ЕССЕИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Эссе
фр. essai – опыт, набросок) – жанр философской, эстетической, художественно-публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Ессеи
приверженцы общественно-религиозного течения в Иудее во 2-ой половине II века до н.э.- I веке н.э., одного из главных предшественников христианства. Были жестко настроены против доминирующих форм иудаизма того времени, считали, что иудеи отошли от изначальных заповедей, погрязли в материальности и конформизме. Многие члены этой харизматической секты перешли позже в христианство, изначально же, еще за 150 лет до Христа, они представляли собой инициатическое общество - параллельную иерархию - в рамках иудаизма. Проповедовали аскетизм, социальное равенство. После Иудейской войны 66-73 гг. н.э. часть ессеев влилась в иудеохристианские общины.

Источник: Философия политики: глоссарий

ЕССЕИ
Эллинизированное слово - от еврейского Аса, "целитель".
Таинственная секта иудеев, которая, по словам Плиния, жила
поблизости Мертвого моря per millia saeculorum - в течение тысяч
веков. "Некоторые считают их крайними фарисеями, а другие - что
может быть правильной теорией - потомками Беним-набим Библии, и
считают, что они были "кенитами" и назаритами. У них было много
буддийских идей и обычаев; и примечательно, что жрецы Великой
Матери в Эфесе, Дианы-Бхавани многогрудой, имели тоже имя.
Евсевий и после него де Квинси считали, что они и есть ранние
христиане, что более чем вероятно. Определение "брат",
употреблявшееся в ранней Церкви, было ессеанским; они составляли
общину или койнобион - коммуну, подобно ранним новообращенным."
("Раз. Изида".)

Источник: Теософский словарь

Ессеи
древнеиудейская секта. Из трудов древних авторов (Иосифа Флавия, Филона, Плиния) мы узнаем, что ессеи жили в палестинских городах и в монастырских общинах в окрестностях Мертвого моря. Их вера и практика, кое-что из которой нам известно, окружена ореолом многочисленных домыслов. Считается, что в Жумране была обнаружена «библиотека» именно этой группы - так называемые «Свитки Мертвого моря» (хотя некоторые исследователи с сомнением относятся к этому предположению). С Х1Хв. многие эзотерические религиозные движения начинают делать заявления о преемственности своих практик от ессеев и используют их имя для пропаганды своих собственных взглядов. Такие группы необходимо относить к разряду новых религиозных движений, заявлениям которых недостает веской исторической почвы, и которые являются ничем иным, как простым сумасбродством.

Источник: Новые религиозные движения.

