ГНОЗИС

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГНОЗИС
Греч.) Букв., "знание". Специальный термин,
употреблявшийся школами религиозной философии как до, так и во
время первых столетий так называемого Христианства для
обозначения объекта их исследований. Это Духовное и Священное
Знание, Губта Видиа индусов, можно было приобрести лишь при
Посвящении в Духовные Мистерии, одним аспектом которых являлись
церемониальные "Мистерии".

Источник: Теософский словарь

Гнозис
от греч. gnosis — знание, познание) — то же, что гностика, гностицизм — проникновение в мир сверхчувственного путем созерцания Бога. Гностиками называют тех философов или теологов первых столетий христианства, которые познавали скрытые в вере мистерии путем философской спекуляции, стремясь на этом пути обосновать христианскую веру. Подобные им и другие гностики имеют всеобщий дуализм между Богом и материей, преодоление пропасти между ними с помощью ряда опосредствующих сущностей.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ГНОЗИС
(гносис) (Gnosis, греч. — «познание»; гностика, гностицизм) — проникновение в мир сверхчувственного путем созерцания Бога. Гностиками называют тех философов или теологов первых столетий после возникновения христианства, которые познавали скрытые в вере мистерии путем философской спекуляции. Принадлежащие церкви гностики (см. Климент Александрийский, Ориген) стремились обосновать христианскую веру. Гностики, не принадлежащие церкви (Василид, Валентин и др.), соединяли гностику с древневосточными, в особенности с персидскими и сирийскими, религиозными представлениями, с еврейской теологией, с платоновской, стоической и пифагорейской философией, превращая ее в эклектическую мистику. Общим почти для всех гностических систем является дуализм между божеством и материей, преодоление пропасти между ними с помощью ряда посредствующих сущностей, идея их эманации в нисходящие ступени бытия и их возвращение к источнику путем спасения. — Die Gnosis, 2 Bde., 1969 — 1979. Fendt. Gnost. Mysterien, 1922; H. Leisegang. Die G., 1924, 1985 (KTA 32); H. Jonas. G. und spätantiker Geist, 1,1934,1 — II, 1964; G. Quispel. G. als Weltreligion, 1951; K. Rudolph (Hg.). G. und Gnostizismus, 1975; B. Aland (Hg.). G. — Festschrift für Hans Jonas, 1978.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ГНОЗИС (или ГНОСИС - по греч. знание)
в древнегреческой философии глубинное знание или познание разумом космоса, человека и божественного мира. Условия гнозиса - катарсис (очищением чувств), добродетель и главенство разума в душе человека. Мотив гнозиса - любовь к истине (эрос), а цель - истинное знание Единого, блага, красоты, космоса, человека и его места во всецелой реальности. Философскому гнозису свойственно у одних мыслителей смирение перед истиной, у других - желание ею владеть наравне с "богами", но и те, и другие предпочитали веру знанию: "я не верю, потому что знаю". За пределами философии термин "гнозис" понимался по-другому. В гностицизме он стал оккультно-магическим и теургическим знанием тайн мироздания, человека и запредельных реальностей с целью раскрытия "высших" (с точки зрения гностиков) способностей его духа для овладения скрытыми силами в себе и вне себя, преодоления земных ограничений и самоутверждения в запредельном мире. Раннее христианство увидело в таком гнозисе богоборческую гордыню и гибельное для души знание "глубин сатанинских" и противопоставило этому идеал "истинного гнозиса" - благодатного ведения преображающего воздействия сил Духа на человеческую душу, присутствия и действия Бога в мироздании, в истории, культуре, а также в Церкви и в душе человека. Попытки выработать христианский гнозис как альтернативу нецерковному гностицизму были предприняты еще Климентом Александрийским и Оригеном (III в.), а затем вновь повторялись вплоть до ХХ века. Но те, кто чувствовал в душе призвание идти по пути христианского гнозиса, оказывались в сложных отношениях со своим ближайшим церковным окружением, а нередко и с иерархией, и в результате мы имеем внутрицерковную ситуацию, в которой так и не найдено адекватное отношение к таким людям.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ГНОЗИС
греч. gnosis - познание, знание) - центральная категория гностицизма - эклектического религиозно-философского течения поздней античности, выступившего одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифофилософским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов. Основные источники изучения - гностические сочинения из архива Наг-Хаммади (обнаружены в 1945), а также фрагменты гностиков в трудах христианских критиков и текстах раннехристианских и средневековых ересей. Гностицизм возникает в 1 в. и проходит в своем развитии три этапа: 1) ранний гностицизм, противоречиво сочетающий в себе несистематизированные разнородные элементы античных мифов и библейских сюжетов (например, культ змия у офитов, восходящий, с одной стороны, к архаической мифологеме крылатого змея, олицетворявшего собой единство земли и неба как