ИЛЛЮЗИЯ
ИЛЛЮЗИЯ
В Оккультизме все конечное (подобно вселенной и всему в
ней) называется иллюзией, или майей.
ней) называется иллюзией, или майей.
Источник: Теософский словарь
Иллюзия
(illusio, обман, самообольщение). Обман рассудка, представления или чувства, сопровождаемый уверенностью в действительности их предмета или показания.
ИЛЛЮЗИЯ
(от лат. illusio — обман) — обман чувств, нечто кажущееся; нечто несбыточное, мечта; поверхностное представление, чистая фантазия; в практической жизни — приятный самообман вместо трезвого взгляда на факты.
Иллюзия
от лат. Illusio — обман) — 1) поверхностное представление, чистая фантазия; в практической жизни — облегчающий самообман вместо трезвого взгляда на факты. Собственной питательной средой иллюзии является аффект, в особенности ожидание, страх, надежда; 2) искаженное восприятие действительности; нечто кажущееся; 3) несбыточная надежда, мечта.
Иллюзия
лат. illusio - обман, заблуждение] - искаженное восприятие действительности. В литературе (науке) различают два типа иллюзий. Одни вызываются необычными внешними условиями, при этом сам организм, воспринимающий иллюзии, функционирует нормально. Другие обусловлены патологическими (болезненными) отклонениями в функционировании организма иллюзирующего субъекта. От иллюзий предлагают отличать галлюцинации, которые, в противоположность иллюзиям, возникают при отсутствии внешних объектов (правда, что это такое "отсутствие внешних объектов", наверное, затруднятся сказать и сами авторы определения [2]).
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
ИЛЛЮЗИЯ
(лат. illusion — обман чувств) — нереальное, фантастическое или поверхностное представление. В обыденной жизни — самообман, субъективно облегчающий существование индивида («жизнь в И.»). Избавление от И., как правило, связано с опред. неудовольствием, страданием. С т.зр. психологии, И. отличается от галлюцинации тем, что ей соответствует к.-л. вполне реальный предмет, приобретающий в пространстве иллюзорного представления фантастические черты, определяющиеся посредством чел. желаний или искажений, привносимых памятью. Анализ и критика иллюзорных форм обществ. сознания (идеологии) были представлены в ряде работ К.Маркса. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ИЛЛЮЗИЯ
(лат. illusorius – обманчивый) – искажённое психическое отражение воспринимаемого объекта и его свойств, основанное на обмане чувств; принятие кажущегося, мнимого за действительное; ошибочное, не соответствующее действительности представление о ч.‑л. Наиболее адекватными синонимами термина И. являются: деформация, извращение, изменение, изуродование, искривление, неправильность, ошибка, расстраивание, ухудшение. И. классифицируются на: И. восприятия – искажения ощущений любых органов чувств и производимые ими искаженные образы; И. мышления – искаженное внечувственное представление о действительности; И. трансцендентальные – искаженное восприятие и мышление человека, с необходимостью присущие ему, не зависимо от персонального опыта; И. акцидентальные – искаженное восприятие и мышление, присущее человеку необязательным, случайным образом, появляющиеся в связи с определенными явлениями и событиями или обусловленные индивидуальными особенностями; И. индивидуальные – искажение действительного, присущее одному единственному сознанию; И. коллективные – искаженное восприятие и мышление, разделяемые целой группой лиц и имеющие общую причину; И. естественные – создание которых не обусловлено сознательной деятельностью человека; И. искусственные – умышленно создаваемые человеком; И. конструктивные – оказывающие положительное влияние на человека, общество, культуру; И. деструктивные – оказывающие негативное влияние.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
ИЛЛЮЗИЯ
(Illusion; лат. illusio — «обман») — поверхностное представление, чистая фантазия; в практической жизни — облегчающий самообман («предаваться иллюзиям») вместо трезвого взгляда на факты. «Освобождение от иллюзий» (разрушение иллюзий) связано часто с большим или меньшим чувством неудовольствия. С точки зрения психологии или психопатологии иллюзия
это представление, которому, правда, соответствует определенный предмет (в отличие от галлюцинации), но непроизвольное вмешательство душевно-духовного фактора преобразует объективную данность в направлении желаемой данности. Собственной питательной почвой иллюзии является аффект, в особенности ожидание, страх и надежда. Спиритуалистическую точку зрения, согласно которой мир существует только в нашем представлении и вещи внешнего мира являются лишь видимостью, иллюзией, называют иллюзионизмом.
