ИНДЕТЕРМИНИЗМ
cм. Детерминизм и индетерминизм.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Индетерминизм
учение, отрицающее однозначную причинную обусловленность.
Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
Индетерминизм
философская концепция, отрицающая всеобщий характер однозначных связей в реальности (см. детерминизм).
Источник: История и философия науки
Индетерминизм
философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
Индетерминизм
философская концепция, отвергающая всеобщий характер универсальной взаимосвязи явлений, отвергает причинность. Индетерминизм противостоит детерминизму по вопросу о месте и роли причинности.
Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН
ИНДЕТЕРМИНИЗМ
от лат. in - не и determinare - определять) - учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана; см. Детерминизм, Соотношение неопределенностей.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Индетерминизм
философское учение, отрицающее причинную обусловленность и закономерность явлений действительности. И. противостоит детерминизму, как учению о всеобщей обусловленности, причинности и закономерности явлений бытия.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Индетерминизм
философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм).
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Индетерминизм
от лат. in — не и determinare — определять) — философская концепция (учение) о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана, т. е. не существует причинного объяснения того или иного (противоположность — детерминизм).
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
Индетерминизм
философская концепция, которая отвергает всеобщий характер универсальной взаимосвязи явлений или односторонне, ограниченно ее понимает. Наиболее остро индетерминизм противостоит детерминизму по вопросу о месте и роли причинности. Последняя либо вообще игнорируется, либо отрицается ее всеобщность и объективность.
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Индетерминизм
философское учение, отрицающее объективность причинных связей и зависимостей, самую ценность и значимость каузальных отношений в научном объяснении природы вещей. Опору в объяснении и постижении мира в И. составляет стохастичность, фактор случайности как таковой (близка к этому позиция лауреата Нобелевской премии И. Пригожина) либо Божественный промысел.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
ИНДЕТЕРМИНИЗМ
(Indeterminismus; от лат. in — «не» и determinare — «ограничивать») — учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана; см. Детерминизм.
Е. Cassirer. Determinismus und I. in der modernen Physik. Göteborg, 1937; E. Schrödinger. Was ist ein Naturgesetz? Beiträge zum naturwiss. Weltbild, 1962; J. Monod. Le hasard et la nécessité. Essai sur la philos. naturelle de la biologie moderne. Paris, 1970, dt. 1973.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ИНДЕТЕРМИНИЗМ
философско-научная концепция, согласно которой фундаментальные законы природы имеют вероятностный характер, а случай является не только равноправной необходимости сущностью природы, но и более фундаментальной, позволяющей объяснить се самотворящий и эволюционный характер. Индетерминизм может быть как теологическим, отрицающим самодостаточность природы и аппелирующим Богу для объяснения удивительной целостности и эволюции Природы, так и натуралистическим, исходящим из идеи самодостаточной природы. (См. случай, синергетика, нелинейное мышление).
Источник: Философия науки: Словарь основных терминов
Индетерминизм
философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо её универсальный характер, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). Индетерминизм и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершённые поступки. Индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
ИНДЕТЕРМИНИЗМ
отсутствие детерминизма в природных феноменах. В современной науке, в частности в атомистике, индетерминизм означает непредсказуемость движения одного электрона, что уже не распространяется на пучок электронов: индетерминизм синонимичен статистическому детерминизму (т.е. предвидение «работает» не на одном изолированном элементе, но на комплексе элементов); можно также назвать это глобальным детерминизмом. С философской точки зрения индетерминизм можно рассматривать как характерную особенность природы (материальный индетерминизм), или же просто как результат ограниченности нашего знания о природе (формальный индетерминизм). Но он не имеет никакого отношения к всевозможным доказательствам человеческой свободы.
Источник: Философский словарь
ИНДЕТЕРМИНИЗМ
(от лат. determinatio - определяю) - признание недостаточной обоснованности утверждения, что все в реальности причинно обусловлено. К примеру, в философии природы индетерминизм акцентирует роль "витальности" и "психизма", внутренних глубин мироздания; в антропологии и этике сторонники идеи свободы воли человека настаивают, что выборы воли необъяснимы через внешние и внутренние причины. У И.Канта: помощью причин и следствий мы объясняем только связь между явлениями, доступными нашему познанию, но не между самими вещами. Положительное усвоение индетерминистской позиции вовсе не означает отрицания детерминации в мире, а, напротив, ведет к многоплановому пониманию реальности, признанию несводимости ее к одному способу объяснения действительности (детерминизму) или же к единому субстанциальному началу.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
ИНДЕТЕРМИНИЗМ
философское направление, отрицающее причинное обусловливание явлений в мире. Является альтернативой детерминизму. В античной философии Эпикур предположил, что атомы в какой-то момент времени могут свободно, беспричинно отклониться от своей траектории движения. Такая корректировка аггомистской онтологии нужна была Эпикуру для обоснования в этике свободы человеческих поступков. Индетерминизм может использоваться к для объяснения поведения физических явлений, но главная линия развития этого умонастроения разворачивалась в этике для решения вопроса о свободе человека, свободе воли, свободе выбора. Некоторые западные философы (Б. Рассел, Ф. Франк, Х.Рейхенбах) отказались от принципа детерминизма при разрешении трудностей, возникших в квантовой физике, поскольку результаты измерений процессов, происходящих в микромире, носят вероятностный характер. Следовательно, считали эти философы, установить причинную связь между явлениями нельзя. Используются выражения о «свободе воли» электрона, телеологичности единичных микропроцессов и пр. Философии Шопенгауэра, Бердяева строятся на идее разделения миров: детерминированного - природа, чувственно-конкретный мир и индетерминированного - истинно сущего, субстанциального, к которому человек может и должен подняться, приобщиться, чтобы стать свободным. В баденской школе неокантианства использование принципа детерминизма ограничивалось только сферой наук о природе, отрицалась возможность его использования в науках о культуре. В экзистенциализме свобода связывается с индетерминированностью выбора (Камю, Сартр).
Источник: Краткий философский словарь 2004
Индетерминизм
Всякое учение, отрицающее универсальное значение детерминизма. Сторонники индетерминизма утверждают, что существуют абсолютно индетерминированные феномены, иначе говоря, феномены без достаточных и необходимых причин. Например, у Сартра это свободное действие, у Лукреция – пространственно‑временная реализация отклонения (отклонение имеет, разумеется, причину – атом, но эта причина действует в неопределенном месте и времени). Довольно часто индетерминизм полагают условием свободы. Но это условие не достаточно. Допустим, частицы, составляющие мой мозг, на квантовом уровне ничем не детерминированы. Это не значит, что на нейробиологическом уровне их роль становится менее определяющей, мало того, эта роль только возрастает (если они не детерминированы, значит, я не могу ими управлять, а они мною – могут). Кроме того, это условие не является необходимым. Возможна другая свобода, говорит Спиноза, являющая собой не отсутствие детерминированности, но собственную детерминированность в себе («Этика», часть I, определение 7: «Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой»). В этом смысле абсолютной свободой обладает только Бог. Но наш разум более свободен, чем безумие, наши действия более свободны, чем наши страсти, а добродетели – более, чем пороки. Это уже не индетерминизм, а независимость или автономия. Да, она никогда не достигается полностью, но это не значит, что нужно от нее отказаться. Это значит, что нужно стремиться сделать ее полнее.
Таким образом, индетерминизм связан с физикой, а не с моралью. Остается нерешенным вопрос, выражает ли он одно из измерений реальности (абсолютно индетерминированные события) или лишь предел наших познаний (события, которые не могут быть детерминированы). Мне представляется, что вторая альтернатива, которую можно считать доказанной, не позволяет ни исключить, ни возвести в степень уверенности первую.
Источник: Философский словарь.
индетерминизм
ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in — не и determinare — определять) — эпистемологическая категория, имеющая сугубо негативный смысл отрицания или ограничения детерминизма как нормы научного описания. Как таковое понятие И. имеет совершенно иной статус в структуре научного мышления, чем детерминизм: применительно к некоторым научным теориям он отвергает классическую норму строгости и полноты описания. Согласно нормам классической физики, зная начальное состояние системы и закон связи состояний, можно однозначно вычислить любое последующее состояние. Стандартной формой описания считалась линейная дифференциальная форма. Распространение статистических методов описания в физике стало нередко квалифицироваться как «акаузальный подход», а в нормативном аспекте — как И., но по сути означало не отрицание детерминизма, а расширение арсенала средств описания. С формированием квантовой механики распространяется квантовомеханический И., в основе которого лежит утверждение о несовместимости со свойствами реального мира воспроизведения одинаковых начальных условий при большом числе опытов (Ф. Франк). Иначе говоря, И. теперь обозначает принципиальную уникальность, а не относительное разнообразие членов одного класса событий, как было в классической физике. Такой подход кажется удовлетворяющим требования научной осторожности и логической строгости в рассуждениях. Возникает, однако, еще одно обстоятельство — утрата индивидуальности у микрообъектов, с одной стороны, и доказанное отсутствие каких-либо скрытых параметров в кванто-механическом описании, которые могли бы позволить вернуться к классическим нормам описания, — с другой. Возникновение и широкое приложение к науке проблем решения неточных переборных задач, случайных полей, математического ожидания и диффузий, развитие, с одной стоны, квантово-полевых методов исследования и, с другой, развитие термодинамики открытых систем в синергетике расширяют сферу приложения понятия И. и требуют выработки позитивного содержания этой категории как методологического понятия. В.Г. Иванов
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ИНДЕТЕРМИНИЗМ
от лат. in — приставка, означающая отрицание, и детерминизм) — философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). В истории философии, начиная с др.-греческой философии вплоть до наст. времени, индетерминизм и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные поступки; индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме.
