ГЕНИЙ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ген
наследственный фактор и единица передачи наследственного материала, обеспечивающие формирование признака у потомства.

Источник: Закон оптимального построения техноценозов. Терминологический словарь.

ГЕНИИ
Лат.) Название Эонов или ангелов у гностиков. Существует
целое множество наименований их иерархий и классов.

Источник: Теософский словарь

Гений
великое дарование, отличающееся оригинальными взглядами. Древние гениями называли благодетельных для человека духов. Гений иногда отличают от таланта (см. Талант).

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Гений
(γένιος) великое дарование, отличающееся оригинальными взглядами. Древние гениями называли благодетельных для человека духов. Гений иногда отличают от таланта (см. Талант).

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

ГЕНИЙ
выдающийся, исключительный человек; высшая степень творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания (интуиция), соединения различных элементов (фантазия), творческого формирования и изображения.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ГЕНИИ
В римской мифологии божества — прародители и покровители рода. Впоследствии гениями стали называть богов мужской силы. Каждый мужчина имел своего гения. Вместе с младенцем мужского пола рождался его гений (или два — добрый и злой), руководивший поступками человека на протяжении всей жизни. Гениев имели не только люди, но и города и отдельные местности. Появлялись гении обычно в обличье змей. С гениями во многом схожи греческие даймоны.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

ГЕНИЙ
лат. genius) — высшая степень творческой одаренности; человек, к-рому присуща такая одаренность. Учитывая известную относительность различия между Г. и талантом, можно отметить, что творения Г. характеризуются исключительной новизной и самобытностью, особым историческим значением для развития человеческого об-ва, в силу чего они навсегда сохраняются в памяти человечества. Г. не мистическое существо, не сверхчеловек (как полагают нек-рые философы-идеалисты), а человек, сумевший в силу своих выдающихся способностей и огромного труда продвинуть вперед развитие человечества.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Ген
от греч. genos — род, происхождение) — материальный носитель, единица наследственной (генетической) информации; у высших организмов (эукариот) входит в состав хромосом; участок молекулы ДНК (у высших организмов) и РНК (у вирусов и фагов), содержащий информацию о первичной структуре одного белка, в связи с чем ген оказывается ответственен за синтез именно этого белка. Контролируя образование последних, гены управляют всеми химическими реакциями организма и определяют таким образом его признаки. Совокупность всех генов организма составляет его генетическую конституцию — генотип.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Гений
рим.)  – от «род» – первоначально древнеримский бог – прародитель рода, затем бог мужской силы и способностей, формирующий характер мужчины и сопутствующий ему всю жизнь. Считалось, что каждый мужчина имеет своего Г., иногда предполагалось, I что человеку сопутствуют два Г. – добрый и злой. День рождения римского гражданина рассматривали как праздник в честь его Г.-покровителя. Г. обычно изображали в виде юноши с рогом изобилия, чашей и другими символами благополучия. Своего Г.-покровителя имели не только люди, но и семьи, города, общины и народы. Клятва Г. императора считалась в Древнем Риме самой священной, и ее нарушение приравнивалось к оскорблению императора.

