ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭРАЗМ Роттердамский

1469-1536) – философ-гуманист, представитель так называемого “северного Возрождения”. Ставил целью соединить идеалы античности и раннего христианства. Наиболее известное произведение – “Похвала глупости” (1509).

Источник: Религиоведческий словарь

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
писатель, богослов, ученый-гуманист. В своем мировоззрении опирался на основную идею о том, что для всех явлений общественной жизни, всех вещей характерна двойственность, проявление в них противоположных свойств, поэтому пагубна любая односторонность, а еще более — ослепляющая фанатическая страстность, туманящая разум.
Даты жизни. Родился 28.11.1469 в Роттердаме. Осуществил новый перевод Евангелия на латинский язык и его первопечатан и е (1517), снабженное обширными комментариями. Умер 12.7.1536 в Базеле.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

гуманист, представитель т. и. северного Возрождения. Ставил целью соединить возрожденческую античность и раннее христианство. В религ. форме проповедовал светские ценности: свободу личности, веротерпимость, уважение к разуму, знаниям и достоинству человека. Критиковал церковь, монашество и схоластику. Не принял Реформации; люте-ровскому учению о предопределении противопоставил идею свободы воли человека. Прокомментировал Новый завет, что способствовало развитию науч. критики «св. писания». Наиболее известное произведение — «Похвала Глупости» (1509).

Источник: Атеистический словарь

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469— 1536)
нидерл. философ — гуманист, ученый, борец со схоластикой, идейный предшественник Реформации. Рассматривал возрождение античных наук и искусств как необходимое условие развития “истинного” христианства. Положил начало филологическому изучению евангельских книг, с позиций гуманизма критиковал как католичество, так и оформлявшийся в нач. 16 в. протестантизм. Высмеивание Э. Р. фанатизма и насилия, национальной ограниченности и религиозной розни, лицемерия и невежества феодалов и духовенства, ярко изображенных в его наиболее известной книге “Похвала Глупости” (1509), оказало большое влияние на гуманистическую традицию во всей Европе.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
лат Desiderius Erasmus Roterodamus): голландский гуманист и философ (Роттердам, ок. 1469 — Бале, 1536). Незаконный сын, он предпочитает называть себя Erasmus, т.е. «Любезный». Он добивается стипендии и учится в Париже, в Англии пишет свое сочинение «Похвала глупости» (1502), которую публикует в Париже (1511), с 1521 г. поселяется в Бале, переписывается с Лютером, с папами Юлианом II и Клементом VII, пишет «Коллоквиумы». Интересующийся новыми идеями, гуманизмом, в том числе и протестантизмом, он старается отметить как его достоинства (отделяющие его от сторонников Реформы). Для современного человека он остается одним из пионеров духа веротерпимости. См. «Похвала глупости».

Источник: Философский словарь

ЭРАЗМ Роттердамский
выдающийся гуманист позднего Возрождения, знаток античной культуры, противник схоластики и религ. фанатизма; по происхождению голландец, из богатой купеч. семьи, жил во Франции, Англии, Италии, Швейцарии. Э. - автор многочисл. произведений. Наиболее известное из них - «Похвала глупости» (1509; русск. пер. - М., 1960). В этой книге он остроумно и едко осмеивал обществ, пороки того времени, религ. мораль, аскетизм, схоластику и пр. Особенно чувствит. удар Э. наносил богословам и монахам. Критика Э. затрагивала также содержание христ. вероучения. Он выражал сомнение в подлинности и святости библ. книг, указывая, что многое в них представляет собой аллегории, отрицал троичность божества, высмеивал таинство причащения, целибат духовенства. л.А.Друянов

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

род. 28 нояб. 1466/69, Роттердам - ум. 12 июля 1536, Базель) - выдающийся гуманист эпохи Возрождения; "Вольтер 16 века" (Дильтей); друг Томаса Мора; был связан с флорентийской академией платоников. Отстаивал веротерпимость и в полемике, которая происходила по вопросу реформации, стоял вне партий. Безучастность человека в его определении Богом, восторженность, которая лишает человека возможности располагать земным миром и - в зависимости от распущенности мира - отдает его в полное распоряжение Бога, - вот то, что Эразм Роттердамский называет "нововведением" Лютера. Он также жалуется: "То, о чем я говорю сдержанно, относя значимость его только к определенным случаям, Лютер распространяет на все и вся". Сравнивая Библию с произв. античных классиков (особенно с произв. Сократа и Платона), Эразм Роттердамский хотел охватить "универсальное откровение", "чистое Евангелие", "христ. философию" и явился, т. о., основателем теологического рационализма. Его идеалом образования был эстетический, моральный и религиозный индивидуализм.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

выдающийся писатель-гуманист позднего Возрождения, ученый, богослов, знаток античной культуры. Родился в Роттердаме в семье бюргера. Рано лишившись родителей, провел юность в монастыре. Его исключительную одаренность заметили знатные покровители, благодаря которым он получил прекрасное образование. По происхождению голландец, жил во Франции, Англии, Италии, Германии, Швейцарии и считал себя принадлежащим ко всему "христианскому миру" в целом. Автор многочисленных произведений. Писал на латыни. Осуществил первопечатное издание греческого оригинала Нового Завета с подробным комментарием (1517) и сделал собственный его латинский перевод (1519), в котором были устранены ошибки Вульгаты - перевода Библии на латинский язык, выполненного Иеронимом в 384-405. Э.Р. разработал систему нового богословия ("Метод истинного богословия", 1519), назвав его "философией Христа". Обходя собственно богословские проблемы, которые считал несущественными для жизни человека, Э.Р. сосредоточил свое внимание на выполнении людьми нравственных библейских предписаний. Резко осуждал обмирщение церкви, культ реликвий. Нетерпим был к фанатизму и самоунижению человека перед Богом. В трактате "О свободе воли" (1524) осудил Лютера, которого вначале поддерживал, за его догмат о несвободе воли, назвав последний бесчеловечным. Э.Р. рассматривал возрождение античных наук и искусств как необходимую потребность для "истинного" христианства. Самым известным из трудов Э.Р. до сих пор остается "Похвала глупости" (1509), в котором он остроумно и едко высмеивал общественные пороки своего времени, лицемерие, невежество, критиковал христианское вероучение и схоластику, таинство причащения и целибат духовенства, отрицал троичность божества, выступил против фанатизма и насилия, национальной ограниченности и религиозной розни. Э.Р. оказал большое влияние на гуманистическую традицию во всей Европе.
А.А. Круглов

Источник: Новейший философский словарь

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
нидерландский гуманист, незаконнорожденный сын голландского священника, получил образование в Париже, затем преподавал в Кембридже. Там знакомится с Мором и становится его близким другом. В 1499 в Англии встречает Дж.Колета, видного богослова того времени, который побуждает направить его знания древних языков и литературы на изучение библейских текстов. Э.Р. сыграл важную роль в подготовке Реформации как критик церкви и ученый-библеист. В 1509 выходит его сатирическое произведение "Похвала глупости", высмеивающая монашество и настаивающая на важности внутренней духовности. Эта книга, выдержав десятки изданий при жизни Э.Р., становится первым бестселлером новой эпохи. Другим классическим произведением становится "Оружие христианского воина" (1503; 23 переиздания в период 1515-1521), в котором Э.Р. утверждает, что успех в нравственном уподоблении Христу заключается в возвращении к Новому Завету и Отцам церкви; чтение Священного Писания изменяет человека, давая ему новые мотивы для любви к Богу и ближнему. В Базеле в 1516 в типографии Фробена выходит первый печатный греческий текст Нового Завета, подготовленный Э.Р. на основании четырех манускриптов. Таким образом Э.Р. предоставил возможность всем интересующимся сверить "Вульгату" (прежнюю версию данного текста) Иеронима с греческим оригиналом. Э.Р. не примкнул к протестантам, несмотря на свою резкую критику католической церкви. В силу склада своего характера он искал компромиссное решение и в итоге оказался между католиками и протестантами. Ни те, ни другие не признавали его своим. Окончательный разрыв с протестантским движением вообще и с Лютером в частности произошел после публикации в 1524 произведения Э.Р. "Диатриба, или рассуждения о свободной воле". Спустя год Лютер ответил книгой "О рабстве воли" и тем самым провел резкую грань между гуманизмом и протестантизмом. Э.Р. считал, что основополагающим в христианстве является стремление человека к Богу в надежде на его безграничную милость. Это подразумевает способность человека стремиться, а, значит, свободу его воли. В противовес этому Лютер утверждал, что воля человека настолько порабощена грехом, что пока Бог по своей благодати не освободит ее, то человек не только не способен уподобиться Христу, но даже стремиться к нему. В концепции Э.Р. проявилась оптимистическая вера в неколебимость человеческой природы, созданной по образу Бога. [См. также "Похвала глупости" (Эразм Роттердамский).]

