и личности. В философии развивающейся гармонии И. есть психологический (душевно-духовный) уровень отдельного человека как целостного существа. И. не является экземпляром природы или общества, но предстает как экзистенциальное измерение человека, в котором он неповторим (что не равно наличию особенностей) и самоценен. Именно в этом смысле прав поэт: «Незаменимых нет? – Нет. Заменимых нет» (Л. Мартынов). Если основанием индивида является тело, личности – общественные отношения, то для И. это душа в её сопричастности к духу. Внутренний психический мир (познание, переживание и т.д.) выступает как средство для обеспечения деятельности личности и индивида, но на уровне И. обретает самоценность. И эта внутренняя душевно-духовная жизнь не менее значима для целостного человека, чем удовлетворение биологических потребностей и обретение социального статуса. Неприемлема, однако, и другая крайность – абсолютизация И., отрыв её от природной и социальной жизни человека и противопоставление им как чего-то безусловно высшего.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч. 2: Онтология. СПб. 1999. С.202-203 ,Ч.3: Антропология. СПб.1999. С. 90-106; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 74-75.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность есть особенное, характеризующее данную единичность в ее качествах, отличиях; противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
Идея индивидуальности в античной философии была связана прежде всего с разработкой др.-греческими атомистами Левкиппом и Демокритом понятия атома, или индивида. Начиная с эпохи Возрождения, идея индивидуальности отдельного человека в противоположность традиционным общественным связям и установлениям становится исходной точкой новоевропейского индивидуализма. В философии 17 в. понятие индивидуальности получает наиболее полное развитие у Лейбница в его учении о монадах как о множестве замкнутых в себе специфических субстанций бытия. Понятие монады как одушевленной жизненной индивидуальности используется и Гете. Внимание к индивидуальному, в частности понимание исторических эпох как необратимых индивидуальных образований, характерно для миросозерцания романтизма и позднее для восходящей к нему по своим духовным истокам философии жизни.
В разных науках понятие индивидуальности получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии проблема индивидуальности связана с целостной характеристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств (темперамента, характера и т. п.).
Лит.: Теплое Б. M. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961; Dillhey W. Beitrage zum Studium der Individualitat. B., 1896; Volkett J. Das Problem der Individualitat. Muneh., 1928.

Источник: Новая философская энциклопедия

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
1) своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида; неточно употребляется для обозначения отдельной личности, в противоположность неразличимой массе людей (каждый из которых, однако, имеет собственную индивидуальность). 2) В отличие от личности специфическое, неповторимое в индивиде. Индивидуальность как таковая имеет идеальный ценностный характер, т.е. индивидуальная ценность независима от реальной личности. Этическая ценность личности состоит в сохранении верности самому себе, в подлинности и положительности ее сущности. В широком смысле она равнозначна кантовскому интеллигибельному характеру. Осуществление этой этической ценности, т.е. самоосуществление личности, есть добродетель. Но эта добродетель как таковая недостижима, достигнуть ее можно только благодаря индивидуальному осуществлению основополагающих ценностей (добра, благородства, совершенства, чистоты). Ответственность индивида за свое самоосуществление как личности совпадает с ответственностью за все, что находится в сфере его свободы и власти. В частности, индивидуальный "этос" (Ethos - нравственная ценность личности) состоит в основном направлении, избираемом в процессе самоосуществления основополагающих ценностей, т.е. он характеризуется формой, в которой совершается действие при наличии однопорядковых ценностей (см. Этика). В соответствии с этим личность аксиологически автономна (см. Императив, Man). Исторически "великая индивидуальность" отнюдь не должна быть особенно добродетельной, но всегда должна облекать свойственное ей главное направление осуществления ценностей в особенно яркую и эффектную форму. Величие индивидуальности заключается в специфике отношения к царству ценностей. Привлекательность истинной индивидуальности состоит в том, что перед живущим вместе с ней человеком она, с одной стороны, открывает новое царство ценностей, а с др. стороны, устойчивую и ясную структуру.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
(Persönlichkeit) — в отличие от личности, внутренне присущие бытию индивида неповторимость, оригинальность, которые он сам субъективно переживает как свою несравнимость ни с кем и потому — как свою уникальность; эти особенности собственного бытия полностью осознаются индивидом. Индивидуальность, как таковая, имеет идеальный ценностный характер, т. е. индивидуальная ценность независима от реальной личности. Этическая ценность личности состоит в сохранении верности самому себе, в подлинности и чистоте ее сущности. В широком смысле она равнозначна кантовскому интеллигибельному характеру. Осуществление этой этической ценности, т. е. самоосуществление личности, есть добродетель. Но эта добродетель, как таковая, недостижима, достигнуть ее можно только благодаря индивидуальному осуществлению основополагающих ценностей (добра, благородства, совершенства, чистоты). Ответственность индивида за свое самоосуществление как личности совпадает с ответственностью за все, что находится в сфере его свободы и власти. В частности, индивидуальный «этос» (нравственная ценность личности) состоит в основном направлении, избираемом в процессе самоосуществления основополагающих ценностей, т. е. он характеризуется формой, в которой совершается действие при наличии однопорядковых ценностей (см. Этика). В соответствии с этим личность аксиологически автономна (ср. Императив; Man). Исторически «великая индивидуальность» отнюдь не должна быть особенно добродетельной, но всегда должна облекать свойственное ей главное направление осуществления ценностей в особенно яркую и эффективную форму. Величие индивидуальности заключается в специфике отношения к царству ценностей. Привлекательность истинной индивидуальности состоит в том, что перед живущим вместе с ней человеком она открывает новое царство ценностей, с другой, устойчивой и ясной, структурой.
К. Breysig. Р. und Entwicklung, 1925; L. Klages. R, 1927: H. Prinzhorn. Um die P, 1927; E. Rothacker. Schichten der P, 1938; H. Pichler. P, Glück, Schicksal. 1947; J. Revers. P und Vermassung, 1947; A. Schüler, Verantwortung. Vom Sein und Ethos der Person. 1948; J. B. Coates, The Crisis of the Human Person, London, 1949; M. Deschoux. Philos. de la personnalité. Paris, 1949; E. Bosshart. Erziehung zur P, 1951; E. Aeppli. P, 1952; G. W. Allport. Pattern and Growth in Personality. New York, 1961, dt. 1970; H. Thomae. Das Individuum und seine Welt, 1968; H. Steinert. Strategien sozialen Handelns. Zur Soziologie der P., 1972; S. Feshbach. Personality. Lexington, 1982; В. D. Smith. Theoretical Approaches to Personality. Englewood Cliffs, 1982; H. H. Sallinger. P. und Freiheit, 1983; R. Harre. Personal Being. Cambridge Mass. 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
в искусстве (от лат. individuum — неделимое, особь) — неповторимое своеобразие личности художника, особая форма его бытик и деятельности, придающая уникальный характер результатам его творчества. Объем и достоинство того, что способен создать художник, определяются тем, что он представляет собой как И. Чтобы выполнить свое общественное назначение и наиболее полно проявить данные от природы способности, художник должен обрести свою личностную самобытность, стать обладателем таких свойств, как целостность, неповторимость, активность в утверждении своей мировоззренческой, эстетической позиции, ценностных установок. Существует особый, самостоятельный мир образов, характеров, тем, стилевого своеобразия и единства (своя «вселенная») Данте, Шекспира, Моцарта, Пушкина. Достоевского, Пикассо — мир, легко угадываемый в своей неповторимости и оригинальности. Всечеловеческая формула «быть единственным в. своем роде» находит в иск-ве свое безусловное и наиболее убедительное воплощение. Высоко ценя цельность натуры и характера художников, «смелость быть тем, чем создала их природа», а также свободу оригинального развития таланта, дарований. Гете считал признаком неуничтожимости индивидуального начала в художнике (в человеке вообще) его способность и решимость стряхивать «с себя все то, что ему не свойственно». В свою очередь, успех и удача художника в свершении своих замыслов в немалой степени обусловливается его самостоятельностью, верностью себе. И. в и. нередко сводят к своеобразию творческого «лица» художника, оригинальности его дарования, таланта, что верно лишь отчасти. Ибо в этом случае затушевываются, отодвигаются на второй план социальные истоки, общественная природа И., к-рые коренятся в характере отношения художника к действительности, его связи с об-вом. Индивидуальное «Я» составляет как бы центр личности художника, но оно находится под постоянным воздействием внешнего мира, условий жизни и массы посторонних влияний. У И. художника поэтому собирательная природа, вбирающая в себя общественный мир творца иск-ва. Общественная значимость И. художника определяется его способностью выразить, передать в произв. всеобщность устремлений, потребностей, целей той или иной социальной группы (слоя, класса), об-ва в целом, человечества. И она тем значительнее, всечеловечнее, чем полнее и шире представлена в делах, словах и поступках художника коллективно-всеобщая, а не только сугубо индивидуальная неповторимость. Не нарочито выпячивая свою «непохожесть» на др., а открывая своим неповторимым творчеством нечто новое для всех, художник выступает как социально значимая творческая И., или, по точному определению Э. В. Ильенкова, «как индивидуально выраженное всеобщее». Социально значимую И. в и. следует отличать от ее маски, имитации, напр. от манерничанья, стремления отличиться «неповторимостью» в мелочах, курьезах, модных штампах, способных поразить воображение нетребовательного читателя или зрителя. И. в и. имеет свои особенности, связанные со спецификой худож.-образного освоения (отражения) действительности. Напр., в науке принцип индивидуализации творчества проявляет себя иначе, чем в иск-ве (Искусство и наука). По меткому суждению одного из ученых (академика Я. Б, Зельдовича), «Я помню чудное мгновенье...» мог написать только Пушкин, «Лунную сонату» — только Бетховен, а открыть нейтрон мог и не Чедвик. Различие между «только» (иск-во) и «не только» (наука) обусловлено своеобразием худож. и научного способов постижения действительности. Ученый имеет дело с тем, что есть, существует, но еще непознано. Иск-во же в отличие от науки способно открыть, изобрести то, чего еще не было, что, по Аристотелю, должно или могло бы быть — по вероятности или необходимости. И. художника проявляется, в частности, в той смелости, с какою он создает, творит, «смело изобретает» еще небывалое — события, характеры, судьбы, целые миры. Богатство и прогресс иск-ва немыслимы без многообразия творческих И., развития дарований, талантов и свободы их творческого самоосуществления (Свобода художественного творчества).

