Греч.) Древнегреческий писатель, из сочинений которого
теперь сохранилось лишь несколько фрагментов.
ГЕРМИЙ
ГЕРМИЙ
Источник: Теософский словарь
ГЕРМА
четырехгранный столб, завершенный скульптурным изображением головы (первоначально - Гермеса). В Др. Греции Г. -путевой знак, фетиш — охранитель дорог, границ, ворот.
Источник: Атеистический словарь
ГЕРМА
(гроч. herma) - бюст бога Гермеса, установленный на подставке. Г. устанавливались в Др. Греции на улицах, площадях, перекрестках дорог, т. к. Гермес считался покровителем дорог и путников. Обычай ставить на перекрестках дорог изображения «богов» воспринят и христианством.
Герма
Герма (Έρμα) – у древних греков, a потом у римлян особый род скульптурных произведений, представляющий собой четырехгранный столб, увенчанный изваянием человеческой головы или бюста. Свое название гермы получили от того, что еще у пелазгов изображался таким образом, без рук и без ног, покровитель собственности Гермес, в честь которого подобные столбы ставились на межах земельных владений. Впоследствии гермы стали изображать и другие божества, чаще всего бородатого Вакха, Пана и фавнов, а также философов. Иногда герма бывала двулицая, т. e. увенчивающая ее голова состояла из двух масок, соединенных между собой затылками. Нередко на столбе герма с лицевой стороны обозначалась эмблема плодородия, фалл. Кроме употребления своего в значении межевых знаков, гермы в позднейшую пору античной жизни служили и для других целей: они ставились как священные охранительные памятники в полях и садах, как указатели дорог, как столбы в огородах (причем их соединяли одну с другой горизонтальные перекладины), как термины в цирках и, наконец, единственно как украшение во дворцах, в домах и на площадях. А. С-в.
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.
ГЕРМА
четырехгранный столб, первоначально завершавшийся скульптурной головой бога Гермеса. Впоследствии на гермах изображались Вакх, Пан и другие божества. С V в. до н. э. на них появляются скульптурные портреты государственных деятелей и философов. Гермы выполняли функцию межевых разметок. Образ Гермеса использовался на межах, поскольку именно он являлся покровителем коммерции. По мнению исследователя в области символики М. П. Холла, герма являлась фаллическим обелиском, символизирующим сверхъестественную сексуальную силу богов. Зачастую на гермах, помимо лица и безрукого торса, встречался фаллос. Впрочем, известны и гермы Венеры. В эпоху эллинизма гермы ставились на дорогах, в садах и виноградниках. Их использовали в ритуале «священного бракосочетания» дионисийских мистерий. С XVI в. гермы становятся распространенным видом декоративной, парковой скульптуры в Европе. Часто использовались как вертикальные опоры в архитектуре и в мебельном дизайне. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической, розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия