ХУДОЖНИК

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХУДОЖНИК
человек, который творчески работает в какой-нибудь области искусства; живописец; человек, который выполняет что-нибудь с большим художественным вкусом.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Художник
Это слово употребляется двояко: в общем смысле человека с особенной способностью выражать свои мысли в стройных и рельефных пластических образах; частнее, художниками называют людей, занимающихся пластическими искусствами — ваянием и живописью.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ХУДОЖНИК
творческий работник в профессиональном искусстве. Создавая ценности в специальной духовной сфере деятельности, профессиональный художник вовлекает читателя, зрителя, слушателя в совместное продуктивное воображение, ведет с ним «внутренний диалог», развивает способность общения. Соответственно художник должен быть творчески одаренным, обладать развитой интуицией, фантазией, которые выступают в единстве с мастерством и сложившимся мировоззрением.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ХУДОЖНИК
творческий работник в иск-ве (в узком смысле — в изобразительном искусстве). В прошлом, напр. в эпоху античности и средневековья, к X. причисляли и ремесленников — ювелиров, оружейников, шорников и т. п. В настоящее время X. чаще всего называют профессионалов, специалистов в одной или нескольких видах искусства. Поскольку способность к худож. творчеству есть общечеловеческая потенция, то каждый индивид в той или иной степени является X., способным создавать и воспринимать прекрасное. В полном же своем объеме понятие «X.» включает в себя три осн. момента: творческую одаренность в иск-ве (Талант художественный); профессиональное образование и выучку — мастерство; совокупность определенных политических, философских, этико-эстетических взглядов, получающих отражение в мировоззрении художника. Буржуазные эстетики зачастую рассматривают X. как некую исключительную личность, действующую вне времени и социальной среды. На самом деле жить в об-ве и быть свободным от него нельзя (Свобода художественного творчества). Становление и развитие X. объективно обусловлено его классовой, социальной позицией (Классовое и общечеловеческое в искусстве. Партийность в искусстве), движением исторического процесса.

Источник: Эстетика: Словарь

ХУДОЖНИК
англ. artist; фр. artiste; нем. Kuenstler) — в широком смысле творческая личность, мастер, человек, наделенный художественным и творческим воображением. В более узком смысле слова мастер, ведущий творческую работу в области живописи, скульптуры, графики и других изобразительных и декоративных искусств. В отличие от ремесленника, художник обладает даром воображения, каждое его произведение неповторимо и с трудом поддается аудентичному воспроизводству. Уже начиная со времен Древнего Египта художники пользовались заслуженной славой, были окружены почетом, не испытывали особых материальных трудностей. В Средние века художники переживали не лучшие времена, их противостояние со служителями культа носило порой достаточно острый характер и заканчивалось не в пользу людей творчества. Искусство художника считалось имитацией. Искусство называли «обезьяной природы». В эпоху Возрождения мастерство художника росло достаточно быстро, так же как быстро возрастало непонимание художника обществом, отсюда и многочисленные конфликты эпохи. В это время художники создали идеальные образы как христианских, так и античных богов и героев, превратившихся в образцы для подражания в другие эпохи. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Демонология эпохи Возрождения (XVI–XVII вв.). М., 1995.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