Источник: История Философии: Энциклопедия

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
Дезидерий (Erasmus Roterodamus, Desiderius), псевд. Герхарда Герхардса (Gerchard Gerhards) (28.10.1469, Роттердам -12.7.1536, Базель), ученый-гуманист, писатель, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. В основе мировоззрения Э. Р.- «возрождение» идей и идеалов раннего христианства, «возврат к истокам» во всех областях жизни. В богословии Э. Р. избегает любых догматич. дискуссий, сводя все к изучению и толкованию Писания в историческом и нравств.-аллегорич. смысле. Применение методов гуманистич. филологии позволило Э. Р. осуществить первопечатное издание Нового завета (1517) с обширными комм. и новым лат. пер. (в изд. 1519); оно не только стало важнейшим шагом на пути к Реформации, но и положило основы науч. экзегезы и критики текста Нового завета. Реформации Э. Р. не принял, отпугнутый фанатичностью Лютера, его жестким догматизмом и особенно бесчеловечностью догмата о несвободе воли (полемика с Лютером - «О свободе воли» - «De libero arbitrio», 1524, и «Заступник» - «Hyperaspistes», pt. 1-2, 1526-27), однако критику пороков католич. иерархии не прекращал до самой смерти. Известнейшее из произведений Э. Р.- шутливая декламация «Похвала Глупости» (написана в 1509, впервые напечатана в 1511 в Париже; лучшее критич. изд. 1898; рус. пер. 1840, 1960). Это своего рода сумма, свод взглядов автора по всем вопросам человеч. существования, покоящийся на двух важнейших для мироощущения Э. Р. тезисах: парадоксальная (диалектич.) двойственность всех явлений бытия и пагубность любого эксцесса, одержимости, интеллектуальной ослепленности. Социальные, политич. и экономич. воззрения Э. Р. не вполне поддаются описанию ввиду их сугубо моралистич. окрашенности (напр., «Воспитание христ. государя» - «Institutio principis Christiani», 1516). В целом Э. Р.-сторонник сильной, но просвещенной и гуманной монархич. власти, хотя личные его симпатии явно на стороне самоуправляющихся гор. общин. Очень важны педагогич. взгляды Э. Р., решительно отвергавшего ср.-век. систему образования и воспитания. Для оценки филос. воззрений Э. Р. особое значение имеет трактат «Кинжал христ. воина» («Enchiridion militis Christiani», 1502), свидетельствующий о последовательном, рано сложившемся и неизменном в течение всей жизни мировоззрении.
Э. Р.- бесспорный глава того течения в гуманизме, к-рое обычно наз. «христ. гуманизмом» (Дж. Колет, Т. Мор, Г. Бюде, Лефевр дЭтапль, И. Рейхлин) и к-рое пыталось синтезировать культурные традиции антич. древности и раннего христианства. Сущность эразмианства - свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. В оппозиции к понятию эразмианства стоит прежде всего фанатизм, затем невежество, насилие, лицемерие, нарочитая интеллектуальная усложненность (отсюда - отвращение Э. Р. к поздней схоластике, в первую очередь к Иоанну Дунсу Скоту).

Источник: Советский философский словарь

Эразм Роттердамский (Дезидерий)
(Erasmus, Desiderius, 1466?1536).
Крупнейший христианский гуманист эпохи Реформации; стремился реформировать Церковь, опираясь на (гуманистическую) ученость. Воспитывался в Девентере у Братьев общинной жизни (147584). В течение шести лет монашествовал, после чего поступил в колледж Монтегю в Париже (1494). В 1499 г. посетил Англию, где познакомился с Джоном Колетом и Томасом Мором. Это побудило его употребить свой литературный дар, образованность и блестящий ум на служение Христу. Его вдохновила возможность изучать Св. Писание наряду с классическим наследием.
Захваченный своей идеей, Эразм возвратился в Париж и Лувен, где провел наиболее плодотворный период своей жизни. Он опубликовал комментированный сборник классических изречений "Пословицы" (Adagia, 1500), учебник по практической теологии "Энхиридион ", издал труды Цицерона и Иеронима, критическое издание "Примечаний к Новому Завету" Лоренцо Баллы. Неутомимый путешественник, в 1505 г. Эразм опять побывал в Англии, где начал переводить НЗ; в 1506 г. он совершил поездку в Италию, где непосредственно соприкоснулся с гуманистической культурой.
В 1509 г. Эразм еще раз посетил Англию, гдезакончил "Похвалу глупости". Не прекращая путешествий, он переводил НЗ, готовил критические издания Иеронима, Сенеки, Плутарха и Катона. В 1516 г. Эразм осуществил, вероятно, главный свой труд  опубликовал греческий НЗ, снабдив его собственным латинским переводом. В другой работе, получившей название "Воспитание христианского правителя", Эразм защищал идеи терпимости и мира, отстаивал необходимость образования и социальной справедливости. Ктому времени он поселился в Базеле, где в течение многих лет проводил время в неустанных трудах, лишь изредка отправляясь в поездки.
Эразм чрезвычайно плодовитый писатель, и во всех его произведениях, к какой бы категории они ни относились, открываются черты его незаурядной личности. Он напечатал множество научных трудов, в т.ч.исторические исследования, словари, переводы, критические издания древних литературных памятников. Целью его была борьба с невежеством; он верил, что истина может открыться только через ясные представления о предмете. Вторая грань его таланта открывает ся в сатирических книгах, таких, как "Похвала глупости". В них Эразм высмеивает гуманистов и ученых, крые относятся к себе слишком серьезно; однако наиболее едкие сатирические стрелы он приберегает для фанатичных церковников, напыщенных юристов и воинственных правителей. Третью часть его трудов составляют собственно христианские сочинения, крые свидетельствуют, что для Эразма ученость и юмор были не самоцелью. Они, как и вся деятельность Эразма, служили цели возрождения духа раннего христианства. Он призывал очистить и обновить Церковь, соединив гуманистическую ученость с христианской традицией. Истину и благочестие он искал не в обрядах и таинствах, а в исторических исследованиях. Пика своей славы он достиг к началу протестантской Реформации. Сначала Эразм поддерживал Лютера, но после Лейпцигского диспута (1519) подверг его критике. Наконец он публично объявил о разрыве с Лютером в "Диатрибе о свободе воли" (1524). В какомто смысле история не заметила Эразма, отведя ему место защитника собственных взглядов в спорах с реформаторами и контрреформаторами.
R.G. Clouse (пер. Ю. Т.) Библиография: R.H.Bainton, Erasmus of Christendom; R.L. DeMolen, ed., Erasmus of Rotterdam: A Quincentennial Symposium; J.B. Payne, Erasmus: His Theology of the Sacraments; M. M. Phillips, Erasmus and the Northern Renaissance; J.K. Sowards,DesideriusErasmus; 3. D. Tracy, Erasmus: The Growth of a Mind and The Politics of Erasmus.
См. также: Гуманизм, христианский.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
Дезидерий (Erasmus Roterodamus, Desiderius), псевд. Г е р х а р д а Г е р х а р д с а (Gerchard Gerhards; 28 окт. 1469, Роттердам – 12 июля 1536, Базель) – ученый-гуманист, писатель, богослов, виднейший представитель "северного Возрождения". В юности испытал значит. влияние со стороны "братьев общей жизни" (см. Фома Кемпийский), затем – со стороны т.н. "оксфордских реформаторов", в первую очередь – Джона Колета. Под воздействием этих факторов сложилось мировоззрение Э. Р., которое сам он называл "философией Христа" (philosophie Christi). Суть его – "возрождение" идей и идеалов раннего христианства, "возврат к истокам" во всех областях жизни. Т.о., возрождение антич. наук и искусств (Ренессанс в узком смысле слова) оказывается составной частью христ. Ренессанса в понимании Э. Р. В богословии Э. Р. избегает любых догматич. дискуссий, сводя все к изучению и толкованию Писания в историческом и нравственно-аллегорич. смысле. Применение методов гуманистич. филологии позволило Э. Р. осуществить первопечатное издание Нового завета (Baseleae, 1517) с обширными комментариями и новым лат. пер. (в изд. 1519); оно не только стало важнейшим шагом на пути к Реформации, но и положило основы науч. экзегезы и критики текста Нового завета. Реформации Э. Р. не принял, отпугнутый фанатичностью Лютера, его жестким догматизмом и особенно бесчеловечностью догмата о несвободе воли [полемика с Лютером – "О свободе воли" ("De libero arbitrio", Baseleae, 1524) и "Заступник" ("Hyperaspistes", Baseleae, 1526–27)], однако критику пороков католич. иерархии не прекращал до самой смерти. Известнейшее из произведений Э. Р. – шутливая декламация "Похвала Глупости" ("?????? ????????, [sive] stultitiae laus"), написано в 1509, впервые напечатано в 1511 в Париже; лучшее критич. изд., Hagae, 1898; рус. пер., М., 1840, М., 1960. Это своего рода "сумма" (по ср.-век. терминологии), свод взглядов автора по всем вопросам человеч. существования, покоящийся на двух важнейших для мироощущения Э. Р. тезисах: парадоксальная (мы бы сказали – диалектическая) двойственность всех явлений бытия и пагубность любого эксцесса, одержимости, интеллектуальной ослепленности. Социальные, политич. и экономич. воззрения Э. Р. не вполне поддаются описанию ввиду их сугубо моралистич. окрашенности (см., напр., "Воспитание христ. государя" – "Institutio principis Christiani", Baseleae, 1516). В целом Э. Р. – сторонник сильной, но просвещенной и гуманной монархич. власти, хотя личные его симпатии явно на стороне самоуправляющихся гор. общин. Очень важны педагогич. взгляды Э. Р., решительно отвергавшего ср.-век. систему образования и воспитания; великие педагоги-просветители 17 и 18 вв. (Коменский, Песталоцци) идут по его стопам. Для оценки филос. воззрений Э. Р. особое значение имеет трактат "Кинжал христ. воина" ("Enchiridion militis Christiani", Antw., 1502), свидетельствующий о последовательном, рано сложившемся и неизменном в течение всей жизни мировоззрении. Э. Р. – бесспорный глава того течения в гуманизме, к-рое обычно наз. "христ. гуманизмом" (Дж. Колет, Т. Мор, Г. Бюде, Лефевр д´Этапль, Кастелло, И. Рейхлин) и к-рое пыталось синтезировать культурные традиции антич. древности и раннего христианства. Сущность эразмианства – свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. В оппозиции к понятию эразмианства стоит прежде всего фанатизм, затем невежество, насилие, лицемерие, нарочитая интеллектуальная усложненность (отсюда – отвращение Э. Р. к поздней схоластике, в первую очередь – к Иоанну Дунсу Скоту). Из этих вполне мирских компонентов складывается и первостепенно важное для Э. Р. представление о благочестии. Соч.: Desiderii Erasmi Roterodami Opera omnia..., cura et impensis Petri Vander, Lugduni Batavorum, 1703–1704 [reprint], v. 1–10, [L.–Hildesheim, 1962]; Opuscula. A supplement to the opera omnia, ed. by W. K. Ferguson, The Hague, 1933; Opus epistolarum, v. 1–12, Oxf., 1906–58; в рус. пер. – Жалоба мира, в кн.: Трактаты о вечном мире, М., 1963; Разговоры запросто, М., 1969. Лит.: История нем. лит-ры, т. 1, М., 1962; Sееbоhm F., The Oxford reformers. John Colet, Erasmus and Thomas More, 3 ed., L., 1887; Mestwerdt P., Die Anf?nge des Erasmus, Lpz., 1917; Kalkhoff P., Erasmus, Luter und Friedrich der Weise, Lpz., 1919; Hyma ?., The youth of Erasmus, Ann Arbor, 1930; Phillips ?. ?., Erasmus and the Northern Renaissance, L., 1949; ?uizinga J., Erasmus, 5 ed., Haarlem, 1958; Oelrich K.-H., Der sp?te Erasmus und die Reformation, M?nster, 1961; Smith P., Erasmus. A study of his life, ideals and place in history, N. Y., 1962; Marc´hadour G., L´univers de Thomas More. Chronologie critique de More, Erasme et leur ?poque (1477–1536), P., 1963; Woodward W. H., Desiderius Erasmus concerning the aim and the method of education, N. Y., 1964; Kohls E. W., Die Theologie des Erasmus, Basel, 1966. Библ.: Bibliotheca Erasmiana. R?pertoire des oeuvres d´Erasme, s?r. 1–3, Nieuwkoop, 1961; Margolin J. C., Douze ann?es de bibliographie ?rasmienne (1950–1961), P., 1961. С. Маркиш. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
Erasmus Roterodamus) Дезидерий, псевдоним Герхарда Герхардса (28 октября 1469, Роттердам — 12 июля 1536, Базель) — ученый-гуманист, богослов и писатель. Учился в школе при соборной церкви св. Лебуина в Девентере (1478—85) и на богословском факультете Парижского университета (1492—99). Доктор теологии с 1506. Еще в школе столкнулся с идеологиями, оказавшими решающее влияние на его жизнь и мировоззрение: гуманизмом и «новьм благочестием» — учением общины «Братьев общей жизни», которое было ориентировано не на внешнюю, формальную религиозность, а на строгую нравственность и внутреннее благочестие.
Важной сферой деятельности Эразма было издание греко-латинской классики и творений отцов Церкви. Ренессанс в его понимании означал возрождение не только античной науки и литературы, но и идей и идеалов первоначального христианства. Поэтому его гуманизм нужно характеризовать как «христианский». С этих позиций Эразм указывал на отступления католической церкви от Евангелия, обличал эгоизм, корыстолюбие и невежество священников и монахов и высмеивал темное схоластическое богословие. Свою концепцию гуманистического богословия он изложил в трактате «Оружие христианского воина» (Enchiridion militis Christiani, 1502, рус. пер. 1986). Эразм написал множество богословских сочинений, но самый значительный его труд — это издание исправленного греческого текста Нового Завета с переводом на латинский языки обстоятельными комментариями (1519). Посредством сопоставления различных рукописей и применения методов филологической и исторической критики Эразм стремился получить точный текст, а в комментариях он дал рациональное толкование тех мест, которые были затемнены предыдущими истолкователями. Тем самым было положено начало научной критике текста Священного Писания.
Эразм поначалу с сочувствием отнесся к реформационным начинаниям Лютера, предостерегая вместе с тем противные стороны от крайностей и взаимной нетерпимости. Сторонник мирной реформы, он не хотел раскола единой христианской Церкви как оплота и гаранта единого «христианского всесветного мира». Позже агрессивность и фанатизм лютеран, их враждебность к науке и просвещению отвратили Эразма от реформаторов. В трактатах «Диатриба, или Рассуждение о свободе воли» (De libero arbitiio, 1524, рус. пер. 1986) и «Гипераспистес» (1526—27, рус. пер. в извлечениях 1986) он вступил с Лютером в полемику. Последний рассуждал в духе Августина: человек ничтожен и слеп, он не способен отличить истину от лжи, добро от зла; человек не свободен в своей воле, он должен лишь слепо верить и смиренно молить Творца о милости и благодати («О рабстве воли»}. По мнению же Эразма, первородный грех, нарушивший первоначальную гармонию души и тела, не стал роковым проклятием для человеческого рода; он проявляется лишь в индивидуальном греховном деянии каждого человека, а поэтому каждый может и должен противостоять злу и власти греха. Евангельский закон — это призыв, обращенный Богом к человеку, и всякий волен на него откликнуться или нет; дар Святого Духа не исключает человеческих усилий, но укрепляет их.
Самой известной книгой Эразма является «Похвала Глупости» (1511, рус. пер. 1840,1960), ироническое сочинение, содержащее парадоксальное доказательство того, что в человеческой жизни все в конечном счете подчинено прихоти глупости, и вместе с тем едкая сатира почти на все сословия и институты феодальной Европы. Выполненная в форме монолога, произносимого Глупостью, распевающей самой себе дифирамбы, хвастающей благодеяниями, коими она одаривает род человеческий, и всюду указывающей на своих приверженцев, эта книга, вобрав в себя то, о чем упоминалось мимоходом или говорилось подробно во многих других произведениях Эразма, передает все его мироощущение, его воззрения на основные вопросы человеческого бытия.
Реформация разметала европейских гуманистов: одни приняли участие в строительстве новой протестантской церкви, другие оказались в католическом лагере. Но Эразм остался верен себе. Вступив в спор с Лютером, он не отказался от своего критического отношения к официальной Церкви. С наступлением Контрреформации его сочинения сочли настолько опасными, что в 1559 решением Тридентского собора они были включены в «Индекс запрещенных книг».
Соч.: Desiderii Erasmi Roterodami Opera omnia, vol. 1—10. Lugduni Batavorum, 1703—06; Opus epistolarum Desiderii Erasmi Roterodami, vol. 1—12. Oxonu, 1906—58; в рус. пер.: Похвала Глупости. М., 1960; Разговоры запросто. М., 1969; Философские произведения. М., 1986.
Лит.; Маркиш С. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971; Смирим М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978; Эразм Роттердамский и его время. М., 1989; HuiyngaJ. Erasmus. Haarlem, 1958; Kohls E. W. Die Theologie des Erasmus, Bd. 1—2. Basel, 1966; Oelrich K. H. Der spate Erasmus und die Reformation. Munster, 1961; Phillips M. M. Erasmus and the Northern Renaissance. L., 1949; Smith P. Erasmus. A study on his life, ideas and place in history. N. Y, 1962.
А. Л. Субботин

Источник: Новая философская энциклопедия

Эразм Роттердамский
(1469–1536)
«Необходимо создать философию Христа»
Жизнь. Великий голландский философ, теолог, священнослужитель, настоящее (фламандское) имя которого – Герхард Герхардс. Он родился и вырос в Роттердаме, но всю свою жизнь провел в странствиях по странам и городам: жил в Париже, Кембридже, Антверпене, Брюсселе, Брюгге, Майнце, Генте, Фрейбурге, Базеле. В истории философии его называют одним из самых утонченных и образованных мыслителейгуманистов – вероятно, за изящный, ироничнокритический стиль изложения. Об этом свидетельствует хотя бы название одной из его наиболее выдающихся философских работ – «Похвала Глупости».
Гуманизм Эразма. Эразм всю свою жизнь боролся с чересчур заумными философскими конструкциями предыдущих мыслителей. Он был убежденным противником всяческих, по его мнению, искусственнонадуманных метафизических систем, даже если они созданы такими признанными авторитетами, как Аристотель или Фома Аквинский. Главной целью этой борьбы было стремление оживить интерес к католической вере, очистить вероучение от наслоений и домыслов. А конечной программой Эразма являлось создание совершенно нового исторического подхода к Евангелию и к фигуре самого Христа. Свою философию Эразм так и называл – «философия Христа», призывая всех христиан вернуться к истокам настоящего, не замутненного авторитетом Церкви евангельского учения.
Что же касается вышеназванных «авторитетных» ученых и философов, то к ним, а точнее, к их мнимому знанию Эразм испытывает неподдельное презрение, ибо, по его мнению, все это «философы, почитаемые за длинную бороду и широкий плащ, которые себя одних полагают мудрыми, всех же прочих смертных мнят блуждающими во мраке. Сколь сладостно бредят они, воздвигая бесчисленные миры, исчисляя размеры Солнца, звезд, Луны и орбит, словно измерили их собственной пядью и бечевкой. Они толкуют о причинах молний, ветров, затмений… и никогда ни в чем не сомневаются, будто посвящены во все тайны Создательницыприроды и только что вернулись с совета богов. А ведь природа свысока посмеивается над всеми их догадками, и нет в их науке ничего достоверного. Лучшее тому доказательство – их нескончаемые споры друг с другом. Ничего на самом деле не зная, они воображают, что познали все и вся, а между тем даже самих себя не в силах познать и часто по близорукости или по рассеянности не замечают ям и камней у себя под ногами. Это, однако, не мешает им объявлять, что они, мол, созерцают идеи, универсалии, формы, отделенные от вещей, первичную материю, сущности… и тому подобные предметы, тонкие до такой степени, что сам Линней, как я полагаю, не смог бы их заметить».
«Похвала глупости» от Эразма. В этой работе в полной мере проявился незаурядный сатирический дар Эразма, ибо даже само название носит откровенно язвительный характер. Может ли быть похвальна глупость человеческая? Оказывается, может, отвечает Эразм, и устами госпожи Глупости воспроизводит напыщеннодурашливые монологи разного рода людей, изобличающие их невыносимую тупость и самодовольство. Таким образом эти люди сами себя разоблачают, и в этом безусловная польза глупости. С другой стороны, бывает глупость иного рода, когда некоторые люди «расточают свое имение, не обращают внимания на обиды, позволяют себя обманывать, не знают различия между друзьями и врагами». Здесь речь, безусловно, ведется о тех, «кого воодушевляет христианское благочестие» и кто только кажется безумным. На самом же деле, говорит Эразм, они, благодаря своей «глупости», вкушают небесное счастье и поэтому не хотят вновь образумиться. Эти люди, познав прелесть истинного наслаждения, «ничего иного не желают, как вечно страдать подобного рода помешательством». Так что глупость, как мы видим, бывает двоякого рода, но в любом случае она полезна.
«Маски жизни». Не менее едко отзывается Эразм и о стремлении людей предстать друг перед другом в наилучшем, как им кажется, свете, для чего они постоянно примеряют различные маски. Здесь «глупость» уже выступает в роли инструмента, срывающего эти маски и обнажающего истинное лицо того или иного человека. «Глупость» неожиданным образом помогает обнаружить правду жизни, истину. Любой обман, любая ложь, притворство или лицемерие можно победить простотой, открытостью и обезоруживающей невинностью «глупости». Однако за это ее очень не любит подавляющее большинство людей. Такая «глупость» опасна, вредна и неудобна для них. В самом деле, ведь «если бы ктонибудь сорвал на сцене маски с актеров, играющих комедию, и показал зрителям их настоящие лица, разве не расстроил бы он всего представления и разве не прогнали бы его из театра каменьями, как юродивого? Ведь все кругом мгновенно приняло бы новое обличье, так что женщина вдруг оказалась бы мужчиной, юноша – старцем, царь – жалким оборвышем, бог – ничтожным смертным. Устранить ложь – значит испортить все представление, потому что именно лицедейство и притворство приковывают к себе взоры зрителей…»
Выводы. Учение Эразма знаменует собой новый подход мыслителей эпохи Возрождения к исследованию человека, точнее, к его душе. При этом область исследования Эразма не ограничивалась абстрактно взятым человечеством, острие его критики было направлено в том числе и на пороки церковнослужителей – епископов, прелатов, монахов и даже самих пап. А это уже был новый этап в развитии гуманистической мысли, которая все более и более освобождалась от догматизма и страха перед официальной церковной доктриной.

