ФИЛИППОВСКИЙ ТОЛК

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ФИЛИППОВСКИЙ ТОЛК
течение в беспоповщине (старообрядчество), выделившееся из поморского юлка в 1737 в знак протеста против включения руководством поморцев в богослужение молитвы за царя. Возглавил новое течение инок Филипп (в миру - Фотий), к-рый основал на р. Ум-бе поселение своих единомышленников. Характерным для Ф. т. был крайний фанатизм: совр. об-во объявлялось «царством антихристов», а самоубийство — верным средством ухода из этого мира в «царство небесное». В 1743 Филипп и 70 его последователей сожгли себя, чтобы не попасть в руки солдат, окруживших скит. Ф. т. были присуши замкнутость и строгая требовательность в отношении приема в свои общины. Однако в Ф. т., как и в др. течениях беспоповщины, происходили процессы обмирщения. Это привело к образованию различных согласий: нечадородных, чадородных, орловских филипповцев, брачных беспоповцев, немолящихся с приглашением, аароновцев. В наст. вр. в СССР сохранились небольшие группы последователей Ф. т.

Источник: Атеистический словарь

ФИЛИППОВСКИИ ТОЛК
старопоморцы - радикал. течение в беспоповщине (см. Старообрядчество). Возникло в 1737 в результате раскола выговской общины поморцев (см. Поморский толк) из-за несогласия части верующих с примирением руководства толка с «миром антихриста» (в богослужение была включена молитва за царя). Группу отколовшихся возглавил наставник Филипп, основавший общину на реке Умбе. Последователи его появились в Арханг., Олонец, и др. губ. Крайней мерой борьбы с «миром антихриста», за спасение и «соблюдение чистоты веры» у сторонников Ф. т. считалось самосожжение. В 1743 Филипп и 70 его единомышленников, окруженные царским военным отрядом, сожгли себя. Массовые самосожжения старопоморцев продолжались и в дальнейшем. Экстремизм филипповцев угас к кон. 18 - нач. 19 в., когда последователи Ф. т. примирились с несением многих гос. повинностей, отказались от безбрачия и фанатизма. Процессы обмирщения привели к образованию на почве Ф. т. разл. согласий («чадородных», «нечадородных», «орловских филипповцев» и др.). К наст. вр. сохранились лишь небольшие группы последователей этого толка в сев. областях европ. части СССР.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ФИЛИППОВСКИЙ ТОЛК

течение в беспоповщине (см. Старообрядчество), выделившееся из поморского толка в 1737 в знак протеста против включения руководством поморцев в богослужение молитвы за царя. Возглавил новое течение инок Филипп (в миру Фотий), к-рый основал на р. Умбе поселение своих единомышленников. Характерным для Ф. т. был крайний фанатизм: Российское гос-во объявлялось «царством антихриста», а самоубийство верным средством ухода из этого мира в «царство небесное». В 1743 Филипп и 70 его последователей сожгли себя, чтобы не попасть в руки солдат, окруживших скит. Ф. т. были присущи замкнутость и строгая требовательность в отношении принимаемых в их общины. Однако в Ф. т., как и в др. течениях беспоповщины, происходили процессы обмирщения. Это привело к образованию множества согласий: нечадородных, чадородных, орловских филипповцев, брачных беспоповцев, немолящихся с приглашением, аароновцев. В наст. вр. небольшие группы последователей Ф. т. можно встретить на севере европ. части России, в Орловской обл., странах Балтии. В странах СНГ и Балтии насчитывается 50 объединений Ф. т. Они отличаются крайней консервативностью, нетерпимостью к др. конфессиям, строго соблюдают посты и религ. обряды. Филипповцы не признают брак, не молятся за гос-во. Основное в учении идеи господства на земле Антихриста и скорого конца света. У них нет единого центра. Московские филипповцы группируются у Гробовой часовни Преображенского кладбища.

Источник: Религии народов современной России

ФИЛИППОВСКИЙ ТОЛК
радикальное течение в беспоповщине (старообрядчество), возникшее в нач. XVIII в., когда крестьянское крыло Выговской общины (см. Поморский толк) во главе с наставником Филиппом порвало с богатой верхушкой поморцев, согласившейся на чтение молитвы за царя, и основало собств. скит на р. Умбе. В 1743 Филипп и его сторонники (ок. 70 чел.), окруженные военным отрядом, «подпустили огня» и сожгли себя. Это фанатичное изуверское средство «соблюдения чистоты веры» и избавления от «антихристовых слуг» неоднократно использовали филипповцы и позднее. В конце XVIII - нач. XIX в. филипповцы примирились с несением мн. гос. повинностей. Как и в др. беспоповских толках, в филипповщине появились противники безбрачия, образовались разл. согласия. Во второй пол. XVIII в. возникла т. н. аароновщина (основатель - мещанин Андрей Жуков, по прозвищу Ааронов), последователи к-рой отвергли запись в раскольничьи списки, по к-рым на старообрядцев налагались повышенные налоги, и признавали возможность брачной жизни. Близким к ней явилось возникшее примерно тогда же пастухово или адамантово согласие, основатель к-рого, пастух Выговской общины Василий Степанов, осуждал запись в раскольничьи списки и запрещал пользоваться деньгами, ибо на них стоит «печать антихриста». Это согласие было за нерасторжимость браков и отвергало самосжигание. Ф. т. получил распространение среди крестьян, а также ремесленников-кустарей Арханг., Олонецкой, Тверской и нек-рых др. губ. Небольшие группы филипповцев имелись в Москве, Петербурге, Угличе, в с. Кимрах. В наст. вр. имеются отдельные немногочисл. общины филипповцев.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.