Глагол

Найдено 1 определение
Глагол
В написании с заглавной буквы иногда употребляется как синоним Слова или Логоса, то есть Божественного действия, или Бога в действии, где под действием понимается сотворение смысла. «И Слово стало плотию, и обитало с нами», читаем у св. Иоанна, и под Словом подразумевается второе лицо Троицы.
В обычном смысле глаголом называют часть речи, преимущественно обозначающую движение, свершение или действие (в отличие от имен существительных, обозначающих вещи, абстрактные понятия или индивидуальные существа). Отсюда – изобретенный Франсисом Вольфом (83) язык‑мир («Рассказать мир», 1997), состоящий из одних глаголов. Это мир чистого становления, мир, в котором нет ничего, что оставалось бы неизменным, мир акциденции без субстанции, действий без субъектов, событий без сущностей и без вещей. Примерно таким представляли себе мир Гераклит и Будда, и, как знать, может, он‑то и есть самый истинный из миров. Но наш язык – этот «причудливый узор из имен и глаголов», как говорил о нем Платон, – не способен выразить то, что может помыслить дух. Каждый наш глагол нуждается в субъекте. Отсюда знаменитое декартовское «Я мыслю, следовательно, существую», о котором Ницше совершенно справедливо заметил, что своей очевидностью оно обязано разве что вере в… грамматику. Мне иногда приходит в голову, что «неявная реальность» квантовой механики должна напоминать этот мир глаголов без субъекта и событий без вещей. Потому‑то наши физики не могут четко выразить его сущность, а мы не в силах понять, о чем же они толкуют. У нас просто нет для этого подходящего языка.

Источник: Философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
2.08 мб

О толковании глагола в арабской и армянской грамматических традициях (в контексте греческого влияния

А. К. Андреасян
Статья посвящена проблеме толкования глагола в арабской и армянской грамматических традициях на ранних этапах их формирования, на основе анализа соотношения арабской и армянской грамматики с греческой логикой и философией языка ар
Читать PDF
117.23 кб

Роль творчества С. С. Глаголева в изменении отношения русского духовно-академического теизма начала

Ершова Марьяна Анатольевна
В статье кратко представлены результаты исследования творчества одного из выдающихся профессоров Московской духовной академии Сергея Сергеевича Глаголева. Творчество С. С.
Читать PDF
394.67 кб

Время у Августина: от глагольности к существительному

Неретина Светлана Сергеевна
В статье рассматривается грамматика слова. Его внутреннее движение объясняет возможность его перехода от глагольности к субстанциальности. Наличие внутреннего движения является принципом такого перехода.