Греч.) Философы, которые формулировали и учили Гнозису
или Знанию (см.). Они процветали в первые три столетия
Христианской эры; широко известными были Валентин, Василид,
Маркион, Симон Маг и т.д.
ГНОСТИКИ
ГНОСТИКИ
Источник: Теософский словарь
Гностики
(греч. — познание) — представители религиозно-философского течения, соединявшие христианскую теологию с религиями Древн. Востока, а также с неоплатонизмом и пифагореизмом. Г. признавали духовное непозваваемое первоначало, проявляющее себя в истечении (эманации), противостоящее материи — источнику «зла». Гл. гностики — Валентин из Египта (2 в.) и Басилид из Сирии (2 в.).
Источник: Философский словарь. 1963
Гностики
(от греч. gnosis — знание) — последователи религиозно-философских учений 1 – 3 вв., общей чертой к-рых являлось соединение христ. учения об искуплении и спасении с элементами политеистических религий и неопифагорейства. Гл. представители — Валентин из Египта (2 в.) и Василид из Сирии (2 в.). Г. пренебрежительно относились к вере. Они считали, что человек должен вести аскетический образ жизни и мистически познавать зоны, к-рые якобы составляют промежуточную ступень между непознаваемым богом (верховным отцом) и греховным материальным миром, созданным неким космическим умом (демиургом). Это познание должно, по учению Г., привести к спасению. Христос рассматривался как зон, к-рый ведет Г. в высший, нематериальный, мир. Г. отрицали Ветхий завет, богочеловеческую природу Христа. Ортодоксальная христ. церковь объявила Г. еретиками, уничтожила почти все их сочинения. Идеи Г. известны, гл. о., по опровержению их «отцами церкви».
ГНОСТИКИ
от греч. gnostikds -имеющий знание) - представители религ.-теософич. движения поздней античности, получившего позднее название «гностицизм». Различают гностицизм иуд., языч. и связанный с христианством. Последний, в свою очередь, подразделяется на популярный и фи-лос. (Валентин, Василии, Карпократ и др.). Г. эклектически связывали идеи антич. философии, заимствованные гл. обр. из платонизма и стоицизма, с представлениями вост. религий. Г. признавали наличие совершенного божества, между к-рым и греховным материальным миром имеются промежуточные существа - зоны. К ним относили и Христа. Для учения Г. характерны дуализм доброго и злого начал, света и тьмы, крайне пессимистич. взгляд на окружающий чувств. мир, подчеркивание своей богоизбранности и превознесение мистич. способов богопознания и самопознания при негативном отношении к рациональному познанию и простой вере. Имея много общего с н.-з. мифологией, построения Г. отличаются от нее большей изощренностью, неприятием Ветхого завета, отрицанием искупительной миссии Христа (при признании спасительной), доке-тизмом и др. чертами. Учения гностиков оказали сильное влияние на манихейство и дуалистич. ереси средних веков (пав-ликшгнство, богомильство, катары и др.).
Источник: Атеистический словарь