ГЛОБАЛЬНОСТЬ

Найдено 1 определение
ГЛОБАЛЬНОСТЬ
характеристика современности, фиксирующая возможность перерастания каким-либо действием, явлением или процессом рамок своего локального статуса и приобретения им самостоятельной значимости в масштабе социума, шире - в общемировом масштабе.
Глобальный характер современного общества сформирован несколькими тенденциями: высокими темпами развития техники, перерастанием ею рамок чистой служебности, превращением ее в автономную малоконтролируемую социальную сферу; массовым характером современного производства, позволяющим легко тиражировать продукцию самого различного рода, систематизацией разнонаправленных контактов различных культур, подрывающей цивилизационную идентичность последних; ускоренным развитием средств массовой коммуникации, устранивших многие пространственно-временные ограничения контактов и т. д.
Комплекс этих и других факторов способствовал появлению ряда глобальных проблем, существенно изменивших жизненный контекст человеческого существования. Одна из этих проблем - экологическая. Интенсивное освоение людьми окружающего пространства привело к утрате одной из базовых дихотомий новоевропейского сознания - дихотомии природы и культуры Природа все более превращается в один из элементов культуры; для поддержания ее существования необходимы непрерывные усилия со стороны последней Включение "природы" как одного из благ в процесс социального, в т ч. и экономического, обмена размывает "естественную" границу человека как субъекта, С другой стороны, возникает угроза исчезновения воспринимающихся как базовые, "органические", ценностей цивилизации. Реакцией на это стали попытки создания "экологии культуры". Такая инверсия категорий ведет к замене оппозиции природа/культура более гибкой оппозицией система/ среда. Человек в рамках данного подхода мыслится уже не через принадлежность к одному из полюсов этой оппозиции, а как одна из переменных экосистемы Желательное состояние социума здесь не рост, а устойчивое равновесие, симбиоз ряда систем, ни одна из которых не является привилегированной.
Другая проблема, порожденная Г., - опасность нарастания, а также и простого сохранения культурных разрывов различных регионов мира. Повышение роли временного фактора и углубление международной экономической зависимости различных регионов показали непродуктивность концепции "постепенного подтягивания" стран экономической периферии к уровню жизни центра. Политическая самостоятельность стран периферии, их контроль над стратегическими ресурсами вместе с возрастающей информированностью населения и асимметрией в доходах - факторы, делающие вопрос модернизации развивающихся стран, выравнивания уровней жизни различных регионов условием благополучия стран центра.
Усиление и систематизация межкультурных контактов выявили проблему эклектического синтеза элементов различных культур, поставили в центр задачу если не предотвращения, то, по крайней мере, минимизации вреда, возникающего в результате переноса элементов одной культуры в контекст другой. Выполняющие одни системные функции культурные компоненты при перенесении их в инокультурную среду зачастую начинают играть в ней совершенно иную роль Так, некоторые философские построения, имеющие социально-критическую направленность в контексте европейского общества, легко могут получить в иной культуре статус официальной идеологии, легитимирующей существующую авторитарную политическую практику. Более того, даже функциональноэквивалентные социальные явления при переносе их в виде чисто технического новшества в инокультурную среду, не успевая пройти соответствующие процедуры адаптации, нередко оказывают деструктивное воздействие на культуру-реципиент. Так, в каждом социуме существуют специфические наркотические средства и соответствующая культура их потребления, однако заимствование этих средств инокультурной средой обычно вызывает неблагоприятные последствия. Это ставит проблему поиска форм управления процессами культурного импорта. Аналогичные процессы происходят и в масшгабе отдельного социума. Продолжающаяся дифференциация различных сфер научного знания, растущая "гетерогенность", "распыление общества" как целого ставят под вопрос возможность классического целерационального действия Такое, локализованное в конкретной пространственно-временной ситуации, направленное на достижение определенной цели (с соответствующими цели средствами ее достижения) действие становится все более проблематичным. Эмерджентные эффекты, возникающие в процессе осуществления действия, по своему значению (обычно негативному) зачастую несоизмеримы с воплощением желаемого результата. Все это выдвигает на первый план проблему если не устранения нежелательных эффектов, то, по крайней мере, минимизацию потерь при осуществлении технических, а тем более социальных проектов. Этого пытаются достичь путем сознательного ограничения их масштаба, уточнения их направленности и расчета возможного технологического риска. Субъект действия вынужден учитывать возможность трансформации этого действия, к примеру, из сферы локального, инструментального и частного в сферу публичного, универсального и ценностного.