Источник: Мифологический словарь

ГЕНИЙ

(лат. genius - дух-защитник) - 1) в язычестве то же, что и даймон, дух-хранитель, даваемый человеку от рождения, дух-защитник определенных мест или же дух, добрый или злой, способный влиять на чью-то судьбу; 2) характер нации или эпохи; 3) синоним таланта; 4) человек, ясно осознающий свое глубочайшее внутреннее родство с вечными и универсальными первоосновами бытия и способный творчески успешно выразить открывшуюся ему сверхчеловеческую правду. "Гений - существо с наиболее ярко выраженной и сильной индивидуальностью в смысле неповторимой оригинальности личности - есть вместе с тем существо наиболее многообъемлющее, творчество которого имеет объективное значение и потому встречает наиболее широкое понимание и отклик в человечестве" (С.Франк).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Гении
По древнеиталийским воззрениям – боги-покровители, бывшие у каждого человека от самого его рождения и сопровождавшие его повсюду, как второе «я». Были гении не только отдельных людей, определявшие их волю и поступки, но и гении народов, легионов, собраний, городов, стран, лагерей, театров, даже богов (иногда предполагалось два Гения – добрый и злой).
Им приносили жертвы (гении людей – всегда в день рождения данного человека). Гении местностей изображались чаще всего в виде змей, а остальные гении – в виде людей с рогом изобилия и жертвенной чашей в руках. Если гении изображались во время жертвоприношения, то по римским обычаям голова их была наполовину закрыта тогой: такие изображения домашних гениев найдены в Помпее. Статуя гения римского народа стояла на форуме в Риме.
Большим значением пользовался культ гения каждого императора. При Августе во всех 14 частях Рима стояли статуи его гения.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

ГЕНИЙ
[лат. genius, от gens род] – 1) в римской мифологии божество, дух-покровитель рода, семьи, гражданской общины. Первоначально олицетворял мужское начало, жизненную силу. Рассматривался также как самостоятельное божество, которое рождалось вместе с человеком и определяло его жизненный путь; 2) индивид, которому присуща гениальность, носитель гениальности. высшая степень творческой одаренности; человек, которому присуща такая одаренность. Учитывая известную относительность различия между гением и талантом, можно отметить, что творения гения характеризуются исключительной новизной и самобытностью, особым историческим значением для развития человеческого общества, в силу чего они навсегда сохраняются в памяти человечества. Гений не мистическое существо, не сверхчеловек, а человек, сумевший в силу своих выдающихся способностей и огромного труда продвинуть вперед развитие человечества; 3) абстрактное свойство, присущее кому-л.
Напр.: гений Абая.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Ген
гр. род, происхождение) — наследственный фактор, единица наследственного материала (см. Информация генетическая) — определенный участок молекулы ДНК у высших организмов и РНК у вирусов и фагов, — расположенная в определенном участке (фокусе) данной хромосомы или генетическом материале (см. ДНК, РНК). Совокупность всех генов организма составляет генотип (см. Генотип). Каждый ген, включающий от нескольких сотен, до 1500 нуклеотидов, ответствен за синтез определенного белка (полипептидной цепи) (см. Белок), фермента и т. п. Контролируя их образование, ген управляют всеми химическими реакциями организма, а потому определяют его признаки. На ДНК-матрице гена синтезируется информационная РНК, которая затем сама служит матрицей для синтеза белка. Следовательно, ген служит основой системы ДНК— РНК—белок. Дискретное наследование задатков было открыто в 1865 г. австрийским естествоиспытателем Г. Менделем (1822— 1884). В 1909 г. датский генетик В. Иогансен (1857 — 1927) назвал их генами.

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

ГЕНИЙ
от лат.-естественная предрасположенность): природа, внутренне присущая индивиду. В более узком смысле гений означает благодатные качества личности от Бога. В еще более узком смысле гений – это способность изобретать. Истинно творческий дух приобретает свою мощь как будто из некой силы, превосходящей человека: Кант определял «гений» как «силу природы», выражая таким образом его общность с универсумом или связь с жизнью или с Богом, где гений должен найти основу своего могущества. Действительно, почти во всех областях человеческой деятельности, кроме, может быть, математики (19-летний Эварист Галуа – уже основатель теории множеств), «гений – это долготерпение»», результат зрелости и продолжительного труда в своей специальности. «Злой гений» обычно означает неудачу: тот, кто желает достигнуть определенного результата, а достигает прямо противоположный, считает, что это злой гений сыграл с ним подобную шутку. Например, тот, кто протягивает руку, чтобы налить себе воды, и разбивает бутылку; или тот, кто дает человеку, как ему кажется, правильный совет, приводит последнего к самоубийству.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Гений

