Фалес Милетский

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Фалес Милетский

Греч.) Греческий философ из Милета (около 600 г. до Р.Х.),
учивший, что вся вселенная была сотворена из воды, тогда как
Гераклит из Эфеса утверждал, что она была сотворена огнем, а
Анаксимен - что воздухом. Фалес, настоящее имя которого
неизвестно, взял имя от Тхаллатх, в соответствии с философией,
которой он учил.

Источник: Теософский словарь

Фалес Милетский

греческий математик и философ, род. в Милете (624-548 до Р.Х.). Из Египта в Грецию принес основы геометрии. Аристотель считал его первым ионийским философом. Прославился, предсказав затмение солнца в 585 г. до Р.Х. Его философское учение, называющее воду первоэлементом, от которого берут начало все другие элементы, представляет собой первую попытку создания натурфилософии и первый набросок систематической науки о природе.

Источник: Философский словарь

Фалес Милетский

род. ок. 625 ум. ок. 545 до Р. X.) - древнегреч. философ; политический деятель; совершал далекие путешествия с познавательными целями; используя полученные в Египте знания, в 585 предсказал солнечное затмение. По Аристотелю, Фалес является первым ионийским философом и вместе с тем первым (древнегреч.) философом вообще. Возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии - воде. Ему (а также Филону) приписывают изречение: "ghothi seauton" ("познай самого себя"). Соч. Фалеса не сохранились.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Фалес Милетский

ок. 625-ок. 547 до н. э.) — др.-греч. философ, основатель милетской школы. В своих попытках объяснить многообразие окружающего мира считал первоосновой всего сущего воду. Несмотря на то что его учение в силу объективных конкр.-историч. условий осталось в рамках религ.-мифологич. представлений, в нем отчетливо проявляются стихийно-материалистич. подход к миру, стремление видеть «божеств.» первоначально в материальном, дать физич. объяснение природе. Это дает основание считать Ф. родоначальником стихийно-материалистич. философии.

Источник: Атеистический словарь

Фалес Милетский

(ок. 625 — ок. 547 до н.э.) — др.-греч. мыслитель, по преданию (уже у Платона) — один из «семи мудрецов»; по Аристотелю — основоположник наиболее ранней шк. греч. философии, принимающей «начала лишь в виде материи» и, след-но, всей антич. и развившейся из нее европ. философии и науки. Согл. традиции Ф. был также основателем греч. астрономии (предсказал солнечное затмение в 585 г.) и геометрии. Сохранилось много приписываемых ему изречений, в т.ч. знаменитое «Познай самого себя». Ф. возводил все многообразие явлений и вещей к единому первоначалу — воде. См. также Натурфилософия. Лит.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. Кн. 1; Семь мудрецов. Пророки и чудотворцы древности. М., 2001; Фрагменты ранних греческих философов. М., 1990. Ч. 1. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Фалес Милетский

ок. 625- ок. 547 до н. э., согласно малодостоверным расчетам Аполлодора), др.-греч. мыслитель, по преданию (уже у Платона) - один из семи мудрецов; по Аристотелю - основоположник наиболее ранней греч. философии (принимающей «начала лишь в виде материи») и, следовательно, всей антич. и развившейся из нее европ. философии и науки. Согласно традиции, был также основателем греч. астрономии и геометрии. Соч. не оставил, сохранилось много приписываемых ему изречений (гном), в т. ч. знаменитое «Познай самого себя». От учения Ф., к-рое Аристотель передает из третьих рук, до нас дошли след. положения: вода - основное, или исходное, вещество («начало», говорит Аристотель) всего; земля плавает на воде; магнесийский камень (магнит) имеет душу, ибо движет железом; все полно богов. Интерпретация этих положений затруднительна. Вероятно, из того, что все одушевленное, живое рождается, живет и размножается через воду (влагу, семя, кровь), Ф. заключил, что вода - источник жизни; а поскольку все, что ни есть, включая камни, по-своему одушевлено («полно богов»), ибо, подобно живым существам, рождается, изменяется, губит и гибнет, то вода - основа не только живых существ. но и всего, в т. ч. и земли. Ф. сделал решит. шаг к демифологизации мира, заменив антропоморфных управителей неба, моря и земли неким единым, изнутри присущим миру источником его жизни.

Источник: Советский философский словарь

Фалес Милетский

(640/624 — 548/545 до н. э.) — древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Имя Фалеса уже в V век до н. э. стало нарицательным для мудреца. «Отцом философии» Фалеса называли уже в его время. Фалес был знатного рода и получил на родине хорошее образование. Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Некоторое время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе. Сочинения Фалеса не сохранились. Традиция приписывает Фалесу два сочинения: «О солнцеворотах» (???? ??????) и «О равноденствиях» (???? ?????????); их содержание известно только в передаче более поздних авторов. Сообщается что, все его наследие составляло всего 200 стихов. Фалес впервые вводит понятие природы (?????, отсюда прилагательное «физический»). Он полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в нее превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной — вода. Все образуется из воды путем ее затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. По словам Геродота, Фалес предсказал солнечное затмение, наблюдавшееся 28 мая 585 до н.э. Для Фалеса характерен гилозоизм ("мир одушевлен и полон богов"). С его именем связывают нахождение способа измерения высоты пирамид по длине их тени. Им были указаны Полярная звезда и ряд созвездий, что послужило руководством для мореплавания. Фалес ввел календарь, определив продолжительность года в 360 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев.

Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов

Фалес Милетский

древнегреческий философ и политический деятель (из Милета), один из "семи мудрецов". В 585 до н.э. предсказал солнечное затмение, измерил высоту египетских пирамид по их тени. Согласно Аристотелю, Ф. - первый ионийский и древнегреческий философ. В фокусе внимания Ф. были проблемы природы. Предположительно, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии - воде. Делает первый шаг на пути формирования в античной философии идеи arche как субстрата мира, заложив основы перехода от свойствен-
ного для мифологии генетизма к субстратному мышлению: согласно Ф., не только 1) все сущее возникло из воды, 2) все постоянно возникает из воды, 3) все станет и 4) все становится водой, но также и 5) все есть вода. (Согласно Ф., все из воды: во-первых, начало всех животных - сперма, она влажная; во-вторых, все растения питаются влагой и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают; в-третьих, и сам огонь Солнца и звезд питается влажными испарениями, равно как и сам космос. Земля плавает в воде подобно дереву). Магнит и янтарь, по Ф., имеют душу. Бог, по Ф., - это ум космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств. Панпсихизм, приписываемый Ф., дополняет его гидрокосмогоническое видение мира в традиции древнеегипетских представлений о творении земного диска из первобытного океана вкупе с "жизненным дыханием". Жизнь у Ф. необходимо предполагает питание и дыхание: в этих функциях выступают вода и божественное начало ("псюхе"). Ф. (и Филону) приписывается изречение: "Познай самого себя". Сочинения Ф. "О солнцевороте" и "О равноденствии" и др. не сохранились.
А.А. Гриианов

