КРАТЕТ ФИВАНСКИЙ
КРАТЕТ ФИВАНСКИЙ
КРАТЕТ ФИВАНСКИЙ (?????? ? ???????) (ок. 368/365-288/285 до н. э.), представитель старшего поколения киников, ученик Диогена Синопского (D. L. I 15), первый учитель стоика Зенона из Кития, составившего книгу «Воспоминаний о Кратете». Сочинения К. не сохранились. Основные источники: ДиогенЛаэртий (D. L. VI 85-93), Телет (Teles, р. 28. 5, 35. 4, 38. 3 Hense), византийский словарь Суда. Согласно этим источникам, К. был автором поэтических произведений: пародий, трагедий, элегий, гимнов («К нищете», «К скромности») -и «Писем», в которых он «прекрасно философствовал в стиле, близком к платоновскому» (D. L. VI 98). Учение К., как и всех киников, неотделимо от принятого им образа жизни. Принадлежа к богатой и знатной семье, К. отказался от богатства и социального статуса, отпустил рабов и стал вести жизнь нищего моралиста и поэта-сатирика - и «только тогда почувствовал себя свободным» (Simpl. In Ench. 107 Schweig); по К., свобода - это нестяжание (??????????) (Epiph. Panar. 507, 29-30). В одном из сохранившихся гекзаметрических отрывков К., подражая Гомеру (ср. «Одиссея» XIX, 172-173), описывает утопический город Перу («пера» - нищенская котомка странствующего киника), расположенный на острове посреди моря, граждане которого ведут разумную жизнь, не знают войн и вражды и довольствуются плодами своей земли (хлебом, смоквой), - т. е. город, живущий согласно идеалу автаркии. Этому идеалу независимости и довольства самым необходимым следовал в своей жизни и сам К., полагая главную пользу философии в «жизни без забот» (D. L. VI 86), а цель жизни - в разуме и природе, но не в удовольствии, ведь если бы счастливая жизнь состояла в обилии удовольствий, «никто никогда не был бы счастлив»: ни в детстве, когда его занимают няньки и педагоги, ни в молодости, когда нужно служить в армии и подчиняться командирам, ни в зрелости, когда жизнь состоит из дел и обязанностей, ни тем более в старости (см. «О том, что удовольствие не цель жизни» Телета -Stob. IV 34, 72). Для античной традиции К. был примером мудреца, обретшего в нищете свободу и радость (ср. Plut. De tranqu. 466e 1: «К. с сумой и в грубом плаще прожил жизнь смеясь и играя, словно на празднике»). Диоген Лаэртий сообщает, что К. «входил в любой дом и учил людей добру» (D. L. VI 86), а имп. Юлиан - что он «примирял близких друг с другом, когда те ссорились» (Julian. Or. 6). Нищенство К. разделяла его жена Гиппархия, также отказавшаяся от богатства ради кинической жизни. Их скандальное публичное сожительство на площади (?? ?????????) стало одним из наиболее убедительных примеров кинического отказа от норм общепринятой морали. Подобный стиль поведения являлся не столько жестом эпатажа, сколько доказательством антигедонистической теории К., согласно которой чувственные удовольствия - ничто; и даже телесная близость должна совершаться без переживания удовольствия, а в таком случае в ней не остается ничего личного. Известны и другие рецепты К. по преодолению любовной страсти (эроса): избавляться от нее голодом, а если нет - то временем, а если нет - веревкою (VI 86). Жизнь свою он построил по образцу, указанному Диогеном Синопским, и в конце жизни по праву мог назвать его (см. D. L. VI 93) своим земляком в стране «Бесчестья и Бедности», где не властна ???? (удача, судьба), - следовательно, переоценены и отвергнуты человеческие ценности. Фрагм.: GiANNANTONi, SSRII, р. 523-576 (cap. V ?. Crates Thebanus); Антология ки-низма. Изд. подг. И. М. Нахов. M., 19962, с. 145-152. Лит.: Long A. A. The Socratic Tradition: Diogenes, Crates and Hellenistic Ethics, - The Cynics: The Cynic Movement in Antiquity and Its Legacy. Ed. R. B. Branham, M.-O. Goulet-Caz?. Berk.; L.Ang., 1997. M. А. СОЛОПОВА