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Творческая индивидуальность в русской эстетике Серебряного века (о познании творческой индивидуально

Волошина Людмила Александровна
Статья посвящена проблеме познания творческой индивидуальности в русской эстетике.
Читать PDF

Индивидуальность versus простота

Конев Владимир Александрович
Индивидуальность трактуется как особый род бытия, познание которого не согласуется с принципом простоты, предъявляемым к теоретическому знанию.
Читать PDF

Аберрация в интерпретации понятий «Индивид», «Индивидуальность» и «Личность» в социологии

Ашхамахов Казбек Идадович
Статья посвящена критическому анализу состояния представлений социологической науки о своих основных понятиях, определяющих ее статус.
Читать PDF

Захави Д. Субъективность и индивидуальность. Исследование перспективы «От первого лица»

Литвин Татьяна
Читать PDF

Философско-политическая концепция борьбы за индивидуальность и общественного прогресса Н. К. Михайло

Голиков Альберт Константинович
Читать PDF

Коллапс смысла понятий «Индивид», «Индивидуальность» и «Личность» в философии и психологии

Ашхамахов Казбек Идадович
В настоящей статье проводится критический логико-содержательный анализ состояния интерпретации понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность» в официальной философии и психологии.
Читать PDF

Индивидуальность и солидарность: Дж. Ст. Милль и «Новый» солидарный либерализм

Одар Катрин
Статья Катрин Одар посвящена анализу концепции индивидуальности в политико-философском творчестве известного английского мыслителя XIX в. Дж. Ст. Милля.
Читать PDF

Андрей Тарковский: действительная индивидуальность как жертвоприношение

Тимофеев Александр Иванович
На материале фильма А. Тарковского «Жертвоприношение» исследуются представление выдающегося кинорежиссера об Абсолюте и вопрос о способах установления отношений человека с высшим существом.
Читать PDF

Индивидуальность и индивидуализация человека

Герт Валерий Александрович
Уникальность человека в его универсальности, но и универсальность человека реализуется посредством уникальности. Индивидуальность человека и есть способ деятельностной реализации нового (социального) типа бытия в природе.
Читать PDF

Н. К. Михайловский и г. Спенсер: борьба за индивидуальность

Юдин Александр Ильич
Рассматривается проблема формирования Н.К. Михайловским антропологического идеала в контексте критики им эволюционизма Г. Спенсера.
Читать PDF

Личность и индивидуальность в христианской антропологии

Финченко Станислав Николаевич
В данной статье выполнен анализ философских категорий «личность» и «индивидуальность» в христианской антропологии.
Читать PDF

Социокультурные основания генезиса биоэтики: индивидуальность или идентичность?

Мещерякова Тамара Владимировна
Рассматривается выявление причин появления биоэтики как один из способов обоснования смысла ее существования: в современных условиях развития биомедицинских технологий и медикализации она представляет собой форму защиты индивидуал

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ТРАДИЦИЯ

    - один из аспектов культурологич. взаимодействия человека со средой, выражающий противоречивую ориентированность в его деятельности. В качестве субъекта культуры человек может быть характеризов
  • ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

    от лат. individuum - неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания органических особей, для характеристики различных аспектов бытия человеческой личности. Применительно ? людям понятие "и
  • Индивидуального языка аргумент

    изобретен Л. Витгенштейном: индивидуальный язык не может существовать, общественный дискурс первичен.
  • Категорический императив: индивидуальное и общечеловеческое

    Категорический императив, по замыслу Канта, — формулирование того, как должно поступать человеку, стремящемуся приобщиться к подлинно нравственному. Он непосредственно обращен к действующему че
  • ИНДИВИДУАЛЬНОЕ и КОЛЛЕКТИВНОЕ

    взаимосвязанные характеристики социальности, функционирования и развития общества. Они определяют социальность в аспекте индивидного бытия людей и их контактов между собой. Категории И. и К. ука
  • ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ

    (Individualbegriff; от лат. individuum—«неделимое») — в противоположность общему понятию и родовому понятию (см. Род), отдельное понятие (см. Понятие), которое обозначает только отдельную вещь (индивид) или едини
  • АНКЕТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

    не предусматривает общности места и времени при заполнении анкет совокупностью опрашиваемых. Анкетирование индивидуальное проводится чаще всего по месту жительства, когда анкетер, объяснив рес