Источник: Новейший философский словарь

Фалес Милетский

(ок. 625–547 до н.э.) – др.-греч. философ, родоначальник античной и вообще европ. философии и науки, основатель милетской школы. Происходил из г. Милет (М. Азия). По преданию, Ф. путешествовал по странам Востока, многому научился у египетских жрецов и вавилонских халдеев. Из приписываемых Ф. соч. до нас ничего не дошло. Ф. опирался на отдельные теокосмогонические идеи-образы Гомера ("Илиада", XIV, 246; VIII, 13–16) и Гесиода ("Теогония", 116–133; 720–725), но отбросил мифологич. олицетворение явлений и сил природы. Обоснованный Ф. новый взгляд на мир заключался в том, что все многообразие явлений и вещей было сведено им к единой основе (первостихии или первоначалу), которой Ф. считал "влажную природу", воду (см. Aristotel, Met. I, 3, 983 а 24 – 983 в 30). По Ф., все возникает из воды и в нее же превращается. Ф. развивал мысль об одушевленности (гилозоизм) и божественности первоначала: "мир одушевлен и полон богов" (А 3, 22; ср. A 1, 24). Как и для представителей ионийской школы "божественное" для ?. тождественно с природным (материальным) первоначалом (водой); божеством он называл "то, что не имеет ни начала, ни конца" (А 1–1, 36), т.е. беспредельное. Отличая душу от тела, душевную жизнь от процессов природы, Ф., вслед за Гомером, мыслил душу в виде тонкого (эфирного) вещества. Душа как активная (чувствующая) сила и вместе с тем как носитель разумности и справедливости причастна к божественному (разумному и прекрасному) строю вещей. Ф. использовал достижения др.-вост. науки (египтян, вавилонян и финикинян) и сделал ряд выдающихся открытий: предсказал солнечное затмение, к-рое произошло в 585 до н.э., разделил год на 365 дней (А 1, 27) и т.п. Фрагменты в рус. пер., в кн.: Mаковельский ?., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, с. 9–24. Лит.: Остроумов М., Фалес Милетский, "Вера и разум", 1887, No 23; Трубецкой С. Н., Метафизика в Древней Греции, М., 1890, с. 151–54; Гомперц Т., Греч, мыслители, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1911, с. 39–44; Блонский П., Этюды по истории ранней греч. философии, М., 1914; Лосев А. Ф., Очерки антич. символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; его же, История антич. эстетики, М., 1963, с. 339–43; История философии, т. 1, М., 1940, с. 25–32; Лурье С. Я., Очерки по истории антич. науки, М.–Л., 1947, с. 36–40; ?омсон Дж., Первые философы, пер. с англ., т. 2, М., 1959, с. 145–58; Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н., Ионийская философия, М., 1966, с. 25–50; Kirk G. S., Popper on science and the presocratics, "Mind", 1960, v. 69, No 275. Ф. Кессиди. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Фалес Милетский

(Иония, Малая Азия) — древнегреческий философ и ученый, основатель Милетской школы, один из «семи мудрецов». Согласно «Хронике» Аполлодора, род. в 640 до н. э. (распространенная в литературе дата 625 основана на неприемлемой конъектуре Г. Дильса) и прожил 78 лет (90, по Сосикрату); по современным вычислениям, дата «предсказанного» Фалесом затмения — 28 мая 585 до н. э. Происходил из аристократического рода, был близок к милетскому тирану Фрасибулу и связан с храмом Аполлона Дидимского, патрона морской колонизации. Достоверна традиция о путешествии Фалеса в Египет и знакомстве с древнеегипетской геометрией и космологией. Имя его уже в 5 в. стало нарицательным для «мудреца» (Аристофан. Облака 177); мудрость Фалеса истолковывается то как практическая смекалка и изобретательность, то (особенно в 4 в.) как созерцательная отрешенность (Платон, Гераклид Понтийский). Предание рисует его купцом и предпринимателем, гидроинженером, тонким дипломатом и мудрым политиком, «первым» из 7 мудрецов, провидцем, предсказывающим погоду и затмения, наконец, своего рода культурным героем греческой науки и философии. Аристотель начинает с Фалеса историю метафизики, Теофраст — «естественную историю», Евдем — историю астрономии и геометрии. Отделить историю от легенды, аутентичную традицию от позднейшей «реконструкции» не всегда возможно; письменных сочинений Фалес не оставил. Аристотель (предположительные источники которого — Гиппий и Ксенофан) приводит 4 тезиса, которые могут восходить к устному учению Фалеса: 1) все произошло из воды (в перипатетической формулировке, вода — архе, или материальная причина сущего); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) «все полно богов» (множественное число имеет собирательно-родовое значение, эквивалентное «божеству» вообще), или «душа-псюхе размешана во Вселенной»; 4) мапдп (по Гиппию, также янтарь) «имеет душу», так как «движет железо» (пример одушевленности неодушевленного). Отношение гидрокосмогонии (тезисы 1—2) к комплексу панпсихизма (тезисы 3—4) проясняется стоической доксографией (11 А 23 DK), истолковывающей панпсихическое божество какдемиургический принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и «пронизывающий» его в виде дыхания-пневмы. Реконструируемая т. о. система находит близкие параллели в других ближневосточных космогониях и, вероятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и пронизывающего весь мир как «жизненное дыхание»), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма. В основе архаической биоморфной онтологии Фалеса лежит отождествление понятий «бытие» и «жизнь»: все, что есть, живет; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; первую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (трофическую) — вода, Т. о., «материя», в духе ранних врачей-натурфилософов, понимается как «пища» или «семя» космического организма (ср. Аристотель, «Метафизика» 983Ь22 слл). Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Фалеса через Анаксимена, Гераклвда, Диогена Аполлонийского к стоикам.