Еще один комплекс проблем возникает вследствие того, что современный уровень мировой экономической интеграции и развития средств массовой коммуникации способствует увеличению масштаба возможного распространения опасных артефактов, технологий, явлений и процессов посредством их тиражирования в условиях массового производства. Это делает нежелательным универсализацию, понимаемую как унификация схем деятельности, образа жизни, мироотношения и т. д. Но и сосуществование мощных культурных разрывов между различными регионами, отсутствие согласия по ряду проблем, общего информационного поля в ситуации радикальной дифференциации и децентрации власти также является нежелательным. Все это создает проблему поиска необходимого баланса локальных и универсальных структур, стимулирует выделение новых сегментов социальности, на основе которых может быть осуществлена эффективная интеграция. Параллельно с этим неизбежен пересмотр таких политикотеоретических реалий, как гражданское общество, государство, суверенность, власть, право и т. д.
Явления и события, оказывающие радикальное воздействие на судьбу человечества в целом (по определению О. Тоффлера - "волны"), происходили в истории и ранее ("аграрная революция", изобретение книгопечатания и т. д.). Специфику Г определили во многом следующие обстоятельства Во-первых, Г - характеристика современной реальности, фиксирующая открытость общества постоянному воздействию таких явлений. Во-вторых, частота и степень воздействия этих факторов такова, что окружающая действительность кардинально меняется в пределах жизни одного поколения. Общество не успевает адаптироваться к инновациям, воспринять их в логике "естественного", "органического", "закономерного". Напротив, они осознаются как катастрофы. В-третьих, особенность Г. в том, что постижение глобального характера современной социальной реальности явилось результатом конфликта теоретического "свершения истории", осознания ее смысла, целей и ее реальным продолжением в иных направлениях.
Г., т. о. - результат практических корректив понятия "универсальность". Мощное расширение горизонта жизненного мира, вторжение иных смыслов, проникновение воспринимавшихся ранее как абстракции явлений в структуры повседневного существования - породили двоякую реакцию. С одной стороны, это повлекло за собой стремление найти адекватные формы мировой интеграции и кооперации. Была признана необходимость пересмотра существующего образа жизни, форм деятельности, социальных ценностей и т. п. Другой реакцией стало усиление стремлений к универсализации, понимаемой как простая экспансия существующих ценностей, форм деятельности и т. п. Установка на сохранение существующего образа жизни и его экспансию в данном случае - попытка изгнать чуждые и пугающие смыслы из жизненного мира путем превращения гомогенности социальной реальности в особое социальное благо, желаемый объект потребления. Различие этих двух интерпретаций прослеживается и на семантическом уровне. Если в первом случае под глобальными понимаются проблемы, от положительного решения которых зависит сама возможность существования человека (экологическая проблема, ядерная опасность, ограничение потребления ресурсов и т. п.), то во втором в разряд глобальных попадают проблемы, ранее не считавшиеся таковыми: терроризм, насилие, нарушение прав человека и т. п.
Г. находится в центре внимания современной социальной теории в силу ряда причин. Во-первых, Г. позволяет определенным образом преодолеть оппозицию цивилизационного и универсалистского подходов к пониманию истории. Универсальность в контексте Г. понимается не как некая абстрактная логика развития, безразличная к конкретным формам его воплощения, а как результат усложнения межцивилизационных связей. С другой стороны, Г. и проблемы, порожденные ею, - это возможность ответить на вопрос о пределах рационализации социальных процессов, вторжения науки в такие ранее не связанные с ней сферы человеческого существования, как мораль (возможность создания биоэтики). Интересным представляется вопрос о возможности самоограничения науки в условиях Г. (проблемы этики науки, ответственности ученого и т. п.). Некоторые исследователи полагают, что экологические проблемы создают такое прерывание самореференции социума, которое позволит значительно ослабить зависимость на- блюдателя от социального контекста, попытаться осуществить "детавтологизацию и депарадоксализацию самоописания социума" (Н. Луман). Изучение возможных форм и путей социальной интеграции в ситуации Г. позволяет выделить социальные сферы, значение которых резко повысится либо уже повышается. Это дает возможность исследовать иные, ранее не принимавшиеся во внимание функции данных сфер (изучение М. Мак-Люэном средств массовой коммуникации).
В идеологическом плане Г. понимается как предпосылка для создания общих для человечества ценностей (А. Печчеи): экологическое мышление, добровольное ограничение потребления, приоритет качественных характеристик человеческой жизни и т. д. Сама же по себе Г. не принадлежит какой-либо конкретной идеологии, но и не лежит по ту сторону последней. Более того, в настоящее время глобальная проблематика с равным успехом эксплуатируется идеологиями самого различного типа.
М. С. Белоковыльский