- лат. genius (от genus - род), первоначально - дух умершего родоначальника, которому воз давалось религиозное почитание. Современное словоупотребление сохраняет некоторую связь с этим первоначальным смыслом. Г. теперь называется человек: 1) который живет повышенною, потенцированною внутреннею жизнью и 2) которого деятельность имеет не личное только, а общее родовое значение (для народа или для всего рода человеческого). Гениальность, как высшая степень одаренности, сравнительно с талантом, как низшею, не подлежит точному определению; самое различие условно, попытки строгого разграничения произвольны и применение их спорно. В разных языках слово Г. употребляется в разной мере и с различными оттенками; всего расточительнее на него французы, у которых, кроме особого личного свойства, им обозначается также дух сложных и собирательных явлений (напр., le gйnie de la langue, le gйnie du Christianisme); приблизительно так же, но менее щедро, употребляют это слово англичане; немцы склонны ограничивать его областью художественного творчества и умозрения; особого внимания заслуживает взгляд Шопенгауэра; у немцев, а также у русских Г. более разграничивается с талантом, нежели у французов и англичан.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

Гений
высшая степень одаренности личности. Гениальность проявляется в творчестве, которое имеет общечеловеческое значение. Гений отличается от таланта не только в степени одаренности, но и общественной значимости творчества. Творчество гения открывает новую эпоху в науке (Ньютон, Эйнштейн), в искусстве (Пушкин, Шекспир, Чайковский), в политике (Цезарь, Наполеон, Ленин). Первоначально у римлян слово «гений» обозначало сверхъестественное существо - защитника семьи, дома, города, государства. Символ гения в Древнем Риме - змея. От латинского термина произошло современное значение этого слова. Творчество гения носит противоречивый характер. Его идеи столь новы, что часто не воспринимаются современниками. Отсюда довольно часто повторяющаяся в истории искусства ситуация с гениальным художником, который не признан современниками (Мильтон, импрессионисты, Модильяни). Гению свойственна убежденность в правоте открытой им идеи, делу, которому он служит. Поэтому он способен преодолевать драматические и трагические коллизии своей жизни. Гениальный творец, как правило, обладает колоссальной работоспособностью, огромным духовным потенциалом. Он является высшим выражением возможности человечества в его духовном развитии.

Источник: Человек и общество. Культурология

ГЕН
от греч. genos - происхождение) - в биологии характеристика врожденных свойств, единица наследственного материала. Наследственность основана на передаче генов новому поколению. Гены - самостоятельные единицы, передающиеся несмешанными и неразделенными; они присутствуют во всех клетках. Каждый ген действует совместно с гомологичным геном. Поэтому в совокупности гены образуют своего рода двойной набор. При образовании половых клеток гомологичные пары расходятся, так что зрелые половые клетки содержат только простой (не двойной) набор. Согласно хромосомной теории наследственности, хромосомы являются носителями генов ("ядерных генов") (см. Наследственность). В соответствии с современными взглядами, гены являются гигантскими белковыми молекулами, образующими в линейном порядке главную составную часть хромосом. На основе новейших исследований утверждают, что наряду с генами ядра существуют плазмовые гены, находящиеся в плазме, окружающей клеточное ядро, и при делении клеток неравномерно рассеивающиеся; плазматические врожденные свойства могут изменяться под влиянием окружающего мира. Ген рассматривается как динамическая система процессов. Согласно этому исследованию, определенные врожденные свойства подчинены не определенным генам, а генетической системе клеток, охватывающей ядро и плазму.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГЕНИЙ
от лат. ingenium — естественная предрасположенность): природа, внутренне присущая индивиду. В более узком смысле гений означает благодатные качества личности (лат. genius — божество, от которого зависит рождение). В еще более узком смысле гений — это способность изобретать. Истинно творческий дух приобретает свою мощь как будто из некой силы, превосходящей человека: Кант определял гений как «силу природы», выражая таким образом его общность с универсумом или связь с жизнью или с Богом, где гений должен найти основу своего могущества. Действительно, почти во всех областях человеческой деятельности, кроме, может быть, математики (19-летний Эварист Галуа — уже основатель теории множеств), «гений — это долготерпение», результат зрелости и продолжительного труда в своей специальности. «Злой гений» обычно означает неудачу: тот, кто желает достигнуть определенного результата, а достигает прямо противоположный (например, тот, кто протягивает руку, чтобы налить себе воды, и разбивает бутылку; или тот, кто дает человеку, как ему кажется, правильный совет, приводящий последнего к самоубийству, и т.д.), считает, что это злой гений сыграл с ним подобную шутку. Декарт использует этот термин в первом «Размышлении» для обозначения существования Бога-обманщика (все, что нам кажется истинным, самые живые восприятия мира будут лишь иллюзией) и обоснования радикального или «метафизического» сомнения (отличного от простого «естественного» сомнения).