космогонических прародителей, а с другой - к символу библейского змия, разрушившего райскую гармонию); 2) зрелый гностицизм 1-2 вв. - классические гностические системы Валентина (Египет) и Василида (Сирия), а также Карпократа Александрийского, Сатурнина Сирийского и Маркиона Понтийского; иногда к гностицизму относят и так называемый 3) поздний гностицизм - христианские дуалистические ереси средневековья (павликанство, богомильство, альбигойские ереси катаров и вальденсов). Концепция знания (Г.) задает основную проблематику гностицизма: проблема сущности человека и его духовного предназначения. По формулировке Феодота, роль Г. заключается в способности дать ответ на извечные человеческие вопросы: "Кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и что возрождение?". Однако это ценностно-семантическое ядро гностического учения вытекает из общей космологической проблемы, унаследованной гностицизмом от античной философской классики и - опосредовано - от мифологии, а именно - проблемы бинарной мировой оппозиции, понимаемой как напряженное противостояние и связь материального (земного, материнского) и небесного начал. В космологии мифа их связь понималась как сакральный брак, имеющий креационную семантику. Эта парадигма созидательного взаимопроникновения космических структур сохранена и в античной философии, хотя решена в совершенно новом смысловом ключе. Так, у Платона единство материального и идеального миров обеспечивается двумя каналами: от мира идей к миру вещей (вектор "вниз") - воплощение, и от мира сотворенного к миру совершенства ("вверх") - познание. Первый канал ("вниз") фактически является креационным, второй ("вверх") оформляется Платоном как узнавание ("припоминание") абсолютного образца в совершенном творении ("любовь к узренной красоте") и последующее восхождение по лестнице любви и красоты "к самому прекрасному вверх" - вплоть до постижения истины в абсолютной идее совершенства. В неоплатонизме креационный вектор сохраняет свою интегрирующую семантику, что же касается вектора "вверх", то он наполняется новым смыслом: восхождение от земного бренного мира к единосущему возможно на пути экстатической сыновней любви к творцу, разрешающейся в созерцании источника сущего. Запутавшись в тенетах земных соблазнов, ослепшая душа отвращается от Бога (типичная метафора у Плотина: дева "ослепляется браком" и забывает отца, ибо дочерняя любовь - небесная, земная же "низменна, подобно блуднице"). Разрыв земного и небесного (в новом понимании) начал практически намечен. В христианской интерпретации бинарная оппозиция космических структур оказалась аксиологически нагруженной и переосмыслена как дуальность "дольнего" и "горнего"; накладываясь на традиционную космологическую парадигму, христианство обусловливает интерпретацию соединительной вертикали от Бога к миру уже не как космогенез, и даже не как эманацию Бога в мир, но как творение. Актуальной для христианства оказывается и философская проблематика, касающаяся вектора "снизу - вверх", однако, под воздействием новых мировоззренческих смыслов от платоновской лестницы любви и красоты осталась лишь первая ступень любви к ближнему и последняя - любовь к Творцу: в модели мироздания сохранена идея двух миров, но разрушено связующее их звено. Принцип антикосмического дуализма и выступает основой гностической модели мира: мир есть антипод божий. Переосмысление античной идеи эманации первоначала также сдвинуло акценты в сторону антикосмизма: мир остается иерархично организованным, но эманирующие сущности служат не единению, а изоляции Бога и мира. - Сущность первоначала, порождающего эманации, посредством познания последних не постигается и остается сокровенной. Количество этих промежуточных звеньев в гностических концепциях, как правило, достаточно велико: от 33 у Валентина до 365 у Василида. Так, в системе Валентина лежит идея абсолютной полноты - Плеромы, проявляющей себя в серии эонов (см.: Зон). Плерома, в сущности, выступает типологическим аналогом античного апейрона: из нее происходит и в нее возвращается все, способное к становлению. "На незримых и несказанных высотах" (которые удобно было бы описать в терминологии трансцендентализма) пребывает Глубина - совершенный зон первоначала. Непостижимое содержание Глубины конституируется в Молчание (ср. с основоположением мистики: божественное откровение "несказанно", т.е. неинтерсубъективно и невыразимо вербально). "Постижение же становится началом всего", порождая Ум и его объективацию - Истину (типологическая параллель будущего кантианского разрыва "вещи-в-себе" и априорных форм как начала познания). Оплодотворяя друг друга, Ум и Истина порождают Смысл и Жизнь, которые, в свою очередь, порождают Человека и Церковь (т.е. общество). Названные четыре пары эонов составляют священную огдоаду. Затем Смысл и Жизнь порождают еще десять эонов (священная декада), а Человек и Церковь - еще двенадцать (священная додекада). - Все 30 эонов составляют выраженную полноту бытия - Плерому. Круг, казалось бы, замкнулся. Однако, последним из 30 эонов выступает женский зон - София, возгорающийся пламенным желанием непосредственно созерцать Первоотца - Глубину ("супруга своего желанного"), т.