ЭСХАТОЛОГИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЭСХАТОЛОГИЗМ
учение о последних вещах, о конечной судьбе мира и человека; отношение к миру, связанное с представлениями о конечных целях исторического процесса и космоса в целом.

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

ЭСХАТОЛОГИЗМ

(от греч. eschatos - "последний" и logos - "слово") - возведение эсхатологии во что-то абсолютное, страстное желание рассматривать все происходящее в мире и в личной жизни человека с точки зрения грядущего конца света, долженствующего наступить в близком или ближайшем будущем. В эсхатологизме скрытно присутствует противление воле Творца: нежелание принимать несовершенство сотворенного мира как он есть, его неполноту и изуродованность злом, желание покончить с миром. Н.Бердяев различал эсхатологизм пассивный и активный. Ожидая пассивное ожидание Суда, Бердяев настаивал на активном участии каждого христианина в его "творческом уготовлении" с надеждой и доверием к Богу.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ЭСХАТОЛОГИЗМ
от греч. eschatos - последний, конечный) - отношение к миру, связанное с представлениями о конечных целях исторического процесса и космоса в целом и составляющее одну из важнейших черт отечественной историософии, определяемой спецификой вост. христианства. Православие считает, что реализация высших духовных потенций, заложенных в человеке, невозможна в его земном существовании, для этого необходимо качественное изменение и самой природы индивида, и социальной сферы его бытия. Достижение этих целей "конца истории" связывается с торжеством Царства Божия, черты к-рого в христианстве не имеют однозначного определения. В отечественной традиции эсхатологические установки синтезируются с мессианскими идеями об особом религиозном предназначении рус. народа в мировом развитии. Согласно им, России, как "единственной хранительнице истины Христовой", и предназначено осуществить конечные цели истории, т. е. достичь Царства Божия. Эти положения в той или иной мере нашли свое отражение в рус. религиозной философии. Само понимание конечных целей истории не только опирается здесь на христианское вероучение, но и несет на себе отпечаток индивидуального своеобразия взглядов различных мыслителей. Для Чаадаева неприемлема трактовка эсхатологии как пессимистического учения, согласно к-рому человечество "шествует к погибели и должно к ней идти". Он считает, что торжество Царства Божия на земле будет вместе с тем торжеством христианской социальной идеи, предполагающей "восстановить порядок вещей, господствующий в мире, пока злоупотребление человеческой свободой не ввело в него зло". Поскольку главной движущей силой истории, по мнению Чаадаева, является католическая церковь, постольку именно ей принадлежит решающая роль в осуществлении указанных целей. Для славянофилов подобное понимание движущих сил истории "исходит из неверных посылок". Хомяков подчеркивал, что "при конечном суде всего творения" совершенство членов церкви будет зависеть "от совершенства ее самой". Единственным же христианским направлением, сохранившим связь с апостольской церковью, преданность Никейско-Константинопольскому символу веры и принципам соборности, является православие. Поэтому, несмотря на "все грехи исторического православия", именно оно выступает самым эффективным средством достижения Царства Божия. Наиболее полно проблему Э. в отечественной философии раскрыл В. С. Соловьев. Он констатирует, что учение о Царстве Божием, составляющее центральную идею Евангелия, понимается в нем в 3 разных смыслах: в эсхатологическом - как "Царство славы" божественного всемогущества, в духовном - особое состояние души, "мир с Богом", в социальном - специфическая форма об-ва. В богословии и философии эти 3 характеристики часто противостоят друг другу. Соловьев ставит своей задачей создание учения, устраняющего все "кажущиеся... противоречия между внутренним и внешним характером Царства Божия, между постепенностью и внезапностью его осуществления". Царство Божие, считает он, не может рассматриваться в статичном состоянии, его параметры постоянно изменяются. Так, субъективный процесс спасения, т. е. созидание Царства Божия в душе индивида, с необходимостью сопровождается и объективным процессом - трансформацией социального организма. Соловьев убежден, что христианский социальный идеал создается прежде всего на небесах, "в вечной божественной идее", но осуществляться он должен не в потустороннем, а в земном мире, что "предполагает деятельное участие индивидуальных сил". Взаимодействие божественного и человеческого, с его т. зр., составляет те "формы и законы", по к-рым происходит прогресс Царства Божия. Ведущей силой его достижения выступает не какое-то отдельное направление христианства, а воссозданная единая церковь, объединяющая все народы "для великой цели". Особая роль принадлежит рус. народу, к-рый, преодолевая "национальный эгоизм", станет "служить не себе", а целям "вселенского целого". В последний период творчества Соловьева в его историософских взглядах начинают преобладать пессимистические настроения. Он делает вывод, что земное существование человека, история цивилизации не могут преодолевать "торжества злых сил". А сам земной прогресс "есть всегда симптом конца", т. е. конца всемирной истории. Отсюда проистекает убеждение мыслителя, согласно к-рому "всякая прогрессивная культурная деятельность ни к чему", поскольку она "бесцельна и бессмысленна". Проповедь идей социального развития сменяется призывами к ожиданию конца света, ибо только в результате эсхатологического переворота произойдет победа добра над злом. Совр. человечество уже начинает характеризоваться Соловьевым в образе "больного старика", а всемирная история рассматривается им лишь как подготовка к потустороннему Царству Божию. Чертами Э. отмечена историософия К. Н. Леонтьева. Конец истории представлялся ему в образе надвигающегося "упростительного смешения" буржуазной европейской культуры, распространяющей повсюду, в т. ч. и в России, всемирное равенство. "Цветущая сложность" России, основанная на иерархии, сословности, монархизме, культурной самобытности, гибнет в столкновении с эгалитарным, все и вся уравнивающим прогрессом. В письмах к И. И. Фуделю Леонтьев утверждал, что если Россия не пойдет по пути христианского универсализма, указанного Соловьевым, или же по пути "оптинского" православия, то ее ждет государственная гибель - "растворение в серой машинной все-Европе". Настроения, проникнутые Э., преобладали и в религиозно-философских исканиях нач. XX в. Бердяев, Булгаков, Карсавин, Розанов, Е. Н. Трубецкой, Франк, Флоренский и др. настойчиво пропагандировали крушение веры в т. наз. прогресс человечества. Будущее они воспринимали трагически, чувствуя, что "мы как бы висим над бездной, в которую обречены провалиться". В их трудах критическая оценка совр. об-ва сочетается с ожиданием новой эпохи, "нового откровения", выходящего за эмпирические рамки истории, а философия прогресса трансформируется в "философию конца света". В XX в. представители рус. религиозной философии предсказывали трагичность предстоящего периода истории, предвидя истребительные войны, тоталитарные режимы, уничтожение миллионов человеческих жизней, разрушение среды обитания.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Эсхатология и восприятие времени

