ГРЕХОПАДЕНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГРЕХОПАДЕНИЕ
в религиозной философии: своеволие, поступок вопреки воле бога. В философии В. Соловьева оно означает развитие человеческого духа, ибо человек невинный, не познавший греха, остается навсегда на уровне животного, так как не изведал состояния вины и искупления.

Источник: Тематический философский словарь

Грехопадение
или первородный грех согласно библейскому мифу – нарушение первыми людьми Адамом и Евой божьего запрета есть плоды с дерева «познания добра и зла». За это Бог изгнал их из рая. По иудейскому и христианскому вероучениям, на всем человечестве с той поры лежит печать первородного греха, и люди от рождения склонны к греху.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Грехопадение
библ.)  – библейский миф о первой человеческой паре, созданной Богом и проживавшей в райском саду Эдеме. Дьявол в образе змея уговорил женщину съесть плод с запретного дерева, сказав, что они с мужем «станут как боги, знающие добро и зло». Женщина попробовала плод и дала поесть мужу, после чего у них появилось чувство стыда. По этому признаку бог догадался, что они нарушили запрет, и изгнал их из Эдема.

Источник: Мифологический словарь

ГРЕХОПАДЕНИЕ
первородный грех - по библ. представлениям - нарушение первыми людьми Адамом н Евой заповеди бога об абсолют, повиновении, что повлекло изгнание их из рая, утрату ими и их потомками богоподобия и появление в мире зла, противоречащего божеств, сущности. Раннехрист. апологеты Ориген и Климент Александрийский предлагали рассматривать Г. как аллегории, рассказ о душевном состоянии человека. Однако в православии преобладающим и поныне является учение об утере человеком в результате Г. богоподобия (бессмертия, абсолютной святости) и сохранении искаженного образа бога, т. е. разума и свободной волн, употребляемых чаще всего во зло человеку и природе. Гл. целью жизни, по правосл. представлениям, должно стать восстановление в человеке первонач. созданного образа и подобия, к-рые достигаются после смерти, но непременно в процессе христ. жизни. Первым условием прощения грехов объявляется принятие крещения, вторым воскресение из мертвых. Целевое назначение учения о Г. сводится в конечном счете к укреплению позиций религии.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ГРЕХОПАДЕНИЕ
первородный грех - по иудейскому и христ. вероучениям - нарушение Адамом ъ Евой в раю «заповеди» бога. Как повествует Библия (Быт. 3, 1—24), бог запретил «первочеловекам» есть плоды «древа познания добра и зла». Но змей (или, как разъясняют церковники, сатана в обличье змея) убедил Еву отведать запретных плодов, а та дала их поесть и Адаму. За это бог изгнал людей пз рая, превратил их в смертных и назначил мужчине в поте лица трудиться, а женщине в муках -рожать детей и быть в подчинении у мужа. Чтобы люди не возвратились в рай и не стали бессмертными, бог поставил на востоке от рая стражу - «херувима и пламенный меч обращающийся». Этот наивный библ. рассказ, отражавший беспомощность человека родового общества в объяснении социальных явлений, был положен церковниками в основу всей иудейско-христ. догматики и является основой для самых реакц. и антигуманистич. богосл. построений. Церковники объявили Г. теми воротами, через к-рые в мир вошло зло. Следовательно, ответственность за зло, т. е. за социальную несправедливость и все несчастья людей в обществ», снимается со «всемогущего творца» мира и возлагается на самих людей. Все муки, испытываемые нар. массами в эксплуатат. обществе, истолковываются как божеств, наказание за первородный и др. грехи. Тем самым выгораживаются истинные виновники страданий нар. масс - эксплуатат. классы.
