от лат. formatio — образование, вид) — тип, строение чего-либо, соответствующее определенной ступени, стадии, фазе развития.
Формация
Формация
Формация
общественный строй: первобытно - общинный (первобытный коммунизм), феодализм, капитализм, социализм, коммунизм - деление, основанное на....
Ассоциативный блок.
Очень удобно пользоваться формациями.
Ассоциативный блок.
Очень удобно пользоваться формациями.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Формация
техническое выражения в геологии, которым называют различные пласты или наслоения земли, образовавшие ее кору. Формулирование — представление какой-нибудь отвлеченной мысли в наглядной, образной форме, не намекающей отдаленно на мысль, как это бывает в символе или в аллегории, но прямо ее выражающей. Называют еще формулированием и логическое выражение каких-нибудь мыслей, ясное, точное и в определенных положениях высказанное.
ФОРМАЦИЯ (ОЭФ)
(от лат. formatio — образование, вид) — основополагающее понятие соц.филос. теории марксизма (см. Материализм исторический), фиксирующее представление об об-ве как системе, конституированной в русле истор. развития человечества. Марксизм объясняет соц. явления как проявления опред. ОЭФ. В работах К.Маркса нет законченной теории ОЭФ, но, обобщая его высказывания, различают три эпохи, или формации, всемирной истории, при этом критерием их выделения служат доминирующие производственные отношения (формы собственности): первичная формация (архаические доклассовые об-ва); вторичная («экон.») формация, основанная на частной собственности и товарообмене (включает азиатский, антич., феодальный, капиталистический способы производства; соц. отношения редуцируются к экон. «базису», всемирн. история трактуется как движение через соц. революции к оптимальной фазе истор. развития — коммунизму); коммунистическая формация. Термин «ОЭФ» ввели Г.В.Плеханов и В.И.Ленин для определения системы производственных отношений, тождественной способу производства. Канонизация концепции ОЭФ (в форме т.н. «пятичленки») была осуществлена И.В.Сталиным в «Кратком курсе истории ВКП(б)» (1934). Впоследствии это привело к формационному редукционизму, т.е. сведению мира чел. явлений к формационным характеристикам, абсолютизации всеобщего начала как фактора истории и анализу всех соц. связей посредством категориальной пары «базис—надстройка». В этом виде концепция ОЭФ, равно как идея линейного прогресса, могут считаться достоянием истории соц. мысли. В то же время преодоление формационной догматики не означает отказ от принципов соц. типологии и возможностей соц. прогноза, одним из важнейших критериев к-рых остается соц.-экон. развитие. А.А.Исаев
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь