(Realized eschatology).
Концепция peaлизованной эсхатологии противостоит другой концепции футуристической (радикальной) эсхатологии; последняя усматривает в учении Иисуса о Царстве Божьем значительное влияние иудейской апокалиптики. Если континентальная теология разрабатывает в основном футуристическую теологию, то представители англоамериканской традиции нередко настаивают, что футуристические аспекты Царства нужно принимать во внимание в последнюю очередь. Некрые ученые относят апокалиптические мотивы лишь к малосущественным раннехристианским наслоениям, но большинство специалистов по НЗ видят в языке апокалиптики символическое отражение глубокой теологической реальности. Иисус, доказывают они, считал, что Его служение знаменует приход Царства; другими словами, в служении Христа нашла выражение именно эсхатологическая реальность.
С концепцией реализованной эсхатологии часто отождествляется имя Ч.Г. Додда именно он бросил эпохальный вызов интерпретаторам, выступающимс "апокалиптических" позиций. В своем основном труде "Притчи о Царстве Божьем" (Parables of the Kingdom, 1935) Додд проанализировал различные места, где говорится об уже существующем Царстве. Иисус, по Додду, не имел в виду всевластие (" царство ") Бога в человеческой истории, а указывал на неповторимый и окончательный характер установления Царства. Эсхатологическая энергия Бога пришла в действие при земной жизни Иисуса и окончательно высвободилась в Его смерти. Именно поэтому в Лк 11:20 мы читаем, что сам Иисус открывает эту новую энергию: "Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие". В Лк 17:20 и дал. приводится аналогичное свидетельство того, что Иисус отвергает видимые знаки Царства: "не придет Царствие Божие приметным образом ". Особое значение отводит Додд притчам " возрастания "(о зернах и плевелах, о горчичном зерне, о сеятеле; особенносм. Мф 13).
Несомненно, возвещение Царства меняет всю картину, нарисованную футуристической эсхатологией. "Эсхатон переместился из будущего в настоящее, из области ожиданий в область реализованного опыта" ("Притчи о Царстве Божьем"). По Додду, этот момент должен быть твердо зафиксирован как отправной пункт интерпретации, поскольку соответствующее учение Иисуса отчетливо и лишено всякой двусмысленности. " Иисус учит о своем служении как о "реализованной эсхатологии" вхождении в этот мир "грядущего мира" через последовательность беспрецедентных и неповторимых событий в их реальном действии" (Там же). Так, когда Иисус говорит: "блаженны очи, видящие то, что вы видите!" (Лк 10:23), Он подразумевает собственные мессианские действия, крые сами по себе возвещают эсхатологическое Царство Божье: "Оно уже не грядет; оно здесь" (Там же).
Концепция реализованной эсхатологии вызвала много критики. Ученые тут же показали, что Додд не прав в своей трактовке многих футуристических текстов (напр., Мк 9:1; 13:1 и дал.; 14:25). В последовавшем ответе критикам "Приход Христа" (The Coming of Christ, 1951) Додд признал существование футуристических речений, однако интерпретировал их как предсказания о трансцендентном веке. Но Н.Перрин доказал, что в иудаизме не было такой концепции Царства и что Додд неверно интерпретировал текст, употребив применительно к иудейскому учению чуждые греческие категории.
Большинство интерпретаторов видит в эсхатологии синтез реализованных и футуристических компонентов. Додд убедительно продемонстрировал, что благодаря явлению Иисуса эсхатологический кризис наложился на наше историческое время. Однако следует добавить, что история еще ожидает своего завершения, когда придет Царство в его апокалиптическом могуществе.
G.M. BuRGE(nep. Ю.Т.) Библиография: G. Е. Ladd, Crucial Questions About the Kingdom of God: W.G. Kiimmel, Promise and Fulfillment; G. Lundstrom, The Kingdom of God in the Teaching of Jesus; N. Perrin, The Kingdom of God in the Teaching of Jesus; R. Schnackenburg, Gods Rule and Kingdom.
См. также: Додд, Чарльз Гарольд; Эсхатология.