Источник: Философия. Краткая история.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
Дезидерий (псевдоним Герхарда Герхардса, 1469–1536) – нидерландский философ-гуманист, богослов, ученый и писатель, представитель «Северного Возрождения». Основные сочинения: «Руководство христианского воина», «Похвала глупости», «О свободе воли», издание «Нового Завета» на латинском языке с комментариями.
Э. Р. – приверженец христианского вероучения, категорически избегал любых богословско-догматических дискуссий, столь популярных в его время. Свое учение он называет «философией Христа». Мыслитель пытается очистить христианство от схоластических, обрядово-догматических наслоений, с тем чтобы вернуть ему первоначальную чистоту. В духе первых христианских апологетов Э. Р. настаивает на преемственной связи религии Христа с античной философией, но идет дальше. Он стремится доказать, что лишь «возврат к истокам христианства», к античной философии и искусству, образованности эллинистического мира, а также реформа воспитания способны дать современному человеку мудрое понимание жизни. Соединение знания и веры дает «практическое благоразумие христианской жизни». «Что иное есть учение самого Христа, которое он сам именовал возрождением, как не возвращение нашей природе блага творения?» – писал мыслитель. «Возрождение» в понимании Э. Р. и есть возрождение подлинной «философии Христа».
Лучшие книги язычников содержат «всё то, что находится в соответствии с учением Христа». Стремясь к гармоничному сочетанию античных и христианских нравственно-философских идеалов, Э. Р. фактически приравнивает Сократа к Христу. Но он не просто стремится к воскрешению античных идеалов; он говорит о «христианском возрождении» всего лучшего, созданного человеческим гением. По его мысли, нормальный человек, учась у Сократа и Платона, Гомера и Цицерона, Демосфена и Марка Аврелия, подражая жизни и деяниям Христа, вслушиваясь в слова «увещевания… философски не изъяснявшихся апостолов», приобретает «меч духовный, напрочь отсекающий… низкие мирские помышления, так, что в сердце остается одно только благочестие». Выявление морального содержания христианства, воспитание христианского нравственного сознания – такова программа, изложенная мыслителем в «Руководстве христианского воина», которой он остался верен до конца жизни.
Наиболее известное его сочинение «Похвала глупости» написано в форме «похвального слова», которую культивировали античные писатели. Внешне это непринужденная импровизация, как и подобает Глупости – тому, что «в голову взбрело». Первая часть, доказывающая «общечеловеческую», универсальную власть Глупости, покоряет парадоксально заостренной мыслью и богатством едва уловимых оттенков. Выходя на уровень широких обобщений, говоря и в шутку, и всерьез, Э. Р. предвосхищает более поздний философско-эстетический принцип иронии как путь к истине: за каждым «да» скрывается «нет».
Э. Р. исходит из иррациональности жизни: она и «вечная юность», «хмельная, веселая игра», и – непознаваемый процесс, в котором крайности («жизнь-смерть», «младенчество-старость», «смерть-рождение»), сосуществуя, взаимно уравновешиваются. Гармоничными были боги-олимпийцы: управляя природой и людскими делами, они смеялись над собой и другими. В человеческом мире равновесие нарушается из-за расхождения между разумом и чувствами: «разум – в тесном закутке черепа, а всё остальное тело обречено на волнение страстей», рождающих лишь «Глупость». В ней – причина войн и научных открытий, бедности и богатства, любви и лицемерия, человеческого счастья и ненависти. В мире всеобщей «Глупости» для мудрости нет места. Людской массе «мудрец кажется чурбаном, а не человеком», он – чужой «на пиру жизни» (было ли когда-либо государство, которое «приняло наставления Сократа и законы Платона? Для осмеяния глупости черни понадобился бы не один Демокрит»).
Иррациональность жизни в том, что управляет ею «мнение большинства». Видимая определенность жизни скрывает «двуликость» ее проявлений: под мощью скрывается убожество, под ученостью – невежество, под благоразумием – низость, под весельем – печаль, под преуспеянием – неудача, под дружбой – вражда, под пользой – вред. Изречение древних «жизнь – театр» реально осуществилось. Но если античный человек добросовестно играл роль, предписанную судьбой, то теперь всё стало притворством и лицедейством; люди играют чужие роли (старец – роль юноши, мужчина – женщины, оборвыш – короля, «ничтожный смертный – Бога»). В такой ситуации если «мудрец назовет вещи своими именами, на него глянут как на помешанного, на «сумасброда». Симпатии вызывает человек «рассудительный», то есть тот, кто заблуждается вместе с толпой.
Немногие мудрецы превыше всего ставят разум и руководствуются им. Но разум без чувств «создает некоего нового Бога… мраморное подобие человека», живущего в отсутствии любви и смерти. Так философия, которой не должно быть чуждо ничто человеческое, всё дальше отходит от жизни. «Мудрец», философ обречен идти по дороге вынужденного одиночества либо заканчивает жизнь самоубийством. Остальное большинство, не имея на то никаких оснований, цепляется за жизнь.
Довольные собой, люди «при помощи Глупости… сами себе рукоплещут». Счастье для них состоит не в том, чтобы не заблуждаться, но, напротив, заблуждаться, примкнуть к мнению большинства и следовать ему, «прельстившись легкостью пути». Они убеждены, что лишь «праздное любопытство греков… создало орудия умственной пытки», то есть науки, философию. Так появляются «идиоты, которые стоят выше ученых», они думают лишь о себе и не помышляют «ни о чём чересчур высоком». Они свободны от укоров совести, надежд, стыда, любви и уважения, они – беззаботно счастливы. Дураков любят и простонародье, и государи, поскольку истина ненавистна последним.
«Всех счастливее… безумец… кому постоянно изменяют не только внешние чувства, но и способности суждения». К «сословию» безумных Э. Р. относит людей, занятых абсолютно бессмысленным делом (астрологов, схоластов, священнослужителей, верующих в магию молитв, обрядов, святых, чудеса, в собственную национальную исключительность или в собственный талант). «Чем бездарней человек, тем больше у него почитателей, самая низкопробная дрянь всегда приводит толпу в восхищение, ибо значительное большинство людей… заражено глупостью». Господство большинства приводит к тому, что в мире всё окончательно переворачивается: рассудительный, дурак, идиот почитается за мудреца, а мудрец, философ – за идиота.
Во второй части сочинения ирония переходит в язвительную сатиру, бичующую различные виды и формы Глупости, ее проявления в обществе начиная от низших слоев народа до высших придворных кругов. Среди тех, кто в обществе почитается за «мудреца», Э. Р. называет грамматиков, риторов, «заигрывающих с философией», «мудролюбов»-натурфилософов, богословов, «схоластов-аристотеликов» и всю «софистическую рать» (государей, кардиналов, епископов, пап, которым нужна «хотя бы крупица той соли, о которой говорил Христос»). Поэтому-то подлинная мудрость и ненавистна «нарядной толпе богоравных любимцев» Глупости.
В заключительной части Э. Р. говорит о жизни, какой она должна быть. Мыслитель настойчиво утверждает, что христианство продолжает философские традиции античности, но обращается ко всем людям. Тема Глупости здесь «обыгрывается» в ином, евангельском ключе: «немудрое Божие – премудрее человеков». «Христианская вера, – пишет Э. Р., – сродни некоему виду глупости и с мудростью совершенно несовместна». Христос также юродствовал, с точки зрения большинства он был «сумасбродом», «глупым» для «умных». По мнению Э. Р., только любовь без остатка к духовному в человеке способна приобщить каждого к «верховному Благу», но эта «трижды блаженная Глупость достается на земле немногим».
Понятие «Глупости» у Э. Р. полисемантично. Окончательное его истолкование Э. Р. предлагает сделать читателям. «Мудрому достаточно», – писал он позднее в письмах.
Разрабатывая идеи просвещенной власти монарха, говоря о новой, отличной от средневековой системе воспитания и образования, Э. Р. был враждебен всякому религиозному фанатизму, веря в разум и свободу человека. В числе духовных наследников мыслителя были Монтень, Вольтер .

