ХАДЖ
Источник: Ислам классический. Энциклопедия.
Источник: Атеистический словарь
араб. - паломничество) - посещение Мекки с ее др. храмом Каабой, сопряженное с рядом церемоний: прослушивание проповеди у горы Арафат, символич. метание камней в дьявола, семикратный обход вокруг Каабы, молитва, питье воды из источника Зам-зам и др. X. является одной из пяти осн. обязанностей мусульманина, к-рый «в состоянии совершить его». Он приурочивается к празднику жертвоприношения (курбан-байраму). Посещение Мекки в др. время с совершением всех ритуалов X. (кроме жертвоприношения) называется малым паломничеством (умра). Среди паломников из СССР большую часть составляют представители духовенства и учредителей религ. объединений.
Источник: Атеистический словарь
Произнесение этой формулы обязательно при вступлении в Мекку и при посещении всех главных святынь паломничества. В это время запрещено торговать, исполнять супружеские обязанности, проливать кровь, бриться, стричься, мыться мылом, умащиваться благовониями. Выход из состояния ихрама осуществляется посредством обрезания волос. Перед хаджем обычно совершается умра – малое паломничество, которое можно совершить и в любое другое время, предпочтительней всего в месяц рамадан, раджаб и особенно зуль-хиджа, когда «умра совершается совместно с хаджем. Во время малого паломничества паломник входит на территорию аль-Масжид аль-Харам, обходит Каабу (таваф – араб. «обход, хождение вокруг»), молится, пьет воду из Замзама и семь раз пробегает между холмами Сафа и Марва (сай). Если за умрой не следует хадж, то паломник выходит из состояния ихрама. 7-го числа зу-ль-хидкяа происходит торжественная проповедь (хутба) в мечети Каабы, и в тот же вечер или на следующее утро паломники покидают Мекку. Следующего, 8-го числа процессия паломников шествует через долины Мина и Муздалиф к долине Арафат, где они проводят ночь в молитвах и благочестивых размышлениях. В полдень следующего, 9-го дня зуль-хиджжа приступают к центральному и наиболее торжественному обряду хаджа – стоянию на горе Арафат (вукуфу), которое символизирует предстояние перед ликом Аллаха. Вукуф продолжается до захода солнца. Главный имам мекканской мечети въезжает на белом коне на холм и с его вершину читает хутбу и возносит мольбы к Всевышнему. Как только солнце исчезает за горами, наступает ифада: все спешат под звуки музыки и выстрелов в долину Муздалиф. Здесь, у ярко освещенной мечети читаются вечерняя и ночная молитвы и паломники, устраиваясь на ночлег, собирают камешки, чтобы побить ими три каменные колонны, олицетворяющие языческих идолов, стоявших до Пророка в долине Мина. Утром 10-го числа после молитвы и проповеди, паломники направляются в долину Мина, где каждый бросает в столбы, символизирующие Иблиса, семь камешков, подобранных накануне в Мудзалифе. За этим следует жертвоприношение животных – овец, коз или верблюдов, которых покупают тут же у торговцев. Мясо жертвы должно раздаваться бедным, а излишки остаются на месте. В последнее время жертвы заменяются уплатой определенной суммы денег на богоугодные дела. Этот день считается важнейшим мусульманским праздником «Ид аль-Адха» и отмечается во всем мусульманском мире. Затем, обрив голову или срезав прядь волос, паломники направляются в Мекку для совершения последнего тавафа. После этого хадж считается законченным.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я