Ессеи
ессены (греч., лат. esseni, возможно, от арам.-сир. hassayya — «благочестивые», или от арам, ´asayya — «врачеватели»), приверженцы общественно-религиозного течения в Иудее во II в. до н. э. — I в. н. э. Согласно античным источникам (Филон Александрийский, Плиний Старший, Иосиф Флавий и др.) — одно из трех главных направлений в иудействе римской эпохи, противостоявшее саддукеям и фарисеям; соблюдали в своих общинах строго аскетический образ жизни, часто соединенный с безбрачием, и радикальную общность имущества, воспринимавшуюся людьми греко-римской культуры как осуществление философских утопий отмены частной собственности. «Они едва ли не единственные из всех людей, не имея ни денег, ни имущества, (...) считают себя богатейшими... Они (...) не знают ни крупной, ни мелкой, ни морской торговли, ибо отклоняют от себя побуждения к корыстолюбию. У них нет ни одного раба, но все они свободны, взаимно оказывая друг другу услуги» (Philon, Quod omnis probus liber sit, цит. по кн.: Тексты Кумранаг в. 1. Пер. И. Д. Амусина, М., 1971, с. 341-2). Тесная сплоченность членов общины, абсолютное повиновение уставу и общинным авторитетам, атмосфера таинственности, окружавшая доктрину и сложную систему бытовых запретов, аскетическая молчаливость и скромная важность осанки, обычай одеваться с головы до ног в белое, особые приемы врачевания и сакральной гигиены, — все это побуждало сравнивать Е. с пифагорейцами (как фарисеев — со стоиками). Вся упомянутая группа источников однородна по своей установке. Е. представлены как философы, на практике разрабатывающие одну философскую дисциплину — этику; иначе говоря, они вырваны из системы связей иудейской традиции и включены в контекст понятий греко-римской культуры. Будучи сами иудеями, Филон и особенно Иосиф препарируют сведения в расчете на языческого читателя, замалчивая, например, мессианско-эсхатологические идеи, очень важные для самих Е., но чуждые античному мировоззрению и притом крамольные в политической ситуации Римской империи. Вера Е. в приход «Царства Божьего», т. е. в торжество суверенитета Бога над всякой иной силой, в обновление мира и воскресение мучеников, подменяется характерной для греческого идеализма верой в бессмертие отрешенной от тела души (ср. аналогичную эволюцию платонизировав-шейся эсхатологии христианства — перенос акцентов с воскресения плоти на бессмертие души). Далеко не ясно, принимали ли Е. путь вооруженной борьбы с Римом, иначе говоря, каковы были их взаимоотношения с т. н. зилотами и сикариями. Однако из одного места у Иосифа Флавия, как бы проговаривающегося, что во время Иудейской войны 66-73 гг. Е. систематически подвергались пыткам со стороны римлян, проявляя при этом исключительную стойкость (De Bello Judaico II, 8,152-3, пер. М. М. Елизаровой, цат. по тому же изданию, с. 355), ясно, что это было не безобидное сообщество моралистов, а воинствующие приверженцы мировоззрения, заключавшего в себе некий вызов власти, воспринимаемой как безбожная. Вне греко-язычных и латино-язычных источников термин «Е.» не употребляется; попытки найти намеки на Е. в различных местах талмудических текстов гипотетичны. Гипотезой, хотя чрезвычайно убедительной и практически общепринятой, является и приписывание одной из ветвей Е. Кумранских текстов. Если эта гипотеза верна, мы располагаем большим количеством свидетельств самих Е. о своей доктрине и своем образе жизни, дающих довольно связный образ общины, живущей эсхатологическим ожиданием последней битвы добра со злом. Загадочно то обстоятельство, что Е. ни разу не упомянуты в Евангелиях, хотя упоминания фарисеев и саддукеев там весьма часты. Между Е. и ранними христианами существует большая близость в составе основных религиозных и этических понятий, в культовом обиходе; сообщение, согласно которому христианская община в Иерусалиме в апостольские времена соблюдала строгую общность имущества (Деян. 2:44-5), также заставляет вспомнить о примере Е. Однако наряду с этим обнаруживается резкое различие, напр., в отношении к ветхозаветным обрядовым запретам, которое было у Е. еще более педантическим, чем у фарисеев; стремление Е. закрепить обособленность «избранного народа» и самим обособиться внутри последнего, да еще так, что даже прикосновение Е. низшей ступени оскверняет Е. высшей ступени, несовместимо с христианским универсализмом. Согласно новозаветным текстам, христиане в Иерусалиме перед Иудейской войной не участвовали в бойкоте Иерусалимского храма, осуществлявшемся Е. Проблематичность многих аспектов соотношения между Е. и ранними христианами связана с нерешенными вопросами о границах понятия «Е.» в связи с существованием разнородных религиозных групп в иудействе I в. н. э., объединенных, однако, апокалиптическим настроением («чающие утешения Израилева», см. Лк. 2:25), аскетическим образом жизни и обрядностью, связанной с сакральным омовением (ср. христианское крещение). Не вполне ясно, как Е. прекратили свое существование, хотя несомненно их влияние на некоторые мотивы иудейско-христианского гностицизма. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Ессеи