Источник: Краткий философский словарь.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
1466/1469–1536)   Выдающийся гуманист эпохи Возрождения. «Вольтер XVI века» (Дильтей); друг Томаса Мора, был связан с флорентийской академией платоников. Отстаивал веротерпимость и в полемике, которая происходила по вопросу реформации, стоял вне партий. Основное сочинение: «Похвала глупости». Эразм навсегда прославил Роттердам, хотя в этом городе жил только в раннем детстве. Имя «Эразм» — греческого происхождения, в русском переводе оно звучит как «любимый» или «желанный», в латинском — «disidenus». Позже, уже взрослым, Эразм присоединит латинский перевод к греческому оригиналу и станет известен всему миру как Дезидерий Эразм Роттердамский. Настоящее имя мыслителя — Герхард Герхардс. На свет он появился 28 ноября 1466 (по другим данным, 1469-го) года Эразм был незаконнорожденным ребенком, прижитым священником от связи со служанкою. Пятно незаконного происхождения наносило человеку тяжелый урон, как нравственный, так и вполне вещественный — препятствуя карьере, особенно духовной. Эразм, правда, никогда церковных почестей не домогался, но многими чертами характера — застенчивостью, нерешительностью, крайней обидчивостью и ранимостью, постоянным недовольством собою — он, возможно, обязан своему происхождению. Папа Юлий II в 1506 году особой грамотой освободил Эразма от всех канонических ограничений, налагавшихся на него рождением вне брака. В 1517 году Лев X подтвердил это решение. Четырех лет от роду мальчика отдали в школу в городе Гауда, а пять лет спустя мать отвезла Эразма и его старшего брата Питера в Девентер и поместила в школу при соборной церкви Св. Лебуина. Школа пользовалась доброй известностью не только в Голландии, но и в соседних областях. Хотя впоследствии Эразм отзывался о ней весьма прохладно, вспоминая «варварские» (то есть сугубо средневековые) учебники и методы обучения, здесь он впервые встретился с двумя решающими для всей его дальнейшей жизни духовными течениями — гуманизмом и так называемым «новым благочестием». В конце пребывания Эразма в Девентере ректором школы стал Александр из Геека (или Хеека) в Вестфалии, энтузиаст новой гуманистической образованности. Он был другом и учеником прославленного Ролефа Хейсманна, или, на ученый лад, Рудольфа Агриколы, преподававшего латинский и греческий языки в Гейдельбергском университете и слывшего «чудом Германии». Агрикола бывал в Девентере, и Эразму посчастливилось даже услышать его однажды. Что же касается «нового благочестия», это было религиозное течение, возникшее во второй половине XIV века в Нидерландах и отличавшееся строго этической ориентацией и сугубо личным отношением к религии, все хитросплетения схоластического богословия ничего не стоят по сравнению с личным благочестием, а оно достижимо лишь через мистическое постижение духа Христова, через подражание земным поступкам и человеческим добродетелям Христа, изображенным в Святом писании. «Новое благочестие» было идеологией формально светских, но монашеских по существу «братств общей жизни», одною из главных сфер деятельности которых было воспитание детей. «Братья» основывали школы сами или же поступали учителями в школы при больших церквах, а главное — содержали приюты для школьников. Скорее всего, Эразм жил в одном из трех таких приютов, которые принадлежали «братьям» в Девентере. Очень многое в мироощущении Эразма — не только в богословских его принципах, но и в философских взглядах, — легко и убедительно объясняется влиянием «нового благочестия». В 1485 году Девентер поразила чума. Мать Эразма — она жила вместе с сыновьями в Девентере — умерла; оба юноши возвратились в Гауду, близ которой служил в приходе их отец. Вскоре скончался и он. Опекуны желали, чтобы Эразм и Питер поступили в монастырь. Сироты сопротивлялись этому плану как могли и в конце концов получили разрешение продолжить прерванные занятия в Хертогенбосе. Однако хертогенбосская «общежительная братия» учила своих питомцев кое-как и все силы употребляла лишь на одно — убедить или принудить молодых людей принять монашеские обеты. В 1487 году, когда чума пришла в Хертогенбос, братья вернулись в Гауде. Теперь они более благосклонно отнеслись к уговорам опекунов насчет монастыря. Монастырские стены — единственная надежная защита от междоусобных войн. В том же 1487 (или 1488-м) году Эразм сделался послушником обители Стейн, принадлежавшей к ордену августинских уставных каноников и расположенной примерно в полутора километрах от Гауды, и по истечении недолгого срока послушничества принял постриг. В обители была хорошая библиотека, он много читал, — и «языческих» классиков, и древних христианских писателей, — беседовал и переписывался с друзьями, сочинял стихи. Но довольно скоро ему стало скучно в монастыре. Случай вырваться представился в 1493 году. Генрих Бергенский, епископ соседней Камбрейской епархии, готовился к поездке в Рим и искал ученого секретаря, безупречно владеющего латынью. Разрешение на временную отлучку было получено и от настоятеля монастыря, и от генерала ордена, и от епископа Утрехтского, в чьей епархии находился Стейн. Любопытно и, пожалуй, знаменательно, что выход Эразма из монастыря совпадает с прекращением гражданских смут в Нидерландах. В 1492 году эрцгерцог Максимилиан сумел положить конец междоусобицам и восстановил власть центрального правительства. Служба у епископа продолжалась более года и оказалась совсем не такой, как рассчитывал Эразм. Путешествие в Рим сорвалось, время проходило в бесконечных переездах с места на место, из одной епископской резиденции в другую, работы было очень много, досуга для ученых и поэтических трудов не оставалось вовсе. Летом 1495 года Эразм упросил епископа отпустить его в Париж, учиться богословию, и в сентябре был уже студентом богословского факультета Парижского университета. Эразм жил в коллегии Монтегю (закрытом заведении монастырского типа), славившейся среди прочих парижских коллегий неслыханной суровостью режима и плохим питанием. К весне Эразм серьезно заболел и уехал на родину с намерением больше в Париж не возвращаться. Но друзья убедили его не бросать начатого, и он вернулся. До весны 1499 года он оставался парижским студентом, существуя не столько на мизерную стипендию Генриха Бергенского, сколько на гонорары от частных уроков. Все это время он искал меценатов, которые захотели бы обессмертить свое имя покровительством будущему светилу богословия и словесности. Осенью 1498 года такой меценат, наконец, нашелся — Уильям Блаунт, четвертый лорд Маунтджой. В мае 1499 года Маунтджой увез Эразма в Лондон. Первый визит Эразма в Англию продолжался сравнительно недолго — немногим более полугода, но английские встречи оказались чрезвычайно важными для его дальнейшей судьбы, прежде всего — встречи с Томасом Мором и Джоном Колетом. (Универсальный ученый язык средневековья — латынь — снимал языковые барьеры между людьми различных национальностей). Томас Мор, впоследствии автор «Утопии», звезда британской юриспруденции, лорд-канцлер, борец против Реформации, святой и мученик католической церкви, а в ту пору юный, начинающий адвокат, стал другом Эразма. Во многом Эразм и Мор были несхожи и словно дополняли друг друга, образуя вдвоем действительно «совершенного человека», «венец природы». Они не просто любили, гордились и восхищались друг другом — они были необходимы друг другу. После казни Мора Эразм напишет: «С тех пор, как нет Мора, у меня такое чувство, словно и меня тоже больше нет». Джон Колет, будущий настоятель собора Св. Павла в Лондоне и основатель знаменитой школы при этом соборе, тогда преподавал богословие в Оксфорде. С Эразмом они были почти ровесники, но Колет уже успел прославить свое имя в среде английских гуманистов. Эразм относился к Колету с уважением почти благоговейным; особенное впечатление произвели на него лекции Колета о посланиях апостола Павла. Удивительно, что, явившись в Париж изучать богословие, Эразм никаких заметных успехов в богословии не сделал, — это при его-то феноменальных способностях! — зато близко сошелся с парижскими гуманистами, печатал свои стихи, составлял для учебников различные пособия по латинской стилистике. В ученой среде его и заметили, и оценили, но трудно не согласиться с мнением одного американского исследователя, что к тридцати годам Эразм не создал еще почти ничего, а умри он около сорока, его едва ли помнили бы сегодня. Построение нового богословия на фундаменте твердых и глубоких филологических познаний, на изучении древнейших источников христианства, своего рода союз богословия с гуманистической наукой Ренессанса были первоначально следствием влияния Колета, Мора и других английских гуманистов, которых часто именуют «христианскими гуманистами». Проведя лето в имениях Маунтджоя и его тестя в отдыхе и развлечениях, осень в Оксфорде, в августинской коллегии Святой Девы Марии, в беседах с Колетом и его коллегами, а декабрь и большую часть января в Лондоне, Эразм в начале февраля 1500 года приехал снова в Париж. На этот раз он прожил в Париже немногим более года (не считая трехмесячной отлучки в Орлеан, где он прятался от чумы). Свои рабочие часы он делил между гуманистической наукой и богословием. В июне 1500 года вышел «Сборник пословиц» — 818 поговорок, изречений и идиоматических выражений, извлеченных из античных авторов Богословские занятия складывались из чтения святого Иеронима и изучения греческого языка — языка Нового завета и большинства отцов церкви. В апреле 1501 года он издал текст трактата Цицерона «Об обязанностях», а в мае снова покинул Париж, спасаясь от чумы. Навестив родной монастырь и благодетеля, епископа Камбрейского (в Брюсселе), Эразм поселился близ Кале — жил то в замках у знатных покровителей, то в городке Сент-Омер, в аббатстве Св. Бертина, настоятелем которого был брат епископа Генриха, Антоний Бергенский. К этой поре относится работа над одним из самых известных богословских сочинений Эразма — «Кинжал христианского воина». Затем Эразм пытался вернуться в Париж, но неудачно (туда снова пришла чума) Осенью 1502 года он приехал в Лувен. Приняли его отлично. Адриан Утрехтский, будущий папа Адриан VI, а тогда настоятель лувенского собора Св. Петра, предложил ему читать лекции в университете. Но Эразм отказался. Он продолжал свои занятия, получая небольшую помощь от городских властей, а также «гонорары» за эпитафии, похвальные речи и посвятительные предисловия. Зато уже к концу 1502 года он овладел греческим в совершенстве. Пробовал он учить и еврейский, но бросил, едва начав. В Лувене Эразм оставался до осени 1504 года. Следующие полгода он про вел в Париже, выпустив к концу этого срока «Примечания к Новому завету» итальянского гуманиста Лоренцо Баллы. Рукопись Баллы, найденная в старой библиотеке какого-то монастыря близ Лувена, по-видимому, привела его к мысли, что необходимо восстановить истинный смысл главной книги христианства — Нового завета, — затемненный, а кое-где даже изуродованный традиционным латинским переводом. 1505–1506 годы Эразм провел в Англии Он «встретился со старыми друзьями и приобрел новых — и ученых, и высокопоставленных. Среди последних был Уильям Уорхэм, архиепископ Кентерберийский, первая духовная особа Англии. Король обещал Эразму приход (что означало бы твердый и регулярный годовой доход), но Эразм вдруг получил предложение сопровождать в Италию сыновей королевского лейбмедика Джованни Боэрио, который желал дать своим детям университетское образование у себя на родине Эразм с юных лет мечтал об Италии и согласился без раздумий. По пути он задержался на два месяца (июнь — июль 1506 года) в Париже, готовя к изданию свои переводы двух трагедий Еврипида. В конце августа он прибыл в Турин и сразу же, буквально проездом, получил докторскую степень. В Италии шла война папа Юлий II с помощью французов «возвращал под власть святого престола» города, не желавшие этой власти подчиняться или успевшие о ней забыть. Папа осадил Болонью, и 11 ноября Эразм был свидетелем его триумфального вступления в покорившийся город. Целый год Эразм оставался в Болонье, не столько присматривая за своими подопечными, сколько пополняя «Сборник пословиц» греческим материалом. В ноябре 1507 года он написал знаменитому венецианскому типографу Альду Мануцию, предлагая ему переиздать перевод из Еврипида, вышедший в Париже. Альд в ответ пригласил Эразма к себе. Он вызвался напечатать и пословицы, и через восемь месяцев родился сборник, в три раза больший прежнего. Теперь он назывался «Три хилиады и примерно столько же сотен пословиц», или, сокращенно, «Хилиады пословиц» (хилиада — тысяча). 21 апреля 1509 года умер Генрих VII Английский, и на престол взошел его сын, Генрих VIII. Воспитателем нового государя в годы его отрочества был лорд Маунтджой, который вспомнил об Эразме и послал ему денег на дорогу с просьбой возвращаться в Лондон. По пути — в седле, в лодке, на постоялых дворах, на борту суденышка, плывшего из Антверпена в Дувр, — он замыслил и, возможно, продумал в деталях «Похвалу Глупости». Написана она была всего за неделю в лондонском доме Мора, без единой книги (слуга с багажом отстал), все цитаты приводились на память. Это был август 1509 года, но книгою рукопись стала лишь осенью 1511-го, в Париже (О том, как прошли эти два года в Англии, никаких сведений не сохранилось) В 1511–1514 годах Эразм живет преимущественно в Кембридже, преподает греческий язык, читает лекции по богословию, но главное его занятие — работа над письмами святого Иеронима и Новым Заветом. Он готовит к изданию тексты и пишет обширные комментарии. Не прекращаются и чисто филологические труды, в частности — исправление и пополнение сборника пословиц. В1513 году он тяжело болел, и летом по всей Европе разнесся слух о его смерти. Он угнетен не только физически, но, еще более, нравственно, в основном — войною, в которую втягиваются все новые земли и народы. Французы в Италии уже не союзники папы, а его враги, Испания заключает союз с папою для совместной борьбы против Франции, к союзу присоединяется Англия, Франция ищет поддержку у Шотландии, вступает в борьбу император Максимилиан, весь север Италии превращается в театр военных действии. Борьба была в разгаре, когда Юлий II скончался (февраль 1513 года). Эразм был счастлив он считал воинственного папу первопричиною всеобщей взаимной вражды, — и откликнулся на его смерть язвительнейшей сатирой. «Юлий, не допущенный на небеса». Вначале июля 1514 года Эразм покидает Англию. Теперь он знаменит, теперь не он ищет меценатов, а меценаты спорят из-за него. Но он держит путь не ко двору государя или вельможи, а в Базель, к печатнику Иоганну Фробену, который станет единственным его издателем. По дороге он получает письмо от приора (настоятеля) монастыря Стейн августинскому канонику. Эразму предлагают возвратиться в свою обитель после двадцатилетних странствий. Эразм отказывается вернуться, ссылаясь на свою негодность к монашеской жизни, но прежде всего на то, что исполняет великое и угодное Богу дело возрождения богословия. Следующие три года проходят в новых скитаниях Базель, Лондон, Брюссель, Антверпен, Брюгге, Гент, Майнц. В эти годы вышел в свет важнейший богословский труд Эразма — освобожденный от ошибок греческий текст Нового завета с обширными комментариями и латинским переводом, традиционным, но несколько исправленным (лишь в 1519 году Эразм заменил его собственным переводом, сделанным еще в 1505–1506 годах и существенно отличным от традиционного). Почти одновременно с Новым заветом появились девять томов сочинений святого Иеронима. Эразм подготовил к печати и прокомментировал первые четыре (эпистолографическое наследие Иеронима). Он публикует «Воспитание христианского государя», посвящая его королю Карлу Испанскому в благодарность за должность (вернее, синекуру) королевского советника, которую он получил в 1515 году. А в декабре 1516 года его трудами и заботами появляется книжица под заглавием «О наилучшем устройстве государства и о неведомом острове Утопия» — сочинение Томаса Мора. В1517–1521 годах Эразм жил преимущественно в Лувене. Первые два из них можно считать апогеем Эразмовой славы. Он — самая яркая звезда и светской науки, и богословия. Ему нет покоя от посетителей. Он завален письмами и подношениями. Он и досадует на эту чрезмерную популярность, и видит в ней знамение грядущего золотого века — века мира, справедливости и великого расцвета наук и искусств. Эразм Роттердамский поставил гуманизм на службу реформе, но не порывал с католической церковью. Однако единство церкви и христианства усилиями Мартина Лютера было безвозвратно утрачено. 31 октября 1517 года Лютер выступил со своими 95-ю тезисами против индульгенций. Началась Реформация. Консервативные богословы мигом ощутили внутреннюю связь между «новым богословием» Эразма и «Лютеровой ересью». В поправках к тексту и традиционному толкованию священных книг, в стремлении вернуться вспять, к источникам христианства, к идеям и правилам древней церкви, они увидели посягательства на католическую веру в целом — и были, по-своему правы. Среди новоявленных оппонентов были и добрые знакомцы Эразма, люди, которых он уважал и ценил. Он отбивался изо всех сил, писал одну «апологию» за другой, взывал к защите папы и императора. К богословам присоединились нищенствующие монахи-проповедники (доминиканцы и кармелиты) Эразма публично поносили в церквах. Теперь была одна цель травли — заставить князя ученых и богословов выступить против Лютера и, тем самым, раздавить Лютера весом Эразмова авторитета. Но на это Эразм не согласен. Он предпочитает бегство, и в конце 1521 года переселяется в Базель. В Базеле ему жилось привольно и, пожалуй, даже счастливо, несмотря на все бури, бушевавшие вокруг. Реформацию, неуклонно подвигавшуюся вперед, Великую крестьянскую войну в Германии, войну в Италии. Здесь, укрытый от истошной брани врагов, он хладнокровно и трезво определил свою позицию в борьбе, которой положило начало выступление Лютера. На первых порах он сочувствовал Лютеру всецело и, хотя от публичной поддержки уклонялся, считая, что это лишь обострит раздор, частным образом всячески его оправдывал. Потом, еще в Лувене, он пытался примирить враждующих, призывал обе стороны ко взаимной сдержанности, одновременно убеждаясь все яснее, что путь Лютера — не его путь, что если они и были союзниками, то лишь временными. И уже в Базеле, не под чужим давлением, а по собственному почину, по внутренней потребности, он отмежевался от Лютера до конца («О свободе воли», 1524). Но это не заставило его присоединиться к лагерю обскурантов и заядлых папистов. Свои убеждения он сохранил нетронутыми и продолжал высказывать их до конца жизни, подставляя себя под огонь обоих лагерей. Базельский период длился до 1529 года, когда сторонники реформы взяли верх. И снова, как когда-то в Лувене, Эразм вынужден бежать, только на сей раз он спасает свою независимость от победивших реформаторов, которые, среди прочего, поспешили объявить присутствие на своих воскресных богослужениях обязательным. 13 апреля 1529 года он отплывает вверх по Рейну, цель его путешествия — город Фрейбург, находящийся под властью австрийских государей. Несмотря ни на что продолжает издавать и переводить отцов церкви и «языческих авторов», пишет богословские, нравоучительные, педагогические, учено-филологические и даже политические трактаты, составляет учебники. В эти годы создана большая часть сборника «Разговоров запросто». К тем же годам относится и очень дорогая для ближайших к Эразму веков часть его наследия — парафразы (то есть развернутые пересказы-истолкования) книг Нового завета. Эразм оставался интеллектуальным образцом Европы. Бесчисленные друзья по-прежнему окружают его обожанием и заботами, нередко чрезмерными и потому тягостными. Не иссякает и поток писем. Светские и духовные государи наперебой осыпают его милостями, папа Павел III предлагает ему кардинальскую мантию. Во Фрейбурге ему живется, пожалуй, еще спокойнее, чем в Базеле. Политические события почти не волнуют его больше — годы и болезни берут свое. Но ни старость, ни недуги не властны над неиссякаемою трудоспособностью этого человека — одна книга следует за другою «О раннем и достойном воспитании детей» (1529), «Изъяснение псалма XXII», «Рассуждение насчет войны с турками», «О приличии детских нравов» (1530), «Истолкование Символа веры», «О возлюбленном согласии в Церкви» (1533), «О приготовлении к смерти» (1534), «Экклезиаст, или Евангельский проповедник» (1535). И это — не считая новых изданий античных авторов и отцов церкви, переводов, «апологий», сборников своих писем, дополнений к «Разговорам». Виюне 1535 года Эразм приехал в Базель, чтобы лично наблюдать за печатанием «Евангельского проповедника», которого он писал много лет и сам оценивал очень высоко. Он рассчитывал вскоре вернуться обратно или, напротив, продолжить путь и навестить родные края — Голландию, Брабант, — но к концу лета решил остаться. Нет сомнения, что на него до крайности тяжело подействовала весть о казни Томаса Мора, клеветнически обвиненного в государственной измене и обезглавленного 6 июля 1535 года. По-видимому, он действительно ощутил, что жизнь кончена. Эразм умер в ночь на 12 июля 1536 года в доме Иеронима Фробена, сына и наследника Иоганна Фробена. 18 июля он был со всеми возможными почестями погребен в кафедральном соборе Базеля. Эразм был натурой тонкой, нежной, легко ранимой, испытывающей настоятельнейшую потребность в дружбе и согласии, ненавидевшей раздоры. Он легко и быстро сходился с самыми разными людьми. И вместе с тем он был обидчив, недоверчив, злопамятен, сварлив, и к старости эти качества развились до размеров почти маниакальных. Он нуждался в постоянной поддержке, одобрении, похвале, и в молодости, часто их лишенный, плакал до изнеможения, испытывал отвращение к жизни. Он ненавидел самодовольство и самовлюбленность, считая, как и Платон, этот порок источником всех бед. Он был мнителен и в прямом смысле слова — отчаянно боялся болезней, заразы. Бесстрашие в подобных делах, на его взгляд, — признак не мужества, но тупости. Несмотря на слабое здоровье, Эразм был всегда в трудах. Писал он поразительно быстро, без перерыва, «единым духом», но почти никогда не перечитывал написанного, не делал никаких поправок эта часть дела вызывала в нем такую скуку, которую он не мог пересилить. Эразм был противником философии, как конструкции по аристотелевско-схоластическому типу, которая сосредоточивается на проблемах метафизики, физики и диалектики. К этой форме философии Эразм преисполнен такого презрения, что в «Похвале глупости» даже пишет: «За ними следуют философы, почитаемые за длинную бороду и широкий плащ, которые себя одних полагают мудрыми, всех же прочих смертных мнят блуждающими во мраке. Сколь сладостно бредят они, воздвигая бесчисленные миры, исчисляя размеры солнца, звезд, луны и орбит, словно измерили их собственной пядью и бечевкой, они толкуют о причинах молний, ветров, затмений и прочих необъяснимых явлений и никогда ни в чем не сомневаются, как будто посвящены во все тайны природы-зиждительницы и только что воротились с совета богов. А ведь природа посмеивается свысока над всеми их догадками, и нет в их науке ничего достоверного. Тому лучшее доказательство — их нескончаемые споры друг с другом. Ничего в действительности не зная, они воображают, будто познали все и вся, а между тем даже самих себя не в силах познать и часто по близорукости или по рассеянности не замечают ям и камней у себя под ногами. Это, однако, не мешает им объявлять, что они, мол, созерцают идеи, универсалии, формы, отделенные от вещей, первичную материю, сущности, особливости и тому подобные предметы, до такой степени тонкие, что сам Линней, как я полагаю, не смог бы их заметить». Философия для Эразма есть знание, каким было оно для Сократа и других античных авторов. Она есть мудрое понимание жизни, в особенности практическое благоразумие христианской жизни. Христианская мудрость не имеет нужды быть усложненной силлогизмами, и ее можно почерпнуть из евангелий и Посланий св. Павла. «Что иное есть учение самого Христа, которое он сам именовал возрождением, как не возвращение нашей природе блага творения?», — писал Эразм. Эта философия Христа есть, следовательно, «возрождение». Лучшие книги язычников содержат «все то, что находится в соответствии с учением Христа». Великая религиозная реформа для Эразма состоит в следующем стряхнуть с себя все, что навязано силой церковного авторитета, оспаривать тех схоластиков, которые указуют на простоту евангельской истины, которую сами же запутывают и усложняют. Путь Христа к спасению очень прост искренняя вера, милосердие без лицемерия и беспорочная надежда. И великие святые тем велики, что жили духовно свободно в простоте евангельской. Итак, необходимо вернуться к истокам. Он восстанавливает источники, критическое издание и перевод Нового завета, а также издает труды Отцов церкви: Киприана, Арнобия, Иеренея, Амвросия, Августина и других (поэтому Эразма можно считать зачинателем патрологии). Филологическая реконструкция текста и корректное издание сами по себе имеют для Эразма значение определенно философское, что больше, чем просто обладание достаточной операциональной техникой и эрудицией. Философский дух концепции Эразма своеобразно проявляется в «Похвале глупости». Речь идет о работе, ставшей наиболее известной, и среди прочих она и сегодня читается с наибольшим интересом. Что же такое «глупость»? Это нелегко выяснить и определить, поскольку она представлена Эразмом во всей полноте; в ней проявляются, с одной стороны, как крайне отрицательные свойства худшей части человека, так, в противоположность этому, качества, достойные Христа, безумие Креста (как определил это сам св. Павел). И Эразм представляет, с немалой долей игривости, всю гамму степеней безумия, иной раз блистая сократической иронией, интересными парадоксами, бичующей критикой, иногда с досадными сбоями (как в случае обличения развратных привычек людей церкви того времени). Порой Эразм обличает глупость с очевидным осуждением, а когда дело касается веры — с очевидным стремлением возвысить трансцендентные ценности, иногда просто как проявление человеческих иллюзий, впрочем, представляя их как необходимый элемент жизни. «Глупость» — некая чудесная метла, которая сметает со своего пути все, что обманчиво в понимании истины более глубокой, чем сама жизнь, иногда она скрывается под одеждами короля, иногда в рубище нищего, иногда под маской сильного мира сего являет негодяя. «Глупость» в духе Эразма срывает покровы и показывает комедию жизни и настоящее лицо тех, кто прятался под маской. Она несет дух сцены, маски, актерства, чтобы каким-нибудь образом заставить вещи явиться такими, как они есть. И таким образом, эразмовская «глупость» это обнаружение «истины». Кульминацией эразмовой глупости становится вера. «Засим, среди глупцов всякого города наиболее безумными кажутся те, кого воодушевляет христианское благочестие. Они расточают свое имение, не обращают внимания на обиды, позволяют себя обманывать, не знают различия между друзьями и врагами… Что же это такое, если не помешательство?» И кульминацией кульминации «глупости» является небесное счастье; оно хотя и принадлежит другой, небесной жизни, но его уже здесь, на земле, можно вкусить, по крайней мере на краткий миг и лишь немногим. «И вот, очнувшись, они говорят, что сами не знали, где были. Одно они знают твердо беспамятствуя и безумствуя, они были счастливы. Поэтому они скорбят о том, что снова образумились, и ничего другого не желают, как вечно страдать подобного рода сумасшествием».      