К. Ланге пытается объяснить происхождение искусства потребностью человека в иллюзии (т. е. потребностью «предаваться эстетической иллюзии»). Искусство — это, по Ланге, способность доставлять себе и другим удовольствие, основанное на иллюзии, причем любая другая цель, кроме цели удовольствия, исключена (К. Lange. Das Wesen der Kunst, 1911).
H. Gombrich. Art and I. New York/London, 1960, dt. 1967; E. Topitsch. Mythos, Philos., Politik. Zur Naturgesch. der I., 1969; H. Gradmann. Menschsein ohne l.en, 1970; E. Lobsien. Theorie lit. I.sbildung, 1975; G. Lukács. Organisation und I., 1977; E. Topitsch. Erkenntnis und I., 1979.
это представление, которому, правда, соответствует определенный предмет (в отличие от галлюцинации), но непроизвольное вмешательство душевно-духовного фактора преобразует объективную данность в направлении желаемой данности. Собственной питательной почвой иллюзии является аффект, в особенности ожидание, страх и надежда. Спиритуалистическую точку зрения, согласно которой мир существует только в нашем представлении и вещи внешнего мира являются лишь видимостью, иллюзией, называют иллюзионизмом.
К. Ланге пытается объяснить происхождение искусства потребностью человека в иллюзии (т. е. потребностью «предаваться эстетической иллюзии»). Искусство — это, по Ланге, способность доставлять себе и другим удовольствие, основанное на иллюзии, причем любая другая цель, кроме цели удовольствия, исключена (К. Lange. Das Wesen der Kunst, 1911).
H. Gombrich. Art and I. New York/London, 1960, dt. 1967; E. Topitsch. Mythos, Philos., Politik. Zur Naturgesch. der I., 1969; H. Gradmann. Menschsein ohne l.en, 1970; E. Lobsien. Theorie lit. I.sbildung, 1975; G. Lukács. Organisation und I., 1977; E. Topitsch. Erkenntnis und I., 1979.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ИЛЛЮЗИЯ
лат. illusio — обман, заблуждение) — искаженное восприятие или представление действительности. Иллюзия возникает: 1) при необычных внешних условиях восприятия объектов, причем органы чувств воспринимающего субъекта функционируют нормально (напр. «оптический обман»); 2) при необычных (патологических, аффективных, наркотических) состояниях физиологических механизмов субъекта; под влиянием боли, опьяняющих веществ или аффектов (особенно страха, ожидания, надежды) сознание формирует искаженное представление об объектах действительности или воспринимает их неадекватным образом; в данном случае иллюзию следует отличать от галлюцинации, которая возникает в отсутствие внешних объектов.
В обыденном плане понятие «иллюзия» употребляется как синоним надежд и мечтаний (как правило, нереальных), утешающего и облегчающего жизнь самообмана или полета творческой фантазии (при этом всегда подразумевается зрительное восприятие, поскольку основу самого термина «иллюзия» составляет лат. слово lux (lucis) — свет). С философской точки зрения, стремление к иллюзорному восприятию действительности является неотъемлемой чертой человеческого сознания, ищущего в нем отдохновения от «суровой действительности», надежды или удовольствия. Так, страх смерти порождает представление о загробной жизни, надоевшая обыденность пробуждает мечты о чуде или «красивой жизни», полет творческой фантазии создает произведения искусства, доставляющие удовольствие. Немецкий философ К. Ланге объяснял происхождение искусства именно потребностью в иллюзиях (Lange К. Das fesen der Kunst, 1911).
Во 2-й пол. 20 в. благодаря работам О. Хаксли («Врата познания») и К. Кастанеды («Учение Дона Хуана: Путь знания индейцев яки» и др.) возникла своеобразная мода на иллюзорное восприятие действительности, возникающее под воздействием приема наркотических веществ. Иллюзии — это один из способов заглянуть в тайники человеческого бессознательного, поскольку их питательной почвой являются потаенные желания и нереализованные надежды. Человеческие иллюзии — это не просто результат искаженного восприятия: на них, как правило, накладываются содержание памяти и непроизвольная активность сознания.