Источник: Новая философская энциклопедия

Фалес Милетский

ок. 640 - ок 545 до н.э.) древнегреческий философ, основатель Милетской школы философии, одной из первых зафиксированных философских школ.
Хотя принято считать, что западная философия начинается с греков, однако первые философские системы возникли не в самой Греции, а на западном побережье Малой Азии - в ионийских городах, которые были основаны греками и в которых раньше, чем в самой Греции, получили развитие промышленность, торговля и духовная культура. Этот район еще называют Ионией, поэтому философские системы, разработанные философами - выходцами из этого района, носят название ионийской философии. Первые философские воззрения возникли в Милете в VI- V вв. до н.э. Милет в то время был крупнейшим из всех малоазиатских греческих городов.
Фалес происходил из знатного рода. В своей жизни и творчестве он соединял вопросы практики с теоретическими проблемами, касающимися вопросов мироздания. Он много путешествовал по разным странам, используя эти путешествия для расширения и приобретения знания. Был всесторонним ученым и мыслителем, изобрел несколько астрономических приборов. Стал известен в Греции тем, что удачно предсказал солнечное затмение в 585 г. до н.э. Все свои познания Фалес использовал для создания стройного философского учения. Так, он считал, что все существующее порождено водой, понимая при этом воду как влажное первовещество. Вода - это источник, из которого все постоянно происходит. При этом вода и все, что из нее произошло, не являются мертвыми, они одушевлены. В качестве примера для иллюстрации своей мысли Фалес приводил такие вещества, как магнит и янтарь: раз магнит и янтарь порождают движение, значит они обладают душой. Фалес представлял весь мир как одушевленный, пронизанный жизнью. Он заложил теоретические основы учения, имеющего название «гилозоизм». Хотя гилозоизм имеет свои корни в мифологии, у Фалеса он получает философское обоснование. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог.
В области науки Фалесу принадлежит заслуга в определении времени солнцестояний и равноденствий, в установлении продолжительности года в 365 дней, открытие факта движения Солнца по отношению к звездам. Он также имеет заслуги в области создания научной математики. Так, считают, что он первым сумел вписать треугольник в круг.
Все это принесло Фалесу славу первого из знаменитых «семи мудрецов» древности. Плугарх приводит следующие оригинальные высказывания Фалеса: «Что прекраснее всего? - Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью. Что мудрее всего? - Время, оно породило одно и породит другое. Что обще всем? - Надежда: ее имеют и те, у кого нет ничего другого. Что полезнее всего? - Добродетель, ибо благодаря ей все иное может найти применение и стать полезным. Что самое вредное? - Порок, ибо в его присутствии портится почти все. Что сильнее всего? - Необходимость, ибо она непреодолима. Что самое легкое? - То, что соответствует природе, ибо даже наслаждения часто утомляют» {Плутарх. Пир семи мудрецов. 9. 153].