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
442.60 кб

Глобальность как базовое понятие глобалистики

Чешков Марат Александрович
Если в современном массовом сознании глобализация видится чуть ли не апокалипсисом (для чего есть немало оснований), то в научном сознании сложилось устойчивое представление об этом феномене как естественно-исторической закономерн
Читать PDF
248.42 кб

Человек как глобально-уникальная проблема современности

Лейбин Валерий Моисеевич
В современных условиях происходит переосмысление ценностей жизни и взаимосвязей между человеком и окружающим его миром.
Читать PDF
801.86 кб

Философия образования в инновационном раскладе глобально воспроизводимого прогресса. К постановке во

Коноплёв Николай Сергеевич, Колесников Виктор Алексеевич
Сделана попытка рассмотреть образование концентрированно воспроизводимую духовную сферу, направленную на социально защищенное развертывание личностных перспектив и, следовательно, творчески неповторимой человечности.
Читать PDF
374.98 кб

Дифференцированное представление о феномене духовности в условиях социальных трансформаций глобально

Куйбарь Владимир Иванович, Черкасова Жанна Петровна
Обращение к анализу феномена духовности с позиции современных глобализационных процессов в мире показывает различные уровни измерения духовности.
Читать PDF
18.98 мб

Экологическая этика и экология духа в условиях глобального кризиса

Майорова Е. И., Фалько В. И.
Читать PDF
229.41 кб

Сферы и сети: два способа понимания глобального

Латур Бруно
Читать PDF
972.11 кб

Формирование нравственной составляющей глобально ориентированного мировоззрения личности в современн

Тарасенко Надежда Григорьевна, Балабанова Галина Анатольевна
В статье акцентируется внимание на феномене глобализации как тенденции развития современной цивилизации и необходимости культивирования соответствующего мировоззрения личности.
Читать PDF
360.57 кб

Эволюция социально-философских представлений о Всемирном обществе: к проблеме становления глобальног

Шипулин В. О.
В условиях глобализации актуальным становится вопрос о формировании нового, глобального типа восприятия окружающего бытия.
Читать PDF
114.47 кб

Индустрия сервиса и туризма - модус глобального общества потребления

Шалаев В. П.
В статье исследованы процессы глобализации, ее сущность, тенденции развития, последствия.
Читать PDF
179.60 кб

Феномен глобального гражданского общества и религиозное сознание

Скворцов Л. В.
Читать PDF
371.82 кб

Роль эволюционной этики в преодолении глобального экологического кризиса

Фотиева И.В.
Читать PDF
378.41 кб

ЗАКАТ ГЛОБАЛЬНОГО ПРОГРЕССИЗМА И ПРОЕКТНАЯ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ МИРА

Захаров Валерий Константинович
Читать PDF
394.92 кб

Концепты человечности в глобальной культуре

Каржина Галина Альбертовна
Рассматриваются противоречивые концепты человеческого существования как порождение глобализации.
Читать PDF
479.21 кб

Кибернавт как символ глобального мира

Гуревич Павел Семенович
Автор рассматривает антропологические аспекты современной глобализации. Он показывает, что для осмысления глобальных процессов необходимо анализировать также и проблемы человеческой природы.
Читать PDF
0.00 байт

Глобальные исследования: от глобализации знаний к становлению глобального знания

Урсул Аркадий Дмитриевич, Урсул Татьяна Альбертовна
В статье рассматриваются взаимосвязанные процессы глобализации знаний и становления глобального знания.

Похожие термины:

  • Глобальное потепление

    Вследствие ли парникового эффекта или по какой-либо другой причине, но глобальное потепление может стать главной экологической проблемой 1990-х годов. Средние температуры в разных районах Земли бы
  • ГЛОБАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

    [англ. global forecasting] – разработка прогнозов общемирового масштаба, касающихся перспектив развития человечества в целом и среды его обитания.