Толки

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ТОЛК
разновидность к.-л. релит. учения. Наиболее широкое распространение получили Т. в старообрядчестве (см., напр., Беглопо-повцы. Поморский толк, Спасов-ский толк, Филипповекий толк и др.). Старообрядч. толки распадались на более мелкие течения -согласия.

Источник: Атеистический словарь

ТОЛК
разновидность к.-л. религ. учения или направления, гл. о. в старообрядчестве и сектантстве. Старообрядч. Т. распадались на более мелкие течения - согласия, хотя это разделение на «толки» и «согласия» довольно условно. См. Беглопоповщинский толк, Бегунский толк. Поморский толк, Спасовский толк, Федосеевский толк, Филипповский толк.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Толки
особый способ понимания и толкования повседневного присутствия, основанный на так называемой “вторящей речи”, т.е. речи, отождествляющей реальность с тем, как о ней говорят. Толки беспочвенны и публичны. Толки создают иллюзию легкого понимания любого вопроса без реального освоения дела. Эта иллюзорная понятность толков реально затемняет (“замыкает”), то, что речь должна выявлять, таким образом толки выхолащивают речь также, как высказывание выхолащивает понимание и толкование. См. двусмысленность

Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)

ТОЛК
одно из наиболее крупных формирований (ветвей), на к-рые распались осн. направления в старообрядчестве - поповщина и беспоповщина. Так, напр., старообрядцы-беспоповцы разделились на поморский, федосеевский, филипповский, страннический (бегунский), нетовский Т. Свое название Т., а также согласия, на к-рые они распадались, нередко получали по имени своего основателя. толстовцы - последователи религ.-философ, учения Л. Н. Толстого, превратившие в догму идеи социальной пассивности, «непротивления злу», «нравств. самоусовершенствования», любви между угнетателями и угнетаемыми, отрицание культуры и возводившие в идеал патриарх, строй обществ. и семейной жизни. Как обществ. течение толстовство возникло в 80 - 90-х гг. 19 в. К нему охотно обращались представители мелкобурж. кругов и нек-рые представители либеральн. дворянства, разочаровавшиеся в революц. движении, напуганные разгулом политич. реакции. Т., высланные царизмом за границу за поддержку духоборов и оппозицию господствующей церкви (В. Г. Чертков, П. И. Бирюков), создали издат. центры в Швейцарии и Англии и публиковали на рус. языке периодич. издания «Свободная мысль», «Листки Свободного слова», сочинения Л. Н. Толстого, запрещенные в России; связывались с оставшимися в России единомышленниками, налаживали контакты с рус. сектантами (духоборами, молоканами, трезвенниками и др.) в России и за рубежом. Они претендовали на роль идейного и организац, центра рус. религ. сектантства, пропагандируя в его среде свое жизнепонимание. Пользуясь класс, ограниченностью и предрассудками сектантов, Т. открыто выступали против социал-демократии, пропаганды, направленной на революц. просвещение сектантов. Л. Н. Толстой неоднократно высказывался против использования его религ.-философ, учения в качестве новой сектантской доктрины и объединения своих последователей в секту. Тем не менее еще в дореволюц. России возникли толстовствующие общины, а также сельскохозяйств. колонии, состоявшие из толстовцев. После Октябрьской революции и принятия декрета об отделении церкви от государства идеологи толстовства (Чертков, Бирюков, Трегубов, Шохор Троцки й и д р.) повел и проповедь «христианского анархизма» и создали «Общество истинной свободы в память Л. Н. Толстого» с центром в Москве и отделениями в ряде городов и сел. Политич. позиции Т. привели к полной изоляции их со стороны трудящихся масс, а их религ. учение быстро теряло влияние и потерпело окончат, крах в годы социалистич. преобразования деревни. Религ. учение Л. Н. Толстого наиболее систематизировано в его сочинениях «Исповедь», «В чем моя вера», «Крейцерова соната». Учение Л. Н. Толстого в кон. 19 - нач. 20 в. нашло сочувственный отклик у ряда мыслителей и обществ. деятелей в Индии, Японии, Западной Европе, Его проповедь непротивленчества и пассивности была объяснена В. И. Лениным из противоречий пореформ. развития в России и подвергнута им критике в ряде статей о Л. Н. Толстом.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Похожие термины: