ГНОСТИКИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ГНОСТИКИ
Греч.) Философы, которые формулировали и учили Гнозису
или Знанию (см.). Они процветали в первые три столетия
Христианской эры; широко известными были Валентин, Василид,
Маркион, Симон Маг и т.д.

Источник: Теософский словарь

Гностики
 (греч. — познание) — представители религиозно-философского течения, соединявшие христианскую теологию с религиями Древн. Востока, а также с неоплатонизмом и пифагореизмом. Г. признавали духовное непозваваемое первоначало, проявляющее себя в истечении (эманации), противостоящее материи — источнику «зла». Гл. гностики — Валентин из Египта (2 в.) и Басилид из Сирии (2 в.).

Источник: Философский словарь. 1963

Гностики
(от греч. gnosis — знание) — последователи религиозно-философских учений 1 – 3 вв., общей чертой к-рых являлось соединение христ. учения об искуплении и спасении с элементами политеистических религий и неопифагорейства. Гл. представители — Валентин из Египта (2 в.) и Василид из Сирии (2 в.). Г. пренебрежительно относились к вере. Они считали, что человек должен вести аскетический образ жизни и мистически познавать зоны, к-рые якобы составляют промежуточную ступень между непознаваемым богом (верховным отцом) и греховным материальным миром, созданным неким космическим умом (демиургом). Это познание должно, по учению Г., привести к спасению. Христос рассматривался как зон, к-рый ведет Г. в высший, нематериальный, мир. Г. отрицали Ветхий завет, богочеловеческую природу Христа. Ортодоксальная христ. церковь объявила Г. еретиками, уничтожила почти все их сочинения. Идеи Г. известны, гл. о., по опровержению их «отцами церкви».

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ГНОСТИКИ
от греч. gnostikds -имеющий знание) - представители религ.-теософич. движения поздней античности, получившего позднее название «гностицизм». Различают гностицизм иуд., языч. и связанный с христианством. Последний, в свою очередь, подразделяется на популярный и фи-лос. (Валентин, Василии, Карпократ и др.). Г. эклектически связывали идеи антич. философии, заимствованные гл. обр. из платонизма и стоицизма, с представлениями вост. религий. Г. признавали наличие совершенного божества, между к-рым и греховным материальным миром имеются промежуточные существа - зоны. К ним относили и Христа. Для учения Г. характерны дуализм доброго и злого начал, света и тьмы, крайне пессимистич. взгляд на окружающий чувств. мир, подчеркивание своей богоизбранности и превознесение мистич. способов богопознания и самопознания при негативном отношении к рациональному познанию и простой вере. Имея много общего с н.-з. мифологией, построения Г. отличаются от нее большей изощренностью, неприятием Ветхого завета, отрицанием искупительной миссии Христа (при признании спасительной), доке-тизмом и др. чертами. Учения гностиков оказали сильное влияние на манихейство и дуалистич. ереси средних веков (пав-ликшгнство, богомильство, катары и др.).

Источник: Атеистический словарь

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
101.92 кб

Денис обрайен. Плотин и гностики о происхождении материи

Гуляев Роман Владимирович
Читать PDF
173.21 кб

2009. 01. 040. Козырев А. П. Соловьёв и гностики. - М. : изд. Савин С. А. , 2007. - 544 с

Андреева И. С.
Читать PDF
136.29 кб

Платон и гностики: в поисках идеального человека

Пантелеев Алексей Дмитриевич
Статья посвящена интерпретации платоновского «Государства» последователями гностика Валентина. В центре внимания оказывается проблема «идеальных людей» — граждан платоновского полиса и пневматиков у гностиков.
Читать PDF
359.23 кб

Гностико-философские мотивы в «Фаусте» Ф. М. Клингера

Мехед Глеб Николаевич
Автор статьи обращается к сравнительно малоизвестному в России роману Ф.М.
Читать PDF
355.93 кб

Судьба мифа о Софии у гностиков и у В. Соловьева

Иванова Ирина Сергеевна
В статье освещены особенности представлений о Софии, о ее пути и роли у гностиков и у В. Соловьева; показано отличие подхода В. Соловьева к феномену Софии; освещены сходство и различие мнения В.
Читать PDF
309.33 кб

К вопросу о влиянии зороастризма на космологию христианских гностиков

Смирнов Алексей Евгеньевич, Кульпинов Сергей Сергеевич
Статья посвящена возможным влияниям зороастризма на космологию христианских гностических учений. Авторы определяют границы христианского гностицизма и основные принципы его космологии.

Похожие термины:

  • ГНОСТИКИ ИЗ ПРИНСТОНА

    (Gnostiker von Princeton) — этим термином с 1968 обозначается круг англосаксонских и азиатских естествоиспытателей, которые подчеркивают границы науки и занимаются поисками истины и новой жизненной установк
  • Гностицизм гностика

    (γιγνώσκω познаю). Гностицизмом обыкновенно называют религиознофилософское учение некоторых философских школ, возникшее в первые века христианства из иудейства, христианства и язычества, преиму
  • Гностика

    Религиозное учение первых веков христианской эры, возникшее, возможно, под влиянием платонизма (или даже манихейства: этот мир есть зло, а все доброе находится вне его), проповедовавшее спасение че