ГУРУ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГУРУ
буквально «тот, кто просветляет») - духовный учитель, наставник, призванный вывести страждущего на правильный духовный путь.

Источник: Тематический философский словарь

ГУРУ
Санскр.) Духовный Учитель; знаток метафизических и
этических доктрин; употребляется также для обозначения человека,
обучающего какой-либо науке.

Источник: Теософский словарь

ГУРУ
санскр. – «тот, кто просветляет»): духовный Учитель, наставник, призванный помочь ищущему идти по правильному духовному пути. Без гуру развитие человека оказываетея очень медленным и ненадежным. Если кто-то становится истинным учеником Учителя, он не чувствует, что он и гуру – два разных существа. Гуру является его собственной наивысшей частью, поэтому истинный ученик не видит трудности в подчинении своей низшей части – наивысшей. Однако, когда ученик достаточно продвинулся по пути духовных исканий, ему уже не нужна ничья помощь.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ГУРУ
(санскр. guru, тиб. bla ma, важный, достойный) — учитель, духовный наставник в индийском буддизме (в Тибете, Монголии и России назвается лама). В Ваджраяне первое из «трёх корней» духовной передачи от учителя к ученику гласит: «гуру — йидам — дакини», что примерно равноценно древней формуле «трёх прибежищ»: «Будда — Дхарма — Сангха». Однако буддийские тексты постоянно предостерегают мирян, учеников и послушников от слепого доверия тому, кто называет себя «Г.». Ибо учителем может быть лишь тот, кто признан таковым и авторитетен среди равных ему учителей. Кроме того, Г. — учитель, к которому ученик испытывает глубокую и искреннюю благодарность за посвящения (абхишека) и приобщение к таинствам духовных практик, а также полное доверие как к Просветлённому. См. также Прибежище.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

ГУРУ
(букв, великий, большой, тяжелый) — духовный учитель в индийских религиях. Фигура наставника в Индии всегда была окружена огромным почитанием и уважением. К Г. в древности отправляли на обучение мальчиков, ставших «дваждырожденными» (см. Варнашрама)у и в течение 10-12 лет они изучали под его руководством веды. Велика роль Г. и в обучении иогическим техникам: никакое книжное руководство не может заменить здесь устных наставлений Г. В тантризме Г. становится воплощенным божеством. Характерным признаком тантризма является роль женщиныТ.: посвящение от женщины имеет большую духовную силу, поэтому оно считается наилучшим. В любом случае, наставник должен обладать всеми качествами, необходимыми для того, чтобы помогать ученикам духовно развиваться. Г. бывает двух основных видов: дикша-Г. во время посвящения передает ученику духовную энергию, шикша-Г. наставляет ученика в соответствии с методами данной школы. Один и тот же Г. может стать для ученика и тем и другим, но не исключено также и наличие различных Г. на разных ступенях практики. В кришнаизме более важен шикша-Г. Иногда в качестве синонима слова Г. используется термин «ачарья», т. е. «тот, кто ведет праведный образ жизни».

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

ГУРУ
Индийский термин, более или менее соответствующий слову «учитель». Есть два типа гуру: 1) гуру в узком смысле слова, или колдун, руководящий сектой; 2) философ прошлого, которого ученики, принадлежащие к его «школе», признают непререкаемым авторитетом. Первому гуру, сектантскому, его последователи необоснованно приписывают и эпистемический, и деонтический авторитет и даже наделяют его абсолютным авторитетом (см. авторитет). Философский гуру является лишь эпистемическим авторитетом (см. там же). О суеверии, связанном с гуру первого типа, мы скажем, когда будем разбирать термин секты. Здесь же скажем несколько слов о предрассудке, связанном с гуру второго типа.
Разделяющие это заблуждение люди избирают в качестве наставника и главы какого-нибудь философа прошлого — к примеру, св. Фому Аквинского, Канта, Маркса и т. п. Их отношение к нему характеризуется следующим:
1. Все или почти все, что сказал гуру, заранее считается истинным. 2. При всякой возможности на гуру ссылаются; так, например, один из моих знакомых философов говорил: «Одно и то же не может одновременно быть и не быть, о чем мы узнали от Спинозы»,— как будто для констатации этого факта недостаточно обычного здравого смысла. 3. Философия последователей основана, в сущности, на комментировании того, что создал гуру. (Среди последователей принято с гордостью подчеркивать, что они Х-исты — томисты, марксисты и т. д.)
Позиция подобного Х-иста недостойна философа, хотя люди, ее разделяющие, и называют себя философами. Истинный философ не может быть никаким Х-истом, он не признает никакого гуру. Конечно, он вправе выразить свое согласие с позицией того или иного мыслителя прошлого, но разве можно считать истинными все высказывания гуру, непрестанно ссылаться на него, только и делать, что комментировать его труды? Нет ничего хорошего и в том, чтобы называть себя Х-истом. В этом есть что-то нездоровое.
См.: авторитет, марксизм, секты, философия, христианская.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

