Глобализм
Глобализм
идеология сторонников ускорения и углубления процессов глобализации.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Глобализм
идеология глобализации, т. е. теоретическое обоснование и преломление через призму интересов одной или группы стран универсальности для всего мира своих ценностей, правил, норм, критериев успеха, образа жизни и т. д.
Глобализм
лат. globus, "шар", "земной шар") - идея о принципиальном единстве человечества, которое должно рассматриваться как однородная масса атомарных индивидуумов без национальных, культурных, религиозных различий. Системно-механический уравнительный подход к многообразию истории основан на экстраполяции либерально-демократического мировоззрения на все типы обществ. Ставит акцент на научно-техническом развитии и экономической унификации. Сопряжен с развитием информационных сетей. Вытекает из представления об универсальности "пост-индустриального" или "информационного" общества.
Источник: Философия политики: глоссарий
ГЛОБАЛИЗМ
междисциплинарное исследование новых условий эволюции жизни на планете, связанных с общими тенденциями развития цивилизации, теми противоречиями глобального масштаба, субъектом которых выступает человечество в целом и природа, а также исследование глобальных проблем (угрозы ядерной войны, гонки вооружений, разрыва в уровнях развития различных регионов и народов мира, экологического, энергетического, продовольственного кризисов, демографического взрыва и т. д.); совокупность политических стратегий, связанных с организацией и координацией усилий всего человечества по предотвращению его самоуничтожения. Особый интерес исследователей к глобальной проблематике в последние десятилетия привел к выводам о кризисе индустриальной цивилизации и вступлении человечества в «эру риска». Исходя из соображений усиливающейся взаимозависимости стран мира, срастания человечества в единую систему цивилизаций, О. Тоффлер характеризовал глобализм как нечто большее, чем идеологию, обслуживающую интересы какой-то ограниченной группы. Глобализм выступает от имени всего мира, как национализм когда-то брал на себя право говорить от имени всего государства. Появление глобализма расценивается как эволюционная необходимость, как шаг к «космическому сознанию», которое осмыслит не только планетарные процессы, но и процессы Вселенной. В России проблематика, объединяемая понятием «глобализм», рассматривается в рамках глобалистики, в последние годы претендующей на статус отдельной научной дисциплины.
В формировании основных концепций глобализма просматривается ряд этапов. На первом из них (кон. 60-х— нач. 70-х гг.) были разработаны методологические и научно-теоретические основы исследования глобальных процессов и проблем с учетом научных идей В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена. Следующий этап (2-я пол. 70-х гг.) был связан со становлением в США и Западной Европе основных научных школ в глобалистике: технократической, концентрирующей внимание на изучении влияния прогресса науки и техники на взаимоотношения человека и природы; стадийной, связывающей появление и разрешение глобальных проблем с постиндустриальной стадией развития человечества; эколого-демографической, рассматривающей все глобальные проблемы с точки зрения экспоненциального роста населения планеты; экзистенциально-культурной, обусловливающей генезис глобальных проблем социально-культурными противоречиями мирового социума; эволюционно-детерминистской, объясняющей обострение глобальных проблем логикой отношений человека с биосферой. В 80-е гг. на первый план вышли попытки строить практическую деятельность в области экологии в соответствии с принципом: «Думать глобально, действовать локально».
На общем фоне исследований в области глобалистики всегда выделялись теоретические и практические проблемы политического глобализма, приобретшие приоритетное значение в период радикальных перемен в геополитической структуре мира на рубеже 80—90-х гг. К ним относятся: раскрытие особенностей мировых политических процессов в условиях нарастания угроз глобального масштаба; исследования политических форм и средств адаптации отдельных национальных социумов и целых цивилизаций к императивам выживания; анализ механизмов и методов регулирования взаимозависимостей между странами и народами, определяющих безопасность международной системы и всех ее структур. Осмысление политических аспектов мировых проблем и процессов означает смену основных принципов понимания международной жизни и создание новых.
М. А. Мунтян
В формировании основных концепций глобализма просматривается ряд этапов. На первом из них (кон. 60-х— нач. 70-х гг.) были разработаны методологические и научно-теоретические основы исследования глобальных процессов и проблем с учетом научных идей В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена. Следующий этап (2-я пол. 70-х гг.) был связан со становлением в США и Западной Европе основных научных школ в глобалистике: технократической, концентрирующей внимание на изучении влияния прогресса науки и техники на взаимоотношения человека и природы; стадийной, связывающей появление и разрешение глобальных проблем с постиндустриальной стадией развития человечества; эколого-демографической, рассматривающей все глобальные проблемы с точки зрения экспоненциального роста населения планеты; экзистенциально-культурной, обусловливающей генезис глобальных проблем социально-культурными противоречиями мирового социума; эволюционно-детерминистской, объясняющей обострение глобальных проблем логикой отношений человека с биосферой. В 80-е гг. на первый план вышли попытки строить практическую деятельность в области экологии в соответствии с принципом: «Думать глобально, действовать локально».
На общем фоне исследований в области глобалистики всегда выделялись теоретические и практические проблемы политического глобализма, приобретшие приоритетное значение в период радикальных перемен в геополитической структуре мира на рубеже 80—90-х гг. К ним относятся: раскрытие особенностей мировых политических процессов в условиях нарастания угроз глобального масштаба; исследования политических форм и средств адаптации отдельных национальных социумов и целых цивилизаций к императивам выживания; анализ механизмов и методов регулирования взаимозависимостей между странами и народами, определяющих безопасность международной системы и всех ее структур. Осмысление политических аспектов мировых проблем и процессов означает смену основных принципов понимания международной жизни и создание новых.
М. А. Мунтян
Источник: Новая философская энциклопедия