Могилевич М. Н.
Категория времени является одной из ключевых проблем философии. Однако не менее продуктивным является и анализ понятия времени в контексте культуры, в непосредственной взаимосвязи с другими культурными явлениями и представлениями.
Читать PDF
0.00 байт

Философский анализ современных эсхатологических представлений

Гусева О. Н.
Проблематика эсхатологии, конца истории, теоретически недостаточно разработана и требует более глубокой и систематической философской рефлексии.
Читать PDF
0.00 байт

Христианская историко-эсхатологическая легенда и особенности ее восприятия традиционным сознанием

Дутчак Елена Ерофеевна
Анализируются особенности восприятия христианской историко-эсхатологической легенды традиционным сознанием (на примере русского староверия XVIII-XIX вв.).
Читать PDF
0.00 байт

Кантовское a priori как эсхатологическая реальность

Лошаков Руслан Анатольевич
Решение Кантом третьей космологической антиномии включает в себя различие между временем и временностью. Последняя есть свобода как акт сознания.
Читать PDF
0.00 байт

Эсхатология Иоанна Итала

Щукин Т. А.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о происхождении термина «Эсхатология» и его интерпретации в концепциях библейской герменев

Гранин Роман Сергеевич
В статье прослеживается происхождение слова «эсхатология», возникшего как богословский термин в первой трети XIX в. в среде немецкого либерального протестантизма.
Читать PDF
0.00 байт

Актуальность изучения эсхатологического мышления как фактора исторического процесса и феномена истор

