ГОСПОДСТВО
ГОСПОДСТВО (БОГА)
- в ХХ в. переосмыcливается под углом зрения того, что в истории христианства оно нередко интерпретировалось в духе отношения "господин-раб", тогда как библейский Бог - спасающий, а не порабощающий. (См.: ВСЕМОГУЩЕСТВО).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Господства
греч.), в христианских представлениях (по классификации византийского богослова V или начала VI в. Псевдо-Дионисия Ареоиагита) четвертый из девяти чинов ангельских, образующий с Силами и Властями вторую, среднюю триаду. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь
ГОСПОДСТВО
распоряжение человеческими действиями; понятие социологии: везде, где гарантируется защита, возникает господство над защищаемыми, напр. господство отца над ребенком (аналогично - господство церкви над совестью государства, над гражданами и т. д.). Чтобы иметь возможность защищать, нужна сила. Всякое отношение господства является одновременно (хотя и не без исключения) отношением силы. Макс Вебер говорит: "Господство означает возможность заставить лиц, которым приказывают, повиноваться приказу" ("Wirtschaft und Gesellschaft", 1921).
Источник: Философский энциклопедический словарь
ГОСПОДСТВО
(Herrschaft) — распоряжение человеческими действиями; понятие социологии и истории: везде, где гарантируется защита, возникает господство над защищаемыми, например господство отца над ребенком (аналогично — господство церкви над совестью, государства над гражданами и т. д.). Чтобы иметь возможность защищать, нужна сила. Всякое отношение господства является одновременно (хотя и не без исключения) отношением силы, которая при случае подвергается злоупотреблению и может выродиться в диктатуру Макс Вебер говорит: «Господство означает возможность заставить лиц, которым приказывают, повиноваться приказу» (Wirtschaft und Gesellschaft, 1956).
К. v. Fritz. Platon in Sizilien und das Problem der Philosophenh., 1968; W. Schluchter. Aspekte bürokrat. H., 1972; K. O. Hondrich. Theorie der H., 1973; G. Geismann. Ethik u. H.sordnung, 1974; I. Fetscher. H. und Emanzipation. Zur Philos. des Bürgertums, 1976; M. Hennen/W. U. Prigge. Autorität und H., 1977; R. Saage. H., Toleranz, Widerstand. Studien zur polit. Theorie der niederländischen und der engl. Revolution, 1981.
К. v. Fritz. Platon in Sizilien und das Problem der Philosophenh., 1968; W. Schluchter. Aspekte bürokrat. H., 1972; K. O. Hondrich. Theorie der H., 1973; G. Geismann. Ethik u. H.sordnung, 1974; I. Fetscher. H. und Emanzipation. Zur Philos. des Bürgertums, 1976; M. Hennen/W. U. Prigge. Autorität und H., 1977; R. Saage. H., Toleranz, Widerstand. Studien zur polit. Theorie der niederländischen und der engl. Revolution, 1981.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ГОСПОДСТВО
институциональная форма проявления особого вида власти, связанная с угнетением и сопровождаемая разделением классов, социальных групп и индивидов на господствующих и подчиненных и соответствующей иерархией. Власть только в особых условиях приобретает специфические черты Г. Г. нельзя рассматривать вне социально-классовой структуры об-ва, а последнюю — вне отношений Г. и подчинения. В трактовке понятия “Г.” зап. философами, социологами выделяются два гл. направления. Первое рассматривает Г. и подчинение как имманентно присущее природе человека. Сторонники второго направления считают, что Г. возникает вместе с разделением труда и является не только неизбежным следствием развития цивилизации, но и сущностью совр. исторического процесса. Нынешнее об-во, по их мнению, есть не что иное, как совокупность отношений Г. (Адорно, Хабермас, М. Фуко). В случае нарушения социалистической законности, деформации политической системы элементы Г. (напр. культ личности) могут возникать и в социалистическом об-ве. Рецидивы Г. преодолеваются в ходе формирования и упрочения социалистического правового государства, гласности, демократизации, обновления всех сторон жизни об-ва.
Источник: Философский энциклопедический словарь
ГОСПОДСТВО
механизмы осуществления власти через посредство исторически обусловленных политических институтов (государство, право, церковь и др.). Господство предполагает иерархию и социальную дистанцию между господствующими и подчиненными социальными группами, которые поддерживаются при помощи особого аппарата управления. Т. о., власть воплощается в господстве, хотя не всегда приобретает его характеристики. В марксизме анализируется господство двух типов: личное (отчуждение и господство вещи над человеком) и социально-экономическое (эксплуатация). М. Вебер подчеркивал, что господство предполагает вероятность повиновения властным приказаниям определенной части общества (большинства). Он выделял господство: 1) легитимное, основанное на признании законности власти и предполагающее разделение властей, создание административного аппарата управления, обеспечивающего исполнение властных предписаний; 2) традиционное, опирающееся на существующие в обществе представления о необходимости и законности власти; 3) харизматическое, связанное с верой в исключительные качества лидера и лояльностью по отношению к нему. Современные конкретные формы господства часто несут в себе черты всех выделенных типов.
Е. В. Остова
Е. В. Остова
Источник: Новая философская энциклопедия