Церковники объявляют порочной самостоят. волю человека, т. к., мол, именно она привела Адама и Еву к Г., а их потомков - к грехам. Людям предлагается целиком отказываться от к.-л. инициативы, вверять свою судьбу «божеств, провидению», проявлять смирение. Далее церковники утверждают, что Г. исказило первоначально совершенную («сотворенную богом») природу человека и стало причиной ее «порчи», вследствие чего люди от рождения склонны к злу и греху. Отсюда делается вывод о необходимости «божеств, благодати» (т. е. фактически религии и церкви) для «спасения» людей. Наконец, учение о Г. явилось идеологич. обоснованием порабощения женщины: представив женщину непосредств. виновницей Г. и всех бед «изгнанного из рая» человечества, церковники прямо требовали ее полного подчинения мужу.
Защищая реакционнейшее учение о Г. от острой (преимущественно paционалистич.) критики, к-рой оно подвергалось на протяжении всей истории христианства со стороны атеистов и свободомыслящих, христ. церковь возвела это учение в степень догмата, абсолютно воспрещала малейшие сомнения в его «истинности» и подвергала жестоким гонениям и даже прямому уничтожению тех, кто против него выступал (см., напр., Пелагианство).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Грехопадение
(Fall of Man). Грех Адама и Евы, возникший от непослушания и повлекший за собой трагические духовные, физические и социальные последствия для всего человечества. Простой, неприукрашенный рассказ о грехопадении приводится в Быт 3. Повеетвование носит исторический характер (так полагали Тертуллиан, Афанасий Великий, Августин, Кальвин), что доказывается Павловым сопоставлением "одного человека" Адама с Моисеем и с Христом (Рим 5:12,1519; ср. 1 Кор 15:2022), а также очевидным для ап. Павла фактом существования искусителя и искушения (2 Кор 11:3; 1 Тим 2:14). К-ром е того, Лука возводит генеалогию Иисуса, всечеловека, через Иосифа и Давида, к Адаму.
Библейский рассказ о грехопадении. Излагая предысторию грехопадения, Быт 12 повествует о человеке как безгрешном существе, сотворенном по образу Божьему для жизни в единстве с Творцом. Адам и Ева были наделены разумом, чувствами и волей, ориентированной на Бога, но свободной, а значит способной и на послушание, и на непослушание. В Св. Писании рассказывается, как Бог поселил первого человека в райском саду, назначив ему испытание на послушание и верность Творцу; Адам должен был иметь возможность выбора между верностью Богу и себялюбием. Из библейского рассказа следует, что в награду за послушание Адама Бог подтвердил бы его святость как своего духовного сына, а итогом непослушания стала бы его духовная и физическая смерть. В возложенном на него испытании Адам действовал не сам по себе, а представлял все человечество.
Испытание Адама связано с двумя деревьями деревом жизни и деревом познания добра и зла (Быт 2:9). Согласно предельно ясному предписанию Бога, Адам мог есть плоды с любого дерева в саду, за исключением дерева познания добра и зла. Отведав его плоды, Адам должен умереть (Быт 2:1617). Поскольку в рассказе не указано, почему Адаму не следует есть с дерева познания добра и зла, можно предположить, что таким образом Бог проверял Адама на послушание. Сделав свой выбор, Адам и Ева нарушили волю Божью, вответнакрую им нужно было сказать "да" или "нет".
Два дерева не обладали никакой магической силой; они имеют только символическое значение. Дерево жизни символизирует вечную жизнь в единстве с Богом (см. Откр 2:7; 22:2,14). Если бы наши прародители послушно ели от дерева жизни, а не с дерева познания добра и зла, они получили бы в награду за свою веру вечную жизнь. Очевидно, плоды, взятые с дерева познания, это опытное этическое знание. Стронг предположил, что, отведав такие плоды, человек познает добро через его потерю, а зло на горьком опыте. Мейчен полагает, что изначально Адам знал добро, но, отведав плоды, познал и зло, в то время как добро осталось лишь в его памяти; однако и Мейчен разделяет мнение о символизме этого дерева. К-ром е того, он считает, что запрет Бога отведать плоды с дерева это проверка на верность и послушание: подчинится ли Адам воле Божьей или проявит собственную волю, независимую от воли Творца?
