ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ
Гелиоцентризм
представление о том, что центральным телом Солнечной системы является Солнце.
Гелиоцентризм
представление о том, что центром мироздания является Солнце (например, гелиоцентрическая картина мира Н. Коперника).
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Гелиоцентризм
гр. солнце + центр + учение) — учение, согласно которому Земля и другие планеты обращаются вокруг Солнца, и, кроме того, Земля вращается вокруг своей оси. (См. Система мира гелиоцентрическая)
Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
Гелиоцентризм
возникшее в эпоху Возрождения (Н. Коперник) представление о строении Солнечной системы: Солнце – центр этой системы, вокруг которого вращаются планеты. Это представление не согласовывалось с христианской доктриной, утверждавшей, что Земля – центр мироздания, и преследовалось со стороны церкви. Гелиоцентрическая система мира оказала революционизирующее влияние на развитие естествознания.
ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ
от греч. helios - солнце) - концепция, согласно к-рой Солнце является центром, вокруг к-рого обращаются планеты, в т. ч. и Земля. В Др. Греции это предположение высказал Аристарх Самосский (4-3 вв. до н. э.), но науч. подтверждение Г. получил впервые только в 16 в. в трудах Коперника. В системе Коперника Солнцу отводилась роль центр, тела Вселенной. Около Солнца движутся планеты, за ними лежит сфера неподвижных звезд, замыкающая Вселенную. Открытия Годился, Кеплера, Ньютона способствовали развитию и уточнению Г. Было доказано, что планеты обращаются не по круговым, а по эллиптич. орбитам, а силой, связывающей планеты с Солнцем и обусловливающей характер их движения, является тяготение. Последующие достижения привели к выводу, что Солнце является центром Солнечной системы, а не всей Вселенной. Создание Г. означало, как писал Энгельс, «вызов церковному авторитету в вопросах природы» (т. 20, с. 347), подрывало религ. идею о центр., избранном месте человечества во Вселенной.
Источник: Атеистический словарь
Гелиоцентризм
(от греч. helios — солнце, лат. centrum — центр) — научное представление о солнечной системе, выдвинутое великим польским астрономом Н. Коперником (1473 – 1543) и отвергнувшее антинаучные геоцентрические взгляды (см. Геоцентризм). Г. нанес сокрушительный удар по религиозно-идеалистическим представлениям, исходившим из признания геоцентризма как единственно истинного учения, полностью согласовывавшегося с религ. картиной мира. Именно поэтому христ. церковь долгие годы вела борьбу с «коперниковской ересью», преследуя передовых мыслителей, разделявших идеи Г. Дальнейшее развитие науки полностью подтвердило истинность учения Коперника, к-рое обогащалось в процессе более глубокого и всестороннего исследования солнечной системы. Значительный вклад в обоснование и развитие Г. внесли Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей, И. Ньютон и др. Гелиоцентрические представления нашли новое обоснование в общей теории относительности А. Эйнштейна. Несмотря на это, совр. фидеизм пытается воскресить геоцентризм, изыскивая псевдонаучные доводы, к-рые могли бы дать возможность утверждать «равноценность» гелиоцентрической и геоцентрической систем. Однако новейшие научные данные, отражающие совр. уровень познания Вселенной, подтверждая и уточняя гелиоцентрическую систему, показывают полную несостоятельность подобных попыток.
ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ
гелиоцентрич. система мира, представление о том, что центр. телом Солнечной системы является Солнце; Вселенная в совр. понимании центра не имеет. Идея Г. возникла еще в античности, но как система мира, способная противостоять геоцентризму, развита в кн. Коперника «Об обращении небесных сфер» (1543). В первонач. виде система Коперника сохраняла нек-рые пережитки геоцентризма, напр. представления о равномерном круговом движении планет и о наличии у Вселенной единого центра (Солнце), к-рые были преодолены Бруно, И. Кеплером, Галилеем и др. Г. окончательно восторжествовал в результате трудов Ньютона: закон всемирного тяготения и законы механики объясняли все особенности планетных движений. Были открыты также и убедит. наблюдат. доказательства вращения Земли (маятник Фуко и др.) и ее движения по орбите (параллаксы звезд и др.). Спор геоцентризма и Г. был также мировоззренческим и идеологическим: католич. церковь увидела в Г. отрицание христ. космологич. предпосылок; книга Коперника была запрещена церк. цензурой более двух столетий (1616-1822). Г. открыл новую эпоху в развитии астрономии, науч. мысли вообще, нанес удар господствовавшим недиалектич. представлениям о том, что подлинные свойства предмета доступны непосредств. наблюдению и восприятию (наивный реализм, метафизич. материализм), подготовил почву для открытия диалектики сущности и явления.
Источник: Советский философский словарь