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

Фалес Милетский

(Иония, Мал. Азия), др.-греч. философ и ученый, основатель Милетской школы, один из «Семи мудрецов». Согласно «Хронике» Аполлодора, род. в 640 до н. э. (распространенная в литературе дата 625 основана на неприемлемой конъектуре Г. Дильса) и прожил 78 лет (90 по Сосикрату); по современным вычислениям, дата «предсказанного» Ф. затмения - 28 мая 585 до н. э. Происходил из аристократического рода, был близок к милетскому тирану Фрасибулу и связан с храмом Аполлона Дидимского, патрона морской колонизации. Достоверна традиция о путешествии Ф. в Египет и знакомстве с древнеегипетской геометрией и космологией. Имя Ф. уже в 5 в. стало нарицательным для «мудреца» (Аристофан, «Облака» 177): мудрость Ф. истолковывается то как практическая смекалка и изобретательность, то (особ, в 4 в.) как созерцательная отрешенность (Платон, Гераклид Понтийский). Предание рисует Ф. купцом и предпринимателем, гидроинженером, тонким дипломатом и мудрым политиком, «первым» из 7 мудрецов, провидцем, предсказывающим погоду и затмения, наконец, своего рода культурным героем греческой науки и философии. Аристотель начинает с Ф. историю метафизики, Теофраст — «естественной истории», Евдем - астрономии и геометрии. Отделить историю от легенды, аутентичную традицию от позднейшей «реконструкции» не всегда возможно; письменных сочинений Ф. не оставил. Аристотель (предположительные источники которого - Гиппий и Ксенофан) приводит четыре тезиса, которые могут восходить к устному учению Ф.: 1) все произошло из воды (в перипатетической формулировке, вода - архе, или материальная причина сущего); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) «все полно богов» (множественное число имеет собирательно-родовое значение, эквивалентное «божеству» вообще), или «ду-ша-псюхе размешана во Вселенной»; 4) магнит (по Гиппию, также янтарь) «имеет душу», т. к. «движет железо» (пример одушевленности неодушевленного). Отношение гидрокосмогонии (тезисы 1-2) к комплексу панпсихизма (тезисы З^Г) проясняется стоической доксографией (DK11 А 23), истолковывающей панпсихическое божество как демиургический принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и «пронизывающий» его в виде дыхания-пневмы. Реконструируемая т. обр. система находит близкие параллели в других ближневосточных космогони-ях и, вероятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и пронизывающего весь мир как «жизненное дыхание»), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма. В основе архаической биоморф-ной онтологии Ф. лежит отождествление понятий «бытия» и «жизни»: все, что есть, живет; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; первую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (трофическую) - вода. Т. обр., «материя», в духе ранних врачей-натурфилософов, понимается как «пища» или «семя» космического организма (ср. Аристотель. «Метафизика» 983Ь22 сл.). Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Ф. через Анаксимена, Гераклита, Диогена Аполлонийского к стоикам. Свидетельства: DK I, 67-81; Maddalena A. Ionici, testimonialize e frammenti. Fir., 1963, p. 1-75; Colli G. La sapienza greca. Vol. 1. Mil., 1977; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 100-115. Лит.: Classen С J. Thaies, - RE, Suppl. 10, 1965, col. 930-947; Mansfeld J. Aristotle and others on Thaies, or the beginnings of Natural-Philosophy, - Mnemosyne, ser. IV, 38, 1-2, 1985, p. 109-129; Лебедев А. В. Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского), - Текст: семантика и структура. М., 1983, с. 51-66. А. В. ЛЕБЕДЕВ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Фалес Милетский