О. В. Суворов
В обыденном плане понятие «иллюзия» употребляется как синоним надежд и мечтаний (как правило, нереальных), утешающего и облегчающего жизнь самообмана или полета творческой фантазии (при этом всегда подразумевается зрительное восприятие, поскольку основу самого термина «иллюзия» составляет лат. слово lux (lucis) — свет). С философской точки зрения, стремление к иллюзорному восприятию действительности является неотъемлемой чертой человеческого сознания, ищущего в нем отдохновения от «суровой действительности», надежды или удовольствия. Так, страх смерти порождает представление о загробной жизни, надоевшая обыденность пробуждает мечты о чуде или «красивой жизни», полет творческой фантазии создает произведения искусства, доставляющие удовольствие. Немецкий философ К. Ланге объяснял происхождение искусства именно потребностью в иллюзиях (Lange К. Das fesen der Kunst, 1911).
Во 2-й пол. 20 в. благодаря работам О. Хаксли («Врата познания») и К. Кастанеды («Учение Дона Хуана: Путь знания индейцев яки» и др.) возникла своеобразная мода на иллюзорное восприятие действительности, возникающее под воздействием приема наркотических веществ. Иллюзии — это один из способов заглянуть в тайники человеческого бессознательного, поскольку их питательной почвой являются потаенные желания и нереализованные надежды. Человеческие иллюзии — это не просто результат искаженного восприятия: на них, как правило, накладываются содержание памяти и непроизвольная активность сознания.
О. В. Суворов
Источник: Новая философская энциклопедия
Иллюзия
Не то же, что ошибка. Иллюзия – представление, находящееся в плену собственной точки зрения. Иллюзию не способно поколебать даже осознание ее ложности: я прекрасно знаю, что Земля обращается вокруг Солнца, но это нисколько не мешает мне видеть, как Солнце движется по небосводу с востока на запад. «Иллюзия, – пишет Кант, – это такое заблуждение, которое остается даже тогда, когда знают, что мнимого предмета на самом деле нет» или он иной («Антропология…», § 13). Таким образом, имеется позитивность иллюзии. Если ошибка есть лишь недостаток знания (в силу чего она является ничем и уничтожается истиной), то иллюзия характеризуется скорее избытком веры, воображения или субъективизма: это мысль, которая объясняет себя не известной мне реальностью, а той реальностью, каковой являюсь я сам.
Этот субъективизм может быть чисто чувственным (иллюзии чувств) или трансцендентальным (если вслед за Кантом принять существование иллюзий разума). Однако чаще всего он выступает в виде желательного субъективизма: строить иллюзии означает принимать желаемое за действительное. Именно в таком смысле трактует термин Фрейд: «Характерной чертой иллюзии, – пишет он, – является то, что она проистекает из человеческих желаний» («Будущее иллюзии», VI). Таким образом, не всякая ошибка есть иллюзия, как и не всякая иллюзия – ошибка. Я могу ошибаться вовсе не потому, что мне этого хочется (и это будет именно ошибка, а не иллюзия); а могу и не ошибаться, хотя мысль моя отталкивается не от знания, а от желания (и это будет иллюзия, а не ошибка. Например, бедная девушка верит, что ее возьмет в жены прекрасный принц. Несколько случаев подобного рода, как отмечает Фрейд, действительно имели место). Поэтому иллюзию, хоть она и бывает ложной (и даже чаще всего бывает ложной), нельзя считать особым видом ошибки. Это не вид ошибки, а вид верования: «Мы называем иллюзией такую веру, – продолжает Фрейд, – в мотивах которой превалирует осуществление желания», независимо от ее отношения к реальной действительности. Это вера в осуществимость желания, или доверчивое желание.