е. постичь истину (ср. мифологическую параллель сакрального брака, неоплатоническую концепцию возврата к отцу на путях познания и сыновней любви). - Принципиальная асимптотичность этого порыва повергает Софию в состояние "недоумения, печали, страха и изменения". Последнее чревато возникновением Ахамот, которая есть объективированное желание познания, бесформенное детище неудовлетворенного алкания истины. Кроме того, страстная устремленность Софии задает для нее самой опасную перспективу растворения во всеобщей субстанции, - однако, безграничная векторность встречает Предел, возвращающий Софию на ее место в структурной иерархии эонов. Интерпретация гностиками Предела носит фактически христианский характер: он понимается как Очиститель (Искупитель) и символизируется фигурой креста; с его искупительной ролью связано появление двух новых эонов - Христа и Духа Святого. Упорядочивание (со встречей мятежной Софией Предела) эонов инспирирует у них вспышку творческого потенциала - в акте откровения и единения зоны порождают особый зон ("совокупный плод Плеромы"), причастный генетически и содержательно ко всем зонам и потому именуемый Все (гностический тезис "все в каждом и каждый во всем" как семантическая параллель античного преформизма и идеи всеединства в христианстве). Однако, гармония неполна, ибо Ахамот, будучи исторгнутой из Плеромы, пребывает во мраке (ср. идентификация мрака и хаоса в античной культуре, символика света в христианстве). Во спасение Христос вкладывает в нее бессознательную идею Плеромы (аналог античных "врожденных идей"), дабы избавить ее от безысходности скалярного покоя, дав ей ощутить скорбь разлуки с Плеромой и "светлое предощущение вечной жизни" . Этот заданный Христом вектор устремляет Ахамот вслед за Христом в Плерому, но Предел-Крест удерживает ее. - Ахамот повергается в состояние "смятенной страсти", сама будучи объективацией страстного порыва Софии к знанию. Таким образом, если первый акт гностико-космологической трагедии был связан с неудовлетворенным желанием Софией истины, то героиней второго ее акта является Ахамот в ее стремлении к выразителю этой истины. Ее неудовлетворенная страсть материализуется в объективный мир: вода есть слезы Ахамот по утраченному Христу, свет - сияние ее улыбки при воспоминании о нем, ее окаменевшая скорбь - твердь земная, etc. А когда в ответ на мольбы Ахамот из Плеромы ей был послан Утешитель (Параклет), то от созерцания его и сопровождающих его ангелов она произвела свое высшее порождение - духовное начало. Именно из этих материального и духовного порождений Ахамот Демиург творит земной мир, противостоящий миру эонов. В этом контексте и оформляется акцентированное в гностицизме учение о человеке как средоточии мирового процесса: с одной стороны, он сотворен и тварен, а потому укоренен в мире темных сил, с другой же - душа его есть производное от умопостигаемого мира эонов, она надприродна и несет в себе свет божественной полноты Плеромы. - Человек причастен всех начал, а потому занимает исключительное положение в мире, имея высшее предначертание. Гностицизм задает трихотомию плотских, душевных и духовных людей, т.е. - соответственно - тех, в ком реализуется только плотское начало (материальное порождение Ахамот); тех, в ком реализуется полученная от Демиурга способность к различению и выбору добра и зла; и, наконец, тех, в ком реализуется духовное порождение Ахамот, воплощающее ее порыв к истине. Это духовное начало, вложенное в душу духовного человека, и есть Г. - знание, проявляющееся в устремлении, зовущее к избавлению от уз греховной материальности и указующее путь к спасению. С конституированием христианской ортодоксии гностицизм оттесняется на идеологическую периферию, и в средние века проявляет себя лишь в качестве семантического аспекта ересей. Так, например, концепция катаров ("чистых") основывается на принципе радикального дуализма: материя объявляется абсолютным злом, а плотский грех - максимальным из грехов, беременная женщина мыслится как находящаяся на особом попечении дьявола, и именно он творит плоть от плоти и дух от духа в утробе ее. Трактовка в таком аксиологическом контексте феномена непорочного зачатия приобретает рафинированно спекулятивный смысл: Христос ("слово Божье") входит в ухо Марии и сходит с уст ее (парафраз текста 44 псалма: "Слыши... и приклони ухо твое..."). Вошедший в классический христианский обиход термин "апокриф" (греч. apokriphe - тайный, секретный) исходно был введен для обозначения эзотерических текстов гностицизма. Развитие гностицизма оказало серьезное влияние на эволюцию альтернативных ортодоксии христианских течений западноевропейской культуры; мандеизм как оформившееся во 2-3 вв. на семитско-вавилонской культовой основе ответвление гностицизма (арамейское manda - Г.) сохранилось в контексте восточной культуры (ныне в Иране) до наших дней.
М.А. Можейко

