ФАНАТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ
Фанатизм религиозный
(от лат. fanaticus — исступленный, неистовый) — слепая приверженность религ. идеям и стремление к неукоснительному следованию им в практической жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим. В фанатичной вере эмоциональное преобладает над рациональным: фанатик считает догматы религии абсолютно истинными, непререкаемыми, вопреки доводам разума. Ф. р. проявляется в различных формах: в беспрекословном соблюдении религ. норм, обетов (напр., монашество), аскетических «подвигах» (пустынничество и пр.), в актах самопожертвования (напр., самосожжения), в навязывании «истинной веры» окружающим и т. д. Крайним выражением Ф. р. является изуверство религиозное. Религиозно-фанатические настроения используются церковью и эксплуататорскими классами для разжигания ненависти к представителям др. вероисповеданий, подготовки и развязывания войн, расправы над «еретиками», атеистами, учеными.
ФАНАТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ
от лат. fanaticus - исступленный, неистовый) - слепая, доведенная до крайней степени приверженность религ. идеям и стремление к неукоснит. следованию им в практич. жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим. История различных церквей, в части, христианской, знает немало примеров Ф. р. Особенно проявляет себя Ф. р. в религ. сектантстве. Характерной особенностью проявления Ф. р. является преобладание эмоц. начала над рациональным. Типы фанатиков бывают различные: от пассивно-созерцательного, мистического до активно-экстремистского. Ф. р. проявляется в различных формах: в беспрекосл. соблюдении религ. норм, обетов (напр., монашество) «аскетич. подвигах» (пустынничество и пр.), в навязывании «истинной веры» окружающим и т. д. Крайним выражением Ф. р. является изуверство религиозное. Ре-лиг.-фанатич. настроения используются церковью и эксплуатат. классами для разжигания ненависти к представителям др. вероисповеданий, расправы над «еретиками».
Источник: Атеистический словарь
ФАНАТИЗМ религиозный
(от лат. fanum - жертвенник, храм) - страстная и слепая приверженность религии, проявляющаяся в стремлении все поставить ей на службу, в отвержении голоса разума («верю, потому что абсурдно»), в нетерпимости к инакомыслящим, нередко также в болезн. исступлении и изуверстве. Ф. р. имеет те же социальные и гносеологические корни, что и религия в целом. Он возникает на почве любого религ. вероисповедания, т. к. неизбежно вытекает из сущности религ. психологии и идеологии, в соответствии с к-рыми смысл жизни людей заключается якобы в служении богу, в исполнении «религ. долга». Извращая т. о. сущность человеч. взаимоотношений, религ. фанатики требуют «во имя любви к богу» ненавидеть атеистов и приверженцев др. религий. Вера в бога «проклинает во имя спасения, она свирепствует во имя блаженства» (Плеханов Г. В. О религии и церкви. М., 1957, с. 72). Убежденный, что он является «орудием в руках бога», религ. фанатик не останавливается перед совершением и религ. оправданием самых диких преступлений «во славу божию». История разл. церквей, в частности христианских, изобилует такими фактами. Ф. р., как разжигание ненависти между людьми на религ. почве, ведение войн религиозных (см. также Джихад), жестокое преследование и физич. уничтожение «еретиков», атеистов, ученых, а также самоистязание и прочие «аскетич. подвиги» религ. изуверства, вплоть до самосожжения. Особенно распространен Ф. р. в сектантстве. История христ. церквей неопровержимо свидетельствует, что их требование «любви к богу», вытекающее из сущности христ. вероучения, постоянно и неизбежно вступало и вступает в конфликт с христ. ханжеским учением о необходимости «любви к ближнему», кротости и терпимости. Оно приводило и приводит к нарушению элементарных норм человеч. морали. Ф. р., везде и всюду сопутствующий религ. практике, самим фактом своего существования убедительно доказывает несовместимость религ. мировоззрения и морали с подлинным гуманизмом. Э. Г. Филимонов