Если вслед за Спинозой допустить, что всякое суждение о ценностях предполагает желание и сводится к нему («Этика», часть III, теорема 9, схолия), то отсюда следует, что все наши ценности суть иллюзии. Это вовсе не означает, что от них нужно отказаться. Напротив, мы не можем без них обойтись (поскольку мы суть существа желающие) и не должны без них обходиться (иначе человечество просто не выживет). Иллюзии необходимы, и мы способны избавиться от каких‑либо из них лишь для того, чтобы тут же впасть в другие. «Только идеологическая концепция общества способна вообразить себе общества без идеологий», – пишет Альтюссер. Только следуя иллюзорной концепции человечества, можно вообразить себе человечество, лишенное иллюзий.
Этот субъективизм может быть чисто чувственным (иллюзии чувств) или трансцендентальным (если вслед за Кантом принять существование иллюзий разума). Однако чаще всего он выступает в виде желательного субъективизма: строить иллюзии означает принимать желаемое за действительное. Именно в таком смысле трактует термин Фрейд: «Характерной чертой иллюзии, – пишет он, – является то, что она проистекает из человеческих желаний» («Будущее иллюзии», VI). Таким образом, не всякая ошибка есть иллюзия, как и не всякая иллюзия – ошибка. Я могу ошибаться вовсе не потому, что мне этого хочется (и это будет именно ошибка, а не иллюзия); а могу и не ошибаться, хотя мысль моя отталкивается не от знания, а от желания (и это будет иллюзия, а не ошибка. Например, бедная девушка верит, что ее возьмет в жены прекрасный принц. Несколько случаев подобного рода, как отмечает Фрейд, действительно имели место). Поэтому иллюзию, хоть она и бывает ложной (и даже чаще всего бывает ложной), нельзя считать особым видом ошибки. Это не вид ошибки, а вид верования: «Мы называем иллюзией такую веру, – продолжает Фрейд, – в мотивах которой превалирует осуществление желания», независимо от ее отношения к реальной действительности. Это вера в осуществимость желания, или доверчивое желание.
Если вслед за Спинозой допустить, что всякое суждение о ценностях предполагает желание и сводится к нему («Этика», часть III, теорема 9, схолия), то отсюда следует, что все наши ценности суть иллюзии. Это вовсе не означает, что от них нужно отказаться. Напротив, мы не можем без них обойтись (поскольку мы суть существа желающие) и не должны без них обходиться (иначе человечество просто не выживет). Иллюзии необходимы, и мы способны избавиться от каких‑либо из них лишь для того, чтобы тут же впасть в другие. «Только идеологическая концепция общества способна вообразить себе общества без идеологий», – пишет Альтюссер. Только следуя иллюзорной концепции человечества, можно вообразить себе человечество, лишенное иллюзий.
Источник: Философский словарь.
ИЛЛЮЗИЯ
от лат. illusio, ludere ~ играть; illudere - обманывать) - ошибочное, неадекватное восприятие, в результате которого происходит замена реального и подлинного тем, что есть фикция (вымысел), видимость, имитация, приблизительная копия, схематическая модель или описание отдельных внешних свойств реально существующих объектов, игнорирующее другие, существенно значимые в условном контексте наблюдения качества. В результате воспринимается не сам реальный объект, а его искаженный или деформированный в процессе восприятия образ. К уже существующему объекту добавляется фантомная часть (И. ассимиляции) или исключаются реальные фрагменты (контрастная И.); психологическая установка субъекта экстраполирует предшествующий опыт на материал настоящего и будущего. И. связана с эффектом реальности, производимым ее демонстрацией; она основывается на психологическом и идеологическом признании феноменов, ранее уже знакомых зрителю.
Семиологическое значение И. заключается в элиминации (стирании) знака, его тела, манифестации и установлении непосредственного отношения между означающим и референтной группой означаемых с помощью специфического кода достоверности и правдоподобия, имеющего, в свою очередь, основания в ряде условностей, принятых в том или ином сообществе, в правилах коммуникации и стереотипах восприятия. Разнообразие и многочисленность И. обусловлены множеством иконических и эйдетических стратегий, наложение и пересечение которых затрудняет прямое, неметафорическое использование знаковых систем, нарушает иерархические отношения внутри дискурсов, между языками и метаязыками.
