ФАНАТИЗМ
ФАНАТИЗМ
(Fanatismus; от лат. fanum — «жертвенник, храм») — полная поглощенность какойнибудь идеей, мировоззрением, религией, страстная и слепая приверженность делу, идеологии.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Фанатизм
лат. fanaticus – исступленный) 1) доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам; 2) (перен.) страстная преданность чему-либо.
Фанатизм
(лат. fanaticus – горячий, исступленный, шальной) – 1. Доведенная до крайности, исступленная преданность своей вере, убеждениям, сочетающаяся с крайней нетерпимостью к другим верованиям, идеям, убеждениям. Это такое поведение, в котором культивируемая ценность стремится доминировать любым способом в личной либо общественной нравственной жизни. 2. Страстная преданность какому-либо делу, идее.
Фанатизм
от слова Fanum, храм, святилище. На основании этимологического значения фанатиками могли вначале называться люди вдохновенные, в которых другие видели провозвестников воли высших сил. Но так как в древние языческие храмы часто приводили для исцеления людей с душевным расстройством и на их изречения иногда смотрели как на орудие высшей таинственной силы, то и слову фанатик придали более широкое значение: им стали называть людей, во всем уклоняющихся от общепринятых форм и правил жизни, и в этом уклонении обнаруживающих невольную дань влечению присущей им внутренней силы, признаваемой
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
ФАНАТИЗМ
лат.-исступленный): страстная привязанность к какомулибо мнению, как правило, религиозному или политическому, нравственная позиция, для которой характерны: некритическое усвоение тех или иных идей, принципов, норм; стремление, не взирая ни на что, осуществлять их на практике; слепая вера в свою правоту; нетерпимость к иным взглядам, вплоть до преследования и даже физического уничтожения несогласных или инакомыслящих. Фанатизму противоположна толерантность. Обычно фанатизм, представляющий собой универсальный человеческий феномен, обратно пропорционален компетентности (политический фанатизм), знаниям и культуре индивида или народа. Он также связан со страстями, которые могут быть вызваны различием уровней жизни индивидов или народов, в частности нищетой и политической зависимостью.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Фанатизм
от слова Fanum, храм, святилище. На основании этимологического значения фанатиками могли вначале называться люди вдохновенные, в которых другие видели провозвестников воли высших сил. Но так как в древние языческие храмы часто приводили для исцеления людей с душевным расстройством и на их изречения иногда смотрели как на орудие высшей таинственной силы, то и слову фанатик придали более широкое значение: им стали называть людей, во всем уклоняющихся от общепринятых форм и правил жизни, и в этом уклонении обнаруживающих невольную дань влечению присущей им внутренней силы, признаваемой за божественную. В настоящее время под фанатизмом разумеется не одно теоретическое увлечение предвзятыми убеждениями, но и стремление к распространению их и к истреблению всего, что с ними несходно и что им противодействует.
ФАНАТИЗМ
страстная привязанность к какому-либо мнению, как правило, религиозному или политическому. Именно фанатизм лежал у истоков религиозных войн и инквизиции, а сегодня может привести к войнам идеологическим. Его принцип в том, чтобы не причислять к человеческому роду тех, кто исповедует другую религию, принадлежат к другой партии или являются сторонниками другой идеологии. Религиозный фанатизм был осужден Церковным собором 1962 г., выдвинувшим принцип единства человеческого рода; что касается идеологического фанатизма, то против него выступил Хрущев, отстаивавший мирное сосуществование двух идеологий (коммунистической и капиталистической), делящих между собой мир. Фанатизму противоположна толерантность. Обычно фанатизм, представляющий собой универсальный человеческий феномен, обратно пропорционален компетентности (политический фанатизм), знаниям и культуре индивида или народа. Он также связан со страстями, которые могут быть вызваны различием уровней жизни Индивидов или народов, в частности нищетой и политической зависимостью.
Источник: Философский словарь
Фанатизм
«Фанатизм, – писал Ален, – это опасная любовь к истине». Фанатик любит только свою истину. Фанатизм есть исполненный ненависти и готовый к насилию догматизм, слишком уверенный в себе и своей вере, чтобы проявить терпимость к убеждениям других. Логическим завершением фанатизма является терроризм.
Следует отметить, что фанатизм не может существовать в областях, где возможна доказательность (не бывает фанатизма в математике и физике и почти не бывает в истории, если речь идет о давно минувших и достаточно твердо установленных фактах). Именно это так раздражает фанатиков: они не могут ни заставить других разделить уверенность в своей правоте, ни признать, что она таковой не является. Фанатизм смыкается с верой, однако доводит ее до крайней, болезненной степени. Смыкается он и с энтузиазмом, но извращая его суть. Вольтер говорил, что фанатизм так относится к суеверию, как «занесение инфекции к лихорадке, как бешенство к гневу. Тот, кто впадает в экстаз, кому являются видения, кто принимает свои мечты за реальность, а плоды своего воображения за пророчества, – энтузиаст. Тот, кто ради своих безумных идей готов на убийство, – фанатик». Фанатик до такой степени идет на поводу у своей слабости, что готов принять ее за силу.
Следует отметить, что фанатизм не может существовать в областях, где возможна доказательность (не бывает фанатизма в математике и физике и почти не бывает в истории, если речь идет о давно минувших и достаточно твердо установленных фактах). Именно это так раздражает фанатиков: они не могут ни заставить других разделить уверенность в своей правоте, ни признать, что она таковой не является. Фанатизм смыкается с верой, однако доводит ее до крайней, болезненной степени. Смыкается он и с энтузиазмом, но извращая его суть. Вольтер говорил, что фанатизм так относится к суеверию, как «занесение инфекции к лихорадке, как бешенство к гневу. Тот, кто впадает в экстаз, кому являются видения, кто принимает свои мечты за реальность, а плоды своего воображения за пророчества, – энтузиаст. Тот, кто ради своих безумных идей готов на убийство, – фанатик». Фанатик до такой степени идет на поводу у своей слабости, что готов принять ее за силу.
Источник: Философский словарь.
ФАНАТИЗМ
лат. fanaticus - исступленный) - понятие, употребляемое для оценки характера убеждений и поведения людей, в к-рых проявляется слепая, некритическая приверженность исповедуемой идее и предубежденное, исключающее разумный подход отношение ко всем иным учениям. Как принцип поведения Ф. означает полную нетерпимость к инакомыслящим, к-рая сопровождается обычно жестокостью (крайний случай-изуверство), использованием любых средств и принесением людей в жертву ради преследуемой цели (Цели и средства), отказ разрешать идейные конфликты средствами убеждения и разумного доказательства. Ф. обычно связан с религиозными верованиями, для к-рых наиболее характерны догматизм и преследования «иноверцев». Религиозный Ф. служит орудием удержания господства церкви над верующими. В истории он неоднократно приводил к кровавым расправам над «неверными» (средневековая инквизиция, сохо-та на ведьм»); изуверский Ф. характерен для нек-рых совр. сект. Ф. также присущ фашизму с его человеконенавистничеством и культом слепого повиновения. Коммунистическая нравственность отвергает Ф, Марксистско-ленинские идеи обосновываются научно. Убежденность в их истинности противоположна слепой вере, она подтверждается данными практики и предполагает творческое отношение марксиста к теории. Коммунистические партии и социалистические государства в своей практической деятельности исходят из того, что коммунизм -это высший гуманизм. Непримиримость к идейным противникам не означает предпочтительности в любых условиях крайних, насильственных средств в борьбе с ними.
Источник: Словарь по этике
ФАНАТИЗМ
(лат. fanaticus — исступленный, fanum - жертвенник) — состояние сознания, при к-ром беззаветная приверженность некой идее (учению, мировоззрению) соединена с игнорированием любых иных идей и пренебрежением ко всем тем реальным формам жизни, к-рыс этой идее не соответствуют.
В личном (психологическом) плане фанатик может быть человеком чистым, искренним, идейным, бескорыстным, даже аскетичным. Однако в результате аберрации морального сознания под влиянием мотивов, к-рые сами по себе не являются злыми и связаны с бескорыстным увлечением идеей или каким-либо верованием, фанатик утрачивает свободу совести и способность к независимым и адекватным нравственным оценкам. По И.Канту, одной из причин Ф. является превращение «чистой идеи разума» в «представление о предмете чувства». Фанатик — «идеалист», в том особенном смысле этого слова, что идея, идеал для него выше, чем живой человек; он способен видеть в человеке лишь средство осуществления идеи; всякий идеал превращается для него в идола. При возможной одержимости идеей свободы Ф. неспособен ее вместить. Ф. свободы, как правило, ведет к величайшим актам насилия во имя свободы; Ф. веры — к тотальному недоверию к реальному человеку и отчужденности от «живого Бога»; Ф. любви — к злодеяниям «во имя идеи любви, вытеснившей свободу, справедливость, познание и т.д.». Ф. в аскетизме — к ненависти к жизни (Н.А.Бердяев). Противоположностью Ф. в отношении к идеалу является свобода духа и преданность истине, в отношении к людям — толерантность и милосердие, в отношении к себе — постоянное стремление к совершенству. Лит.: Бердяев НА. О назначении человека. М.: Республика, 1993; Кант И. Спор факультетов // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 1966; Шефтсбери. Письмо об энтузиазме // Шсфтсбсри. Эстетические опыты. М.: Искусство, 1975.
В личном (психологическом) плане фанатик может быть человеком чистым, искренним, идейным, бескорыстным, даже аскетичным. Однако в результате аберрации морального сознания под влиянием мотивов, к-рые сами по себе не являются злыми и связаны с бескорыстным увлечением идеей или каким-либо верованием, фанатик утрачивает свободу совести и способность к независимым и адекватным нравственным оценкам. По И.Канту, одной из причин Ф. является превращение «чистой идеи разума» в «представление о предмете чувства». Фанатик — «идеалист», в том особенном смысле этого слова, что идея, идеал для него выше, чем живой человек; он способен видеть в человеке лишь средство осуществления идеи; всякий идеал превращается для него в идола. При возможной одержимости идеей свободы Ф. неспособен ее вместить. Ф. свободы, как правило, ведет к величайшим актам насилия во имя свободы; Ф. веры — к тотальному недоверию к реальному человеку и отчужденности от «живого Бога»; Ф. любви — к злодеяниям «во имя идеи любви, вытеснившей свободу, справедливость, познание и т.д.». Ф. в аскетизме — к ненависти к жизни (Н.А.Бердяев). Противоположностью Ф. в отношении к идеалу является свобода духа и преданность истине, в отношении к людям — толерантность и милосердие, в отношении к себе — постоянное стремление к совершенству. Лит.: Бердяев НА. О назначении человека. М.: Республика, 1993; Кант И. Спор факультетов // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 1966; Шефтсбери. Письмо об энтузиазме // Шсфтсбсри. Эстетические опыты. М.: Искусство, 1975.
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001