Из рассказа о грехопадении следует, что наших прародителей, обладавших всем необходимым для того, чтобы осуществить свое высшее предназначение, соблазнил змей (Быт 3:1). Имеем ли мы дело с образным представлением Сатаны (Базуэлл) или же именно змей стал орудием темных дьявольских сил (Ходж, Беркхоф)? Второе толкование кажется предпочтительным, поскольку Бог проклял змею (Быт 3:14). Тем не менее из н. з. учения ясно, что реальным искусителем был Сатана (1 Ин 3:8; Откр 12:9): дьявол в обличье змея хотел обмануть Еву, сначала уговаривая ее не доверять доброму отношению Бога (Быт 3:13), а потом и не верить Божьему слову (Быт 3:45). С самого начала, как свидетельствует Иоанн, дьявол был лжецом (Ин 8:44). Соблазненная змеем, Еваувидела, что дерево "хорошо для пищи", "приятно для глаз", "вожделенно, потому что дает знание" (Быт 3:6). Притягательность дерева познания добра и зла можно сравнить с материальным (" похоть плоти"), эстетическим ("похоть очей ") и интеллектуальным (" гордость житейская") соблазнами этого мира (1 Ин 2:16). Соблазненную дьяволом Еву поразили честолюбие, гордыня, желание утвердиться независимо от Бога.
Грехопадение наших прародителей описано просто и кратко. Ева "взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел" (Быт 3:6). Иудейские и христианские мыслители нередко полагали, что дерево познания означает сексуальное пробуждение, а вкушение плодов вступление Евы в половую связь.
Но поскольку Адам и Ева вкусили плоды не одновременно и поскольку Бог еще до этого заповедовал им плодиться и размножаться (Быт 1:2; ср. 2:24), эту точку зрения следует отвергнуть. Точнее было бы предположить, что поставленная перед выбором подчиниться воле Божьей или проявить преступное своеволие, Ева выбрала последнее, т.е. отведала запрещенные плоды. Сначала Ева, а потом Адам нарушили божественную заповедь, показав, что решили отгородиться от Бога и строить свое будущее самостоятельно. Так, посредством свободного волеизъявления, грех вошел в человеческую семью через Адама и Еву, прародителей человечества.
Результаты первородного греха. В заключительной части Быт 3 раскрываются катастрофические результаты грехопадения. Адам и Ева совершают грех, крый вменяется всему человечеству. Добровольно выбрав путь греха, они сразу же испытали чувство вины, о чем свидетельствует их желание скрыть наготу. Попытки спрятаться от Господа означают, что Адам и Ева пережили разрыв с Богом, духовную смерть. Уклончивые ответы на вопросы Бога и возложение вины друг на друга показывают, в какой мере порок проник в человеческую душу. Наконец, грехопадение привело к физической смерти, разрушению единства души и тела (ст. 2224). Адама и Еву изгнали из рая; отныне им было запрещено есть плоды дерева жизни, крые дают вечную жизнь. Херувим и огненный меч, охраняющие это дерево, символизируют барьер, разделяющий грешного человека и святого Бога.
Человечество после грехопадения пребывает в глубоком нравственном упадке. Хотя человек сохранил в себе образ Божий (Быт 9:6), его ум ослеп (2 Кор 4:4), воля его уже не свободна сделать выбор в пользу Бога и добра (Ин 8:34), он духовно слеп (1 Кор 2:14) и духовно мертв (Еф2:1,5). Когдато неспособный ко греху (рессаге поп posse), теперь он не может не грешить (поп posse поп рессаге, Иер 13:23; 2 Пет 2:14). Мрак греха, охвативший человеческую жизнь после грехопадения, описан ап. Павлом в Рим 1:21 32 и 3:918. В ответ на пристрастие к греху и греховную жизнь Бог "предал" людей во власть самых тяжких последствий их духовного бунта (Рим 1:24,26,28).
Грехопадение не осталось без последствий и для Сатаны со змеем (Быт 3:1415). Поскольку змей стал для Сатаны орудием обмана, Бог проклял его среди всех животных (отвращение, к-рое питают люди к змеям, вероятно последствие Божьего проклятия). В этих же стихах приводится пророчество, согласно к-ром у Сатана будет поражен. Сатана и человечество, к-рое избрало духовный путь (достигающий высшей точки во Христе), будут пребывать в вечной вражде. Сатана принесет страдания народу Божьему, но "семя жены" нанесет ему смертельный удар. Сатану поразили крест Христов и Его воскресение (Кол 2:15), но окончательная победа наступит со Вторым пришествием Господним (Рим 16:20; Откр 20:2).
