МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХУДОЖНИКА

Найдено 1 определение
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХУДОЖНИКА
форма самосознания, сквозь призму к-рой воспринимается, оценивается и осмысливается действительность, отображаемая в произв. иск-ва и к-рая решающим образом влияет на духовное самоопределение творческой индивидуальности. Как специфический духовно-практический феномен, М. дает обобщенное представление об отношении человека к миру (природе, об-ву), о предназначении личности и смысле жизни, исторических судьбах человечества. Отличительная особенность мировоззренческого способа освоения действительности — отображение мира с учетом его значения для человека. В М. х. акцентируется эмоционально-ценностное отношение к бытию. В структуру М. х. входят принципы творческой деятельности, смысложизненные установки и ориентиры. Характер мировоззренческих представлений определяет идейные предпосылки творчества, задает способ видения мира, обязывает к выбору линии творческого поведения, к действиям в соответствий с определенными идейно-эстетическими, нравственными принципами. Ядром, сердцевиной мировоззренческого сознания художника выступает эстетический идеал (Идеал эстетический), выполняющий в творчестве роль регулятивного принципа, критерия оценки и целевой установки. Мировоззренческий потенциал художника обусловлен характером культурно-исторического бытия, социальной жизнью об-ва, уровнем его эстетического развития. В формировании М. х. участвуют все сущностные силы, духовные способности творческой личности (сознание, чувства, воля): в этом процессе органично взаимодействуют опыт, знания и убеждения. Идейная направленность М- х. проявляется в отстаивании интересов класса, социальных групп и общностей, в реализации принципа партийности в худож. творчестве. По своему содержанию и Общественной значимости (в зависимости от характера отношения к миру, к социальному и духовному прогрессу, к проблемам человека и гуманизма) М. х. может быть передовым, прогрессивным или отсталым, реакционным; незрелое мировоззрение отличается внутренней противоречивостью, анти-номичностыо. В мировоззренческом плане применительно к иск-ву важно не только то, что именно и как отражает художник в своем творчестве, но и для чего, во имя каких целей он творит, какие идеи утверждает. Принципиальное значение приобретает поэтому социальная зоркость художника, его способность распознавать исторические перспективы развития об-ва, расширять горизонты худож. мировидения, выражать духовные умонастроения и идеалы эпохи, проникать средствами иск-ва в сокровенные глубины мирочувство-вания людей, их желания, мечты, надежды. Иск-во обладает уникальным опытом в раскрытии всей полноты конкретно-исторического мироотнощения. В разностороннем мировоззренческом потенциале художника нередко выделяют различные формы и уровни его проявления: миросозерцание, мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В общей системе мировоззренческой ориентации художника мироощущение, включающее эмоционально-эстетическое отношение к бытию, органично связано с миропониманием, с худож.-эстетическими принципами творчества. Взаимодействие политических, философских, нравственных, религиозных, эстетических взглядов проявляется в творческой деятельности художника неоднозначно, опосредствованно, и в силу этого возможны внутренние противоречия в духовном смысле- и образо-творчестве (таковы противоречия в творческой деятельности Достоевского, Толстого, Л. Н. Андреева). Худож.-эстетические взгляды и представления творцов иск-ва специфически проявляются в основополагающих установках художника, в творческой деятельности. Посредством проникновения в историческую реальность художники способны в определенной мере преодолеть косность своих классовых воззрений и интуитивно предугадать грядущие преобразования. Известно, как высоко оценил Энгельс реалистическую принципиальность О. Бальзака, сумевшего вопреки своим классовым симпатиям и политическим предрассудкам распознать «настоящих людей будущего» (т. 37, с. 37). Зрелость мировоззренческих представлений — залог масштабности горизонтов социального видения. Опора на научное мировоззрение, основанное на принципах марксизма, помогает творцам социалистического иск-ва разглядеть социальную направленность нового, перспективные проблемы будущего. Мировоззренческая культура художника открывает возможность наиболее адекватного постижения действительности в худож. творчестве, диалектического снятия противоречий между должным и сущим, целью и средством.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
470.10 кб

Русский космизм как мировоззрение художников «Амаравеллы»

Трифонова Галина Семеновна
В статье рассматривается опыт освоения идей космизма как философского, научного и художественного мировоззрения рубежа XIX-XX вв. представителями творческого объединения 1920-х гг. «Амаравелла».
Читать PDF
245.52 кб

Мировоззренческие концепции украинских художников-шестидесятников

Смирна Леся Вячеславовна
В предлагаемом исследовании предпринята попытка анализа философско-эстетических взглядов художников-шестидесятников В. Ламаха, Ф. Юрьева, Н. Стороженко, А. Дубовика на фоне драматических событий истории украинского искусства.
Читать PDF
284.82 кб

Рерих и космизм (к вопросу о взаимосвязи мировоззрения и творчества художника)

Тарасова Л. А.
Читать PDF
284.23 кб

Рерих и космизм (к вопросу о взаимосвязи мировоззрения и творчества художника)

Тарасова Л.А.
Читать PDF
1.24 мб

Научное мировоззрение художника эпохи Возрождения (на примере Альбрехта Дюрера)

И. Б. Черниенко
Исследуется характер и структура мировоззрения А. Дюрера в контексте культурной ситуации в Европе и Германии на рубеже позднего средневековья и раннего Нового времени
Читать PDF
745.15 кб

Мир животных глазами художника-анималиста: мировоззренческий, художественно-образовательный аспекты

Портнова Ирина Васильевна
В статье освещены вопросы мировоззренческого плана: взгляды художников-анималистов XX века на мир природы и животных в русле их значимости и ценности для человека.
Читать PDF
226.67 кб

Вклад художников-передвижников в становление реализма как новой системы мировоззрения в искусстве xi

Ван Пин
В данной статье речь идёт о значимости творческого вклада русских художников-передвижников в становление и развитие реализма.