Источник: Философский словарь

ГЕНИЙ
(Genie; фр.) — высшая степень творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания (интуиция), соединения различных элементов (фантазия), творческого формирования и изображения, а также человек, обладающий этой одаренностью. В немецкой поэзии и философии XVIII в., включая романтику, гений — это выдающийся, исключительный человек. Кант называет гениального человека «любимцем природы», а гением — врожденное душевное свойство, благодаря которому природа предписывает правила не только науке, но и (изящным) искусствам («Критика способности суждения», § 46—49). Гёте, присоединяясь к Гаману, Гердеру, а также к культу гения в период «Бури и натиска», еще более четко определяет гения как высшее формосозидающее дарование; подобно ему, Шиллер рассматривает его как творческую наивность. Ницше тоже считал творческую детскость основным источником гения. В новое время иногда предпринималась попытка поставить гений в связь с сумасшествием (Моро де Тур, Ломброзо и др.); уже Платон говорит о «божественном безумии» поэтов. Действительно, многие гениальные люди впадали в безумие (Тассо, Свифт, Ленау, Шуман, Галлер, Ницше); в самом деле, гением иногда овладевает внезапная жажда творчества, сходная с определенными оригинальными и высокопроизводительными в плане идей фазами, граничащими с областью легкой психопатологии (легкими фазовыми колебаниями гипомании, стадией, предшествующей шизофрении, для которой характерны видения и т. п.). Но если вообще охарактеризовать жизнь гения, отличающуюся от жизни других людей, как «извращение», то это не обязательно должно быть болезненное, неправильное, произвольное исключение, а с социологической точки зрения это в то же время творчески формирующая вершина человеческого существования, устанавливающая правила и созидающая законы. Современная психиатрия не развила дальше теорий Ломброзо. Ныне множатся попытки объяснить гениальность развитием креативности, в психологическом плане творческими задатками и способностью к инновациям.
С. Lombroso. Der geniale Mensch, 1888 (ital. 1882) (рус. пер.: Ч. Ломброзо. Гениальность и помешательство, 1895); F. Brentano. Das G., 1982; W. Ostwald (Hg.). Große Männer, Studien zur Biologie des G.s, 1909; E. Zilsel. Die Entstehung des G.begriffs, 1926; W. Lange-Eichbaum. G., Irrsinn u. Ruhm, 1928; E. Kretschmer. Geniale Menschen, 1929; W. Lange-Eichbaum. Das G.problem, 1931; P.
Grappin. La théorie du g. dans le préclassicisme allemand. Paris, 1952; R. Revész. Talent und G., 1952; A. Hock. Reason and Genius. Studies in their Origin. New York, 1960; A. Kuhn-Foelix. Vom Wesen des genialen Menschen, 1968; Jochen Schmidt. Die Gesch. des G.-Gedankens in der dt. Literatur, Philos. u. Politik 1750—1945, I—II, 1985, 1988