Грехопадение имело далеко идущие последствия для женщин (Быт 2:16). С воцарением греха и смерти как закона человеческого существования женщинам приходится рожать детей в муках. В соответствии с замыслом Божьим они испытывают сексуальнопсихологическую зависимость от мужа. Объективно мужчина и женщина равны перед Богом, но по велению Божьему жена должна подчиняться мужу (см. 1 Кор 11:3; Еф 5:2224; 1 ПетЗ:1,5,6).
Грехопадение непосредственно повлияло и на бытие человека (Быт 3:1719). Земля противится его усилиям; потом и тяжким трудом должен он добывать себе пропитание, хотя в падшем мире труд все же обуздывает его греховность. Во исполнение Быт 2:17 человек осужден на смерть; рожденный из праха земного для жизни, он теперь обречен в своей смерти возвратиться в тот же самый прах.
Грехопадение имело свои последствия даже для неодушевленной твари Божьей, поскольку Бог проклял землю, по крой ходит человек. Согласно учению ап. Павла, изза Адамова бунта вся земля погрузилась в хаос и суету (Рим 8: 2022). Т. о., результаты первородного греха носят поистине космический характер.
Наконец, грехопадение Адама, а в нем всего человечества (Рим 5:12,1519; 1 Кор 15:2122), имело важное значение даже для Бога, сотворившего мужчину иженщину(БытЗ:21). То, что Бог сделал из шкур одежду для Адама и Евы, означает, что Он положил начало длительному процессу освобождения от греха сначала через принесение в жертву животных, а затем через жертву собственного Сына (см. 2К0р5:4).
Грехопадение и теология. Историчеекая реальность и влияние грехопадения на человечество порой оспариваются. Иудаизм обычно учит, что грех затронул только Адама и принес физическую, а не духовную смерть. Пелагиане тоже учили, что грех Адама не повлиял на его потомство: человек рождается в мир способным повиноваться Богу и творить добро. Современный либерализм, постулируя эволюционную теорию, отвергает историчность Адамова грехопадения и наследование его греха человечеством. Неоортодоксальные теологи Барт и Бруннер доказывают, что рассказ Быт о грехопадении это не история, а сказание, легенда. По Барту, Адам наименование человека вообще, поэтому не следует спрашивать, как, когда и где произошло грехопадение; связанное с "праисторией" (Urgeschichte ), грехопадение отражает фундаментальную истину, в соответствии с крой человек подвержен греху и смерти. Традиционный католицизм учит, что Адам родился нравственно нейтральным, но потом был наделен дополнительным даром праведности(donит superadditum). Отсюда грехопадение не что иное, как возвращение Адама к тому состоянию, в к-ром он пребывал, когда Бог сотворил его.
В. A. DEMAREST(nep. Ю.Т.)
Библиография: С. Hodge,Systematic Theology, II, 12329; С. S. Lewis,The Problem of Pain, ch. 5; J.G. Machen,The Christian View of Man, ch. 14; A.H. Strong, Systematic Theology; N.P. Williams, The Ideas of the Fall and of Original Sin.
См. также: Адам; Грех; Греховность, полная.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Понимание аспектов грехопадения Адама и Евы по трудам М. М. Тареева

Кикин Вадим
В статье рассматриваются аспекты грехопадения Адамы и Евы в интерпретации Тареева в контексте нравственной и кенотической теории Искупления. Предложена критика юридических ракурсов грехопадения (номизма, прагматизма).
Читать PDF
0.00 байт

Истолкование библейского сказания о грехопадении в философии Льва Шестова

Хохлов Антон Михайлович
В настоящей статье автор пытается прояснить те сложные и противоречивые отношения, которые складываются между двумя базовыми особенностями мысли Льва Шестова – вниманием к трагичности человеческого положения в мире и обращением к

Похожие термины:

  • ГРЕХОПАДЕНИЕ, или ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ

    по верованиям иудеев и христиан, нарушение первыми людьми (Адамом и Евой) заповеди бога об абсолют. повиновении, повлекшее за собой суровое наказание не только их самих, но и всего их потомства. Это