В виде фантомных проекций иллюзорные содержания могут структурировать повседневный опыт индивида, проявляя и подчеркивая личностно-значимые детали и фрагменты внешнего мира, делая на них акценты и увязывая их в контекст целостного жизненного мира, в то же время маскируя или игнорируя вытесняемые, подавляемые, иррациональные либо концептуально-непроясненные аспекты реальности.
Привязанность к И., как это показал 3. Фрейд, обусловлена поиском удовольствия и двойным движением отрицания: человек знает, что изображаемые действия, персонажи, обстоятельства не имеют к нему прямого отношения, что это всего лишь видимость, игра воображения, но определенная часть психической энергии с энтузиазмом вовлекается в эту игру, идентифицирует субъекта с изображаемыми героями, переживаниями и реакциями, соответствующими вымышленной ситуации. В результате многостороннего психологического взаимодействия индивидуальной психики и иллюзорного материала происходит интеграция вытесненных бессознательных массивов с диссоциированными конфликтующими частями души, открывается канал из недифференцированного бессознательного в сферу сознания, провоцируется катарсический эффект. Индивидуальное бессознательное встречается с аналогичным либо противоположным по значимости коллективным бессознательным. В непрерывном колебании между символами и воображаемым создается обширное поле виртуального обмена метафорических потоков, смысловых ассоциаций, архетипических и мифологических сюжетов. Это - пространство, куда устремляются противоречивые и взаимоисключающие желания, где фантазм разворачивает перед субъективностью сферу недоступного. Оттуда же "реальное" Я возвращается к привычному обыденному миру, уже более отчетливо и обостренно воспринимая границы своей идентичности, границы действительно реального, еще недавно атакованные необузданной и безответственной фантазией, невероятными приключениями и потрясениями основ мира, оказавшимися всего лишь добровольным самообманом, искусным наваждением.
К. Ю. Багаев
Семиологическое значение И. заключается в элиминации (стирании) знака, его тела, манифестации и установлении непосредственного отношения между означающим и референтной группой означаемых с помощью специфического кода достоверности и правдоподобия, имеющего, в свою очередь, основания в ряде условностей, принятых в том или ином сообществе, в правилах коммуникации и стереотипах восприятия. Разнообразие и многочисленность И. обусловлены множеством иконических и эйдетических стратегий, наложение и пересечение которых затрудняет прямое, неметафорическое использование знаковых систем, нарушает иерархические отношения внутри дискурсов, между языками и метаязыками.
В виде фантомных проекций иллюзорные содержания могут структурировать повседневный опыт индивида, проявляя и подчеркивая личностно-значимые детали и фрагменты внешнего мира, делая на них акценты и увязывая их в контекст целостного жизненного мира, в то же время маскируя или игнорируя вытесняемые, подавляемые, иррациональные либо концептуально-непроясненные аспекты реальности.
Привязанность к И., как это показал 3. Фрейд, обусловлена поиском удовольствия и двойным движением отрицания: человек знает, что изображаемые действия, персонажи, обстоятельства не имеют к нему прямого отношения, что это всего лишь видимость, игра воображения, но определенная часть психической энергии с энтузиазмом вовлекается в эту игру, идентифицирует субъекта с изображаемыми героями, переживаниями и реакциями, соответствующими вымышленной ситуации. В результате многостороннего психологического взаимодействия индивидуальной психики и иллюзорного материала происходит интеграция вытесненных бессознательных массивов с диссоциированными конфликтующими частями души, открывается канал из недифференцированного бессознательного в сферу сознания, провоцируется катарсический эффект. Индивидуальное бессознательное встречается с аналогичным либо противоположным по значимости коллективным бессознательным. В непрерывном колебании между символами и воображаемым создается обширное поле виртуального обмена метафорических потоков, смысловых ассоциаций, архетипических и мифологических сюжетов. Это - пространство, куда устремляются противоречивые и взаимоисключающие желания, где фантазм разворачивает перед субъективностью сферу недоступного. Оттуда же "реальное" Я возвращается к привычному обыденному миру, уже более отчетливо и обостренно воспринимая границы своей идентичности, границы действительно реального, еще недавно атакованные необузданной и безответственной фантазией, невероятными приключениями и потрясениями основ мира, оказавшимися всего лишь добровольным самообманом, искусным наваждением.
К. Ю. Багаев
Источник: Современный философский словарь