Источник: 100 великих мыслителей

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
1.39 мб

Письмо Эразма Роттердамского Жану Дезмарэ

Софронова Л.В., Хазина А.В., Куликов А.О.
Аннотация. Предлагается русский перевод послания нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского его другу и покровителю из Лувенского университета Жану Дезмарэ (Иоанну Палудану). Письмо было опубликовано в 1504 гг.
Читать PDF
2.50 мб

Краткая автобиография Эразма Роттердамского

Софронова Лидия Владимировна, Романова Марина Александровна
Предлагается русский перевод краткой автобиографии Эразма Роттердамского, составленной им в 1524 г.
Читать PDF
3.16 мб

Леонардо Бруни, Эразм Роттердамский и Жан Кальвин о деятельной жизни

Печатнов Валентин Владимирович
Впервые в историографии проведено сравнительное исследование концепции деятельной жизни у трех европейских мыслителей XV-XVI веков: итальянского гуманиста Леонардо Бруни, Эразма Роттердамского и Жана Кальвина.
Читать PDF
358.96 кб

Compendium vitae Эразма Роттердамского: автобиография ренессансного ученого

Григорьева Е. А., Софронова Л. В.
Анализируется малоизвестный в отечественной исторической науке источник Компендиум жизни нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1467-1536), изложенный в письме к его близкому другу, лувенскому гуманисту Конраду Гоклению (
Читать PDF
633.83 кб

"De ratione studii": Эразм Роттердамский о методике обучения классической словесности

Софронова Лидия Владимировна, Хазина Анна Васильевна
Введение: Данная публикация представляет собой русский перевод трактата нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского «О способе обучения, а также чтения и толкования авторов» (1512).
Читать PDF
593.76 кб

Мартин Лютер и Эразм Роттердамский о войне с турками: к вопросу о религиозной идентичности в рамках

Лурье З. А.
В статье рассматривается проблема восприятия турок в XVI в., когда средневековая концепция «священной войны» переживает кризис. Автор анализирует «турецкие» тексты Мартина Лютера и Эразма Роттердамского 1529-1530-х гг.
Читать PDF
11.96 мб

Одиночество как экзистенциал человеческого бытия в воззрениях Эразма Роттердамского и "отцов" Реформ

Гагарин А.С.
В статье исследуется одиночество как экзистенциал человеческого бытия, представленный в философских воззрениях мыслителя Возрождения Эразма Роттердамского и учите-лей-«отцов» Реформации.
Читать PDF
13.48 мб

Страх и смерть как экзистенциалы человеческого бытия в воззрениях Эразма Роттердамского и "отцов" Ре

Гагарин А.С.
В статье исследуются экзистенциалы человеческого бытия страх и смерть, представленные в философских воззрениях мыслителя Возрождения Эразма Роттердамского и учителей-«отцов» Реформации.

Похожие термины:

  • ЭРАЗМ ДЕЗИДЕРИЙ РОТТЕРДАМСКИЙ

    (Erasmus, Desiderius, von Rotterdam; собственно — Герхард Герхарде) — выдающийся гуманист; р. 28. 10. вероятно 1466 (возможно также 1465 или 1469) (Роттердам) — ум. 17. 7. 1536 (Базель); «Вольтер XVI века» (Дильтей); друг Томаса Мора;