ок. 625 или 640 — ок. 547 или 545 до н. э.) Древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. Возводил все многообразие вещей к единой первостихии — воде. Современная европейская философия, как и вся современная цивилизация, берет свое начало в Древней Греции, откуда к нам пришло и само слово «философия» («любовь к мудрости»). Однако, первые философские системы возникли в VI–V веках до н. э. не в самой Греции, а на западном побережье Малой Азии, в ионийских городах, которые были основаны греками и в которых раньше, чем в самой Греции, начали развиваться промышленность, торговля и духовная культура. Крупнейшим из всех малоазиатских греческих городов был Милет. О первых древнегреческих философах известно очень мало. Точных сведений почти нет. Все свидетельства, как правило, приводятся с оговорками. В те далекие времена греки не писали биографий видных людей. Впоследствии же, когда эллинистические ученые взялись составлять жизнеописания, пытаясь систематизировать имеющуюся информацию исторического и хронологического характера, установить достоверность тех или иных сведений было крайне сложно. Точных биографических данных не могли представить также и более поздние античные авторы, например афинский грамматик Диоген Лаэртский (III век до н. э.), черпавший свою информацию из не дошедших до нас «Хроник» Алоллодора. В сочинениях авторов поздней античности содержится больше легенд, анекдотов и разного рода измышлений, сложившихся на протяжении веков и связанных с именами Гераклита и других мыслителей далекого прошлого, нежели достоверной информации. Принято начинать повествование о философии с упоминания о семи греческих мудрецах и о первейшем из них — Фалес из Милета. Семь греческих мудрецов — кто они? Называют разные имена. Но имя Фалеса повторяется, чаще всего включается в список семи мудрецов. По-видимому, он и был самым популярным, самым мудрым из них. Об этом известно немало легенд. Диоген Лаэртский в книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» рассказывает следующее, рыбаки нашли в море треножник; милетцы решили отдать треножник самому мудрому из мудрецов. Отдали Фалесу, тот передал другому мудрецу, другой — третьему. Но в конце концов треножник все-таки вернулся к Фалесу. По другим свидетельствам, мудрейшему из мудрейших эллинов предназначался кубок царя Креза, и по кругу вернулся он к Фалесу, что запечатлено в древних стихах: «… и сколь мудр среди семи мудрецов Фалес в наблюдении звезд». Существует несколько версий относительно времени жизни Фалеса Милетского. Диоген Лаэртский: «Алоллодор в «Хронологии» пишет, что родился Фалес в 1-й год 39-й олимпиады, прожил семьдесят восемь лет (или, по словам Сосикрата, девяносто) и скончался в 58-ю олимпиаду. Таким образом, жил он при Крезе, для которого отклонил течение Галиса, чтобы перейти реку без мостов». Считается, что есть одна, по крайней мере, точная дата, связанная с его жизнью, — 585 год, когда в Милете было солнечное затмение и когда, как утверждают, Фалес его предсказал. Если Фалес предсказал солнечное затмение, то он, скорее всего, уже был человеком зрелого возраста. Следовательно, VII–VI века до н. э. и есть приблизительно время жизни Фалеса и, может быть, других древнегреческих мудрецов. Немного известно и о происхождении мыслителя. Диоген Лаэртский: «Фалес (по согласному утверждению и Геродота, и Дурида, и Демокрита) был сын Эксамия и Клеобулины из рода Фелидов, а род этот финикийский, знатнейший, соседи потомков Кадма и Агенора. Он был одним из семи мудрецов, что подтверждает и Платон, и когда при афинском архонте Дамасии эти семеро получили именование мудрецов, он получил такое имя первым (так говорит Деметрий Фалерский в «Перечне архонтов»). В Милете он был записан в число граждан, когда явился туда вместе с Нелеем, изгнанным из Финикии Впрочем, большинство утверждает, что он был коренным жителем Милета, и притом из знатного рода». В повествовании Гераклида говорится, что Фалес жил в уединении простым гражданином. По одним источникам, он был женат и имел сына Кибисфа, по другим — что он так и не женился, а усыновил сына своей сестры. Когда его спросили, почему он не заводит детей, он ответил: «Потому что люблю их»; когда мать заставляла его жениться, Фалес, говорят, ответил: «Слишком рано!», а когда она обратилась с тем же вопросом к нему повзрослевшему, то ответил: «Слишком поздно». О Фалесе философы высказывают часто прямо противоположные суждения. Одни (скажем, Аристотель) говорят о Фалесе как о практичном человеке, который твердо стоял на земле и был весьма изобретательным в житейских делах. Другие авторы (Платон), напротив, считают