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Гений
В начале XVIII века аббат Дюбо дал такое определение: «Гением называют способность, которую человек получил от природы и которая позволяет ему хорошо и с легкостью делать то, что другие делают очень плохо, даже если приложат к тому огромные старания». В этом самом общем смысле гений есть синоним таланта. Впрочем, на деле прослеживается заметная разница между тем и другим. Прежде всего она касается степени проявления: гений это совершенно выдающийся талант, а талант – ограниченный гений. Кроме того, в этом различии есть и более мистическая составляющая, судя по всему затрагивающая сущностную его основу. «Талант делает то, что хочет; гений – то, что может». Не знаю, кто это сказал, но формулировка, по меньшей мере, указывает нам одно из возможных направлений раскрытия проблемы. Гений есть творческая способность, превосходящая не только средние способности (это уже и есть талант), но и способности самого творца до такой степени, что вырывается из‑под его контроля, по крайней мере частично, и не подчиняется его воле. Собственную гениальность не выбирают, как не выбирают того, в какой сфере проявится гений, и далеко не всегда выбирают, что с ним делать. Гений, по словам Канта, есть «природный дар», иначе говоря, «прирожденные задатки души, через которые природа дает искусству правило» («Критика способности к суждению», часть I, § 46). Это не означает, что гений не нуждается в воздействии культуры, однако никакая культура не способна заменить гений. Не будь отец Моцарта таким педагогом, каким, насколько нам известно, он был, возможно, сам Моцарт никогда не стал бы музыкантом. Но ни один педагог в мире не сделает из ребенка, лишенного гениальности, Моцарта. Гений это нечто вроде личного божества (таким в латинском языке и было значение слова «гений»). Не мы выбираем его, но оно выбирает нас. Очевидно, что роль случая в этом выборе достаточно велика, что может представляться несправедливым. Легко ли смириться с тем, что ты не Моцарт?
Не преувеличивая значение разницы между гением и талантом, мне кажется, совсем от нее отказываться не стоит. Если оставить в стороне романтическую восторженность, то разница эта, на мой взгляд, проявляется не столько в природе явления, сколько в степени выраженности; не столько в направленности, сколько в точке зрения. Есть произведения, в которых мы чувствуем нечто такое, что дает нам основание считать их чем‑то большим, нежели плод таланта и труда. Бах и Микеланджело, Рембрандт и Шекспир, Ньютон и Эйнштейн, Спиноза и Лейбниц… Может быть, в нас говорит иллюзия, вызванная долгими веками жизни их творений? В какой‑то мере это, видимо, так и есть. Если относиться к гению как к абсолютной исключительности, ясно, что в нем всегда будет присутствовать нечто мифическое, из‑за чего мы предпочитаем говорить о гениальности только ушедших из жизни творцов. Всякий человек, пока он жив, с той или иной стороны не выходит за рамки обычного. Только время и исчезновение позволяют придать некоторым из них статус исключительности. И, конечно, нам остается само творение. Оно‑то и служит установлению и поддержанию правильных пропорций. «Книга никогда не рождается шедевром, – тонко подметили братья Гонкуры. – Она им становится, а гений это талант умершего человека». Но, хотя оба брата Гонкуры тоже умерли, мы по‑прежнему считаем их не более чем талантами.

Источник: Философский словарь.