(Essenes).
Так называлась еврейская секта, игравшая важную роль в Палестине со второй пол. II в. до н.э. по вторую пол. I в. н.э.
Источники. Наш взгляд на ессеев зависит в значительной степени от того, на какие источники мы опираемся. Прежде всего, разумеется, нас интересуют источники, прямо упоминающие ессеев. Наиболее ценны работы Филона " Апология иудеев" (потеряна, но частично сохранена Евсевием вPraeparatio evangeli са 8.2) и "Всякий добрый человексвободен", написанные в первой пол. 1в. н.э., и книги Иосифа Флавия "Иудейская война" и "Иудейские древности", датируемые, соответственно, 75 и 94 гг. н.э., а также "Естественная история" Плиния Старшего, завершенная ок. 77 г. н.э. Некрый интерес представляют и Philosophoumena Ипполита (III в.).
Однако использование этих источников сопряжено с некрыми проблемами. В частности, ни один из них не дает взгляда на жизнь ессеев изнутри. К-ром е того, эти источники обычно ориентируются на греческих или эллинизированных читателей и потому во многом искажают практику, доктрину и психологию ессеев. Наконец, сомнительно, что хоть один из этих источников может дать нам описание общины ессеев в том виде, в каком она существовала до царствования Ирода Великого (374 гг. до н.э.).
На протяжении последних 30 лет ученые пытались преодолеть эти трудности за счет информации, почерпнутой из рукописей Мертвого моря. Однако и этот подход порождает определенные проблемы. Связь ессеев с кумранскими сектантами неясна. Слово "ессеи " ни разу не упоминается в кумранской литературе; кумраниты с тем же успехом идентифицируются с фарисеями, зилотами, саддукеями и другими еврейскими и христианскими группами. И все же большинство ученых, основываясь на археологических и литературных свидетельствах, полагает, что кумранские сектанты были ессеями. Впрочем, неясно, были ли обитатели Кумрана лидерами ессеев или же лишь периферийной группой широкого ессейского движения. В любом случае непонятно, до какой степени кумранские документы отражают ессейскую практику и верования. Поэтому есть смысл провести грань между данными Филона и Иосифа Флавия и предположительно относящейся к ессеям информацией из кумранских источников. Сведения о жизни, учении и истории ессеев могут быть почерпнуты в таких кумранских документах, как "Наставление о распорядке", " Дамасский документ", "Рукопись о войне", недавно опубликованная "Рукопись о Храме", а также различные комментарии на малых пророков.
Название. Слово "ессеи" происходит от греч.Esscnoi. Происхождение и значение этого греческого слова стало загадкой уже в I в. н.э. Филон, первый автор, сообщивший о ессеях (ок. 40 г. н.э.), производит этот термин от греч. hosios ("святой"). Современные ученые предпочитают семитские этимологии: арам. iisen, asayya ("целители") или вост. арам,hasen, hasayya ("благочестивые"). Первая этимология основана на предположении о том, что ессеи были связаны с "терапевтами" (греч. "целители"), еврейской группой, процветавшей в ту пору в Египте. Вторая этимология предполагает историческую связь между ессеями и "хасидим" (евр. "благочестивые"), движением правоверных евреев, возникшим во время Маккавейского воестания (ок. 167 г. до н.э.). Существующие свидетельства не позволяют нам сделать окончательный выбор между этими двумя этимологиями, хотя в последние годы наиболее популярна вторая из них. В любом случае нет оснований полагать, что сами ессеи называли себя так. Возможно, это название дали им их современники, воспринимавшие их подобным образом.
Жизнь и учение. В целом Филон, Иосиф Флавий, Плиний Старший и Ипполит описывают ессеев одинаково. Главной чертой этого движения был аскетизм. Многие из его приверженцев соблюдали безбрачие, хотя Иосиф Флавий упоминает и о женатых ессеях. Ессеи не употребляли предметов роскоши и по возможности избегали социальных и экономических контактов с внешним миром. Их жизнь была строго регламентирована и состояла из молитв, тяжелой работы, частых ритуальных омовений и изучения писаний.
Ессеи жили общинами, для крых было характерно не только совместное владение имуществом, но и совместные трапезы. Путешествуя, ессеи всегда останавливал ись на ночлег у своих братьев по вере. Внутри ессейской общины существовало четыре уровня посвящения, причем высшую ступень этой лестницы занимали священники (по сообщению Иосифа Флавия, именно они распоряжались деньгами общины). Эта социальная структура была незыблема благодаря строгой дисциплине. Вступлению в общину предшествовали трехлетний подготовительный период и торжественная церемония принесения клятвы.
В том, что касается Храма и жертвоприношений, сообщения Филона и Иосифа Флавия о ессеях расходятся. Филон пишет, что ессеи в принципе воздерживались от жертвоприношений, Иосиф же утверждает, что ессеи были изгнаны из Храма в связи с их взглядами на ритуальную чистоту и потому приносили жертвы в своей среде.
Иосиф также пишет, что ессеи верили в абсолютное предопределение, в бессмертие души и предсуществование душ.
Кумранские документы в целом подтверждают эту информацию, однако есть и расхождения. К примеру, "Наставление о распорядке" предусматривает не трехлетний, а двухлетний подготовительный период. По данным Филона, ессеи вообще не признавали клятв, однако в "Дамасском документе" есть тексты клятв, рекомендуемых кумранитам. Эти и другие несовпадения показывают, что использовать рукописи Мертвого моря для изучения истории ессеев можно лишь с большой осторожностью. Даже если Филон и Иосиф в чем-то ошибаются (что вполне вероятно), следует признать, что специфические характеристики кумранской общины не могут быть автоматически приписаны всему движению ессеев.
При всем этом кумранские документы имеют огромное значение для изучения общины ессеев. Эти рукописи, в частности, свидетельствуют, что некрые из ессеев придерживались солнечного календаря в 364 дня (для иудаизма в целом характерен лунный календарь). К-ром е того, кумранские ессеи были непримиримыми врагами хасмонейских первосвященников. Повидимому, многие лидеры ессеев принадлежали к дому Садокову первосвященническому роду, низложенному Хасмонеями. Следовательно, кумраниты действительно не приносили жертв в Храме изза их ссоры с иерусалимскими первосвященниками, а не в силу неприятия ими самой системы жертвоприношений. И наконец, кумранские документы открывают нам эсхатологизм ессейского мировосприятия. Авторы этих текстов считали себя праведным остатком Израиля, живущим в последние дни. Они ожидали прихода Мессии (национальный вождь) и Первосвященника (эсхатологическая фигура).
В целом рукописи Мертвого моря подтвердили, что ессейство не выходило за рамки иудаизма. Дело в том, что данные Иосифа и Филона о ессеях плохо совмещаются с нашими представлениями об иудаизме последних десятилетий перед разрушением второго Храма. Поэтому многие ученые рассматривали еесеев как синкретическую монашескую секту, следующую традициям эллинского аскетизма. Однако кумранская община, судя по оставленным ею рукописям, стремилась не к достижению греческого философского идеала, а к сохранению ритуальной чистоты. Как бы мы ни идентифицировали кумранитов, мы не можем не признать ессеев одной из множества "благочестивых" групп, возникших в иудаизме накануне падения второго Храма.
История ессейского движения и его влияние на иудаизм и христианство. Источники мало говорят нам об истории ессейства. Кумранские документы полны исторических аллюзий, но аллюзии эти весьма неоднозначны. К-ром е того, возможно, что история кумранской общины не вполне адекватно отражает историю ессейства в целом. Тем не менее ученые, комбинируя информацию из различных источников, получили еледующую предположительную канву еесейской истории. Движение ессеев возникло после Маккавейского восстания (ок. 167160 гг. дон.э.). В период между 152 и 110 гг. до н.э. по крайней мере некрые ессеи (возможно, только их лидеры) переселились в Кумран, на берега Мертвого моря. Там они оставались до тех пор, пока парфянское вторжение 40 г. до н.э. или землетрясение 31 г. до н.э. не вынудило их бежать в окрестности Иерусалима. После смерти Ирода Великого (4 г. до н.э.) по крайней мере некрые еесеи вернулись в Кумран. В 70г. н.э. еесеи приняли участие в войне с римлянами. Вопрос о том, сохранились ли ессеи как отдельная группа и после 70 г., остается открытым. Исследователи усматривают следы ессейства в учениях таких сект, как эбиониты, мандеи и караимы.
Неясна и степень влияния ессейства на современный ему иудаизм и на раннее христианство. Некрые ученые преуменьшают значение ессейства, считая его периферийной еврейской сектой, другие же, напротив, готовы признать ессеев непосредственными предшественниками христиан. Однако более вероятно, что ессеи были одной из групп, представлявших пиетистскую реакцию на прагматизм и вялость официального иудаизма. Многие адепты этой реакции могли стать членами ранней Церкви.
S.Taylor(пер. а. г.) Библиография: G. Vermes,The Dead Sea Scrolls in English; A. DupontSommer, The Jewish Sect of Qumran and the Essens; M. Burrows,The Dead Sea Scrolls; F. F. Bruce,Second Thoughts on the Dead Sea Scrolls; W. S. LaSor,The Dead Sea Scrolls and the NT; R. deVaux, Archaeology and the Dead Sea Scrolls; J. H. Charlesworth,"The Origin and Subsequent History of the Authors of the Dead Sea Scrolls: Four Transitional Phases among the Qumran Essenes", RQqum 10:21333; C.D. Ginsburg,The Essens.
См. также: Рукописи Мертвого моря; Фарисеи; Саддукеи.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
100.00 кб

Предестинация и ессеи

Тантлевский Игорь Романович, Светлов Роман Викторович
Читать PDF
187.92 кб

«Ессеи как пифагорейцы»: Предестинация в пифагореизме, платонизме и Кумранской теологии

Тантлевский Игорь Романович, Светлов Роман Викторович

Похожие термины:

  • ЭССЕНЫ, ессеи

    приверженцы иудаистской секты, сведения о которой сохранились у Иосифа Флавия, Филона Александрийского и др. писателей 1 в., а также в Кумранских рукописях, найденных в 1947 г. на берегу Мертвого моря.