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
0.00 байт

Вера и гнозис у Климента Александрийского

Онуфрийчук П. И.
Читать PDF
0.00 байт

Любовь и гнозис: гностические аллюзии в философии любви Питирима Сорокина

Фадеева Ирина Евгеньевна
Речь в статье идет о философской антропологии Питирима Сорокина.
Читать PDF
0.00 байт

Богослужение: «гнозис» или «кардиа» в контексте российской ментальности

Ремезов Анатолий Аркадьевич
Читать PDF
0.00 байт

Нет ничего нового под солнцем: «Гнозис» как категория в исследовании западного эзотеризма

Носачев Павел
This article analyzes the tradition of using the category of “gnosis” in studies of Western esotericism.
Читать PDF
0.00 байт

ГЕРМЕС, ГНОЗИС И ТЕХНОГНОЗИС: РОСТОВСКИЙ АПОКРИФ ГЕНЕЗИСА ФИЛОСОФИИ И НАУКИ (НЕБОЛЬШИЕ НАБРОСКИ К ОБ

Кириллов Андрей Александрович
Рассматривается ситуация проникновения в историко-философскую и науковедческую учебную литературу герметической мистической поэтики, риторики и мифологии.
Читать PDF
0.00 байт

"книга о микрокосме" Йосефа ибн Цаддика: путь этического гнозиса

Нечипуренко В. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Метафизика сознания и философский реализм этического гнозиса XIX-XX вв

Аблеев Сергей Рифатович
Статья посвящена историко-философскому анализу онтологии сознания малоизученной традиции индо-тибетского этического гнозиса. Автор приходит к выводу о дистанцировании нового этического гнозиса от теологического миропонимания.
Читать PDF
0.00 байт

Вопрос когерентности веры и научного гнозиса как основы процесса познания

Сухоруких Алексей Викторович
В статье рассматривается соотношение знания и веры в контексте междисциплинарного знания современной научной парадигмы.
Читать PDF
0.00 байт

Архитектоника гнозиса и лингвистические системы

Антипов Евгений Игоревич
Познание окружающего мира для человека сводится к вопросу универсальности языка описания.