ГЕНИЙ

- филос.-эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16-18 вв.) на основе древних представлении о "гении" - "духе" (греч. , букв. "наделяющий"; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божеств. двойника, хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio (вошедшего в европ. риторич. теорию), означающего врожденные (собств., полученные при рождении отдуха) способности, дарования, изобретательность, остроту ума. По учению Диотимы в "Пире" Платона (202 е), духи-"даймоны" суть "среднее между богом и смертным" и имеют силу "быть истолкователями и передатчиками человеч. дел богам, а божеских - людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы - другим", благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с "даймоном" творч. функции - всего относящегося к "жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию". В "Федре" (242 с) Сократ рассказывает о своем "даймонионе", подающем ему знамения. Действия "даймона" сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и "внутр. голосом" личности. Т.о., представления о "даймоне" и соотв. римском "гении" (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность Г. за индивидом, но сопряженность Г. с "душой" как внутр. началом человека, личности. Все эти моменты сохранены и отражены в новоевроп. понятии Г., в иных отношениях порывающем с традицией. Все они получили развитие лишь в возрастании индивидуализма в новоевроп. культуре, через ренессансную идею обожения человека и представление о художнике как "втором боге".
В 18 в. совершается процесс интериоризации Г. как руководящей человеком божеств., идущей извне силы, - теперь Г. начинают понимать и как внутр., имманентную душе творч. способность. Посредником между гуманистич. наследием и нем. философией рубежа 18-19 вв., сыгравшей решающую роль в переосмыслении Г., послужил Шефтсбери, писавший: "Поэт - уже второй Творец, подлинный Прометей, ходящий под Юпитером. Подобно этому верховному художнику, или же всемирной пластич. природе, он созидает форму целого, соразмерную и пропорциональную в самой себе..." ("Солилоквия", I, III). В к. 18 в. (особенно в т.н. "гениальную" эпоху "Бури и натиска" 1770-х гг. в Германии), в связи с усилением антиритор, тенденций в творчестве и эстетич.теории, возникает представление об индивид. и оригинальном (первозданном) Г., к-рый создает правило, а затем следует ему, т.е. самовластно творит особый, изначальный худож. мир. Такое представление, утрачивая полемич. крайность, переходит в нем. классич. философию и нем. неогуманизм рубежа 18-19 вв., Г. уравновешивается с природой, а "интериоризированный" Г. никогда не порывает связи с Г. как традиц. представлением-мифологемой. Деятельность Г. глубоко сплетается с деятельностью природы, Г.-художник пластически ваяет бытие наподобие бога или природы; ср. у К.Ф. Морица (О пластич. подражании прекрасному, 1788): "Пластич. гений должен,насколько возможно, схватывать все спящие в нем пропорции великой гармонии, объем к-рой шире его индивидуальности" - Moritz К. Ph. Schriften zur Asthetik und Poetik. Tub., 1962; 84). Кант определял Г. как "талант (природный дар), к-рый дает правило искусству", или, иначе, как "прирожденные задатки души", посредством к-рых природа дает правило искусству (Критика способности суждения). Т.о. между внешним и внутр. истоками Г., гениальности, устанавливается равновесие. Соотв. у Шеллинга в "Философии искусства": "... вечное понятие человека в Боге как непосредств. причина его (человеч.) продуцирования (творчества) есть то, что называют гением, это как бы genius, обитающее в человеке божественное". В понятии Г. у Канта, обобщающего долгий процесс нового осмысления Г., входит и "оригинальность" творчества, и его бессознательность, нерефлективность (откуда и у Шиллера связь Г. с "наивной", т.е. не рефлектирующей себя поэзией), и его внеличностность (сама природа говорит в художнике). Г. относится у Канта лишь к. "изящному искусству", к-рое единственно не подчиняется заведомому правилу.
В 19 в. создается нейтральное в отношении традиции представление о Г., о гениальности как высшей творч. способности, в отрыве от внутр. формы слова "Г.", от Г. как мифологемы, от традиции ее переосмысления. Вследствие этого Г. мог становиться расхожим, необязат. представлением, присущим массовому эстетич. сознанию, но в то же время и наст. проблемой философии и психологии творчества. Здесь Г. выступает как по сути дела новое понятие, развившееся в недрах традиционного и заключившее в себя нек-рый итоговый смысл его. Жан-Поль, отличая Г. от таланта (Приготовительная школа эстетики), пользуется собственно уже новым понятием. Точно также и Гегель в "Эстетике" понимает Г. как самосознат. творчество, вовсе не соединяя Г. с традиц. мифологемой вдохновляющего божеств, или природного начала и снимая любые "ограничения" на деятельность Г., к-рый может проявить себя в любой области, не только в искусстве. В 19 в. представление о Г. отчасти соединяется с культом "героя" как сверхчеловеч. личности (уже у Карлейля, Ницше), противопоставляемого нетворч. и враждебной художнику, подлинному искусству , массе, "толпе". Такой культ Г.