Индетерминизм, ограничивая область действия детерминизма, предстает как симптом выявления новых форм воздействия (функционального, структурного, аксиологического и др.). Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе» (Виндельбанд, Риккерт). Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пытаются ограничить детерминизм только логической сферой.
Проблема индетерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе индетерминизма.
Трудности в осмыслении проблем причинности в современной физике имели своим следствием усиление тенденций к индетерминизму в философии 20 в. Так, Б. Рассел, X. Рейхенбах, Ф. Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел научной ценности; аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классической физики, ибо утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результаты измерения имеют характер вероятностного распределения. Выражением индетерминизма были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами и пр.
А. П. Огурцов
Источник: Новая философская энциклопедия
ИНДЕТЕРМИНИЗМ
от лат. in - приставка, означающая отрицание, и детерминизм), филос. учение и методологич. позиция, к-рые отрицают либо объективность причинной связи (онтологич. П.), либо познават. ценность причинного объяснения в науке (методологич. И.). В истории философии, начиная с др.-греч. философии (Сократ) вплоть до наст. времени, И. и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные поступки. И. трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеч. выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. Марксизм исходит из того, что «детерминизм не только не предполагает фатализма, а, напротив, именно и дает почву для разумного действования» (Л ен и н В. П., ПСС, т. 1, с. 440), «...нимало не уничтожает ни разума, ни совести..., ни оценки... действий» человека (там же, с. 159).
В совр. бурж. философии получили распространение различные формы И. Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе» (Виндельбанд, Риккорт). Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пытаются ограничить детерминизм только логич. сферой.
Проблема И. и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием совр. квантовой физики. Было установлено, что принципы классич. детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования осн. законов квантовой теории в духе И. и агностицизма. При этом одна из историч. форм детерминизма, а именно механистич. детерминизм, отождествлялась с детерминизмом вообще. Трудности в осмыслении проблем причинности в совр. физике имели своим следствием усиление тенденций к И. в совр. бурж. философии. Так, Б. Рассел, X. Рейхенбах, Ф. Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел науч. ценности; аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классич. физики, ибо утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результаты измерения носят характер вероятностного распределения. Выражением И. были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологич. силами и пр.
Диалектич. материализм, отвергая И., в то же время показывает недостаточность прежних механистич. представлений о детерминизме и на основе достижений совр. естеств. и обществ. наук формирует новое обобщенное представление о детерминизме.
Источник: Советский философский словарь
ИНДЕТЕРМИНИЗМ
от лат. in – частица отрицания и детерминизм) – отрицание детерминизма; учение, отрицающее объективную причинную (или вообще закономерную) обусловленность явлений природы, общества и мышления. И. в истории философии и естествознания выступал в различных формах; особенное распространение он получил в совр. бурж. философии. Особенно ожесточенно нападают бурж. философы на материалистич. детерминизм в обществ. науках, к-рый необходимо приводит к заключению о неизбежности революц. смены капитализма коммунизмом. Широкое распространение в бурж. философии получила концепция баденской школы (Виндельбанд, Риккерт) и Дильтея о принципиальной неприменимости категории причинности к историч. процессу. Ис-торич. материализм, исходящий из признания закономерности общественной, обосновывает причинную обусловленность обществ. явлений. Напр., сколь ни различны по особенностям протекания экономич. кризисы перепроизводства, марксистский анализ вскрывает, что в основе их всегда лежит общая причина – противоречие между обществ. характером произ-ва и частнокапиталистич. формой присвоения. Бурж. идеологи пытаются обнаружить "противоречие" между историч. детерминизмом, к-рый они неправомерно отождествляют с фатализмом, и марксистско-ленинским пониманием роли трудящихся масс (в т.ч. их авангарда – коммунистич. партий) в истории. Ленин решительно отвергал обвинение теории историч. материализма в фатализме: "Детерминизм не только не предполагает фатализма, а, напротив, именно и дает почву для разумного действования" (Соч., т. 1, с. 400). Неопозитивизм, прагматизм, персонализм пытаются лишить категорию причинности онтологич. значения и ограничить области ее действия лишь логич. сферой. Так, один из основоположников и руководителей Венского кружка неопозитивист Шлик пытается доказать, что представление о причине как нек-ром активном производящем начале несовместимо с совр. наукой, и отождествляет понятие причинности с "возможностью калькуляции" будущих или минувших событий на основе знания событий в настоящем. Из этого Шлик делает вывод, что причинность не отличается от телеологии: "...Каузальность и телеология не должны различаться вообще: нет никакой разницы сказать: "прошлое определяет будущее", или "будущее определяет прошлое" (Schlick M., Causality in everyday life and in recent science, Readings in philosophical analysis, N. Y., 1949, p. 527). Позитивистские взгляды на причинность развивают Рассел, Ф. Франк, П. Феврие и др. Подобных взглядов придерживаются и прагматисты. Так, Дьюи считает, что категория причинности "логическая, а не онтологическая"; закон причинности – это "упорядоченная последовательность" событий, изменений, "отобранных и увязанных одно с другим" для целей исследования (см. J. Dewey, Logic. The theory of inquiry, N. Y., 1938, p. 442–62). Наряду с господствующими среди ученых бурж. стран позитивистскими концепциями причинности распространены также неокантианские взгляды, к-рых придерживался, в частности, известный франц. ученый А. Пуанкаре. "Наука детерминистична, – писал он, – она таковой является a priori; она постулирует детерминизм, так как без него она не могла бы существовать" ("Последние мысли", П., 1923, с. 127). Однако, в отличие от Канта, Пуанкаре признает, что наука доказывает детерминизм a posteriori. Носителями объективно-идеалистических взглядов являются неотомисты, к-рые считают, что причинность есть выражение активности божеств. существа. Они полагают, что понятия действующей причины недостаточно для каузального объяснения явлений природы, и вводят понятие конечной причины (цели), к-рую они вслед за Аристотелем распространяют на всю природу. Иезуит Веттер говорит, что каузальность должна быть "дополнена" "финальностью" (целевой причиной) (см. G. Wetter, "Der Dialektische Materialismus. Seine Geschichte und sein System in der Sowjetunion", 1956, S. 422–43). Совр. идеалистич. филос. системы пытаются приспособить для дискредитации материалистич. учения о причинности данные совр. науки, и прежде всего, квантовой физики. Еще в конце 20-х гг. 20 в., когда была создана квантовая механика, ряд ведущих зарубежных физиков, в т. ч. Н. Бор, Гейзенберг, М. Борн, Дирак и др., принявшие непосредств. участие в ее созидании и развитии, истолковали осн. законы квантовой теории (соотношение неопределенностей и волновую функцию, являющуюся статистич. характеристикой поведения микрообъектов) в духе И. и агностицизма. Эти выводы встретили резкую критику со стороны Планка, Эйнштейна, Ланжевена, Луи де Бройля и др., к-рые справедливо видели в индетерминистич. и агностич. истолковании квантовой механики тенденции, противоречащие всему духу и содержанию науки. Большую работу по преодолению идеалистич. концепций в совр. физике провели сов. физики (С. И. Вавилов, В. А. Фок, Блохинцев, Я. П. Терлецкий и др.) и философы (Б. М. Кедров, И. В. Кузнецов, Омельяновский, С. Г. Суворов и др.). В их работах показано, что основание индетерминистич. взглядов зарубежных ученых лежит не в физике, а во влиянии на них идеалистич. философии. Так, Гейзенберг свои рассуждения о несовместимости квантовой механики с принципом причинности основывает на позитивистском отождествлении причинности с предсказуемостью: "Принцип причинности идентичен ожиданию того, что точное знание природы или ее определенного участка, по крайней мере, в принципе, достаточно для того, чтобы заранее определить будущее" (Heisenberg W., Atomforschung und Kausalgesetz, Universitas, 1954, H. 3, S. 226). В этом определении вопрос об объективном существовании причинных связей подменен вопросом о познании этих связей и возможности на основе этого абсолютно точного предсказания будущего, если известно настоящее. Невозможность однозначных нестатистич. предсказаний будущего микрочастицы на основе представлений и законов не только классической, но и квантовой физики истолковывается как отрицание причинности в микромире. В своей сущности и соотношение неопределенности, выражающее границы одновременного применения механич. понятий координат и скоростей к микрообъектам, и статистич. характер законов квантовой механики, отражающих движение микрочастиц, не противоречат материалистич. учению о причинности. Из того, что к микрообъектам неприменимо или применимо с известными ограничениями понятие координаты и скорости, вовсе не следует, что движение микрочастиц беспричинно. Также неправильно делать вывод о беспричинности микропроцессов на том основании, что квантовая физика отражает их в особой статистич. форме. Аргументы "физических" индетерминистов используют сторонники индетерминистич. концепций в совр. биологии. "Органические" индетерминисты (Э. Синнотт, Л. Денн, П. Вандриес и другие) считают, что поведение генов описывается статистич. законами квантовой физики, а поэтому оно беспричинно. Генная мутация с их т. зр. – один из примеров "физического" И. Самым решит. опровержением И., отрицающего причинную обусловленность процессов природы, общества и мышления, является, как это показано классиками марксизма-ленинизма, производственная, революционно-практич. деятельность людей. В основе индетерминистич. концепции в совр. биологии, как и в основе "физического" И., лежит отождествление причинности с однозначной предсказуемостью. Поскольку совр. естествознание вскрыло необходимость введения статистич. методов для отражения причинных связей реальных процессов, на основе к-рых, вообще говоря, нельзя делать однозначные предсказания, сторонники И. делают свой вывод относительно банкротства принципа причинности вообще. Вся совокупность совр. практич. и теоретич. деятельности, весь ход развития совр. естествознания опровергают И. и демонстрируют плодотворность диалектико-материалистич. теории причинности, признающей объективность, познаваемость, качеств. многообразие причинных связей и соответствующих форм их отражения в сознании людей. В процессе дискуссии по вопросу о причинности в последние годы намечается тенденция отхода ряда зарубежных ученых, среди них Бора и Гейзенберга, от индетерминистич. концепции. Так, Гейзенберг подчеркивает, что "при попытке сформулировать такой закон природы физик должен исходить из таких общих положений: его математическая интерпретация должна выразить существование материи во времени и пространстве, будущее состояние которой в большей или меньшей степени есть следствие нынешнего состояния; существование сил и их изменчивого действия, причем действие возникает позднее причины, вызвавшей его, и т.д." ("Вопр. филос", 1959, No 12, с. 159). Н. Бор пишет: "...Всякое описание физических результатов основано, в конечном счете, на обычном языке, приспособленном к тому, чтобы разбираться в окружающем и прослеживать связи между причинами и следствиями" ("Квантовая физика и философия", в журн.: "УФН", т. 67, вып. 1, 1959, с. 37). Растет число активных сторонников материалистич. мировоззрения среди молодого поколения зарубежных физиков (Д. Бом, Ж. Вижье, Ж. Лошак, Ж. Вассай и др.). Развитие совр. естествознания демонстрирует огромную эвристич. роль материалистич. учения о причинности. Прогресс науки невозможен вне и независимо от принципов диалектич. материализма, принципа причинности в частности. Лит.: Философские вопросы современной физики, М., 1952; Вопросы причинности в квантовой механике. Cб. пер., М., 1955; Философские вопросы современной физики, К., 1956; Омельяновский М. Э., Философские вопросы квантовой механики, М., 1956; Некоторые философские вопросы естествознания. [Cб. статей], М., 1957; Вопросы диалектического материализма. [Сб. статей], М., 1960; Проблема причинности в современной физике, М., 1961; Свечников Г. А., Категория причинности в физике, ?., 1961; Проблема причинности в современной биологии, М., 1961; Фролов И. Т., О причинности и целесообразности в живой природе, М., 1961; Рассел Б., Человеческое познание, пер. [с англ.], М., 1957; Бом Д., Причинность и случайность в современной физике, пер. с англ., М., 1959; Франк Ф., Философия науки, пер. с англ., М., 1960; Dewey J., Logic, the theory of inquiry, [Toronto], 1939; Reichenbach H., Philosophic foundations of quantum mechanics, Berkeley – Los Ang., 1946; его же. The direction of time, Berkeley – Los Ang., 1956; Readings in philosophical analysis, N. Y., 1949; Readings in the philosophy of science, N. Y., [1953]; F?vrier P., D?terminisme et ind?terminisme, P., 1955; Weizel W., Das Problem der Kausalit?t in der Physik, K?ln, 1955; Cassirer E., Determinism and indeterminism in modern physics. Historical and systematic studies of the problem of causality, New Haven, 1956; Heyde J. E., Entwertung der Kausalit?t? F?r und wider d. Positivismus, Stuttg., 1957; Ullmо J., La pens?e scientifique moderne, P., [1958]; Bunge M., Causality, Camb., 1959. Г. Свечников. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.