ХУДОЖНИК
Роль художника в обществе очень важна: будучи специалистом в области искусства, он способен лучше, чем другие, выражать человеческие чувства и идеалы и создавать прекрасные произведения и т. д. Однако его никак нельзя считать учителем добродетели, политическим лидером или философом. Если же он пользуется авторитетом в этих сферах, то становится интеллектуалом. Признание за ним такого рода авторитета — первый предрассудок, касающийся художника. Подобно писателю и журналисту, он — специалист и авторитет только в своей узкой области — в искусстве. Конечно, иногда художник бывает также политиком или философом, но он становится им не в качестве собственно художника.
Особенно опасно предоставлять художнику право выступать в роли морального учителя. Следует отдавать себе отчет, что и в этом отношении художник ничуть не выше других людей, он не способен быть ни моральным авторитетом, ни проповедником религиозной этики. Художник хорошо изображает человеческие поступки, однако из этого вовсе не следует, что сам он может считаться моральным авторитетом. Наоборот, именно художники провозглашали порой такие взгляды, которые противоречили общепринятой морали, и с презрением относились к простым людям. Таким образом, если художник злоупотребляет своим авторитетом, то это представляет угрозу для общества.
Другой предрассудок, касающийся художника,— мнение о том, что он может пользоваться какими-то исключительными правами. Так, например, иногда художники или люди, считающие себя таковыми, добиваются — во имя так называемой «свободы искусства» — права «расписывать» стены домов, не спрашивая на то разрешения хозяев. Точно так же сапожник мог бы заявить о своем праве сшить туфли из моего портфеля без моего согласия, а мясник — о праве зарезать моего кота, чтобы «создать» из него шницель. На самом деле у художника прав не больше, чем у остальных людей,— и тот, кто ему такие права приписывает, становится жертвой предрассудка.
Популярность этих предрассудков объясняется следующим образом. Эстетические ценности, с которыми художник знаком лучше, чем другие, и которые он воплощает в своих произведениях, являются очень высокими ценностями. Почтение, которое мы к ним питаем, переносится нами на их творцов, т. е. на художников. При этом бывает так, что окруженный почетом художник становится подлинным гуру, непререкаемым авторитетом во всех областях. Это происходит тем легче, чем слабей другие авторитеты — особенно моральные,— что свойственно обычно периодам упадка общества.
См.: авторитет, гуру, журналист, интеллектуал, литератор, ценность.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
0.00 байт

Художник и дворянская культура

Омельченко Светлана Ивановна
Статья посвящена актуальной теме художественного творчества. Акцент сделан на истории русского изобразительного искусства.
Читать PDF
0.00 байт

2002. 01. 007. Ренн Ю. Галилей в контексте: инженер-ученый, художник и придворный у истоков классиче

Столярова О. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Брак как творческий проект: император, художник, поэт

Летина Наталья Николаевна
В статье раскрываются парадоксальные интенции и результаты творческого проектирования брачных отношений политической и творческой элиты начала и конца Нового времени.
Читать PDF
0.00 байт

Я-концепция художника или миссия художника в современном мире (философский аспект)

Сабадуха Владимир Алексеевич
В статье исследованы философско-методологические основания разных направлений в искусстве. Доказано, что направления «искусство для искусства», «искусство для народа» дегуманизируют сознание человека.
Читать PDF
0.00 байт

Биография художника как метод исследования творчества: некоторые концептуальные закономерности

Мусина Наталья Николаевна
Читать PDF
0.00 байт

Философия творчества художника В. В. Кандинского

Кабанова Л. И.
В статье анализируется тема, предопределившая основные особенности и специфику русского авангарда.
Читать PDF
0.00 байт

Подражание у Платона, или чем философ лучше художника

Читать PDF
0.00 байт

Межпредметные связи скульптуры, живописи и рисунка в подготовке художника-педагога

Башкатов Иван Александрович
Цель статьи: поднять проблему актуальности межпредметных связей скульптуры, живописи и рисунка на художественно-графическом факультете, которые позволяют выстроить стройную учебно-методическую систему подготовки высококвалифициров
Читать PDF
0.00 байт

О хрупкости прекрасного и авантюризме художника (перевод А. Паткуля, Е. Лазаренковой, под ред. А. Па

Паткуль Андрей , Лазаренкова Екатерина
This paper is the published for the first time Russian translation of the classical phenomenological article by Oskar Becker.It contains an exemplary application of phenomenological method in the field of esthetics.
Читать PDF
0.00 байт

Облик художника в западноевропейском романтическом искусстве: к проблеме гения

Аймаканова Анастасия Петровна
XIX столетие эпоха, породившая Гения, не без причин, и воспевшая его не без умысла. В статье исследуется феномен Гения от момента его формирования до точки апофеоза (Ф. Ницше), которой он достиг менее чем за сто лет.

Похожие термины:

  • МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХУДОЖНИКА

    форма самосознания, сквозь призму к-рой воспринимается, оценивается и осмысливается действительность, отображаемая в произв. иск-ва и к-рая решающим образом влияет на духовное самоопределение тв