4 в. до н. э.) греческий философ и поэт, представитель старшего поколения киников, ученик Диогена Синайского (Diog. L. 115), первый учитель Зенона Кития, основателя Стой. Учение Кратета, как и всех киников, неотделимо от принятого им образа жизни. Принадлежа к богатой и знаменитой семье, Кратет отказался от всех своих богатств и социального статуса, отпустил рабов и стал вести жизнь нищего моралиста и поэта-пародиста, и «только тогда он почувствовал себя свободным» (Simpl. Comm. in Encheirid., p. 107 Schweig); по Кратету, свобода — это нестяжание (Epiphan. Fanarion, p. 507, 29—30). Диоген Лаэртий сообщает, что Кратет «входил в любой дом и учил людей добру» (Diog. L. VI 86), император Юлиан — что он «примирял близких друг с другом, когда те ссорились». Нищенство Кратета разделяла его жена Гиппархия. также отказавшаяся от богатства ради кинической жизни. Их брак на площади стал одним из наиболее ярких примеров кинического отказа от норм общепринятой морали. Кратет стал примером мудреца, обретшего в нищете свободу и радость; ср. Plut. De tranqu. An., 466E1: «Кратет с сумой и в грубом плаще-трибоне прожил жизнь смеясь и играя, словно на празднике». Фрагм.: Антология кннизма, изд. И. М. Нахов, 2-е изд. М., 1996. с. 145-152.
Лит.: LongA. A. The Socratic Tradition: Diogenes. Crates, and Heilenistic Ethics. — The Cynics: The Cynic Movement in Fntiquily and Its Legacy, ed. R. B. Branham. M.-O. Goulet-Caze. 1997.
U. А. Солопова