HOMO

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

HOMO
лат.) - человек (homo sapiens - человек как разумное существо, в переносном смысле - воспринимающий существенное); мудрый, мыслящий человек. Др. результатами попыток выразить природу человека подобной формулой являются: homo faber (лат. - человек как ремесленник) - технический, действующий человек (см. Поступок); homo divinans (лат. - предчувствующий человек) - магический человек, живущий в одушевленном мире (см. Анимизм, Одушевление); homo ludens (лат. - играющий человек) - человек, который ричего не воспринимает серьезно и бездумно принимает участие в том, что "разыгрывается" в окружающем его мире (см. Пуерилизм, Игра).

Источник: Философский энциклопедический словарь

HOMO (man)
человек. По Августину, «не иное человек душевный, и не иное - плотский, но и тот и другой один и тот же, то есть человек, живущий по человеку» (Августин. О Граде Божием. Т. 3. С. 9). «Ведь и тот способ, каким души соединяются с телами и становятся животными, в полном смысле слова удивителен и решительно непонятен для человека; а между тем это и есть сам человек» (там же. Т. 4. С. 273). По Эриугене, «в человеке Бог создал всякое творение - видимое и невидимое, поскольку подразумевается, что в нем присутствует целокупность сотворенной природы... Бог потому захотел сотворить человека в роде животных, что в нем Он возжелал создать всяческое творение. Если же ты спросишь меня, почему Он возжелал создать в нем всяческое творение, отвечу: потому, что Он захотел создать его по своему образу и подобию, чтобы подобно тому, как главный образец превосходит все по превосходству сущности, так и образ его превосходил бы все по достоинству и благодати творения... Человек есть некое интеллектуальное понятие, извечно сотворенное в Божественном уме» (Иоанн Скот Эриугена. О природе // Антология... С. 19-14). По Фоме Аквинскому, человек также есть некоторым образом все сущее.

Источник: Латинский словарь средневековых философских терминов

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Homo noosphericus как актуализация образа Homo futurus

Цветков А. П.
В контексте противоречия между сущим и должным и с помощью ключевых понятий ноосферологии обосновывается идея об острой необходимости актуализации культурообразующего идеального образа человека человека долженствующего как человек
Читать PDF
0.00 байт

Перспективы человека в мире информационных технологий: от Homo sapiens к Homo informativus

Гаранина Ольга Денисовна
Статья посвящена анализу социальных последствий внедрения информационных технологий в повседневную жизнь людей.
Читать PDF
0.00 байт

Homo sapiens or Homo Wise (человек разумный или человек мудрый)?

Левяш Илья Яковлевич
В статье рассматривается проблематика динамического состояния экосферы, связанных с ней исторических традиций и современных альтернатив, включая официальную международную парадигму «sustainable development» («устойчивое развитие»)
Читать PDF
0.00 байт

Эволюция модели экономического человека в теории человеческого капитала: от homo economicus до homo

Марущак Ирина Валерьевна
В работе рассмотрена эволюция моделей экономического поведения человека. Систематизированы достоинства и недостатки моделей, изучаемых в рамках институциональной экономики и теории человеческого капитала.
Читать PDF
0.00 байт

"особенность современности": homo philosophicus или homo religiosus?

Звонок Наталья Степановна
В статье сделана попытка определить особенности человека современной эпохи в его отношении к философии и религии.
Читать PDF
0.00 байт

«Homo ethnicos» в системе интегральной концепции человека

Данакари Р. А.
Читать PDF
0.00 байт

Homo cosmicus: феномен «Океанического чувства»

Максименко Людмила Александровна
Древнейшая мысль о сопричастности человека и Вселенной приобрела постулативную очевидность неясного генеза, иногда затертую в устойчивом фразеологизме «Человек и Вселенная».
Читать PDF
0.00 байт

«Homo trichotomies» или человек триединый (теория здорового воспитания)

Воронцов П. Г.
В данной статье рассмотрена новая модель гармоничного человека, состоящего из отдельных элементов трихотомии духа, души и тела. «Homo trihotomies» это результат «cultura trichotomies» и одновременно «здорового воспитания».
Читать PDF
0.00 байт