милетца погруженным в отвлеченные рассуждения мыслителем, которого уже совершенно не интересовали практические дела. Фалес любил путешествовать. Он посетил Египет, Среднюю Азию, старался собрать в этих странах остатки древних знаний. «Учителей он не имел, — пишет Диоген Лаэртский, — если не считать того, что он ездил в Египет и жил там у жрецов. Иероним говорит, будто он измерил высоту пирамид по их тени, дождавшись часа, когда наша тень одной длины с нами. Жил он и у Фрасибула, милетского тирана (как сообщает Миний)». Вполне возможно, что Фалес, путешествуя, попал и в Финикию (есть даже предположения, не был ли Фалес финикийцем по происхождению, хотя большинство исследователей все-таки сходится на том, что он был милетец). Из финикийской и египетской астрономии в те столетия уже было известно, как ориентироваться в море по звездам. Фалес принес в Грецию восточные знания (и первые научные инструменты — например, угломер). Замечательно развив эти знания, он начал европейскую науку. Он был первым, кто захотел с помощью знания объяснить устройство мира — то, что прежде лишь рассказывалось; волю богов заменить законами природы — Восток этим не занимался. И наконец, Фалес умел замечательно разъяснять придуманное. Стремясь понять мир, в котором мы живем, Фалес интересовался прежде всего тем, что происходит между небом и землей, тем, что греки назвали метеорами (воздушными явлениями). Дело в том, что Фалес жил в городе греческих купцов. В своих поисках он руководствовался соображениями полезности: он хотел, чтобы корабли могли доставлять в порт свои грузы, и поэтому стремился узнать, почему выпадает дождь, что такое ветер, что собой представляют звезды, по которым можно управлять кораблем. У науки нет иного происхождения, кроме практики. Фалесу поздняя традиция приписала пять теорем геометрии (в их числе — о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и о делении окружности диаметром пополам). В связи с астрономией накапливались и новые знания, проблемы и темы. Например, у финикийцев, египтян и у греков на смену лунному календарю пришел солнечный. Греки перешли уже и на близкое современному деление года на месяцы, дни и т. д., то есть перешли к солнечному календарю. И часто накопление такого рода знаний связывается с именем Фалеса. Вот свидетельство Апулея: «Фалес Милетский, несомненно самый выдающийся из тех знаменитых семи мудрецов (он ведь и геометрии у греков первый открыватель, и природы точнейший испытатель, и светил опытнейший наблюдатель), малыми линиями открыл величайшие вещи: круговороты времен года, ветров дуновения, звезд движения громов дивные громыхания, планет извилистые пути, Солнца годичные повороты, а также [объяснил] нарождающейся Луны прибывание, стареющей — убывание, затмевающейся — преграды. Мало того, уже на склоне старческих лет он придумал божественный расчет [пропорцию], относящийся к Солнцу, [вычислив] сколько раз своей величиной [диаметром]. Солнце меряет ту окружность, которую пробегает.» Это свидетельство, скорее всего, приписывает легендарному Фалесу свод знаний, накопленный в ту отдаленную эпоху разными людьми. О трудах философов до Платона ученые судят по «фрагментам» в сочинениях более поздних авторов. Обычно это — краткие неточные пересказы отдельных мыслей. О трудах Фалеса неизвестно даже, писал ли он их вообще. Наиболее вероятно, что он создал «Морскую астрономию» (в стихах, как все ранние мыслители), называли еще два его астрономических трактата (о равноденствии, о солнцестоянии), но точные фрагменты до нас не дошли. Все же можно сказать, что философия Фалеса основывалась на астрономии, которой до него в Греции никто не занимался. По Геродоту, в ходе войны лидийцев с мидянами «во время одной битвы внезапно день обратился в ночь. Это пресечение дня предсказал ионянам Фалес Милетский и даже точно определил заранее год, в котором оно и наступило. Когда лидийцы и мидяне увидели, что день обратился в ночь, то прекратили битву и поспешили заключить мир». Впрочем, многие сомневаются, что Фалес действительно смог это предсказать. Некоторые авторы допускают, что Фалес мог предсказать затмение, но считают это предсказание скорее не научным, а практическим. Ведь и до него люди предсказывали затмения, наблюдая известную повторяемость явлений, делая астрономические расчеты. Возможно, Геродот, как и прочие древние авторы, сообщал, что Фалес увязал временный цикл (лунные месяцы) с фактом солнечного затмения. Когда в Милет пришла весть о битве, случившейся из-за затмения, молва попросту не могла не сопоставить это с учением знаменитого милетца о том, будто Солнце затмевается Луною. Фалес действительно предсказал, что солнечное затмение можно ожидать лишь в новолуние, и пророчество подтвердилось. Фалес и первые ионийские ученые стремились установить, из какой материи состоит мир. Он считал, что все существующее порождено водой, понимая при этом воду как влажное первовещество. Вода это источник, из которого все постоянно происходит. При этом вода и все, что из нее произошло, не являются мертвыми, они одушевлены. В качестве примера для иллюстрации своей мысли Фалес приводил такие вещества, как магнит и янтарь: раз магнит и янтарь порождают движение, значит они обладают душой. Фалес представлял весь мир как одушевленный, пронизанный жизнью. