ЭРАЗМ ДЕЗИДЕРИЙ РОТТЕРДАМСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЭРАЗМ ДЕЗИДЕРИЙ РОТТЕРДАМСКИЙ
(Erasmus, Desiderius, von Rotterdam; собственно — Герхард Герхарде) — выдающийся гуманист; р. 28. 10. вероятно 1466 (возможно также 1465 или 1469) (Роттердам) — ум. 17. 7. 1536 (Базель); «Вольтер XVI века» (Дильтей); друг Томаса Мора; был связан с флорентийской академией платоников. Отстаивал веротерпимость и в полемике, которая происходила по вопросу Реформации, стоял вне партий. «Безучастность человека в его избрании Богом, плененность, которая лишает человека возможности располагать земным, миром и — в зависимости от распущенности мира — отдает его в полное распоряжение Бога, — вот то, что Эразм Роттердамский называет «нововведением» Лютера» (A. Gail. Erasmus von Rotterdam, Auswahl aus seinen Schriften, 1948). Эразм также жалуется: «То, что я говорил взвешенно и имея в виду определенные случаи, Лютер безмерно обобщал». Сравнивая Библию с произведениями античных классиков (особенно с Сократом и Платоном), Эразм Роттердамский хотел охватить «универсальное откровение», «чистое евангелие», «философию Христа» и явился, таким образом, основателем теологического рационализма. Его идеалом образования был эстетический, моральный и религиозный индивидуализм. Осн. соч.: Moriae encomium, 1511; Enchiridion militis Christiani, 1515 (рус. пер.: Энхиридион (Оружие христианского воина), 1986); De libero arbitrio diatribe sive collatio, 1524 (рус. пер.: О свободе воли, 1986); Opera omnia. Amsterdam, 1969 ff.; Ausgewählte Schriften, I—VIII, 1867 ff. (На рус. яз.: Похвала глупости, 1840,1960; Разговоры запросто, 1969; Философские произведения, 1986; Воспитание христианского государя, 2001.)
J. Huizinga. Е. Haarlem, 1924, dt. 1928; S. Zweig. Triumph u. Tragik des E. v. R., 1935; E.-W. Kohls. Die Theologie des E., I—II, 1966; W. P. Eckert. E. v. R., 1967; E.—W. Kohls. Luther oder E., 1972; A. J. Gail. E. v. R. in Selbstzeugnissen u. Bilddokumenten, 1974; C. Augustijn. E. v. R. (nieder!.), dt. 1986 (mit Bibl.).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Эразм Роттердамский (Дезидерий)
(Erasmus, Desiderius, 1466?1536).
Крупнейший христианский гуманист эпохи Реформации; стремился реформировать Церковь, опираясь на (гуманистическую) ученость. Воспитывался в Девентере у Братьев общинной жизни (147584). В течение шести лет монашествовал, после чего поступил в колледж Монтегю в Париже (1494). В 1499 г. посетил Англию, где познакомился с Джоном Колетом и Томасом Мором. Это побудило его употребить свой литературный дар, образованность и блестящий ум на служение Христу. Его вдохновила возможность изучать Св. Писание наряду с классическим наследием.
Захваченный своей идеей, Эразм возвратился в Париж и Лувен, где провел наиболее плодотворный период своей жизни. Он опубликовал комментированный сборник классических изречений "Пословицы" (Adagia, 1500), учебник по практической теологии "Энхиридион ", издал труды Цицерона и Иеронима, критическое издание "Примечаний к Новому Завету" Лоренцо Баллы. Неутомимый путешественник, в 1505 г. Эразм опять побывал в Англии, где начал переводить НЗ; в 1506 г. он совершил поездку в Италию, где непосредственно соприкоснулся с гуманистической культурой.
В 1509 г. Эразм еще раз посетил Англию, гдезакончил "Похвалу глупости". Не прекращая путешествий, он переводил НЗ, готовил критические издания Иеронима, Сенеки, Плутарха и Катона. В 1516 г. Эразм осуществил, вероятно, главный свой труд  опубликовал греческий НЗ, снабдив его собственным латинским переводом. В другой работе, получившей название "Воспитание христианского правителя", Эразм защищал идеи терпимости и мира, отстаивал необходимость образования и социальной справедливости. Ктому времени он поселился в Базеле, где в течение многих лет проводил время в неустанных трудах, лишь изредка отправляясь в поездки.
Эразм чрезвычайно плодовитый писатель, и во всех его произведениях, к какой бы категории они ни относились, открываются черты его незаурядной личности. Он напечатал множество научных трудов, в т.ч.исторические исследования, словари, переводы, критические издания древних литературных памятников. Целью его была борьба с невежеством; он верил, что истина может открыться только через ясные представления о предмете. Вторая грань его таланта открывает ся в сатирических книгах, таких, как "Похвала глупости". В них Эразм высмеивает гуманистов и ученых, крые относятся к себе слишком серьезно; однако наиболее едкие сатирические стрелы он приберегает для фанатичных церковников, напыщенных юристов и воинственных правителей. Третью часть его трудов составляют собственно христианские сочинения, крые свидетельствуют, что для Эразма ученость и юмор были не самоцелью. Они, как и вся деятельность Эразма, служили цели возрождения духа раннего христианства. Он призывал очистить и обновить Церковь, соединив гуманистическую ученость с христианской традицией. Истину и благочестие он искал не в обрядах и таинствах, а в исторических исследованиях. Пика своей славы он достиг к началу протестантской Реформации. Сначала Эразм поддерживал Лютера, но после Лейпцигского диспута (1519) подверг его критике. Наконец он публично объявил о разрыве с Лютером в "Диатрибе о свободе воли" (1524). В какомто смысле история не заметила Эразма, отведя ему место защитника собственных взглядов в спорах с реформаторами и контрреформаторами.
R.G. Clouse (пер. Ю. Т.) Библиография: R.H.Bainton, Erasmus of Christendom; R.L. DeMolen, ed., Erasmus of Rotterdam: A Quincentennial Symposium; J.B. Payne, Erasmus: His Theology of the Sacraments; M. M. Phillips, Erasmus and the Northern Renaissance; J.K. Sowards,DesideriusErasmus; 3. D. Tracy, Erasmus: The Growth of a Mind and The Politics of Erasmus.
См. также: Гуманизм, христианский.

Источник: Теологический энциклопедический словарь