Homo traditionis в условиях выбора

Лезгина Марина Львовна
Автор статьи исходит из того, что проблема выбора есть прежде всего проблема свободы. Она решается в двух ракурсах как проблема выбора потребителя ценностей или как творческая проблема личности, производящей эти ценности.
Читать PDF
0.00 байт

Homo ludens» в ситуации постмодерна

Белоглазова Л. А.
В статье рассматривается проблема постмодернистской редукции человека к плоскости «Homo ludens» как единственно возможной и исчерпывающей его бытие
Читать PDF
0.00 байт

Homo dicens, или человек говорящий

Лобанова Н. И.
Автор интересуется вопросом о взаимоотношении сознания и языка.
Читать PDF
0.00 байт

Homo fractus, или кто существует абстрактно?

Лобанов Сергей Дмитриевич
В статье рассматривается проблема идентификации человека через призму его отношения к пустоте. Для решения этой проблемы анализу подвергаются проблемы истины, духовности и, главное, традиционная проблема подобия.
Читать PDF
0.00 байт

Роль гедонизма в построении модели «Homo economicus»

Ковшов Е. М.
В статье кратко представлена эволюция понятия: «homo economicus» с XVIII века по настоящее время. Показано, как в постиндустриальном обществе XX—XXI вв.
Читать PDF
0.00 байт

Актуальность Иммануила Канта, или Homo quaerens

Кондрахина Е. И.
Читать PDF
0.00 байт

Homo cognoscens: от позитивизма к антропологии науки

Волков А. В.
Статья посвящена проблеме «наука и человек», которая становится все более зна- чимой в современной философии. Критической оценке подвергается специфика пози- тивистского подхода к анализу научного познания.

Похожие термины:

  • HOMO SUM, HUMANI NIHIL A ME ALIENUM PUTO

    лат. - я человек, и ничто человеческое мне не чуждо) - по словам греч. комического поэта Менандра, высказывание св. Теренция; Цицерон и Сенека считали это высказывание принципом гуманности.
  • ECCE HOMO

    лат. - вот человек) - восклицание Пилата, показавшего увенчанного терновым венцом Христа народу, чтобы возбудить в последнем сострадание к Христу (Ин. 19, 5). Обычно цитируется в переводе Лютера: "Смотр
  • HOMO HOMINI LUPUS EST

    лат.) человек человеку - волк (Плавт).
  • Homo sapiens

    обладает наивысшим уровнем психического развития, способностью контролировать эмоции и управлять ими; способен создавать произведения культуры.
  • Homo creator

    (букв. с лат. – существо творящее, творческое) – понятие, отражающее процесс формирования, моделирования человеком как самого себя, так и действительности, в которой он существует. Так, в марксизме
  • Homo faber

    (букв. с лат. – человек производящий) – этап в развитии человека, антропогенеза – человек производящий, человек-ремесленник. Определение, характеризующее присущее человеку качество – способност
  • Homo habilis

    (букв. с лат. – существо подвижное, ловкое) – понятие, определяющее представителей человекоподобных, производящих простейшие орудия и предшествующих Homo sapiens.
  • Homo ludens

    (букв. с лат. – существо играющее) – определение, указывающее на игру как вид деятельности, как форму активности человека, наиболее полно и успешно отражающую его природу. Все человеческие действи
  • Homo viator

    (букв. с лат. – человек путешествующий) – термин введен Г. Марселем, используется в персонализме, экзистенциализме, подчеркивает динамичность человеческого бытия. Человек – путешественник, пилиг
  • HOMO VIATOR. ПРОЛЕГОМЕНЫ К МЕТАФИЗИКЕ НАДЕЖДЫ

    (Homo viator. Prolegomenes a une metaphysique de lesperance. Paris, Aubier: Ed. Montaigne, 1944; pyc.nep. 1998) — книга Г.Марселя, создававшаяся в годы оккупации Франции. Обращаясь в предисловии ко второму ее изданию к понятию надежды, Марсель зам