сторона социально-антропологической целостности (САЦ), в которой результируется естественноисторический процесс её развития. К. Маркс разработал понятие общественноэкономической формации, где в основу развития общества было положено независимое от сознания развитие экономики. Действительно, бывают такие исторические ситуации, когда экономика имеет определяющее значение. Но бывают и другие – когда на первый план выходит религия, политика и другие стороны жизни общества. Если признать, что в любой из таких сторон имеют место и естественноисторический процесс, в основе которого лежит действие объективных законов, и деятельность, в которой реализуется субъективная реальность, то общество, к примеру, описываемое М.Вебером, предстало бы как общественнорелигиозная формация. В других случаях можно было бы говорить об общественнополитической формации и т.д. Понятие Е.и.ф. отражает всеобщую структуру САЦ, элементами которой являются все стороны и сферы её жизни, необходимые и достаточные для её функционирования, воспроизводства и развития.
Введение этого понятия фактически фиксирует программу дальнейших исследований, исходящую из предпосылки, отрицающей деление сфер жизни общества на абсолютно базисную и надстроечные. Монокаузализм уступает место идее системного взаимодействия. Задача заключается в том, чтобы, во-первых, выявить систему объективных законов в экономике, политике и т.д. и, во-вторых, законы, объясняющие возникновение ситуаций, когда одна из сфер оказывается доминирующей. При этом следует помнить, что формулировка закона в науке обязательно требует указания условий, в которых он действует. Этому требованию не удовлетворяют суждения типа «Закон определяющей роли производства материальных благ» в марксистской философии: при каких условиях эта роль оказывается определяющей?
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 32-34; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 145-146; его же. Новый взгляд на историю / Социум и власть. 2010. № 3,4, 2011, № 1.