ГУРУ
сс. Достойный, почтенный человек. Учитель. Наставник. Индийская традиция ставит учителя на высшую ступень почитания среди людей. Наиболее уважаемы учителя учителей, родоначальники школ, традиций. Институт учительства восходит к древним мудрецам (риши), которые, нарушая традицию одинокого существования, стали обучать юношей из высших сословий (варна). Эти дети были более развиты и подготовлены к постижению сложных концепций. Риши сделали знание доступным для другого, поднимая «младенцев» до своего уровня. Учителя-риши предложили людям не только знания, обретенные за долгие годы отшельнической жизни, но и новую идеологию, гармонизирующую общественное сознание в ведическую эпоху. Возникло представление о системе передачи знаний и опыта. При отсутствии учебников и апробированных методик прямая, непосредственная передача знаний от учителя ученику (гуру-шишья парам-пара) осуществлялась индивидуально, сокровенно, интимно. Большое значение имела невербальная информация: мимика, жест, собственный пример и др. Позднее обучение стало происходить в доме учителя (гуру-кула), в ашрамах и монастырях. Большое значение придавалось психологической совместимости учителя и ученика. На первом этапе их взаимоотношения имеют характер обычного служения (саманья-сева) ученика учителю, а на стадии обретения высших знаний — характер высшего служения (уттама-сева). Учитель может взять на себя карму ученика, чтобы уничтожить сс., а ученик может вызвать образ учителя методом визуализации даже после его смерти, чтобы получить от него совет или помощь. Согласно гуру-йоге, регулирующей их взаимоотношения, ученик должен полностью довериться учителю, отказавшись от гордыни и самоуничижения. Учеников называют чела, челака, шравак, шравака, шайкша, садхак, садхака, шишья, прашишья, атеваси и др.Ученик низшей ступени (атхама) понимает учителя с трудом. Средний ученик (мадхьяма) понимает все указания и выполняет их. На высшей ступени способный ученик (уттама) продолжает дело учителя. Найти «своего» учителя или ученика считается большой удачей. Термину «гуру» синонимичны ачарья, пандит, упадхьяя, бханант и др. Сложные концепции буддизма не постигаются на низком уровне развития и подготовки. Буддийские учителя учатся всю жизнь, разыскивая и изучая сутры, шастры, тантры. Достичь вершины буддийской практики редко кому удается в течение одной жизни. Буддист ощущает себя всегда в пути. Даже умирая, он предполагает, что в следующей жизни сделает еще один шаг по пути к спасению.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003



Похожие термины:

  • ГУРУ 1

            наставпик-брахман, гл. фигура индийской традиционной системы духовного образования; в древности — учитель проходящего первую из ашрам (жизненных стадий), т. е. брахмачарина. Г. подготавлив
  • ГУРУ 2

            верховный учитель в сикхизме. У сикхов было десять Г. После смерти последнего из них, Гобинд Сингха, по его воле свящ. книга Ади Грантх " считается сикхским Г. навечно ("Г. Грантх"). Наставниче
  • ДАЙТЬЯ ГУРУ

    Санскр.) Учитель великанов Дайтьев (см.). Аллегорически - это имя, данное планете Венере-Люциферу или, вернее,ее непокидающему (indwelling) Владыке, Шукре, мужскому божеству. (См. "Тайн. Доктр.", II, с. 42.)
  • ГУРУ ДЭВА

    Санскр.) Букв., "божественный Учитель".
  • МАХА ГУРУ

    Санскр.) Букв., "великий учитель". Посвящающий.
  • БХАЙШАДЖЬЯ-ГУРУ

    (санскр. bhaisajya-guru, тиб. sman gyi bla ma, учитель врачевания) — один из будд, сострадание которого проявляется в том, чтобы лечить людей и продлевать им жизнь. Известен по махаянским сутрам со II в. н.э. Главный
  • ГУРУ-ЙОГА

    (санскр. guru-yoga, тиб. bla mai sgrub pa, bla mai rnalbyor, практика духовного учителя) — важная подготовительная медитация, в которой адепт созерцает гуру неотрывно от божества мандалы направления. В тантрической п
  • ГУРУ РИНПОЧЕ

    одно из имён Падмасамбхавы, как свято воплощённого Учителя, Второго Будды, принёсшего буддизм в Тибет, зачинателя изустных линий передачи текстов махайоги и ати-йоги.