Бочаров Алексей Владимирович, Буркин Станислав Юльевич
Непрерывность традиции эсхатологических ожиданий во всех культурах обусловила то, что эсхатологические мотивы и конструкты имплицитно содержатся в любом историческом сознании.
Читать PDF
0.00 байт

Эсхатология как неотъемлемый элемент жизни и творчества Л. Н. Толстого

Якимова Елена Георгиевна
В работе осуществляется анализ представлений о конечности бытия в жизни и творчестве Л.Н. Толстого на индивидуальном и всемирном уровнях эсхатологии.
Читать PDF
0.00 байт

«Эсхатология спасения» Н. А. Сетницкого в свете трансгуманистического мировоззрения

Дёмин Илья Вячеславович
В статье рассматривается учение об идеале русского философа-космиста Н. А. Сетницкого. Проводится параллель между новым пониманием идеала в концепции Н. А. Сетницкого и мировоззрением современного трансгуманизма.
Читать PDF
0.00 байт

Утопия и эсхатология: два типа философского предвидения

Шелудченко Дарья Андреевна
Утопия и эсхатология рассматриваются как первичные, образные формы философского познания, на основании которых осуществляется рефлексия относительно наличного бытия и его возможных трансформаций в будущем.
Читать PDF
0.00 байт

Эсхатологический компонент трудовой этики русских старообрядцев и немецких протестантов

Малафеева М. А.
Статья посвящена сравнительному анализу трудовой этики русских старообрядцев и немецких протестантов в ее эсхатологическом аспекте и ее влиянию на экономическое состояние, как самой общины, так и государства, в котором она находит
Читать PDF
0.00 байт

Антропология, христология и эсхатология Гегеля: современный взгляд

Чепурин Кирилл Валериевич
Статья утверждает важную взаимосвязь антропологии, христологии и эсхатологии в поздней, «берлинской», мысли Гегеля.
Читать PDF
0.00 байт

Вера и эсхатология: критериальный подход к содержанию понятий в их взаимосвязи

Чеснова Елена Николаевна, Якимова Елена Георгиевна
Предметом исследования является смысловое содержание понятий «вера» и «эсхатология». Е. Н. Чесновой разработан критериальный подход к установлению семантического объема и содержательных вариантов этих понятий.
Читать PDF
0.00 байт

Порождение и концентрация смысла истории в эсхатологическом мировосприятии

Маслов Евгений Сергеевич
Несмотря на различия в моделях исторического времени, существуют черты, инвариантные для эсхатологии всех развитых религий. Они порождают схожие типы осмысления места человека в мировой истории.
Читать PDF
0.00 байт

От эсхатологии к утопии: истоки и смысл русского богостроительства

Пименов В. Ю., Смоленский Государственный Университет
В статье анализируется философия богостроительства, представленная идеями А.В. Луначарского и А.А.

Похожие термины:

  • ЭСХАТОЛОГИЯ

    (последний), учение о последней судьбе мира и человека (de novissimis).
  • ЭСХАТОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

    работа П. Федотова, впервые опубликованная в журнале «Новый 1рад» (1938, № 13) и вошедшая в посмертное издание: Федотов Г. П. Новый Град. Сб. статей под ред. Ю. П. Иваека. Нью-Йорк, 1952. Работа полемически зао
  • Реализованная эсхатология

    (Realized eschatology). Концепция peaлизованной эсхатологии противостоит другой концепции  футуристической (радикальной) эсхатологии; последняя усматривает в учении Иисуса о Царстве Божьем значительное вл
  • ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО

    одно из основных положений учения Н. Бердяева. Эсхатология - это учение о конечных судьбах мира и человека: о страшном суде и воскрешении мертвых, о божьем царстве на земле. Эсхатологическое христи
  • ОПЫТ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ. Творчество и объективация

    сочинение Бердяева, написанное в последний период его творческой деятельности. Опубликовано в Париже на французском языке в 1946, на русском — в 1947. переведено на английский язык в 1952 в Лондоне и Нью
  • ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ МИФЫ

    (от греч. зсхатос — «последний»), мифы о конце света. Для архаических мифологий характерно представление о мировой катастрофе, отделяющей мифологические времена первотворения от настоящего — о п