-"героя" становится непременным, доводимым до абсурда моментом усредненного бурж. сознания. Вместе с тем начинается и эпоха всестороннего изучения феномена Г. Поскольку новое понятие Г. от прежнего отличается прежде всего имманентностью Г. личности, изучение психофизиол. субстрата Г. приводило в иррационалистич. течениях науки и философии к представлениям об отклоняющейся от нормы, патологич. природе Г. (что соответствувет, однако, традиц. представлению об "одержимости" божеством, о близости "вдохновения" и безумия). Естественнее, однако, считать Г. феноменом, не выходящим за рамки нормального: гениальная личность наделена редким и каждый раз индивидуально структурированным комплексом свойств и способностей, предрасполагающих личность к творчеству (обычно в самых разных областях деятельности), но обычно позволяющих сделать решит. выбор в пользу одного, осн. вида деятельности. Очевидно, что гениальность предопределена не только выдающейся силой (выходящей тем самым за пределы обычного) способностей, но, может быть, еще более того необычной динамикой их сочетания в личности. При этом разные свойства, влечения, способности должны находиться в этой личности в подлинно редкостном состоянии, в к-ром явная их дисгармония, приводящая в равновесное, гармонич. состояние, и нарушение равновесия на к.-л. уровне личности, во всяком случае, компенсировано на самом высш. творч. ее уровне - где она выступает как создающая шедевры творчества. Творчество гениально одаренного человека является тактич. разрешением заложенных в его личности противоречий. Отсутствие совершенно необычного соотношения свойств и способностей привело бы к тому, что более или менее равномерное развитие самых разных способностей не позволило бы выделиться одной основной, концентрация на к-рой совершенно неизбежна и для гениально-одаренного человека (разносторонняя одаренность при этом внутренне непременно сказывается на рез-тах гениальной деятельности - как особое богатство, многогранность создаваемого). Наличие только одной резко выраженной способности не позволило бы, напротив, сложиться конечной гармонии. Нередко наблюдаемая "странность", неуравновешенность, житейская неустроенность, необщительность гениальной личности происходит от ее концентрации на творчестве, где и происходит конечная (превышающая обычный уровень) гармонизация сил и способностей личности, тогда как на житейском ("бытовом") уровне такая личность может выступить как "некомпенсированная", дисгармоничная. Свойства и способности Г., к-рые проявляются, как правило, на здоровой психофизиол. основе, могут быть весьма редкими - это, напр., может быть способность к интенсивному, непосредственно-свежему восприятию худож. явлений без затухания первонач. впечатлений, а, напротив, с их углублением; способность интуитивно воспринимать и осознавать, осмыслять как единое целое огромные массы художественно-упорядочиваемого материала (Моцарт говорил о своей способности охватывать единым, мгновенным взглядом целую часть симфонии); способность к непривычному ассоциированию разл. явлений, их сторон, кажущихся далекими, приводящая к нетривиальному худож. или научному мышлению, к открытиям в науке, технике, искусстве и т.д. Способность к мгновенному осознанию своей творч. деятельности, не нарушая однако ее спонтанности. Проявление способностей Г. всякий раз индивидуально и неповторимо. Показательно и восходит к глубокой традиции сравнение деятельности Г. с молнией: "Внутр. замысел и осуществление гениальной фантазии одновременно предстают нам как удар молнии в их мгновенном взаимопроникновении и неуловимейшей жизненности" (Гегель, см. Эстетика. Т. 3. М., 1971. С. 341). Благодаря таким качествам гениально-одаренная личность в искусстве, науке, философии и т.д. начинает выражать свою истор. эпоху с особой, максимально доступной человеку, глубиной, не будучи связана множеством второстепенных, несуществен. ее моментов, обстоятельств; отношение Г. к его времени всегда парадоксально, т.к. Г. видит сущность происходящего глубже, шире, многограннее своих современников.
Лит.: Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991; Zilsel E. Die Entstehung des Geniebegriffs. Tub., 1926; Nowak H. Zur Entwicklungsgeschichte des Begriffs Daimon: Diss. Bonn, 1960; Schmidt-Dengler W. Genius: zur Wirkungsgeschichte antiker Mythologeme in der Goethezeit. Munch., 1978; Schmidt J. Die Geschichte des Genie-Gedankens in der deutschen Literatur, Philosophie und Politik 1750-1945. Bd. 1-2. Darmstadt, 1988; Zilsel E. Die Geniereligion. Ein kritischer Versuch iiber das moderne Personlichkeitsideal, mit einer historischen Begrundung. Fr./M., 1990.
A.B. Михаилов

Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
147.30 кб

Гений и талант: соотношение понятий

Шалаева М. В.
В статье рассматривается проблема установления границ между понятиями «гений» и «талант».
Читать PDF
118.18 кб

Гений и андрогин. Об одном сюжете из платоновского «Пира» у Пушкина

Абдуллаев Евгений
Известный миф из платоновского «Пира» об андрогинах существах, объединявших в себе два пола (Symp. 189d-193d) начиная с Гете стал частью мифологии, связанной с литературным творчеством.
Читать PDF
146.36 кб

«Гений жизни» и «Гений творчества»: изгибы судьбы Н. А. Бердяева

Мурадова Н. М.
Посвящена анализу философской автобиографии как уникального способа организации человеческой мысли. Делается акцент на самопознание, предполагающее совпадение двух процессов: осмысления жизни и её проживания.
Читать PDF
188.04 кб

Гений как эстетическая категория

Матюшова Мария Петровна
В статье дан краткий обзор развития представлений о таланте и гении в истории эстетики. Автор пытается выявить наиболее характерные черты гениальной личности, обозначить своеобразную формулу гениальности.
Читать PDF
1.13 мб

Универсальный творческий гений

Севрюгин Владимир
Окончание статьи, посвященной Павлу Александровичу Флоренскому.
Читать PDF
271.87 кб

Владимир Соловьёв - гений русской мысли

Громов М. Н.
Читать PDF
268.13 кб

Универсальный творческий гений

Севрюгин Владимир
О Павле Александровиче Флоренском (1882-1937) написаны десятки статей, книг, опубликовано несколько томов его сочинений (а сколько еще не опубликовано!).
Читать PDF
149.37 кб

Гений и злодейство (о нравственных основаниях научного поиска)

Мазаев Сергей Андреевич
Образование в России и в мире становится все более технологичным. Из него постепенно исчезает важнейшая составляющая воспитание в человеке высоких морально-волевых качеств.
Читать PDF
319.29 кб

Гений и импровизация

Новикова Е.Б.
В статье рассматривается вопрос о специфике импровизации как одной из сущностных характеристик гения. За основу берётся понимание природы гения Г. В. Ф.
Читать PDF
258.13 кб

Универсальный гений Лейбница в поисках синтеза науки, философии и богословия

Саврей Валерий Яковлевич
Статья посвящена юбилейной дате со дня рождения (370 лет) и дня смерти (300 лет) выдающегося немецкого философа, математика, физика, юриста, историка, лингвиста и дипломата Готфрида Вильгельма Лейбница.
Читать PDF
1.96 мб

ЗЛОЙ ГЕНИЙ ФЕМИНИЗМА: НИЦШЕАНСКИЕ КОРНИ ЖЕНЩИНЫ

Кочнев Роман Леонидович
Статья представляет собой комментарий и дополнительное исследование к переводу на русский язык статьи американского философа Роберта Ч. Голуба, опубликованного в этом журнале.

Похожие термины:

  • ГЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    лат. genius—гений, дух, хранитель) — высшая степень творческой одаренности в иск-ве, худож. таланта; человек, обладающий этой одаренностью. По словам Белинского, назначение Г. состоит в том, что он созд
  • Гений (Злой)

    По Декарту, мелкое божество или демон, разумеется, воображаемый, который вечно нас обманывает («Размышления о первой философии», размышление I). Целью создания этой фикции является усиление сомнен