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог. Фалес считает воду изначальным элементом, из которого возникла земля, являющаяся как бы осадком этого первоначального элемента, равно как воздух и огонь, составляющие ее пары, испарения воды. Все возникает из воды и вновь превращается в воду. Если вода — первооснова, то Земле следует покоиться на воде. По Фалесу, Земля плавает в пресноводном Океане, словно корабль. Тогда реки оказываются подобны течам в днище корабля, а землетрясения — корабельной качке: «Земной круг поддерживается водой и плавает наподобие корабля, и когда говорят, что Земля трясется, то она на самом деле качается на волнах». Современники внимали его речам с восхищением. Фалес пытался сформулировать основные законы мироздания, но современники лучше всего запомнили его моральные поучения. Плутарх в книге «Пир семи мудрецов» приводит следующие оригинальные высказывания Фалеса: «Что прекраснее всего? Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью. Что мудрее всего? Время, оно породило одно и породит другое. Что обще всем? Надежда: ее имеют и те, у кого нет ничего другого. Что полезнее всего? Добродетель, ибо благодаря ей все иное может найти применение и стать полезным. Что самое вредное? Порок, ибо в его присутствии портится почти все. Что сильнее всего? Необходимость, ибо она непреодолима. Что самое легкое? То, что соответствует природе, ибо даже наслаждения часто утомляют». Фалес говорил, что о друзьях нужно памятовать очно и заочно, что надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим. «Не богатей дурными средствами, — поучал он, — и пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился». «Чем поддержал ты своих родителей, — говорил он, — такой поддержки жди и от детей». Из коротеньких афоризмов, которые приписывают исключительно ему, наиболее характерными для его гения являются, несомненно, следующие. «Невежество — тяжкое бремя», «Находясь у власти, управляй самим собой». Про Фалеса передавали в древности и такую легенду (ее с большой охотой повторил Аристотель). «Рассказывают, что когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, то он, смекнув по наблюдению звезд о будущем [богатом] урожае маслин, еще зимой — благо у него было немного денег — раздал их в задаток за все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок, поскольку никто не давал больше, а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, то стал отдавать их внаем по своему усмотрению и, собрав много денег, показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, да только это не то, о чем они заботятся. Вот каким образом, говорят, Фалес выказал свою мудрость». Аристотель подчеркивает — урожай Фалес предсказал «по наблюдению звезд», то есть благодаря знаниям. По иронии судьбы именно гениального Фалеса народное предание выставило мишенью для насмешек прохожих и служанок. Этот язвительный рассказ передает Эзоп, передает его и Платон. «Рассказывают, что, наблюдая звезды и глядя наверх, Фалес упал в колодец, а какая-то фракиянка — хорошенькая и остроумная служанка — подняла его на смех он, мол, желает знать то, что на небе, а того, что перед ним и под ногами, не замечает». Конец жизни Фалеса пришелся на царствование легендарно богатого Креза, царя Лидии, подчинившего, в частности, Ионию. Дата смерти первого философа неизвестна Диоген Лаэртский пишет: «Умер Фалес, глядя на гимнастические состязания, от жары, жажды и старческой слабости. На гробнице его написано: Эта гробница мала, но слава над ней необъятна. В ней пред тобою сокрыт, многоразумный Фалес.

Источник: 100 великих мыслителей

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
436.30 кб

Раннегреческая философия и Наука. Фалес милетский (VI В. До Н. Э. )

Бакина Валентина Ивановна
Писать о первых европейских философах представляется достаточно сложным, потому что их произведения не сохранились, существуют лишь фрагментарные свидетельства поздних философов.